Решение б/н Архангельское УФАС России поступило обращение [удалено], сог... от 9 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 029/05/18-946/2023 Резолютивная часть оглашена «02» ноября 2023 года Решение в полном объеме изготовлено «09» ноября 2023 года Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее по тексту – Архангельское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

 

Председатель Комиссии - [удалено] Заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России; Члены Комиссии: - [удалено] Главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России;

 

[удалено] Главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России,

 

рассмотрев материалы дела № 029/05/18-946/2023, возбужденного в отношении ООО «М Конкорд» (ИНН: [удалено], ОГРН: [удалено], юридический адрес: [удалено]) (далее — Общество) по признакам нарушения требованийч. 1, ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), руководствуясь ст. 36 Закона о рекламе, п. 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения Закона о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 (далее — Правила рассмотрения дел), УСТАНОВИЛА: В Архангельское УФАС России поступило обращение [удалено], согласно которому 20.07.2023 в 20:02 на номер телефона [удалено] (далее — Номер заявителя) поступил телефонный звонок с номера [удалено] с информацией рекламного характера. Согласно предоставленной аудиозаписи звонка он содержал следующую информацию: «- Алло, Здравствуйте. - Здравствуйте! - Вы меня слышите? - Плоховато, Вы откуда звоните? - Здравствуйте, меня зовут [удалено] и я приглашаю на мастер-класс от ведущих поваров страны, который пройдет у нас в Архангельске, на нашем мастер-классе мы продемонстрируем новейшие технологии и способы приготовления блюд, а также наши повара поделятся своими лайфхаками и хитростями на кухне. При желании можно будет принять участие в приготовлении. - Не ж

 

елаю получать Ваши звонки и информацию. - Не переживайте, Ваш номер подбирается автоматически нашим компьютером, он выбирается из числа жителей Вашего региона и мы лишь звоним, чтобы Вас пригласить на мероприятие. - Это реклама? - Извините, из-за связи не расслышал Вас, что Вы говорите? - Это реклама? - Мероприятие будет действительно бесплатное и вход на мероприятие и гарантированные подарки, потому что это все проводится при спонсорской поддержке и все расходы несет спонсор. А что касается даты и места проведения этого мероприятия состоится 30 июня в воскресенье в Архангельске. А уже за день до мероприятия я Вам перезвоню и сообщу точный адрес, а начало самого мероприятия состоится в 10 утра. Мы приглашаем гостей от 35 до 75 лет и Вы также можете взять собой еще одного человека. Я лично рекомендую приходить со своей второй половиной, так как для пар мы приготовили очень хороший сюрприз. Подскажите, Вам на этот номер направить сообщение с точным адресом и датой начала нашей встречи. - Кому отправите? - Не расслышал вас из-за связи, повторите пожалуйста еще раз. - Подскажите пожалуйста, Вам на это номер направить сообщение с точным адресом и датой начала нашей встречи? - Это рекла - Извините, из-за связи не расслышал Вас, что Вы говорите? - Ма - Не расслышал вас из-за связи, повторите пожалуйста еще раз. - Это реклама? - Извините, из-за связи не расслышал Вас, что Вы говорите? - Подскажите пожалуйста Ваш личный номер телефона, на который я могу выслать смс сообщение с точным адресом и датой встречи; - Да - Не расслышал вас из-за связи, повторите пожалуйста еще раз. - Это реклама? - Извините, из-за связи не расслышал Вас, что Вы говорите? - Подскажите пожалуйста Ваш личный номер телефона, на который я могу выслать смс сообщение на который выслать с точным адресом и датой встречи. - А зачем? - Я Вас очень прошу давайте вернемся к сути разговора; - Подскажите пожалуйста Ваш личный номер телефона, на который я могу выслать смс сообщение с точным адресом и датой встречи. - Это реклама? - Не расслышал вас из-за связи, повторите пожалуйста еще раз. - Вы робот? - Дело в том, что я использую специальную гарнитуру, которая автоматически отключается и если я в этот момент не говорю, то Вам может показаться, что я робот. - Подскажите

 

