Решение б/н необоснована от 21 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 103оз-23

029/06/42-294/2023

Заказчик:

ГБУ Архангельской области «Региональная транспортная служба»

163002, Архангельская обл, Архангельск г, ул. Павла Усова, офис 210, д.14

Е-mail: delo@rts29.ru

Уполномоченный орган :

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул.Выучейского, д.18

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

Индивидуальный предприниматель Семенова Тамара Владимировна

 

       
       
 

РЕШЕНИЕ

19 апреля 2023 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок;

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Титова О.Е.

Заместитель начальника отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заявителя: Ибрагимова Р.Ш. (доверенность от 14.04.2023);

Заказчика: Волынца Д.П. (доверенность от 14.04.2023);

Уполномоченного органа: Коротковой И.Ю. (доверенность от 29.04.2022 № 76-Д).

УСТАНОВИЛА:

12 апреля 2023 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ИП Семеновой Тамары Владимировны (далее – Заявитель) на действия заказчика – ГБУ Архангельской области «Региональная транспортная служба» (далее – Заказчик), Уполномоченного органа – Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку с монтажом стационарных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД РФ (извещение №0124200000623001972).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с размещением извещения, не соответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 17.04.2023 № 21301/568.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 17.04.2023 № 314-05-228.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика формирует извещение об осуществлении закупки и организует проведение закупки.

04.04.2023 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0124200000623001972 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку с монтажом стационарных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД РФ (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена контракта – 46 593 000,00 рублей.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

10.04.2023, 12.04.2023 внесены изменения в извещение (далее – Изменения).

Пунктом 1 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать электронный документ: описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 указанного Федерального закона.

Заявитель в жалобе указывает, что в Описании объекта закупки отсутствует необходимое указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, позволяющих участникам закупки при подаче заявки на участие в аукционе определить подлежащее монтажу оборудование (комплексы фотовидеофиксации), в части интеграционной совместимости со специальным программным обеспечением СПО «ЕПУТС», а именно отсутствует описание протокола передачи данных и интеграционной платформы СПО «ЕПУТС».

Требование Заказчика о подтверждении наличия интеграционной совместимости поставляемого оборудования (комплексов фотовидеофиксации) со специальным программным обеспечением СПО «ЕПУТС» лицензионным соглашением с правообладателем программного обеспечения приводит к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупки.

В Извещении не указаны реквизиты правообладателя, только его наименование - ООО "НПО"ИТС".

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Объектом закупки является Поставка с монтажом стационарных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД РФ.

Файл «Описание объекта закупки», являющийся неотъемлемой частью Извещения (далее - Описание объекта закупки), содержит таблицу, в которой установлены требования к товарам, в том числе требование о Совместимости с Единой Платформой Управления Транспортной Системой (позиция 1.7 таблицы).

Пунктом 2.2. Описания объекта закупки определен порядок интеграции с СПО «ЕПУСТ», а именно: интеграция с СПО «ЕПУТС» должна быть подтверждена соответствующим лицензионным соглашением с правообладателем (ООО "НПО "ИТС"). Включение описания протокола передачи данных и интеграционной платформы в состав технического задания не представляется возможным по соображениям информационной безопасности. Поставщик, интегрирующий СКФВФ, должен обеспечить интеграцию своими силами и за свой счет, в том числе с привлечением третьих лиц (при необходимости). Модификация производится внедрением поддержки протокола поставляемого СКФВФ для каждого СКФВФ, поставляемого в рамках настоящей закупки (в том числе протокола передачи служебной информации о статусе, работоспособности, фиксируемых нарушениях и т.д.) в среду СПО «ЕПУТС» в виде отдельного лицензируемого модуля. В случае необходимости модификация СПО «ЕПУТС» допускается в части сигнальных взаимодействий (приема-отправки служебных сообщений) о статусе и текущем состоянии интегрируемых СКФВФ.

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что требование о наличии интеграции арендуемого оборудования в имеющуюся систему СКФВФ в СПО «ЕПУТС» установлено исходя из его потребности в связи с тем, что на территории Архангельской области в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на основании распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации от 25.03.2020 года № АК-60-р «Об утверждении Методики оценки и ранжирования локальных проектов в целях реализации мероприятия «Внедрение интеллектуальных процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек» для нужд Архангельской области внедрена интеллектуальная транспортная система «Единая Платформа Управления Транспортной системой» (ЕПУТС), функционирующая на базе СПО «ЕПУТС» (правообладатель ООО «НПО «ИТС»). Требование об интеграции с ЕПУТС является значимым для Заказчика требованием, в связи с необходимостью модернизации находящегося на балансе у Заказчика СПО «ЕПУТС», а не замены его на новые компоненты. При этом модернизация должна производится на существующей технической платформе СПО «ЕПУТС» с сохранением принципов работы с СПО «ЕПУТС», путем добавления новых модулей и подсистем с использованием интеграционной платформы ИТС СПО «ЕПУТС» и путем «внедрения» программного обеспечения изготовителя СКФВФ с программным обеспечением правообладателя СПО «ЕПУТС». Требование модернизации СПО «ЕПУТС» обусловлено потребностью управления информацией в связи с централизованным использованием СПО «ЕПУТС» Заказчиком. Заказчик не имеет возможности самостоятельно своими силами сделать требуемые модификации системы СПО «ЕПУТС». Для модификации системы СПО «ЕПУТС» необходимо подтверждение права вносить изменения (модифицировать) систему СПО ПК «ЕПУТС». Заказчик не может на стадии формирования Технического задания составить подробное описание параметров модификации, поскольку на данной стадии Заказчик не может знать, какое именно оборудование будет предлагаться победителем аукциона. Кроме того, все возможные расходы, включая расходы на заключение лицензионного соглашения с правообладателем учтены при формировании начальной максимальной цены контракта, так как поставка товара включает в себя в том числе, монтаж и настройку СКФВФ. Относительно информации об ООО "НПО "ИТС" Заявитель мог воспользоваться поиском в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обратиться к Заказчику. Кроме того, лицензионный (сублицензионный) договор, заключенный с балансодержателем и также размещен в открытом доступе в Единой информационной системе (реестровый номер контракта 2290111828021000003).

Следует отметить, что требование о наличии лицензионного соглашения с правообладателем является требованием к Поставщику, а не к участнику закупки.

Частью 1 статьи 2 ФЗ «О контрактной системе» определено, что законодательство о контрактной системе основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса.

В силу пункта 2 части 1 статьи 1225 Гражданского кодекса (далее - ГК РФ) к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности относятся программы для электронных вычислительных маши (программы для ЭВМ).

На результаты интеллектуальной деятельности признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом (статья 1226 ГК РФ).

Лицо, обладающее исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности вправе использовать такой результат по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом, распоряжаться своим исключительным правом, по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (часть 1 статьи 1229 ГК РФ).

Частью 1 статьи 1233 ГК РФ правообладателю предоставлена возможность распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности.

К договорам о распоряжении исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, в том числе к договорам об отчуждении исключительного права и к лицензионным (сублицензионным) договорам, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 – 419 ГК РФ) и о договоре (статьи 420 – 453 ГК РФ) (часть 2 названной статьи).

Комиссия Архангельского УФАС России полагает, что лицензионное соглашение с правообладателем не может являться ресурсом, поскольку является подтверждением права вносить изменения (модифицировать) систему СПО ПК «ЕПУТС».

Следовательно, требование о подтверждении интеграции с СПО «ЕПУТС» соответствующим лицензионным соглашением с правообладателем (ООО "НПО "ИТС") не противоречит положениям статьи 33 ФЗ «О контрактной системе».

Проанализировав материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

По общему правилу указание Заказчиком в документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п.1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

Включение в техническое задание спорной характеристики товара, обусловленной его спецификой не может рассматриваться как нарушение ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик установил требования к оборудованию, исходя из своей потребности, из назначения такого оборудования, а также с учетом наличия требований технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Извещение не усматривает, что осуществление закупки производится среди производителей товара. В аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков. Участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям Извещения и требованиям Заказчика. Объективные причины невозможности приобретения товара с требуемыми Заказчику характеристиками Заявителем не представлены.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что установление указанных в Извещении требований фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими. Как подтверждается материалами дела, начальная (максимальная) цена контракта определена на основании 2-х коммерческих предложений.

Следовательно, участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям Извещения и удовлетворяющий потребности Заказчика.

Вместе с тем, на заседание Комиссии Архангельского УФАС России Заявителем в жалобе не представлены документы и сведения, свидетельствующие об ограничении количества участников закупки, а также о наличии препятствий при формировании и подаче заявки с учетом требований Извещения к составу заявки.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик при формировании при описания объекта закупки руководствуется объективными потребностями и при этом соблюдает условия о недопущении ограничения количества участников закупки.

Заказчиком при описании объекта закупки не нарушены положения ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП Семеновой Тамары Владимировны необоснованной.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии Н.В. Вознесенская

О.Е. Титова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны