Решение №05-03/775/21 без аннотации от 12 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Дело № 029/01/15-839/2021

 

Ответчик:

Управление муниципального имущества, земельных отношений, архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации МО «Плесецкий район»

164262, Архангельская область, Плесецкий район, рабочий поселок Плесецк, ул. Ленина, д. 33

 

Заинтересованное лицо:

ООО «Уют-2»

164270, Архангельская область, Плесецкий район, поселок Оксовский, ул. Новая, д. 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

г. Архангельск

 

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 08 ноября 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 12 ноября 2021 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Архангельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства при наличии кворума, предусмотренного частью 6 статьи 40 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

Председатель

-

Цакулов Ю.Г.

Заместитель руководителя Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Красильникова Е.И.

Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Шахов А.Ю.

Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Стульников Н.С.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

рассмотрев в дистанционном режиме посредством сервиса веб-видеоконференцсвязи материалы дела № 029/01/15-839/2021, возбужденного в отношении Управления муниципального имущества, земельных отношений, архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации МО «Плесецкий район» по признакам нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о дате и времени рассмотрения дела № 029/01/15-839/2021,

УСТАНОВИЛА:

В порядке, установленном статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006№ 135-ФЗ «О защите конкуренции», Архангельское УФАС России выдало Управлению муниципального имущества, земельных отношений, архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации МО «Плесецкий район» предупреждение от 08.04.2021 13п-2021 (исходящий номер 05-03/340/21) о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 указанного закона.

Согласно данному предупреждению Управлению муниципального имущества, земельных отношений, архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации МО «Плесецкий район» необходимо было в срок до 23.07.2021 устранить причины и условия, способствовавшие возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и принять меры по устранению последствий такого нарушения, а именно: осуществить возврат в муниципальную казну объекта водоснабжения (водопровод от д. Горы до д. Погост протяженностью 3288 м), переданного ООО «Уют-2» на условиях соглашения № 77 о передаче в пользование имущества для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению населению, организациям на территории МО «Кенозерское» от 15.05.2019 (с учетом изменений, внесенных дополнительным соглашением от 20.03.2020 № 83).

Частью 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Принимая во внимание, что предупреждение от 08.04.2021 13п-2021 (исходящий номер 05-03/340/21) в установленный срок не выполнено, в отношении Управления муниципального имущества, земельных отношений, архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации МО «Плесецкий район» было возбуждено дело
№ 029/01/15-839/2021 по признакам нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Дело было назначено к рассмотрению на 07.09.2021, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Уют-2».

В последующем определением Архангельского УФАС России от 07.09.2021 рассмотрение дела № 029/01/15-839/2021 было отложено на 06.10.2021.

Согласно пояснениям, представленным ответчиком, к соглашению № 77 о передаче в пользование имущества для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению населению, организациям на территории МО «Кенозерское» от 15.05.2019 было заключено дополнительное соглашение от 20.03.2020 № 83, в результате чего из пользования ООО «Уют-2» были изъяты канализационные очистные сооружения (Архангельская область, Плесецкий район, д. Вершинино 8 км, д. Поча 20 км) и машина илососная марки КО-510 (Архангельская область, Плесецкий район, с. Вершинино).

При этом полностью расторгнуть соглашение № 77 от 15.05.2019 не представляется возможным из-за неблагоприятных последствий для населения МО «Кенозерское».

 

ООО «Уют-2» пояснений не представило.

 

06.10.2021 комиссия Архангельского УФАС России пришла к выводу о наличии в материалах дела № 029/01/15-839/2021 достаточных доказательств, указывающих на наличие признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях (бездействии) Управления муниципального имущества, земельных отношений, архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации МО «Плесецкий район», в связи с чем имелись правовые основания для принятия заключения об обстоятельствах дела, предусмотренного статьей 48.1 данного закона.

Согласно статье 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае принятия заключения об обстоятельствах дела дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению. Копия заключения об обстоятельствах дела направляется лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела.

Принимая во внимание изложенное, Архангельское УФАС России приняло решение об отложении рассмотрения дела № 029/01/15-839/2021 на 08.11.2021. Лицам, участвующим в деле, были направлены копии заключения об обстоятельствах дела № 029/01/15-839/2021, а также было предложено представить возражения на заключение об обстоятельствах дела № 029/01/15-839/2021 (при наличии), дополнительные документы и материалы, которые, по их мнению, необходимы для полного, всестороннего и объективного его рассмотрения.

