Решение б/н решение от 29 декабря 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Дело № 73юл-21 029/07/3-1328/2021 |
||||||
Заказчик (Организатор закупки): Акционерное общество «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» 163512, Архангельская область, Приморский район, н.п.Васьково, Аэропорт Е-mail: Zakupki2aoao@gmail.com Оператор электронной площадки: АО «Единая электронная торговая площадка» 117312, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5 E-mail: info@roseltorg.ru Заявитель: ООО "Новахим" 153025, Ивановская область, город Иваново, улица Фролова, д.17, помещение 1 E-mail: to@novachem37.ru |
||||||
РЕШЕНИЕ
29 декабря 2021 года г. Архангельск
Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 №ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель комиссии:
Малышева О.С. |
Врио заместителя руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок, |
Члены комиссии:
Вознесенская Н.В. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
Чирова Л.А. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
В присутствии представителей от:
Заявителя: Шашкина О.В. (доверенность от 01.08.2021), Кокленковой Е.С. (доверенность от 27.12.2021 №2);
Заказчика: Прыткова В.О. (доверенность от 27.12.2021 № 77);
УСТАНОВИЛА:
23 декабря 2021 года в Архангельское УФАС России поступила жалоба ООО "Новахим" (далее – Заявитель) на действия комиссии, созданной заказчиком – Акционерным обществом «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №32110904416 на право заключения договора на поставку авиационного бензина Б-91/115 по ГОСТ 1012-2013.
Содержание жалобы:
Обжалуются действия комиссии, в связи с неправомерным отклонением заявки участника закупки №761546 и установления требований документации, которые вводят в заблуждение участников закупки (2 разных графика поставок товара).
Указанное обстоятельство подпадает под основание для обжалования, определенное пунктом 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках»).
Комиссия Архангельского УФАС России согласно статье 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрела жалобу с учетом следующего.
АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» является заказчиком в понимании ФЗ «О закупках», который устанавливает общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ «О закупках», при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 ФЗ «О закупках» правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 ФЗ «О закупках» Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Из вышеизложенного следует, что ФЗ «О закупках» не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.
На основании статьи 2 названного Федерального закона, в Обществе принято Положение о закупках товаров, работ, услуг АО "2-ОЙ Архангельский объединенный авиаотряд", одобренное решением Совета директоров АО "2-ОЙ Архангельский объединенный авиаотряд" (протокол № 6/2019 от 08.11.2019 с изменениями от 07.07.2021) (далее – Положение о закупках).
Положение является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, иные связанные с обеспечением закупки положения.
04.12.2021 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №32110904416 и документация о закупке на право заключения договора на ппоставку авиационного бензина Б-91/115 по ГОСТ 1012-2013 (далее - документация о закупке).
Начальная (максимальная) цена договора – 64 506 000,00 руб.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 20.12.2021 было подано 3 заявки: №761517, №761546, №761738. Заявка №761517 допущена к участию в конкурсе, заявки №761546, №761738 не допущены к участию в конкурсе.
В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок от 20.12.2021 заявка участника закупки №761517 была признана соответствующей требованиям документации о закупке (состав документов соответствует требованиям).
По мнению Заявителя, комиссия, созданная Заказчиком, неправомерно признала соответствующей заявку победителя по итогам рассмотрения вторых частей заявок, так как заявка победителя содержит файлы в формате RAR и не отдельными файлами, а сжатыми папками, в нарушение подпунктов 1 и 2 пункта 3.3.6 документации о закупке, что свидетельствует о предоставлении преимуществ конкретному участнику.
В силу пункта 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Пунктом 2 части 10 статьи 4 ФЗ «О закупках», а также подпунктом 2 пункта 1 раздела 20 Положения о закупках определено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Пунктом 3.1 документации о закупке установлено, что участник процедуры закупки должен подготовить заявку на участие (по форме Приложения №1 к закупочной документации) и прилагаемые к ней дополнительные документы в соответствии с образцами форм в виде Приложений к закупочной документации (данное требование распространяется на документы, для которых предусмотрена форма в закупочной документации).
Пунктом 3.2. «Требования к составу Заявки на участие» документации о закупке установлено следующее: Заявка должна состоять из Заявки на участие (по форме Приложения №1 к закупочной документации), а также документов входящих в состав заявки (прилагаемых к Заявке на участие) перечень которых установлен Приложением № 3 к закупочной документации.
Согласно пункту 3.3.6 документации о закупке заявка на участие, а также документы в составе заявки представляются исключительно в форме электронных документов с соблюдением следующих требований:
- формат электронных документов – PortableDocumentFormat (расширение *.pdf);
- каждый документ следует размещать в отдельном файле;
- наименование файлов в соответствии с наименованием или содержанием документа.
В соответствии с пунктом 3.8 документации о закупке нарушение участником процедуры закупки требований к составу, содержанию и порядку оформления заявки, установленных разделом 3 (включая все его подпункты), является основанием для отказа в допуске к участию в закупке.
Как подтверждается материалами дела, участником закупки № 761517 в составе второй части заявки было направлено, в том числе два отдельных файла: «опыт.rar» и «отзывы.rar».
В заявке представлены все документы в формате pdf, а «опыт» и «отзывы» в формате rar.
Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что файл rar - это архив файлов, сжатый с помощью сжатия rar. Архивы используются для хранения и уменьшения размера одной группы файлов и папок. При этом файлы «опыт.rar» и «отзывы.rar» размещены отдельным файлом.
В данных архивах участника закупки №761517 имеются документы в формате pdf и jpg.
Приложением №3 к документации о закупке установлен перечень документов, подлежащих предоставлению Участником Заказчику в составе заявки с указанием их формата. В пунктах 25, 26, 27 установлен перечень документов, а именно: Благодарственные письма (отзывы организаций) о деятельности Участника; Письмо по форме Приложения №8 «Сведения об опыте по оказанию услуг являющихся предметом закупки организациям, за исключением АО «2-ой Архангельский ОАО» с указанием опыта оказания услуг за 2019, 2020, десять месяцев 2021 года». Письмо по форме Приложения №9 «Сведения об опыте по оказанию услуг являющихся предметом закупки АО «2-ой Архангельский ОАО» с указанием опыта оказания услуг за 2019, 2020, десять месяцев 2021 года».
По данным документам Заказчиком не установлен формат файлов, следовательно, документы по опыту и отзывам можно предоставлять в любом формате.
Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что требования к формату файлов *.pdf, представляемых в составе заявок как по первым, так и по вторым частям, предъявляются ко всем участникам закупки, и обусловлены удобством хранения документов.
Рассмотрев представленную в материалы дела информацию и документы, заслушав представителей Заказчика и Заявителя, Комиссия Архангельского УФАС России пришла к выводу о том, что заявка №761517 (заявка победителя) соответствует требованиям документации о закупке, предъявляемым к оформлению заявок.
Следовательно, комиссия, созданная Заказчиком, правомерно признала заявку победителя соответствующей документации о закупке.
Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.
По мнению Заявителя, комиссия, созданная Заказчиком, неправомерно отклонила заявку №761546, так как установлены требования документации, которые вводят в заблуждение участников закупки (2 разных графика поставок товара).
В подпунктах 2 и 4 пункта 1 раздела 20 «Документация о проведении конкурентной закупки» Положения о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны следующие сведения: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 20.12.2021 заявка участника закупки №761546 не допущена до участия в конкурсе по следующему основанию: «несоответствие договорных условий, указанных в заявке на участие в закупке, требованиям документации (График поставки товара, указанный в техническом предложении Участника не соответствует графику поставки товара указанному Заказчиком в техническом задании)».
В пункте 10.2 документации о закупке указано, что в рамках рассмотрения заявок закупочная комиссия принимает решение о признании заявок соответствующими либо не соответствующими требованиям документации о закупке на основании требований к участникам, форме и содержанию заявки и прилагаемых к ней документам, установленным настоящей закупочной документацией.
В приложении №2 к закупочной документации (форма) размещен график поставки товара, в котором установлен срок поставки товара, а именно:
5. |
Сроки поставки товара (график поставки товара): |
Общий объем Товара ______ тонн. Товар будет поставлен Покупателю с ориентировочным графиком поставки указанным ниже в настоящем пункте: да/нет - с 14.12.2021г. по 25.12.2021г. 60 тонн - с 15.02.2022г. по 30.02.2022г. 60 тонн - с 03.03.2022г. по 21.03.2022г. 60 тонн - с 01.04.2022г. по 15.04.2022г. 60 тонн - с 01.05.2022г. по 15.05.2022г. 60 тонн - с 08.06.2022г. по 19.06.2022г. 60 тонн - с 01.07.2022г. по 20.07.2022г. 60 тонн - с 03.08.2022г. по 21.08.2022г. 60 тонн - с 01.10.2022г. по 22.10.2022г. 60 тонн - с 01.12.2022г. по 23.12.2022г. 60 тонн |
Вместе с тем, в техническом задании установлены иные требования к срокам поставки товара:
10. |
Требования к срокам поставки товара (график поставки товара): |
Общий объем Товара 600 тонн. Товар должен быть поставлен Покупателю с ориентировочным графиком поставки: - с 15.01.2022 г. по 30.01.2022 г. 60 тонн - с 15.02.2022г. по 30.02.2022г. 60 тонн - с 03.03.2022г. по 21.03.2022г. 60 тонн - с 01.04.2022г. по 15.04.2022г. 60 тонн - с 01.05.2022г. по 15.05.2022г. 60 тонн - с 08.06.2022г. по 19.06.2022г. 60 тонн - с 01.07.2022г. по 20.07.2022г. 60 тонн - с 03.08.2022г. по 21.08.2022г. 60 тонн - с 01.09.2022г. по 22.09.2022г. 60 тонн - с 01.10.2022г. по 23.10.2022г. 60 тонн Данный объем Товара является ориентировочным и может подвергаться корректировки по согласованию с Поставщиком в сторону уменьшения так и в сторону увеличения, но не более 10% от общего количества Товара. Корректировка графика поставки товара является неоспоримым правом Заказчика, а не его обязанностью. |
Следовательно, указанные разночтения, по мнению Комиссии Архангельского УФАС России, могут привести к введению в заблуждение участников закупки при формировании ими заявки на участие, в соответствии с требованиями документации о закупках.
Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что участник закупки №761546 указал в заявке: Да со сроками поставки, указанными в приложении №2 к закупочной документации и был не допущен к участию в конкурсе.
Участник закупки №761517 (победитель) указал в заявке Да со сроками поставки, указанными в техническом задании.
Участник закупки №761738 указал в заявке Да со сроками поставки, указанными в техническом задании.
В пункте 4 раздела 27 «Рассмотрение заявок» Положения о закупках установлен перечень оснований для отказа участнику закупки в допуске
к участию в конкурентной закупке, а именно:
- непредставление обязательных документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений;
- несоответствие участника закупки требованиям, установленным документацией о закупке;
- несоответствие заявки на участие в закупке требованиям документации о закупке, в том числе наличие в таких заявках предложения
о цене договора, превышающей установленную НМЦ договора, либо срок выполнения работ (оказания услуг, поставки товара) превышает срок, установленный документацией о закупке.
В документации о закупке установлены условия допуска к участию в закупке, а именно:
10.8. Закупочная комиссия (ЗК) отклоняет заявку участника процедуры закупки по следующим основаниям:
10.8.1. непредставление в составе заявки документов и сведений, предусмотренных Приложением № 3 к закупочной документации;
10.8.2. нарушение участником требований к содержанию и оформлению заявки установленных закупочной документацией;
10.8.3. несоответствие участника процедуры закупки, в том числе несоответствие лиц (одного или нескольких), выступающих на стороне одного участника процедуры закупки, требованиям, установленным положениями закупочной документации к участникам закупки.
10.8.4. несоответствие предлагаемой продукции (товара) и условий исполнения договора требованиям, установленным в техническом задании и проекте договора.
10.8.5. несоблюдение участником требований, установленных разделом 4 закупочной документации к описанию продукции;
10.8.6. несоответствие цены заявки требованиям установленным разделом 5 настоящей документации, в том числе наличие предложения о цене договора (цене за единицу продукции), превышающей размер НМЦ, начальную (максимальную) цену единицы продукции;
10.8.7. наличие в составе заявки недостоверных сведений.
10.8.8. отсутствие у участника подтвержденного статуса субъекта МСП.
Отклонение заявки участника процедуры закупки по иным основаниям, допускается если данные основания прописаны Положением о закупках товаров работ и услуг Заказчика.
Представитель Заказчика пояснил, что график поставки товара, указанный в форме, менять нельзя. Заказчиком в пункте 5 таблицы Приложения №2 к закупочной документации установлен ориентировочный график поставки, в соответствии с которым участник закупки должен поставить «Нет», т.к. данный график соответствует требованиям ранее размещенной закупки, а требования к графику поставки товара указываются Заказчиком в техническом задании.
Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что документация о закупке содержит противоречивую информацию, что является нарушением ФЗ «О закупках», в связи с чем Комиссия Архангельского УФАС России не дает оценку действий комиссии Заказчика.
Таким образом, Заказчик нарушил пункты 1, 2 части 1 статьи 3, пункт 2 части 10 статьи 4 ФЗ «О закупках», а также подпункт 2 пункта 1 раздела 20 Положения о закупках.
В соответствии с частью 13 статьи 3 ФЗ «О закупках» рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Новахим" обоснованной в части второго довода.
2. Признать Заказчика - Акционерное общество «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» нарушившим пункты 1, 2 части 1 статьи 3, пункт 2 части 10 статьи 4 ФЗ «О закупках», а также подпункт 2 и 4 пункта 1 раздела 20 Положения о закупках.
3. Заказчику, закупочной комиссии выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О закупках».
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии О.С. Малышева
Члены Комиссии Н.В. Вознесенская
Л.А. Чирова