пожалуйста Ваш личный номер телефона, на который я могу выслать смс сообщение с точным адресом и датой встречи. - Какая у Вас должность? - Очень Вас прошу давайте вернемся к сути разговора. - Подскажите пожалуйста Ваш личный номер телефона, на который я могу выслать смс сообщение с точным адресом и датой встречи. - Кто высылает? - Я Вас очень прошу давайте вернемся к сути разговора - Подскажите пожалуйста Ваш личный номер телефона, на который я могу выслать смс сообщение с точным адресом и датой встречи. - А зачем? - Очень Вас прошу давайте вернемся к сути разговора - Кто Вам дал номер мой? - Ваш номер подбирается автоматически нашим компьютером, он выбирается из числа жителей Вашего региона и мы лишь звоним, чтобы Вас пригласить на встречу и все. - А где Вы взяли мой номер и разрешение на звонок. - Не переживайте, Ваш номер подбирается автоматически нашим компьютером, он выбирается из числа жителей Вашего региона и мы лишь звоним, чтобы Вас пригласить на мероприятие. - Пригласить зачем? - Ну чтож, тогда простите за беспокойство, всего доброго, до свидания.» По сообщению заявителя, согласия на получения данной рекламной информации он не давал. Согласно сервису проверки номера НИИ «Радио» ([удалено]) номер [удалено], с которого поступил звонок, принадлежит оператору связи ООО «Интернод». В ответ на запрос Архангельского УФАС России ООО «Интернод» сообщило, что номер [удалено] передан ООО «М Конкорд». ООО «М Конкорд», в ответ на определение о возбуждении данного дела сообщило, что не согласно с вмененным правонарушением по следующим основаниям. По сообщению ООО «М Конкорд» им никогда не распространялась и не планируется распространяться реклама от «ведущих поваров страны». По мнению ООО «М Конкорд», данный звонок совершен третьими лицами. ООО «М Конкорд» считает, что в данном случае не усматривается достоверных сведений, указывающих на предпринимательский характер рекламных услуг, а также, что эти услуги будут представлены непосредственно ООО «М Конкорд. Кроме того, Общество отмечает, что спорная информация озвучена без пометки «на правах» рекламы», а также отсутствуют конкретные сведения, что рекламораспространителем является непосредственно ООО «М Конкорд». По мнению ООО «М Конкорд», выводы о совершении правонарушения основываются исключительно на прин

 

адлежности номера [удалено] Обществу, однако прямых доказательств, что именно представитель Общества являлся распространителем спорной рекламы не приведено.

Частью 1 Статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) установлено, что распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Часть 2 статьи 18 Закона о рекламе устанавливает, что не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

В данном случае, абоненту транслировалась запись голоса, содержащая текст рекламного сообщения, который не реагировал на вопросы Заявителя, не участвовал в контексте разговора.

Следовательно, изначально при осуществлении звонка с абонентом не велся диалог, у заявителя не было возможности задать вопрос, отсутствовала как таковая реакция на поведение абонента, а лишь прокручивалась запись голоса

Пункт 1,2 статьи 3 Закона о рекламе определяет, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

Как указано выше, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

При этом, необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение.

Однако, Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи.

Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

Отсутствие в тексте информации какого-либо указания на средства индивидуализации, позволяющие идентифицировать ее получателя, позволяет говорить о том, что названная информация адресована неопределенному кругу лиц, вне зависимости от того, каким количеством лиц она была получена.

Распространенная информация имеет в себе признаки рекламы — имеет объект рекламирования — «мастер-класс от ведущих поваров страны».

В распространенной рекламе отсутствуют персональные данные лица, на восприятие которого направлена распространенная информация. Текст рекламы не содержит в себе указания на конкретного адресата, в связи с чем реклама не имеет ограничений по распространению, исходя из ее содержания.

Таким образом, указанная информация распространена по сетям электросвязи (посредством телефонного звонка), без получения предварительного согласия абонента.

Кроме того, в распространенной информации содержатся признаки распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера.

В соответствии с ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований ч. 1, ч. 2 статьи 18 Закона о рекламе несет рекламораспространитель (лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств – п. 7 ст. 3 Закона о рекламе).


Абонентский номер [удалено] выделен ООО «М Конкорд». Сведения, подтверждающее передачу данного номера, Обществом не предоставлено. Оператором связи, которому принадлежит данный номер, сведений, подтверждающих передачу номера также не предоставлено.

Вопреки доводов Общества именно ООО «М Конкорд» является рекламораспространителем спорной рекламы.

Таким образом, в действиях ООО «М Конкорд» ([удалено]), как рекламораспространителя, содержится нарушения ч.1, ч. 2 ст. 18 Закона о рекламе.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пп. 42 - 47, п. 54 Правил рассмотрения дел, РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей рекламу, направленную на абонентский номер [удалено] посредством телефонного звонка с информацией о проведении «мастер-класса от ведущих поваров страны», поступившего 20.07.2023 в 20:02 с телефонного номера [удалено], поскольку такая реклама нарушает требования ч. 1, ч. 2 ст. 18 Закона о рекламе.

  2. Признать: ООО «М Конкорд» ([удалено]) рекламораспространителем, нарушившим ч.1, ч. 2 ст. 18 Закона о рекламе;

  3. Выдать ООО «М Конкорд» предписание о прекращении нарушения Закона о рекламе.

  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении лица, в действиях которого присутствует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, предписания, если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения, предписания. Постановление антимонопольного органа о применении мер административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе может быть обжаловано, оспорено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Председатель комиссии

[удалено]

Члены комиссии

[удалено]

[удалено]

Связанные организации

Связанные организации не указаны