От лиц, участвующих в деле № 029/01/15-839/2021, письменных возражений или пояснений относительно заключения об обстоятельствах данного дела не поступило.


 

08.11.2021 дело № 029/01/15-839/2021 рассмотрено комиссией Архангельского УФАС России с учетом следующего.

В соответствии с соглашением № 77 о передаче в пользование имущества для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению населению, организациям на территории МО «Кенозерское» от 15.05.2019 ООО «Уют-2» были переданы права владения и пользования в отношении следующего муниципального имущества:

- водопровод от д. Горы до д. Погост протяженностью 3288 м (Архангельская область, Плесецкий район, д. Горы, д. Шишкино, с. Вершинино, д. Погост);

- канализационные очистные сооружения (Архангельская область, Плесецкий район, д. Вершинино 8 км, д. Поча 20 км);

- машина илососная марки КО-510 (Архангельская область, Плесецкий район, с. Вершинино).

В последующем дополнительным соглашением от 20.03.2020 № 83, то есть еще до выдачи предупреждения Архангельского УФАС России от 08.04.2021 13п-2021, муниципальное имущество, предназначенное для оказания услуг водоотведения (канализационные очистные сооружения и машина илососная марки КО-510) было изъято из пользования ООО «Уют-2».

Вместе с тем, соглашение № 77 о передаче в пользование имущества для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению населению, организациям на территории МО «Кенозерское»
от 15.05.2019, заключенное между Управлением муниципального имущества, земельных отношений, архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации МО «Плесецкий район» и ООО «Уют-2», продолжает действовать в отношении имущества, предназначенного для оказания услуг водоснабжения (водопровод от д. Горы до д. Погост протяженностью 3288 м).

Торги при заключении данного соглашения не проводились.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения о водоотведения осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

 

В частности, как следует из части 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011
№ 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении), передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (часть 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Объект водоснабжения (водопровод от д. Горы до д. Погост протяженностью 3288 м), переданный ООО «Уют-2» по соглашению № 77 от 15.05.2019, входит в состав централизованной системы водоснабжения соответствующих населенных пунктов МО «Кенозерское».

Таким образом, принимая во внимание, что срок ввода в эксплуатацию вышеназванного объекта водоснабжения превышает пять лет, соответственно, согласно части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования указанным объектом должна была быть осуществлена по концессионному соглашению.

Статьей 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» предусмотрено, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Однако, объект водоснабжения был передан ООО «Уют-2» по соглашению № 77 от 15.05.2019 в безвозмездное пользование, торги не проводились.

Учитывая изложенное, доступ на рынок водоснабжения для ООО «Уют-2» был предоставлен без соблюдения установленных требований, то есть незаконно, притом что объекты жилищно-коммунального хозяйства, как имущественный комплекс, представляют собой ограниченный ресурс и приобретение права владения или пользования объектами коммунальной инфраструктуры предопределяет возможность входа на соответствующий рынок.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

 

В данном случае, учитывая квалификацию вменяемого ответчику нарушения, руководствуясь частью 5.1 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Архангельское УФАС России провело анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 029/01/15-839/2021.

На основании пункта 10.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка. При определении таких границ могут приниматься во внимание, в частности: границы территории, на которой осуществляют свои полномочия соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации; границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых оказали или могли оказать негативное влияние соответствующие акты, действия (бездействие); границы территорий, на которые поставляется товар и с которых поставляется товар;

г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

Согласно пункту 2.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

Поскольку в рассматриваемой ситуации целью анализа являлась оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие неправомерного нахождения в пользовании ООО «Уют-2» предназначенного для водоснабжения муниципального имущества, переданного обществу Управлением муниципального имущества, земельных отношений, архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации МО «Плесецкий район» по соглашению № 77 о передаче в пользование имущества для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению населению, организациям на территории МО «Кенозерское» от 15.05.2019 (с учетом изменений, внесенных дополнительным соглашением от 20.03.2020 № 83), временной интервал был определен с 15.05.2019 по дату исследования.

В соответствии со статьей 2 Закона о водоснабжении и водоотведении под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение). Под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. Соответственно, продуктовыми границами рынка являются услуги водоснабжения.

