Решение №05-03/5005 Решение 04-18 от 28 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 04-18

 

Ответчик:

Администрация МО «Приводинское»

 

165391, Архангельская область, Котласский район, пос. Приводино, ул. Советская, д.19

 

Заинтересованное лицо:

ООО «Удима»

165370, Архангельская область, Котласский район, пос. Удимский, ул. Первомайская, д. 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

г. Архангельск

Резолютивная часть решения оглашена 13 сентября 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 27 сентября 2018 года        

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства при наличии кворума, предусмотренного частью 6 статьи 40 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

Председатель

-

Бугаев Д.В.

Руководитель

Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Нестеренко Е.В.

Начальник отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Емельянова Г.С.

Ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

 

рассмотрев дело № 04-18, возбужденное в отношении администрации МО «Приводинское» (Архангельская область, Котласский район, п. Приводино, д.19; ИНН 2904015928; ОГРН 1052904026878) по признакам нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в отсутствие представителей ответчика и заинтересованного лица, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

            Управлением Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области  рассмотрены материалы, направленные  Агентством по тарифам и ценам Архангельской области, об имеющихся признаках нарушения антимонопольного законодательства при передаче администрацией МО «Приводинское» муниципального имущества, предназначенного для оказания услуг теплоснабжения, в аренду ООО «Удима»  на основании договора от 25.01.2016.

                03.12.2015 администрация МО «Приводинское» объявила конкурс в отношении 2 лотов на право заключения договора аренды объектов теплоснабжения и водоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования (извещение № 031215/0267055/01).

                По результатам проведенных торгов органом местного самоуправления  25.01.2016 подписан договор аренды с ООО «Удима» (явившийся предметом обращения АТЦ Архангельской области) в отношении объектов теплоснабжения, сроком на 11 месяцев с возможностью дальнейшей пролонгации.

                В соответствии с актом приема-передачи к договору аренды от 25.01.2016,  в пользование обществу перешел 31 объект теплоснабжения, находящийся на территории пос. Удимский, и 4 объекта теплоснабжения, находящиеся на территории пос. Ерга.

 

П/П

Наименование имущества

Местонахождение имущества

Встроенное помещение котельной в здании гаража

1.

Вст роенное помещение котельной в здании гаража

Архангельская обл., Котласский p-он, пос. Удимский, ул. Первомайская,:Д. ЗЗ-б

2.

Кмел Ун:ивереал»5М

Архангельская обл., Котласский p-он, пос, Удимский,уд. Первомайская,.д. ЗЗ-б

3.

Котел Унйверсал-5 М

Архангельская обл.. Котласский p-он, пос. Удимский, ул, Первомайская, д. ЗЗ-б

4.

Котел Универсал

Архангельская обл.,Котласский р-он,

пос. Удимский, ул. Первомайская, д. ЗЗ-б

5.

Насос К 45/30

Архангельская обл., Котласский p-он,

пос. Удимский, ул. Первомайская, д. ЗЗ-б

6.

Насос К 45/30

Архангельская обл., Котласский p-он,

 пос. Удимский, ул. Первомайская, д. ЗЗ-б

7.

Дизель-генератор ДГ-28

Архангельская обл., Котласский p-он,

пос. Удимский, ул. Первомайская, д. ЗЗ-б

Котельная

8.

Здание котельной

АрхангельсАрхангАрхангельскаяка обл., Котласский р-он. пос. Удимский, ул. Школьная, д. 1

9.

Котел КВР 046

Архангельская обл,, Котласский p-он,

 пос. Удимский, ул. Школьная, д. 1

10.

Дымосос ДН-8 правый двигатель 11.0/1000 об/мин - 2 шт.

Архангельская обл., Котласский р-оп.

 пос. Удимский, ул. Школьная, д. 1

 

11.

Насос К 90/35

Архангельская обл., Котласский p-он,

пос | Удимский, ул. Школьная, д. 1

12.

Котел КВр-0,5

Архангельская обл., Котласский p-он,

 пос. Удимский, ул. Школьная, д. 1

13.

Котел КВр-0,5

Архангельская обл., Котласский p-он,

пос, Удимский, ул. Школьная, д. 1

14.

Насос К 45/30 - 2 шт.

 

Котельная

14.

Здание котельной

Архангельская обл., Котласский p-он,

пос. Ерга, ул. Центральная, д. 10

15.

Котел Универсал-4М

Архангельская обл., Котласский p-он,

пос, Ерга, ул. Центральная, д. 10

16.

Котел Универсал-5М

Архангельская бл., Котласский район, пос. Ерга, ул. Центральная, д.10

17.

Дизель-генератор

Архангельская обл. Котласский район, пос. Ерга, ул. Центральная, д.10

           

Котельная №1

18.

Здание котельной №1

Архангельская обл., Котласский p-он,

пос. Удимский, ул. Речная, д. 25-а

19.

Котел Универсал-6М

Архангельская обл., Котласский p-он,

пос. Удимский, ул. Речная, д. 25-а

20.

Котел Универсал-4М

Архангельская обл., Котласский p-он,

пос. Удимский, ул. Речная, д. 25-а

21.

Насос К 45/30

Архангельская обл., Котласский p-он,

пос. Удимский, ул. Речная, д. 25-а

22.

Дизель-генератор

.....................................................  ......................

Архангельская обл., Котласский p-он.

пос. Удимский, ул. Речная, д. 25-а

Котельная №3

23.

Модульная котельная №3

Архангельская обл., Котласский р-ои,

пос. Удимский, ул. Советская, д. 63-в

24.

Котел водогрейный твердотонл.

Архангельская обл,, Котласский p-он,

 пос. Удимский, ул. Советская, д. 63-в

25.

Дизель-генератор

Архангельская обл,, Котласский p-он.

пос. Удимский, ул. Советская, д. 63-в

26.

Дымосос ДН-5 дв. 7,5/3000

Архангельская обл., Котласский p-он,

пос. Удимский, ул. Советская, д. 63-в

27.

Котел КВР 025 - 2 шт.

Архангельская обл., Котласский p-он,

пос. Удимский, ул. Советская, д. 63-в

Котельная №4

28.

Котельная №4

Архангельская обл., Котласский p-он,

пос. Удимский, ул. Октябрьская, д. 12-в

29.

Котел КВР 046

Архангельская обл., Котласский p-он,

пос. Удимский, ул. Октябрьская, д. 12-в

30

Котел У ниверсал-5 М

 

31.

Насос К 45/30

Архангельская обл., Котласский p-он,

пос. Удимский, ул. Октябрьская, д. 12-в

32.

Насос К 45/30

Архангельская обл., Котласский р~он, пос. Удимский, ул. Октябрьская, д. 12-в

33.

Дизель-генератор

Архангельская обл., Котласский p-он,

 пос. Удимский, ул, Октябрьская, д. 12-в

34.

Тепловая сеть

Архангельская обл., Котласский p-он,

пос. Удимский

15,

Тепловая сеть разводящая 280 п.м.

Архангельская обл., Котласский p-он,

пос. Удимский

 

            Установив признаки нарушения части 1 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в передаче муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, во владение и  пользование ООО «Удима» по договору аренды от 25.01.2016, на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» 23.03.2017 администрации МО «Приводинское» выдано предупреждение № 21ш‑2017, в рамках выполнения которого надлежало в срок до 11.09.2017: принять меры, направленные на прекращение неправомерного (в нарушение требований Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении») владения и пользования ООО «Удима» муниципальным имуществом по договору аренды  от 25.01.2016, а также принять меры, направленные на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов к муниципальному имуществу, предназначенному для оказания услуг теплоснабжения, на условиях концессии, путем организации и проведения конкурсных процедур в соответствии с требованиями   Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона от 21.07.2005 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях».

            Письмом от 11.09.2017 администрация МО «Приводинское» направила ходатайство о продлении срока выполнения предупреждения № 21ш‑2017. Этим же письмом, администрация МО «Приводинское» указала, что осуществляется подготовка по оформлению технического обследования объектов, составление дефектных ведомостей, разрабатывается техническое задание. Данные действия направлены на разработку конкурсной документации на право заключения концессионного соглашения.

            19.09.2017 Архангельским УФАС России срок выполнения предупреждения от 23.03.2017 № 21ш-2017 был продлен до 12.01.2018.

            Письмом от 09.01.2018 № 02-06-06 администрация МО «Приводинское» сообщила о том, что органом власти принимаются меры, направленные на прекращение неправомерного владения и пользования ООО «Удима» объектами теплоснабжения. Кроме того,  готовится пакет документов для согласования с уполномоченными органами.

            Управлением установлено, что администрацией МО «Приводинское» не определено лицо, в пользование которого может быть передано  муниципальное имущество, предназначенное для теплоснабжения, с соблюдением требований действующего законодательства.

            При этом, срок выполнения предупреждения 21ш-17 (с учетом продления) составлял десять месяцев,  что является достаточным для его выполнения.

            В связи с невыполнением в установленный срок  предупреждения № 21ш-17 Архангельским УФАС России 18.01.2018 в отношении администрации МО «Приводинское» возбуждено дело № 04-18.

           

             Определением № 05-03/202 от 18.01.2018 к участию в рассмотрении дела № 04-18 в качестве ответчика привлечена администрация МО «Приводинское», в качестве заинтересованного лица - ООО «Удима».

            Письмом от 31.01.2018 № 24 ООО «Удима» сообщило, что 14.12.2016 между администрацией МО «Приводинское» и обществом заключено дополнительное соглашение к договору № 01/16 на оказание услуг по теплоснабжению в п. Удимский и п. Ерга, которое вступило в силу с 26.12.2016 с правом последующей пролонгации до проведения открытого конкурса.

            Администрацией МО «Приводинское» письмом от 08.02.2018 № 02-06-177 представлены пояснения из которых следует, что 09.01.2018 между органом местного самоуправления и ООО «Мегалит» был заключен договор на оказание услуг по подготовке и согласованию конкурсной документации и проектов концессионных соглашений.

            Тем же письмом администрация МО «Приводинское» сообщила об отсутствии регистрации права собственности на объекты теплоснабжения, входящие в технологически связанную сеть в п. Удимский и п. Ерга.

            Позднее, письмом от 29.05.2018 № 02-06-1023 администрация МО «Приводинское» указала, что договор с ООО «Удима» расторгнут 24.05.2018. Комиссией по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности  МО «Приводинское» принято решение о заключении между администрацией МО «Приводинское» и ООО «Удар» договора аренды коммунальной инфраструктуры для обеспечения тепло-водоснабжения в п. Удимский и п. Ерга (протокол № 4/2018 от 25.05.2018). Ответчиком представлен договор аренды № 05/2018 от 25.05.2018 с ООО «Удар». В соответствии с актом приема-передачи от 25.05.2018 в пользование обществу перешли 35 объектов теплоснабжения, расположенные на территории  п. Удимский и п. Ерга.

           

            Комиссия рассмотрела дело с учетом следующего:

                С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения осуществляется с учетом требований, установленных статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

            Как следует из части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.10.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

                Согласно части 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет, либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

            Согласно письму администрации МО «Приводинское» от 11.01.2017 объекты системы теплоснабжения, переданные в аренду ООО «Удима», введены в эксплуатацию в 1960, 1961, 1967, 1978, 1987 годах. Таким образом, срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию указанных выше объектов теплоснабжения, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет.

 

            Следовательно, для передачи данных объектов действующим законодательством прямо установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования таких объектов - по концессионным соглашениям.

 

            Передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частью 3 статьи 28.1 Федерального закона «О теплоснабжении», по договору аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества (пункт 5 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ) допускалась  с 8 мая 2013 года и до 1 января 2015 года.

 

            Поскольку  торги  в отношении муниципального имущества проведены в период с 03.12.2015 по 25.01.2016 (дата заключения договора аренды) с целью заключения договоров аренды муниципального имущества, а не концессионного соглашения, указанные действия нарушают положения статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», а также требования законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях (статьи 3, 4, частями 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»).

                В рассматриваемом случае передача объектов теплоснабжения по договорам аренды состоялась после 01.01.2015, то есть в то время, когда законодательно передача такого имущества была  установлена только путем заключения концессионного соглашения.

            Согласно части 33 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении договор аренды объекта теплоснабжения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 23 указанной статьи, является ничтожным.

Муниципальное имущество, предназначенное для обеспечения теплоснабжения  на территории пос. Удимский и дер. Ерга, было передано в аренду ООО «Удима» в нарушение требований действующего законодательства. Торги в данном случае проведены на право заключения договора аренды, а не концессионного соглашения, что свидетельствует о создании для ООО «Удима»,  преимущественных условий доступа на рынок услуг теплоснабжения указанного населенных пунктов.

Согласно части 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

С учетом изложенного, у администрации МО «Приводинское» отсутствовали законные основания для предоставления в пользование ООО «Удима» объектов теплоснабжения по договору аренды, следовательно, договор аренды  от 25.01.2016 с ООО «Удима», являются ничтожными в силу закона.

 

                Объекты ЖКХ, как имущественный комплекс, представляют  собой ограниченный ресурс и приобретение права владения и (или) пользования объектами коммунальной инфраструктуры предопределяет возможность входа на соответствующий товарный рынок.

            Системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социально-бытового назначения могут быть переданы только по концессионному соглашению.

            Порядок заключения концессионного соглашения установлен Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

            Согласно статье 13 указанного закона концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

            Таким образом, специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения и подлежащими исполнению органами власти, установлен особый порядок передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также требования к проведению соответствующих конкурсных процедур.

            Закон о концессионных соглашениях предусматривает определенный перечень требований к содержанию и условиям концессионного соглашения. Круг отношений, регулируемых договором аренды и концессионным соглашением, различен. Предметом договора аренды является предоставление объекта аренды в пользование за плату. Предмет концессионного соглашения предполагает осуществление деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения и реконструкцию (создание) такого объекта в период его использования.

            Целями Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям (часть 1 статьи 1).

            В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

            Таким образом, из толкования норм части 1 статьи 3, пункта 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» следует, что в рамках концессионного соглашения объекты коммунального хозяйства подлежат реконструированию силами и средствами концессионера.

            К реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения (часть 3 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях).

            Закон о концессионных соглашениях детально определяет конкретный порядок проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, существенные условия данного соглашения, декларирует цели использования такой формы государственно-частного партнерства как концессионное соглашение.

            Вместе с тем, администрацией МО «Приводинское» было принято решение о проведении конкурса на право заключения договоров аренды.

            Таким образом, в действиях администрации МО «Приводинское» по заключению договора аренды в отношении объектов теплоснабжения на торгах вместо заключения концессионного соглашения влияют на развитие добросовестной конкуренции, создают преимущества лицам, которым права переданы без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, ущемляют права и законные интересы неопределенного круга хозяйствующих субъектов - потенциальных участников торгов на право заключения концессионного соглашения.

 

            Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

            У администрации МО «Приводинское» отсутствовали законные основания для передачи муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения, во владение и  пользование ООО «Удима» по договору аренды от 25.01.2016. Фактическое предоставление имущества теплоснабжения ООО «Удима» привело к нарушению требований Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и свидетельствует о наличии в действиях администрации МО «Приводинское» нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», поскольку  орган местного самоуправления обеспечил обществу доступ на рынок теплоснабжения МО «Приводинское» по договору аренды от 25.01.2016, заключенному  с нарушением части 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190- ФЗ «О теплоснабжении».

            Статья 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

            Признаками ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

            С позиции законодательства о защите конкуренции все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на товарном рынке, должны быть поставлены в равные условия с тем, чтобы каждый из них за счет самостоятельных действий был способен повлиять на условия обращения товара на товарном рынке, что одновременно исключает  возможность одностороннего влияния какого-либо хозяйствующего субъекта на общие условия обращения товара на товарном рынке.

            Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции. Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции. Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

            В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» Архангельским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 04-18. На основании пункта 10.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

            а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

            б) определение продуктовых границ товарного рынка;

                в) определение географических границ товарного рынка.

            г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

            Так, временной интервал исследования товарного рынка определен с 25.01.2016 (момент передачи имущества) по дату исследования рынка теплоснабжения пос. п. Удимский и п. Ерга Котласского района Архангельской области .

            Продуктовыми границами товарного рынка являются услуги теплоснабжения.     Географическими границами рынка теплоснабжения являются границы присоединенных сетей пос. п. Удимский и п. Ерга Котласского района Архангельской области.

            Передав объекты теплоснабжения, расположенные на территории МО «Приводинское», в пользование  ООО «Удима» по договору аренды, тогда как Федеральным законом от 27.07.2010 № 190- ФЗ «О теплоснабжении» такая передача была возможна лишь по концессионному соглашению, администрация МО «Приводинское» создала преимущество обществу по доступу на рынок теплоснабжения в границах МО «Приводинское».

            Применительно к рынку теплоснабжения необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает при входе на товарный рынок, именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар вводится в оборот.

            Нормативное закрепление процедуры торгов направлено на обеспечение возможности для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Кроме того, предусмотрев в дополнительном соглашении № 01/16 от 14.12.2016 к договору аренды 25.01.2016 условие о возможной пролонгации до проведения открытого конкурса, администрация МО «Приводинское» в полной мере осознавала необходимость осуществления отбора лица, которому может быть передано имущество теплоснабжения с учетом требований  Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и  Федерального закона от 21.07.2005 №115‑ФЗ «О концессионных соглашениях», однако, не осуществила действий, направленных на соблюдение требований действующего законодательства.

            Ответчику была предоставлена возможность устранения последствий нарушения, а также причин и условий, способствовавших возникновению нарушения, без возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

            Так, администрации МО «Приводинское» 23.03.2017 было выдано предупреждение о необходимости в срок до 12.01.2018 (с учетом продления) принять меры, направленные на прекращение неправомерного (в нарушение требований Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении») владения и пользования ООО «Удима» муниципальным имуществом по договору аренды  от 25.01.2016, а также принять меры, направленные на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов к муниципальному имуществу, предназначенному для оказания услуг теплоснабжения, на условиях концессии, путем организации и проведения конкурсных процедур в соответствии с требованиями   Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона от 21.07.2005 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях».

            На основании части 7 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

            Ответчик не представил доказательств осуществления действий, направленных на прекращение неправомерного, в нарушение требований Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона от 21.07.2005 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях», пользования ООО «Удима» имуществом теплоснабжения в п. Удимский и п. Ерга.

            Комиссией установлено и администрацией МО «Приводинское» не оспаривается факт использования рассматриваемого имущества теплоснабжения ООО «Удима».

            До настоящего времени администрацией МО «Приводинское» не предпринято действий для обеспечения равного доступа хозяйствующих субъектов к пользованию объектами теплоснабжения на условиях концессии, путем организации и проведения торгов в соответствии с требованиями  Федерального закона от 27.07.2010 № 190‑ФЗ «О теплоснабжении» и Федерального закона от 21.07.2005 № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях».

            Кроме того, установлено, что в процессе рассмотрения настоящего дела администрацией МО «Приводинское» подписан новый договор с ООО «Удар» от 25.05.2018. Предметом указанного договора явилось имущество теплоснабжения  п. Удимский и п. Ерга.

            В связи с прекращением правоотношений по договору аренды от 25.01.2016 между администрацией МО «Приводинское» и ООО «Удима», оснований для выдачи предписания органу местного самоуправления Комиссией не усматривается.

            На основании изложенного, бездействие администрации МО «Приводинское», выразившееся в непроведении торгов на право заключения концессионного соглашения, в результате которого имущество теплоснабжения, находящееся на территории п. Удимский и п. Ерга МО «Приводинское», эксплуатировалось до 24.05.2018 ООО «Удима», нарушает положения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

 

 

 Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 − 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Архангельского УФАС России

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать  администрацию муниципального образования «Приводинское» (Архангельская область,Котласский район, п. Приводино, д.19; ИНН 2904015928; ОГРН 1052904026878)  нарушившей  часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в  заключении 25.01.2016  договора аренды   с ООО «Удима», в отношении объектов теплоснабжения, в нарушение требований  Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и  Федеральным законом «О концессионных соглашениях» № 115-ФЗ от 21.07.2005, результатом чего явилось необоснованное владение и пользование ООО «Удима» муниципальным имуществом теплоснабжения и привело или могло привести к устранению конкуренции за доступ на рынок теплоснабжения и создало необоснованные преимущества для ООО «Удима».

2. Предписание не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны