Решение б/н обоснована от 23 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 55юл-23

029/07/3-1097/2023

Заказчик:

ООО «РВК-Архангельск»

163069, г. Архангельск, пр-т Троицкий, д. 52, офис 424, помещ. 13,14,15

E-mail: rvkarh@rosvodokanal.ru

Внешний организатор закупок:

ООО УК «РОСВОДОКАНАЛ»

121059, г. Москва, Бережковская набережная, дом 38, стр.1.

E-mail: dz@rosvodokanal.ru, d.popov@rosvodokanal.ru

Оператор электронной площадки:

ООО ЭТП ГПБ

119180, г. Москва, Якиманская набережная, 2

E-mail: regulator@etpgpb.ru

Заявитель:

ООО ЧОП «Милитари Компани Секьюрити»

117556, г. Москва, Варшавское шоссе, 68,

к. 3, подвал пом. I, ком. 20

Е-mail: ohrana-jurist@yandex.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

20 ноября 2023 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок;

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Пахатина Ю.В.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии представителей от:

Заказчика: Ермолиной Е.С. (доверенность от 03.07.2023 №167);

Заявителя: Докумова А.Б. (доверенность от 09.09.2023).

Внешний организатор закупок уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителей не направил.

УСТАНОВИЛА:

10 ноября 2023 года в Архангельское УФАС России поступила жалоба ООО ЧОП «Милитари Компани Секьюрити» (далее – Заявитель) на действия заказчика – ООО «РВК-Архангельск» (далее – Заказчик) при проведении конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на оказание охранных услуг в 2024 году, проводимый консолидировано Внешним организатором закупок ООО УК «РОСВОДОКАНАЛ» для нужд ООО «РВК-Архангельск» (извещение №32312907761).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, в связи с установлением незаконных требований к участникам закупки.

Указанное обстоятельство подпадает под основание для обжалования, определенное пунктом 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках»).

Заказчиком представлено возражение на жалобу от 16.11.2023 б/н.

Внешним организатором закупок представлен отзыв на жалобу от 15.11.2023
№ И.УК-15112023-001.

Комиссия Архангельского УФАС России согласно статье 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрела жалобу с учетом следующего.

ООО «РВК-Архангельск» является заказчиком в понимании ФЗ «О закупках», который устанавливает общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ «О закупках», при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 ФЗ «О закупках» правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 ФЗ «О закупках» Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Из вышеизложенного следует, что ФЗ «О закупках» не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.

На основании статьи 2 названного Федерального закона, в Обществе принято Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «РВК-Архангельск», утвержденное решением Правления (протокол №23/22 от 10.08.2022) (далее – Положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно приложению №2 «Порядок проведения конкурентного отбора/ маркетингового исследования/ конкурентных переговоров в форме консолидированной закупки» к Регламенту выбора поставщиков, подрядчиков, исполнителей, утвержденному приказом генерального директора ООО «РВК-Архангельск» от 05.09.2022 № Пр.АР-05092022-03, Заказчик направляет заявку на осуществление закупки в адрес подразделения по УСС ВОЗ (Внешний организатор закупок). Подразделение по УСС ВОЗ (Внешний организатор закупок) формирует документацию о закупке, создает и публикует закупочную процедуру на ЭТП и/или ЕИС.

30.10.2023 Внешним организатором закупок на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение №32312907761 о проведении конкурентного отбора в электронной форме и документация о закупке на право заключения договора на оказание охранных услуг в 2024 году, проводимый консолидировано Внешним организатором закупок ООО УК «РОСВОДОКАНАЛ» для нужд ООО «РВК-Архангельск» (далее - документация о закупке).

Начальная (максимальная) цена договора – 25 956 720,00 рублей.

Заявитель в своей жалобе указывает, что установление требований в пункте 6.3.1 Технического задания о наличие у начальника объекта охраны Исполнителя опыта работы в государственных силовых структурах, в пункте 5 подраздела I Приложения № 4 к Документации о закупке «Критерии соответствия и порядок оценки» к месту регистрации, фактическое нахождение охранной организации ЧОО по месту нахождения охраняемых объектов Заказчика, в пункте 1 подраздела I.III Приложения № 4 к Документации о закупке «Критерии соответствия и порядок оценки» о наличие у руководителя ЧОО/ЧОП профильного высшего образования в области охраны и безопасности (юриспруденция) ограничивают количество участников конкурентного отбора.

В силу пункта 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Принцип равноправия по отношению к участникам закупки представляет собой конкретизацию общеправового принципа равенства всех перед законом и заключается в обращенном к заказчику требовании обеспечить равные права, равные возможности для всех участников закупки (равный доступ к информации, равные условия участия в закупке и т.д.), равное отношение к ним на всех стадиях процедуры закупки, указывает на недопустимость избирательного подхода к тем или иным участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 ФЗ «О закупках» заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктами 9 и 10 части 10 статьи 4 ФЗ «О закупках» в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

- требования к участникам такой закупки;

- требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии.

В пункте 5.5.1 Положения о закупке определены следующие требования к участникам закупки: Участник закупки должен обладать гражданской правоспособностью в полном объеме для заключения и исполнения договора по результатам закупки, а также:

соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки.

Кроме того, пунктом 5.5.4 Положения о закупке установлено, что Заказчик/ ВОЗ имеет право установить требование о наличии оборудования и других материальных возможностей, трудовых, финансовых и иных ресурсов, необходимых для исполнения договора на поставку товаров, исполнение работ, оказание услуг. При этом в документации о закупке должны быть установлены четкие измеряемые показатели (стоимостные, временные, в виде физических объемов, классов напряжения, мощности и т.д.) позволяющие однозначно определить соответствие либо несоответствие участника закупки установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 5.5.15 Положения о закупке требования к участникам закупки и порядок подтверждения соответствия требованиям устанавливаются в документации о закупке. Заказчик вправе устанавливать дополнительные требования к участникам по своему усмотрению в части, не противоречащей законодательству РФ.

В пункте 6.3.1 Технического задания установлено требования к обеспеченности квалифицированным кадровым составом согласно Технического задания к Исполнителю, в том числе:

2) Генеральный директор имеет высшее образование, повышение квалификации в области охраны, начальник объекта охраны имеет высшее образование, а так же опыт работы в государственных силовых структурах (дипломы о высшем образовании, свидетельство о повышении квалификации и выписка из трудовой книжки).

В Приложении №4 к документации о закупке «Критерии соответствия и порядок оценки» Заказчик указал критерии и документы, подтверждающие соответствие участника закупки этим критерийм. Так в указанном приложении имеются следующие пункты:

– пункт 5 подраздела I «Требования к участнику» – место регистрации, фактическое нахождение охранной организации ЧОО должно обеспечивать максимально оперативное реагирование на изменение оперативной обстановке на охраняемых объектах и в регионе их пребывания, замечания, претензии заказчика, контролирующих органов, касающихся обеспечения антитерорестической защищённости и охраны объектов заказчика. Место регистрации и место нахождение ЧОО должно обеспечивать возможность осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности Федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в сфере частной охранной деятельности и его территориальными органами по месту нахождения охраняемых объектов заказчика.

– пункт 1 подраздела I.III «Требования к сотрудникам охраны и условиям их работы на объектах Заказчика» – руководитель ЧОО/ЧОП обладает дипломом о повышении квалификации для руководителей ЧОО и профильным высшим образованием в области охраны и безопасности (юриспруденция).

Заказчик и Внешний организатор закупок в объяснениях по жалобе согласились с доводами жалобы.

Комиссия Архангельского УФАС России проведя анализ Положения о закупке, документации о закупке, заслушав пояснения сторон, отмечает следующее.

В соответствии с частью 7 статьи 15.1 Федерального закона № 2487-1-ФЗ от 11.03.1992 года "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон об охранной деятельности) установлено, что руководитель частной охранной организации должен иметь высшее образование и получить дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации руководителей частных охранных организаций. Обязательным требованием является наличие у руководителя частной охранной организации удостоверения частного охранника.

При этом, Закон об охранной деятельности не устанавливает требования о наличии у руководителя частной охранной организации конкретного высшего образования, в частности образования в сфере юриспруденции.

Закон об охранной деятельности устанавливает единые требования к руководителям частных охранных организаций и не предусматривает установление требований к начальнику объекта охраны о наличие опыта работы в государственных силовых структурах.

Исходя из требования пункта 5 подраздела I Приложения № 4 к Документации о закупке «Критерии соответствия и порядок оценки» к месту регистрации, фактическое нахождение охранной организации ЧОО должно быть по месту нахождения охраняемых объектов Заказчика, то есть в городе Архангельске.

Вместе с тем, Закон об охранной деятельности не ограничивает осуществление охранной деятельности в другом регионе РФ.

Согласно статье 11.2 Закона об охранной деятельности предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, Заказчиком, Внешним организатором закупки установлены требования к участникам закупки в противоречие требованиям Закона об охранной деятельности, что нарушает принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к другим участникам закупки.

Таким образом, Заказчик, Внешний организатор закупки нарушили требования, определенные пунктом 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках».

В соответствии с частью 13 статьи 3 ФЗ «О закупках» рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО ЧОП «Милитари Компани Секьюрити» обоснованной.

2. Признать Заказчика - ООО «РВК-АРХАНГЕЛЬСК», нарушившим пунктом 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках».

3. Признать Внешнего организатора закупок - ООО УК «РОСВОДОКАНАЛ», нарушившим пунктом 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках».

4. Заказчику - ООО «РВК-АРХАНГЕЛЬСК», Внешнему организатору закупок – ООО УК «РОСВОДОКАНАЛ», выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О закупках», Положения о закупках.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии Н.В. Вознесенская

Ю.В. Пахатина

Связанные организации

Связанные организации не указаны