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры входят в сферу деятельности субъектов естественной монополии в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Определение продуктовых границ товарного рынка, находящегося в состоянии естественной монополии, производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Таким образом, продуктовыми границами рассматриваемого товарного рынка являются услуги водоснабжения.

Географические границы рынка водоснабжения определяются границами присоединенных сетей. С технологической точки зрения невозможна ситуация, чтобы потребитель имел на выбор несколько сетей водоснабжения. Прокладка дублирующих сетей не целесообразна ввиду значительных первоначальных капитальных вложений и длительных сроков окупаемости.

Учитывая изложенное, географическими границами рассматриваемого рынка являются границы присоединенных сетей на территории МО «Кенозерское».

Доступ на рынок услуг водоснабжения обусловлен приобретением права владения и (или) пользования объектами коммунальной инфраструктуры, предназначенными для этих целей.

Применительно к рынку водоснабжения необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает при входе на товарный рынок, именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар вводится в оборот.

Одним из основных приоритетов государственной политики в сфере жилищно‑коммунального хозяйства является развитие конкуренции. Значимым аспектом развития конкуренции за доступ на рынок водоснабжения является возможность получения прав в отношении государственного и муниципального имущества по результатам нормативно закрепленной процедуры конкурентного отбора.

Нормативное закрепление процедуры торгов обеспечивает соблюдение принципа единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Неправомерное пользование находящимися в муниципальной собственности объектами водоснабжения ведет к недопущению конкуренции за доступ на соответствующий рынок, создает для отдельного хозяйствующего субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут имеет намерение приобрести указанные права в отношении муниципального имущества.

С учетом изложенного, предоставление ООО «Уют-2» без проведения торгов объекта водоснабжения по соглашению № 77 от 15.05.2019 (с учетом изменений, внесенных дополнительным соглашением от 20.03.2020 № 83) ограничило возможность для получения иными хозяйствующими субъектами прав в отношении имущества, предназначенного для водоснабжения, в порядке, предусмотренном статьей 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, что препятствует развитию добросовестной конкуренции за доступ на соответствующий рынок оказания услуг в МО «Кенозерское».

В данном случае причины, по которым объект жилищно-коммунального хозяйства был передан ООО «Уют-2» (в том числе временно, в целях организации обеспечения водоснабжения на территории МО «Кенозерское») не имеют правового значения для установления признаков нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Само по себе достижение целей обеспечения населения и организаций услугами водоснабжения в рамках реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не исключает необходимости соблюдения требований статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, которой определен особый порядок распоряжения соответствующим имуществом.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право пользования муниципальным имуществом, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Таким образом, предоставление без проведения торгов в эксплуатацию ООО «Уют-2» объекта водоснабжения по соглашению № 77 от 15.05.2019 (с учетом изменений, внесенных дополнительным соглашением от 20.03.2020 № 83) свидетельствует о нарушении Управлением муниципальным имуществом, земельных отношений, архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации МО «Плесецкий район» требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая изложенное, а также руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1–4 статьи 41, статьей 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Управление муниципального имущества, земельных отношений, архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации МО «Плесецкий район» (164262, Архангельская область, Плесецкий район, рабочий поселок Плесецк, ул. Ленина, д. 33; ОГРН 1052920005258; ИНН 2920009960) нарушившим требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при передаче ООО «Уют-2» без проведения торгов объекта водоснабжения (водопровод от д. Горы до д. Погост протяженностью 3288 м) по соглашению № 77 от 15.05.2019 (с учетом изменений, внесенных дополнительным соглашением от 20.03.2020 № 83).

2. Выдать Управлению муниципального имущества, земельных отношений, архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации МО «Плесецкий район» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: осуществить возврат в муниципальную казну объекта водоснабжения (водопровод от д. Горы до д. Погост протяженностью 3288 м), переданного ООО «Уют-2» на условиях соглашения № 77 о передаче в пользование имущества для оказания услуг по водоснабжению и водоотведению населению, организациям на территории МО «Кенозерское» от 15.05.2019 (с учетом изменений, внесенных дополнительным соглашением от 20.03.2020 № 83).

Предписание исполнить в срок до 20.05.2022.

Информацию об исполнении предписания представить в срок до 20.05.2022.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

 

 

Председатель комиссии:

 

Ю.Г. Цакулов

Члены комиссии:

 

Е.И. Красильникова

А.Ю. Шахов

Н.С. Стульников

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны