Решение б/н необ от 21 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 23юл-24

029/07/3-385/2024

Заказчик (Организатор закупки):

ГАПОУ Архангельской области «Архангельский политехнический техникум»

163060, г. Архангельск, пр. Обводный канал, д.2

E-mail: edp@apt29.ru, gnn@apt29.ru

Уполномоченное учреждение:

ГАУ Архангельской области

«Региональный центр по организации закупок»

163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18

Е-mail: info@rcoz.ru, kasatkinvv@rcoz.ru, vdv@rcoz.ru

Оператор электронной площадки:

АО «Сбербанк-АСТ»

119435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9

E-mail: ko@sberbank-ast.ru

Заявитель:

ООО "Доступная среда"

125252, г. Москва, ул. Куусинена, 19А

E-mail: sale@invakor.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

16 мая 2024 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок;

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Вижевцева С.Н.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

В присутствии представителей от:

Заявителя: Александрова Д.А. (доверенность от 01.01.2024 №1/01-110)

Заказчика: директора Ермолина Д.П. (распоряжение от 23.07.2021 №157-л);

Уполномоченного учреждения: Касаткина В.В. (доверенность от 22.02.2024 №02).

УСТАНОВИЛА:

Архангельское УФАС России поступила жалоба ООО "Доступная среда" (далее – Заявитель) на действия заказчика – ГАПОУ Архангельской области «Архангельский политехнический техникум» (далее – Заказчик), Уполномоченного учреждения – ГАУ Архангельской области «Региональный центр по организации закупок» (далее – Уполномоченное учреждение), при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку специального учебного и реабилитационного оборудования для создания библиотечно-образовательного пространства ГАПОУ АО «Архангельский политехнический техникум» с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей инвалидов и лиц ограниченными возможностями здоровья, используемой в том числе для организации повышения квалификации стажировок педагогических работников образовательных организаций, по компетенциям, необходимым для работы с обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (извещение №32413550053).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного учреждения в связи с установлением требований к товарам, которые не позволяют поставить эквивалентный товар.

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в возражениях на жалобу от 13.05.2024 № 500.

Указанное обстоятельство подпадает под основание для обжалования, определенное пунктом 1 части 10 статьи 3 ФЗ «О закупках».

Комиссия Архангельского УФАС России согласно статье 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрела жалобу с учетом следующего.

ГАПОУ Архангельской области «Архангельский политехнический техникум» является заказчиком в понимании ФЗ «О закупках», который устанавливает общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ «О закупках», при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 ФЗ «О закупках» правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 ФЗ «О закупках» Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Из вышеизложенного следует, что ФЗ «О закупках» не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.

На основании статьи 2 названного Федерального закона, Заказчиком принято Положение о закупке товаров, работ, услуг ГАПОУ Архангельской области «Архангельский политехнический техникум», утвержденное Наблюдательным советом ГАПОУ Архангельской области «Архангельский политехнический техникум» (протокол №12 от 12.04.2024) (далее – Положение о закупках).

Положение является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, иные связанные с обеспечением закупки положения.

Между Уполномоченным учреждением и Заказчиком заключено соглашение о передаче ГАУ Архангельской области «Региональный центр по организации закупок» полномочий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в соотвествии с ФЗ «О закупках». На основании указанного соглашения ГАУ Архангельской области «Региональный центр по организации закупок» переданы полномочия Заказчика по осуществлению закупок в соответствии с ФЗ «О закупках» с использованием конкурентных способов закупок продусмотренных Положением о закупках.

25.04.2024 Уполномоченным учреждением на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение №32413550053 и документация о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку специального учебного и реабилитационного оборудования для создания библиотечно-образовательного пространства ГАПОУ АО «Архангельский политехнический техникум» с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей инвалидов и лиц ограниченными возможностями здоровья, используемой в том числе для организации повышения квалификации стажировок педагогических работников образовательных организаций, по компетенциям, необходимым для работы с обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее - документация о закупке).

Начальная (максимальная) цена договора – 2 470 876,30  рублей.

Заявитель в своей жалобе указал, что техническое задание документации о закупке содержит требования к товарам, которые не позволяют поставить эквивалентный товар:

- позиция № 3 «Акустическая система» - описана конкретная модель – Цифровая инфракрасная акустическая система Front Row to Go, производитель – Oticon. Импортер – Исток Аудио Трейдинг.

- позиция №4 «Автоматизированное рабочее место для обучающихся с нарушением зрения (слабовидящих пользователей)» - позиция «ПО Экранного увеличения с речью» - описывается конкретная программа - ПО SuperNova Magnifier & Screen Reader. При этом, аналогичная программа экранного доступа – Fusion отличается по параметрам «Кратность увеличение», «регулировка скорости чтения».

- позиция № 6 «Программно-аппаратный комплекс для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата» - позиция «Адаптированная компьютерная мышь» - под описание подходит лишь одна модель - Адаптированная компьютерная мышь BJOY с системой поддержки. Производитель B&J ADAPTACIONES, S.L, импортер – Исток Аудио Трейдинг.

- позиция № 7 «Универсальное рабочее компьютеризированное место для обучающегося с инвалидностью и ОВЗ (для лиц, имеющих несколько нозологий: нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата)» - позиция «Радиокласс» - описан Радиокласс «Сонет2.0» Производитель – Исток аудио трейдинг.

В силу пункта 3 части 9 статьи 4 ФЗ «О закупках» в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объеме выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 указанного Федерального закона (при необходимости).

Согласно пунктам 1 и 2 части 6.1 статьи 3 ФЗ «О закупках» при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 указанного Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Аналогичные положения содержатся в пункте 60 главы 1 раздела V Положения о закупке.

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О закупках» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как ФЗ «О закупках» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию о закупке требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Так, в составе документации о закупке содержится Техническое задание, в котором указаны характеристики товаров.

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил следующее.

В 2023 году учреждение стало победителем конкурсного отбора, проводимого Министерством просвещения Российской Федерации, на предоставление из федерального бюджета гранта в форме субсидии на повышение квалификации по компетенциям, необходимым для работы с обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования и профессионального обучения в рамках федерального проекта «Профессионалитет» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

В целях исполнения гранта учреждению необходимо осуществить закупку специального учебного и реабилитационного оборудования с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с перечнем оборудования, указанным в документации о закупке. Для определения перечня оборудования и его технических характеристик учреждением осуществлялся поиск поставщиков и производителей в сети «Интернет». По результатам поиска учреждением сделаны запросы в организации по предоставлению коммерческих предложений. На основании коммерческих предложений (содержатся в материалах дела), предоставленных тремя разными организациями, учреждением сделан расчет начальной (максимальной) цены договора.

Документация о закупке разрабатывалась Заказчиком, исходя из потребностей людей с ограниченными возможностями. Таким образом, совокупность технических характеристик, указанных в документации о закупке обусловлена спецификой применения товара и составлена таким образом, чтобы товар, который будет представлен участниками размещения закупки для поставки, полностью соответствовал текущим потребностями Заказчика и нуждам конечных пользователей товара.

Согласно пояснениям Заказчика, под требования Технического задания подходят товары следующих производителей:

- позиция № 3 «Акустическая система»:

1) акустическая система EDUS-03. Производитель: Guangzhou Xinghongde Electronics Technology Co., Ltd.

2) акустическая система AC-B43. Производитель: Guangzhou Yarmee Electronic Technology Co., Ltd.

3) акустическая система PAP-40W. Производитель: Shenzhen Changsheng Technology Co., Limited.

- позиция № 4 «Автоматизированное рабочее место для обучающихся с нарушением зрения (слабовидящих пользователей)» - позиция «ПО экранного увеличения»:

1) программа экранного доступа и увеличения. Производитель: Китай, Chongqing Foreseen Co., Ltd.

2) программа экранного доступа с увеличением и речью, ООО «Ведикор»;

- позиция № 6 «Программно-аппаратный комплекс для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата» - позиция «Адаптированная компьютерная мышь»:

1) адаптированная компьютерная мышь для управления компьютером КМП – 1. Производитель: Китай, Shenzhen Feichi Hong Technology Co., Ltd.

2) специализированная компьютерная мышь СКМ-СП. Производитель: СЗ Уайз Юнит Систем Teryjkjl;b Ко, ЛТД, Китай.

- позиция № 7 «Универсальное рабочее компьютеризированное место для обучающегося с инвалидностью и ОВЗ (для лиц, имеющих несколько нозологий: нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата)» - позиция «Радиокласс»:

1) FM-система «Аккорд» Производитель: СЗ Уайз Юнит Систем Teryjkjl;b Ко, ЛТД, Китай;

2) многоканальная FM-система для слабослышащих TGS102-2. Производитель: Нинбо Бейлун Гиллсен Электроник Ко., Лтд (Ningbo Beilun Gillsen Electronic Co., Ltd.) Китай.

По данным позициям Заказчик представил паспорта к товарам.

Проанализировав материалы дела, заслушав представителей Заявителя, Заказчика и Уполномоченного учреждения, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.

Указанный вывод содержится и в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением ФЗ «О закупках», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 16.05.2018. Верховный суд РФ указал, что уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Кроме того, согласно пункту 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением ФЗ «О закупках» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018), ФЗ «О закупках» не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках» и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки. Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках», предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Документация о закупке не усматривает, что осуществление закупки производится среди производителей товара. В закупке может участвовать неограниченное количество поставщиков. Участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации о закупке и требованиям Заказчика. Объективные причины невозможности приобретения товара с требуемыми Заказчику характеристиками Заявителем не представлены.

Кроме того, Заявитель в своей жалобе не указал, какие именно требования являются излишними и присутствуют только у определенных моделей устройств. Все товары, планируемые к закупке, находятся в свободном обращении, для их поставки не требуются лицензии, не имеется других законодательных ограничений.

Включение в техническое задание именно таких характеристик товара, обусловлено его спецификой, Заказчик установил требования к оборудованию, исходя из своей потребности, из назначения такого оборудования.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что установление указанных в документации о закупке требований фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими. Как подтверждается материалами дела, обоснование начальной (максимальной) цены контракта определено на основании 3-х коммерческих предложений.

Следовательно, поскольку требования, установленные Заказчиком в Техническом задании, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, то нарушения положений ФЗ «О закупках» отсутствуют.

Таким образом, доводы Заявителя является необоснованным.

В соответствии с частью 13 статьи 3 ФЗ «О закупках» рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области,

РЕШИЛА:

1.  Признать жалобу ООО "Доступная среда" необоснованной.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии Н.В. Вознесенская

С.Н. Вижевцева

Связанные организации

Связанные организации не указаны