Решение №05-03/758/22 без аннотации от 1 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Дело № 029/01/15-870/2022

 

Ответчик:

Управление муниципального имущества администрации Плесецкого муниципального округа Архангельской области

164262, Архангельская область, Плесецкий район, рабочий поселок Плесецк, ул. Ленина, д. 33

Заинтересованное лицо:

ООО «Уют-2»

164270, Архангельская область, Плесецкий район, поселок Оксовский, ул. Новая, д. 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

г. Архангельск

 

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 23 ноября 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 01 декабря 2022 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Архангельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства при наличии кворума, предусмотренного частью 6 статьи 40 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

Председатель

-

Цакулов Ю.Г.

Заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Красильникова Е.И.

Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Шахов А.Ю.

Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

рассмотрев в дистанционном режиме посредством сервиса веб-видеоконференцсвязи материалы дела № 029/01/15-870/2022, возбужденного в отношении Управления муниципального имущества администрации Плесецкого муниципального округа Архангельской области по признакам нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о дате и времени рассмотрения дела № 029/01/15-870/2022,

 

УСТАНОВИЛА:

 

На основании пункта 3 части 8 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и в порядке, установленном статьей 39.1 указанного закона, по результатам рассмотрения обращения Агентства по тарифам и ценам Архангельской области Архангельское УФАС России выдало Управлению муниципального имущества администрации Плесецкого муниципального округа Архангельской области предупреждение от 24.03.2022 25п-2022 (исходящий номер 05-03/163/22) о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно данному предупреждению Управлению муниципального имущества администрации Плесецкого муниципального округа Архангельской области необходимо было в срок до 08.09.2022 осуществить возврат в казну муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг по водоснабжению, переданного ООО «Уют-2» на условиях соглашения № 86 о передаче в пользование имущества для оказания услуг по водоснабжению населению, организациям на территории МО «Кенозерское» от 09.11.2021 и на условиях соглашения № 90 о передаче в пользование имущества для оказания услуг по водоснабжению населению, организациям на территории МО «Ярнемское» от 09.11.2021.

Частью 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Принимая во внимание, что предупреждение от 24.03.2022 25п-2022 (исходящий номер 05-03/163/22) в установленный срок не было выполнено, 19.09.2022 в отношении Управления муниципального имущества администрации Плесецкого муниципального округа Архангельской области возбуждено дело № 029/01/15-870/2022 по признакам нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Дело было назначено к рассмотрению на 20.10.2022, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Уют-2».

 

К заседанию комиссии, которое состоялось 20.10.2022, участники дела № 029/01/15-870/2022 пояснений не представили.

20.10.2022 комиссия Архангельского УФАС России пришла к выводу о наличии в материалах дела № 029/01/15-870/2022 достаточных доказательств, указывающих на наличие признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях (бездействии) Управления муниципального имущества администрации Плесецкого муниципального округа Архангельской области, в связи с чем имелись правовые основания для принятия заключения об обстоятельствах дела, предусмотренного статьей 48.1 данного закона.

Согласно статье 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае принятия заключения об обстоятельствах дела дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению. Копия заключения об обстоятельствах дела направляется лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела.

Принимая во внимание изложенное, Архангельское УФАС России приняло решение об отложении рассмотрения дела № 029/01/15-870/2022 на 23.11.2022. Лицам, участвующим в деле, были направлены копии заключения об обстоятельствах дела
№ 029/01/15-870/2022, а также было предложено представить возражения на заключение об обстоятельствах дела № 029/01/15-870/2022 (при наличии), дополнительные документы и материалы, которые, по их мнению, необходимы для полного, всестороннего и объективного его рассмотрения.

От лиц, участвующих в деле № 029/01/15-870/2022, письменных возражений или пояснений относительно заключения об обстоятельствах данного дела не поступило.


 

23.11.2022 дело № 029/01/15-870/2022 рассмотрено комиссией Архангельского УФАС России с учетом следующего.

Управление муниципального имущества, земельных отношений, архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации МО «Плесецкий район» (в настоящее время имеет наименование – Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Плесецкого муниципального округа Архангельской области) заключило с ООО «Уют-2» без проведения торгов соглашения, на основании которых обществу в безвозмездное пользование было передано муниципальное имущество, предназначенное для оказания услуг водоснабжения:

1) Соглашение № 86 о передаче в пользование имущества для оказания услуг по водоснабжению населению, организациям на территории МО «Кенозерское» от 09.11.2021, по которому были переданы:

- Водопровод от д. Горы до д. Погост (протяженность 3288 м; Архангельская область, Плесецкий район, д. Горы, д. Шишкино, с. Вершинино, д. Погост);

- Водозаборная скважина № В-1 (глубина 72 м; Архангельская область, Плесецкий район, д. Вершинино);

- Водозаборная скважина № В-2 (глубина 72 м; Архангельская область, Плесецкий район, д. Вершинино).

2) Соглашение № 90 о передаче в пользование имущества для оказания услуг по водоснабжению населению, организациям на территории МО «Ярнемское» от 09.11.2021, по которому были переданы:

- Насосная станция 1-го подъема (глубина 28 м; Архангельская область, Плесецкий район, п. Улитино);

- Водопроводные сети (длина 2200 м; Архангельская область, Плесецкий район,
п. Улитино);

- Башня водопроводная (площадь 30 куб. м; Архангельская область, Плесецкий район, п. Улитино, ул. Набережная, д. 37).

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и водоотведения осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении).

В частности, как следует из части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (часть 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Объекты водоснабжения, переданные ООО «Уют-2» по соглашению № 86 от 09.11.2021 и по соглашению № 90 от 09.11.2021, входят в состав централизованной системы водоснабжения соответствующих населенных пунктов Плесецкого муниципального округа – д. Горы, д. Шишкино, с. Вершинино, д. Погост, п. Улитино.

Таким образом, принимая во внимание, что срок ввода в эксплуатацию вышеназванных объектов водоснабжения превышает пять лет, соответственно, согласно части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования указанных объектов должна была быть осуществлена по концессионному соглашению.

Статьей 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» предусмотрено, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Однако объекты водоснабжения были переданы ООО «Уют-2» по соглашению № 86 от 09.11.2021 и по соглашению № 90 от 09.11.2021 в безвозмездное пользование, торги не проводились.

Учитывая изложенное, рассматриваемое муниципальное имущество было передано ООО «Уют-2» без соблюдения установленных требований, то есть незаконно, притом что объекты жилищно-коммунального хозяйства, как имущественный комплекс, представляют собой ограниченный ресурс и приобретение права владения или пользования объектами коммунальной инфраструктуры предопределяет возможность входа на соответствующий рынок.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В данном случае, учитывая квалификацию вменяемого ответчику нарушения, руководствуясь частью 5.1 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Архангельское УФАС России провело анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 029/01/15-870/2022.

На основании пункта 10.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка. При определении таких границ могут приниматься во внимание, в частности: границы территории, на которой осуществляют свои полномочия соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации; границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых оказали или могли оказать негативное влияние соответствующие акты, действия (бездействие); границы территорий, на которые поставляется товар и с которых поставляется товар;

г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

Согласно пункту 2.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

Поскольку в рассматриваемой ситуации целью анализа являлась оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие неправомерного нахождения в пользовании ООО «Уют-2» предназначенного для водоснабжения муниципального имущества, переданного обществу Управлением муниципального имущества, земельных отношений, архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации МО «Плесецкий район» (в настоящее время имеет наименование – Управление муниципального имущества администрации Плесецкого муниципального округа Архангельской области) на условиях соглашения № 86 о передаче в пользование имущества для оказания услуг по водоснабжению населению, организациям на территории МО «Кенозерское» от 09.11.2021 и на условиях соглашения № 90 о передаче в пользование имущества для оказания услуг по водоснабжению населению, организациям на территории МО «Ярнемское» от 09.11.2021, временной интервал был определен с 09.11.2021 по дату исследования.

В соответствии со статьей 2 Закона о водоснабжении и водоотведении под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение). Под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. Соответственно, продуктовыми границами рынка являются услуги водоснабжения.

Водоснабжение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры входят в сферу деятельности субъектов естественной монополии в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Определение продуктовых границ товарного рынка, находящегося в состоянии естественной монополии, производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Таким образом, продуктовыми границами рассматриваемого товарного рынка являются услуги водоснабжения.

Географические границы рынка водоснабжения определяются границами присоединенных сетей. С технологической точки зрения невозможна ситуация, чтобы потребитель имел на выбор несколько сетей водоснабжения. Прокладка дублирующих сетей не целесообразна ввиду значительных первоначальных капитальных вложений и длительных сроков окупаемости.

Учитывая изложенное, географическими границами рассматриваемого рынка являются границы присоединенных сетей на территории соответствующих населенных пунктов Плесецкого муниципального округа – д. Горы, д. Шишкино, с. Вершинино, д. Погост, п. Улитино.

Доступ на рынок услуг водоснабжения обусловлен приобретением права владения и (или) пользования объектами коммунальной инфраструктуры, предназначенными для этих целей.

Применительно к рынку водоснабжения необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает при входе на товарный рынок, именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар вводится в оборот.

Одним из основных приоритетов государственной политики в сфере жилищно‑коммунального хозяйства является развитие конкуренции. Значимым аспектом развития конкуренции за доступ на рынок водоснабжения является возможность получения прав в отношении государственного и муниципального имущества по результатам нормативно закрепленной процедуры конкурентного отбора.

Нормативное закрепление процедуры торгов обеспечивает соблюдение принципа единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Неправомерное пользование находящимися в муниципальной собственности объектами водоснабжения ведет к недопущению конкуренции за доступ на соответствующий рынок, создает для отдельного хозяйствующего субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут имеет намерение приобрести указанные права в отношении муниципального имущества.

С учетом изложенного, предоставление ООО «Уют-2» без проведения торгов объектов водоснабжения по соглашению № 86 о передаче в пользование имущества для оказания услуг по водоснабжению населению, организациям на территории МО «Кенозерское» от 09.11.2021 и по соглашению № 90 о передаче в пользование имущества для оказания услуг по водоснабжению населению, организациям на территории МО «Ярнемское» от 09.11.2021 ограничило возможность для получения иными хозяйствующими субъектами прав в отношении имущества, предназначенного для водоснабжения, в порядке, предусмотренном статьей 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, что препятствует развитию добросовестной конкуренции за доступ на рынок оказания услуг водоснабжения на территории соответствующих населенных пунктов Плесецкого муниципального округа – д. Горы, д. Шишкино, с. Вершинино, д. Погост, п. Улитино.

Как уже указывалось ранее, в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В данном случае причины, по которым объекты жилищно-коммунального хозяйства были переданы ООО «Уют-2» (в том числе временно, в целях организации обеспечения водоснабжения на территории муниципального образования) не имеют правового значения для установления признаков нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Само по себе достижение целей обеспечения населения и организаций услугами водоснабжения в рамках реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не исключает необходимости соблюдения требований статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, которой определен особый порядок распоряжения соответствующим имуществом.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право пользования муниципальным имуществом, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Таким образом, предоставление без проведения торгов в эксплуатацию ООО «Уют-2» объектов водоснабжения на условиях соглашения № 86 о передаче в пользование имущества для оказания услуг по водоснабжению населению, организациям на территории МО «Кенозерское» от 09.11.2021 и на условиях соглашения № 90 о передаче в пользование имущества для оказания услуг по водоснабжению населению, организациям на территории МО «Ярнемское» от 09.11.2021 свидетельствует о нарушении Управлением муниципальным имуществом администрации Плесецкого муниципального округа Архангельской области требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая изложенное, а также руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1–4 статьи 41, статьей 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Управление муниципального имущества Плесецкого муниципального округа Архангельской области (164262, Архангельская область, Плесецкий район, рабочий поселок Плесецк, ул. Ленина, д. 33; ОГРН 1052920005258; ИНН 2920009960) нарушившим требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при передаче ООО «Уют-2» без проведения торгов объектов водоснабжения по соглашению № 86 о передаче в пользование имущества для оказания услуг по водоснабжению населению, организациям на территории МО «Кенозерское» от 09.11.2021 и по соглашению № 90 о передаче в пользование имущества для оказания услуг по водоснабжению населению, организациям на территории МО «Ярнемское» от 09.11.2021.

 

2. Выдать Управлению муниципального имущества Плесецкого муниципального округа Архангельской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем устранения его последствий, а именно: осуществить возврат в муниципальную казну объектов водоснабжения, переданных ООО «Уют-2» на условиях соглашения № 86 о передаче в пользование имущества для оказания услуг по водоснабжению населению, организациям на территории МО «Кенозерское» от 09.11.2021 и на условиях соглашения № 90 о передаче в пользование имущества для оказания услуг по водоснабжению населению, организациям на территории
МО «Ярнемское» от 09.11.2021.

Предписание исполнить в срок до 20.06.2023.

Информацию об исполнении предписания представить в срок до 20.06.2023.

 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

Председатель комиссии:

 

Ю.Г. Цакулов

Члены комиссии:

 

Е.И. Красильникова

А.Ю. Шахов

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны