Решение №916/24 Решение по делу 029/01/15-1067/2023 от 19 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Дело № 029/01/15-1067/2023

 

Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации Няндомского муниципального округа Архангельской области

Заинтересованное лицо: ООО «Мошинские тепловые сети»
 

РЕШЕНИЕ

г. Архангельск

Резолютивная часть решения оглашена 15 февраля 2024 года

Решение изготовлено в полном объеме 19 февраля 2024 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства при наличии кворума, предусмотренного частью 6 статьи 40 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: <....>

рассмотрев в отсутствие представителей ответчика и заинтересованного лица, уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела, дело № 029/01/15‑1067/2023, возбужденное в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации Няндомского муниципального округа Архангельской области (164200, Архангельская область, г. Няндома, ул. 60 лет Октября, 13, ИНН 2918001587, ОГРН 10222901415558) по признакам нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области поступило обращение агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 22.04.2022 № 313/905 о нарушении требований антимонопольного законодательства при передаче муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения д. Петариха, в пользование ООО «Мошинские тепловые сети» на условиях договора аренды объектов теплоснабжения от 14.01.2022, в то время как передача объектов теплоснабжения, срок ввода в эксплуатацию которых превышает пять лет, могла быть осуществлена исключительно по концессионному соглашению.

Письмом от 23.05.2022 № 2299 Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Няндомского муниципального района Архангельской области сообщил, что объекты теплоснабжения переданы ООО «Мошинские тепловые сети» по договору аренды объектов теплоснабжения от 14.01.2022 по решению КЧСиПБ Няндомского района от 14.01.2022. Котельная с оборудованием <....> а также тепловые сети от котельной введены в эксплуатацию в 1989 году. 19.01.2022 главой Няндомского муниципального района утверждена дорожная карта реализации мероприятий по созданию и реконструкции объектов системы теплоснабжения МО «Мошинское». В целях реализации мероприятий дорожной карты постановлением Администрации Няндомского муниципального района от 22.01.2022 утвержден Перечень объектов, находящихся в собственности муниципального образования Няндомское и Няндомского муниципального района Архангельской области, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2022 году. Проведена инвентаризация объектов системы теплоснабжения МО «Мошинское», проводится работа по регистрации права собственности на земельные участки, расположенные под указанными объектами, а также актуализация программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.

По результатам рассмотрения обращения агентства по тарифам и ценам Архангельской области в действиях Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Няндомского муниципального района Архангельской области (164200, Архангельская область, г. Няндома, ул. 60 лет Октября, 13, ИНН 2918001587, ОГРН 10222901415558) по предоставлению в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Мошинские тепловые сети» муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения МО «Мошинское», в нарушение требований части 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190‑ФЗ «О теплоснабжении» на условиях договора аренды объектов теплоснабжения от 14.01.2022, без проведения торгов были установлены признаки нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает органу местного самоуправления предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения в случае выявления признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В связи с изложенным, 25.05.2022 Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Няндомского муниципального района Архангельской области было выдано предупреждение 36п-22 о необходимости в срок до 22.05.2023 устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, а именно: осуществить возврат в муниципальную казну объектов теплоснабжения МО «Мошинское», переданных ООО «Мошинские тепловые сети» на условиях договора аренды объектов теплоснабжения от 14.01.2022.

По ходатайству Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Няндомского муниципального округа Архангельской области от 05.05.2023 № 1276 и на основании части 5 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» письмом от 12.05.2023 № 2433/23 срок выполнения предупреждения Архангельского УФАС России 36п-2022 от 25.05.2022 № 05‑03/298/22, выданного Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Няндомского муниципального района Архангельской области, был продлен до 06.11.2023.

На основании части 6 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Письмом от 26.10.2023 № 3257 Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Няндомского муниципального округа Архангельской области сообщил, что Администрация Няндомского муниципального округа Архангельской области обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к ООО «Мошинские Тепловые Сети», ООО «Вектор», к Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Няндомского муниципального округа Архангельской области о признании недействительными договора аренды объектов теплоснабжения от 28.07.2020 и договора аренды объектов теплоснабжения от 14.01.2022. Решением Арбитражного суда Архангельской области от 27.06.2023 по делу № А05-4189/2023 в удовлетворении иска отказано. Как установлено судом, договоры аренды от 28.07.2020 и от 14.01.2022 были заключены в целях недопущения возникновения чрезвычайной ситуации, которая могла привести к нарушению условий жизнедеятельности людей по обеспечению населения и социальных объектов теплоснабжением. Постановлением главы Няндомского муниципального района Архангельской области от 14 января 2022 года №1/1-па введен режим повышенной готовности на территории МО «Мошинское». Постановление до настоящего времени действует, режим не отменен. На территории муниципального образования «Мошинское» на момент заключении договора аренды от 14.01.2022 организация, осуществляющая деятельность в сфере теплоснабжения отсутствовала, в связи с тем, что ООО «Уют-2» (предыдущая теплоснабжающая организация) передало тепловые сети МО «Мошинское» в пользование в муниципалитет поселения. В результате заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Няндомского района (протокол от 14.01.2022 №1) принято решение дать согласие Комитету продолжить арендные отношения с ООО «Мошинские тепловые сети» по оказанию услуг теплоснабжения на территории муниципального образования «Мошинское» до даты заключения концессионного соглашений в сфере теплоснабжения на территории муниципального образования «Мошинское». Таким образом, спорные договоры были заключены в условиях чрезвычайной ситуации, что не противоречит требованиям закона. В пункте 75 постановления Пленума № 25 разъяснено, что само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов. Учитывая, что режим повышенной готовности на территории МО «Мошинское» и МО «Шалакушское» на момент рассмотрения дела в суде не прекращен, а концессионные соглашения в порядке, предусмотренном законодательством, не заключены, суд признал, что оспариваемые договоры аренды от 28.07.2020 и от 14.01.2022 заключены в защиту публичных интересов потребителей, проживающих на территории МО «Мошинское» и МО «Шалакушское». Оспариваемые договоры, по мнению суда, заключены с целью защиты интересов населения МО «Мошинское» и МО «Шалакушское» по обеспечению теплоснабжения и предотвращения чрезвычайной ситуации в муниципальном образовании; возврат объектов теплоснабжения Администрации повлечет прекращение тепла, что в условиях незавершенных процедур по заключению концессионного соглашения, приведет лишь к нарушению прав и интересов как муниципального образования, так и неограниченного круга лиц. Поскольку возврат имущества согласно выводу суда приведет к нарушению прав граждан, исполнить предупреждение иным образом Комитет не имеет возможности.

Таким образом, предупреждение Архангельского УФАС России 36п-2022 в установленный срок выполнено не было.

Частью 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

С учетом изложенного, 09.11.2023 в отношении Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Няндомского муниципального округа Архангельской области было возбуждено дело № 029/01/15‑1067/2023 по признакам нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». К участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечено также ООО «Мошинские тепловые сети».

Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации Няндомского муниципального округа Архангельской области со вменяемым правонарушение не согласился по основаниям, изложенным в письме от 27.11.2023 № 3646, указав, что Областным законом от 30.05.2022 № 576-35-ОЗ Няндомский муниципальный район Архангельской области преобразован с 01.06.2022 в Няндомский муниципальный округ Архангельской области. С указанного дня Няндомский муниципальный район Архангельской области и входящие в его состав городские и сельские поселения утратили статус муниципальных образований. В связи с преобразованием требовалось утвердить схему теплоснабжения на территории Няндомского муниципального округа. Постановлением администрации Няндомского муниципального округа от 13.11.2023 № 490-па утверждена схема теплоснабжения Няндомского муниципального округа Архангельской области с 2023 по 2039 годы. 15.11.2023 в адрес министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области направлен перечень объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения, планируемых к заключению концессионных соглашений. С 01.01.2023 все имущество, находящееся в собственности поселений и района, является собственностью Няндомского муниципального округа. До настоящего времени концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, указанных в предупреждении, не заключено. Рассматривается возможность заключения одного концессионного соглашения по объектам, расположенным в Шалакуше и Моше — отдельные лоты. В Шалакуше в настоящее время ведутся работы по капитальному ремонту тепловой сети. Администрация Няндомского муниципального округа Архангельской области обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к ООО «Мошинские Тепловые Сети», ООО «Вектор», к Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Няндомского муниципального округа Архангельской области о признании недействительными договора аренды объектов теплоснабжения от 28.07.2020 и договора аренды объектов теплоснабжения от 14.01.2022. Решением Арбитражного суда Архангельской области от 27.06.2023 по делу № А05‑4189/2023 в удовлетворении иска отказано. Как установлено судом, договоры аренды от 28.07.2020 и от 14.01.2022 были заключены в целях недопущения возникновения чрезвычайной ситуации, которая могла привести к нарушению условий жизнедеятельности людей по обеспечению населения и социальных объектов теплоснабжением. Постановлением главы Няндомского муниципального района Архангельской области от 14 января 2022 года №1/1-па введен режим повышенной готовности на территории МО «Мошинское». Постановление до настоящего времени действует, режим не отменен. На территории муниципального образования «Мошинское» на момент заключения договора аренды от 14.01.2022 организация, осуществляющая деятельность в сфере теплоснабжения, отсутствовала, в связи с тем, что ООО «Уют-2» (предыдущая теплоснабжающая организация) передало тепловые сети МО «Мошинское» в пользование в муниципалитет поселения. В результате заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Няндомского района (протокол от 14.01.2022 №1) принято решение дать согласие Комитету продолжить арендные отношения с ООО «Мошинские тепловые сети» по оказанию услуг теплоснабжения на территории муниципального образования «Мошинское» до даты заключения концессионного соглашений в сфере теплоснабжения на территории муниципального образования «Мошинское». Таким образом, спорные договоры были заключены в условиях чрезвычайной ситуации, что не противоречит требованиям закона. В пункте 75 постановления Пленума № 25 разъяснено, что само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов. Учитывая, что режим повышенной готовности на территории МО «Мошинское» и МО «Шалакушское» не прекращен, а концессионные соглашения в порядке, предусмотренном законодательством, не заключены, суд признал, что оспариваемые договоры аренды от 28.07.2020 и от 14.01.2022 заключены в защиту публичных интересов потребителей, проживающих на территории МО «Мошинское» и МО «Шалакушское». Оспариваемые договоры, по мнению суда, заключены с целью защиты интересов населения МО «Мошинское» и МО «Шалакушское» по обеспечению теплоснабжения и предотвращения чрезвычайной ситуации в муниципальном образовании; возврат объектов теплоснабжения Администрации повлечет прекращение тепла, что в условиях незавершенных процедур по заключению концессионного соглашения, приведет лишь к нарушению прав и интересов как муниципального образования, так и неограниченного круга лиц. Поскольку возврат имущества согласно выводу суда приведет к нарушению прав граждан исполнить предупреждение иным образом в настоящее время Комитет не имеет возможности.

05.12.2023, рассмотрев дело № 029/01/15-484/2023, Комиссия Архангельского УФАС России пришла к выводу о наличии в материалах дела достаточных доказательств, указывающих на наличие признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» со стороны Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации Няндомского муниципального округа Архангельской области, в связи с чем было принято заключение об обстоятельствах дела, предусмотренное статьей 48.1 данного закона. Рассмотрение дела было отложено. Лицам, участвующим в деле, были направлены копии заключения об обстоятельствах дела 029/01/15-484/2023, предложено представить пояснения, доказательства, доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Лицами, участвующими в деле, пояснения, доказательства, доводы в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, представлены не были.

Комиссия рассмотрела дело с учетом следующего.

Согласно протоколу заседания КЧС И ПБ Администрации Няндомского муниципального района от 14.01.2022 № 1 было принято решение: дать согласие Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Няндомского муниципального района Архангельской области продолжить арендные отношения с ООО «Мошинские тепловые сети» по оказанию услуг теплоснабжения на территории муниципального образования «Мошинское» до даты заключения концессионного соглашения в сфере теплоснабжения на территории МО «Мошинское».

14.01.2022 Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Няндомского муниципального района Архангельской области и ООО «Мошинские тепловые сети» был заключен договор аренды объектов теплоснабжения, в соответствии с которым в аренду обществу были переданы:

котельная с оборудованием, <...>

тепловые сети <...>

Договор действует до заключения и передачи имущества по концессионному соглашению, заключенному в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении).

Частью 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении императивно определено, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

На основании части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Принимая во внимание, что срок ввода в эксплуатацию большей части объектов теплоснабжения превышает пять лет, согласно части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования рассматриваемыми объектами могла быть осуществлена только по концессионному соглашению.

Специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения, в сфере концессионных отношений и подлежащими исполнению органами власти и органами местного самоуправления, установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования объектами теплоснабжения. Выбор способа передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения (аренда или концессионное соглашение) законодатель связывают с датой ввода указанных объектов в эксплуатацию. Данные требования исключают произвольный выбор органом власти и органом местного самоуправления формы конкурса и формы договора в отношении рассматриваемых объектов.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Закон о концессионных соглашениях) концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 данного закона, а в отношении объектов теплоснабжения - также случаев, предусмотренных статьями 51, 52.1 данного закона.

Закон о концессионных соглашениях предусматривает определенный перечень требований к содержанию и условиям концессионного соглашения. Круг отношений, регулируемых договором аренды и концессионным соглашением, различен. Предметом договора аренды является предоставление объекта аренды в пользование за плату. Предмет концессионного соглашения предполагает осуществление деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения и реконструкцию (создание) такого объекта в период его использования.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Статья 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаками ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право пользования муниципальным имуществом, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Защита определенной конкурентной среды (соперничества хозяйствующих субъектов) не может рассматриваться в отрыве от правомерности целей (результатов) соперничества и его условий, правовых требований к конкурентам. Недопустимо неправомерное ограничение конкуренции в отношении тех хозяйствующих субъектов, которые действуют на товарном рынке в соответствии с правовыми нормами и законными интересами других лиц, желают и готовы выйти на соответствующий товарный рынок, понимая, что деятельность на нем должна отвечать определенным юридическим, техническим (технологическим) и экономическим стандартам.

С позиции законодательства о защите конкуренции все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на товарном рынке, должны быть поставлены в равные условия с тем, чтобы каждый из них за счет самостоятельных действий был способен повлиять на условия обращения товара на товарном рынке, что одновременно исключает возможность одностороннего влияния какого-либо хозяйствующего субъекта на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции. Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции. Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Архангельским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 029/01/15-1067/2023.

Временной интервал исследования был определен с 14.01.2022 по дату исследования.

Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжение представляет собой обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности; под теплоснабжающей организацией понимается организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей); система теплоснабжения представляет собой совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями; объекты теплоснабжения - источники тепловой энергии, тепловые сети или их совокупность.

Услуги по передаче тепловой энергии входят в сферу деятельности субъектов естественной монополии, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147‑ФЗ «О естественных монополиях».

Деятельность в сфере теплоснабжения согласно ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийскиому классификатору видов экономической деятельности относится к разделу D «Обеспечение электрической энергией, газом и паром». Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными - код по ОКВЭД 35.30.14, передача пара и горячей воды (тепловой энергии) - код по ОКВЭД 35.30.2.

Услуга по теплоснабжению не взаимозаменяема с другими видами услуг, т.к. покупатели фактически не заменяют и не готовы заменить тепловую энергию другими товарами, т.к. не существует иного способа обеспечить выполнение функционального назначения услуги по теплоснабжению.

С учетом изложенного, продуктовые границы рынка определены как услуги по теплоснабжению.

Для рынка услуг по теплоснабжению характерно оказание услуг организациями теплоснабжения потребителям в пределах расположения тепловых сетей теплоснабжающих или теплосетевых организаций. Присоединение теплопотребляющих объектов к сетям инженерно-технического обеспечения другого поставщика не всегда возможно и требует значительных расходов.

Таким образом, географические границы рынка определяются как границы локальных рынков в пределах территорий расположения технологической инфраструктуры (сетей) хозяйствующих субъектов, оказывавших услуги теплоснабжения.

С учетом изложенного, географическими границами рассматриваемого рынка являются границы присоединенных сетей в границах д. Петариха Няндомского муниципального округа Архангельской области.

Применительно к рынку теплоснабжения необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает при входе на товарный рынок, именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар вводится в оборот.

При этом, одним из основных приоритетов государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства является развитие конкуренции. Значимым аспектом развития конкуренции за доступ на рынок услуг теплоснабжения является возможность получения прав в отношении государственного и муниципального имущества по результатам нормативно закрепленной процедуры конкурентного отбора.

В целях обеспечения равного доступа для всех заинтересованных лиц к государственному или муниципальному имуществу, предназначенному для теплоснабжения, горячего водоснабжения, и выбора наиболее эффективного правообладателя действующим законодательством Российской Федерации определен особый порядок распоряжения указанным имуществом.

В рассматриваемом случае условием предоставления прав владения и пользования в отношении объектов теплоснабжения является заключение концессионного соглашения в порядке, установленном Законом о концессионных соглашениях.

Нормативное закрепление процедуры торгов направлено на обеспечение возможности для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Рынок получения права владения и (или) пользования муниципальным имуществом по общему правилу является конкурентным. Предоставление права пользования объектами теплоснабжения обуславливает получение возможности доступа на рынок услуг по передаче тепловой энергии в границах присоединенных сетей на территории соответствующего муниципального образования.

Предоставление права пользования муниципальным имуществом, в том числе на условиях аренды, в отсутствие законных оснований создает для отдельного хозяйствующего субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут имеет намерение приобрести указанные права в отношении муниципального имущества, и, таким образом, может привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Неправомерное пользование находящимися в муниципальной собственности объектами теплоснабжения ведет к недопущению конкуренции за доступ на рынок теплоснабжения.

Несоблюдение порядка предоставления прав владения и пользования в отношении муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения препятствует привлечению частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства и не обеспечивает развитие добросовестной конкуренции за доступ на рынок.

Причины, по которым муниципальное имущество было передано ООО «Мошинские тепловые сети» (в том числе введение режима повышенной готовности), не имеют правового значения для установления нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции». Возможность предоставления объектов теплоснабжения, распоряжение которыми должно осуществляться в порядке, предусмотренном статьей 28.1 Закона о теплоснабжении, на основании договора аренды или иного соглашения с целью обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на срок режима повышенной готовности действующим законодательством не предусмотрена.

Достижение целей обеспечения населения и организаций услугами теплоснабжения не исключает необходимости соблюдения требований статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190 ФЗ «О теплоснабжении», которой определен особый порядок распоряжения объектами теплоснабжения в целях обеспечения равного доступа для всех заинтересованных лиц к государственному или муниципальному имуществу, предназначенному для теплоснабжения, и выбора наиболее эффективного правообладателя.

С учетом изложенного, действия Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Няндомского муниципального округа Архангельской области по предоставлению в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Мошинские тепловые сети» муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения МО «Мошинское», в нарушение требований части 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 №190‑ФЗ «О теплоснабжении» на условиях договора аренды объектов теплоснабжения от 14.01.2022, в результате чего ООО «Мошинские тепловые сети» получило доступ на рынок теплоснабжения сельского поселения «Мошинское» в приоритетном порядке с нарушением требований передачи такого имущества, нарушают требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции».

Рассматривая вопрос о выдаче предписания, комиссии отмечает, что в целях пресечения действий органов местного самоуправления по передаче объектов теплоснабжения без проведения обязательного конкурса целесообразно выдавать предупреждения о необходимости принятия мер по устранению последствий нарушения - возврату имущества. При этом предписание, адресованное органу местного самоуправления, должно быть направлено на реальное восстановление конкурентной среды, претерпевшей негативное воздействие со стороны указанного органа, и обладать признаком исполнимости. Вместе с тем, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 27.06.2023 по делу № А05‑4189/2023 в удовлетворении иска о признании недействительными договора аренды объектов теплоснабжения от 14.01.2022 было отказано. Таким образом, выдача предписания о возврате в муниципальную казну объектов теплоснабжения МО «Мошинское», переданных ООО «Мошинские тепловые сети» на условиях договора аренды объектов теплоснабжения от 14.01.2022, не представляется целесообразным. В свою очередь, бездействие администрации муниципального образования, выраженное в непринятии мер по заключению концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения (в случае наличия такового), должно являться предметом отдельного разбирательства.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1–4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Признать со стороны Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Няндомского муниципального округа Архангельской области (164200, Архангельская область, г. Няндома, ул. 60 лет Октября, 13, ИНН 2918001587, ОГРН 10222901415558) нарушение требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в действиях по предоставлению в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Мошинские тепловые сети» муниципального имущества, предназначенного для теплоснабжения МО «Мошинское», в нарушение требований части 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 №190‑ФЗ «О теплоснабжении» на условиях договора аренды объектов теплоснабжения от 14.01.2022, в результате чего ООО «Мошинские тепловые сети» получило доступ на рынок теплоснабжения сельского поселения «Мошинское» в приоритетном порядке с нарушением требований передачи такого имущества.

2. Предписание не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны