Решение б/н В Архангельское УФАС России поступило обращение [удалено], с... от 23 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 029/05/18-883/2023

Резолютивная часть оглашена «20» ноября 2023 года
Решение в полном объеме изготовлено «23» ноября 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее по тексту – Архангельское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель Комиссии
-
[удалено]
Руководитель Архангельского УФАС России;

Члены Комиссии:
-
[удалено]
Главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России;

[удалено]
Ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России,

рассмотрев материалы дела № 029/05/18-883/2023, возбужденного в отношении ООО "Научно-технический экспертный центр" (ИНН: 2377004330, ОГРН: 1222300066218, юридический адрес: 352555, Краснодарский край, Мостовский р-н, ст-ца Переправная, Красная ул, д. 22) (далее — ООО «НТЭЦ», Общество) по признакам нарушения требований ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), руководствуясь ст. 36 Закона о рекламе, п. 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения Закона о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 (далее — Правила рассмотрения дел),

УСТАНОВИЛА:
В Архангельское УФАС России поступило обращение [удалено], согласно которому 20.06.2023 в 16:48 и 17:23 на электронную почту [удалено] пришли электронные идентичные письма со следующим содержанием:
«ООО „Научно-технический экспертный центр“ оказываем услуги оценки жилой и коммерческой недвижимости, автотранспорта, оборудования и спецтехники, оружия, ущерба. В штате только аттестованные оценщики. Заказать можно по тел. [удалено] Работаем на всей территории России [удалено]».

По сообщению Заявителя, согласия на получение рекламных сообщений от ООО «Научно-технический экспертный центр» он не давал.

Архангельским УФАС России были направлены запросы (№ 3654/23 от 12.07.2023, № 3972/23 от 27.07.2023, № 4189/23 от 09.08.2023) в адрес ООО «НТЭЦ».

Однако, почтовую корреспонденцию, направляемую Архангельским УФАС России по юридическому адресу ООО «НТЭЦ», по неустановленным причинам не получало.

Архангельским УФАС России также направлен запрос ПАО «Мегафон» с целью установления принадлежности номера, указанного в спорном сообщении.

Так, по сообщению ПАО «Мегафон» номер [удалено] выделен [удалено] на основании договора об оказании услуг связи № 257854728 от 28.02.2023.

Стоит отметить, что адрес [удалено], указанный в договоре об оказании услуг связи № 257854728 соответствует юридическому адресу ООО «НТЭЦ».

Исходя из имеющихся сведений, можно сделать вывод, что ООО «НТЭЦ» и [удалено] являются взаимосвязанными лицами.

Таким образом, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что спорная информация распространялась в интересах ООО «НТЭЦ» и средствами ООО «НТЭЦ».

Частью 1 Статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) установлено, что распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Пункт 1,2 статьи 3 Закона о рекламе определяет, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

Как указано выше, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

При этом, необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты поступило соответствующее рекламное сообщение.

Однако, Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи.

Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

Отсутствие в тексте информации какого-либо указания на средства индивидуализации, позволяющие идентифицировать ее получателя, позволяет говорить о том, что названная информация адресована неопределенному кругу лиц, вне зависимости от того, каким количеством лиц она была получена.

Распространенная информация имеет в себе признаки рекламы — имеет объект рекламирования — услуги ООО «НТЭЦ» в оценке жилой и коммерческой недвижимости, автотранспорта, оборудования и спецтехники, оружие, ущерба.

В распространенной рекламе отсутствуют персональные данные лица, на восприятие которого направлена распространенная информация. Текст рекламы не содержит в себе указания на конкретного адресата, в связи с чем реклама не имеет ограничений по распространению, исходя из ее содержания.

Таким образом, указанная информация распространена по сетям электросвязи (посредством направления письма по электронной почте), без получения предварительного согласия абонента.

В соответствии с ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований ч. 1 статьи 18 Закона о рекламе несет рекламораспространитель (лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств – п. 7 ст. 3 Закона о рекламе).

Стоит отметить, что Определение о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и Определение об отложении рассмотрения дела № 029/05/18-883/2023 по неустановленным причинам Обществом по юридическому адресу не получены, согласие на получение рекламы [удалено] не предоставлено.

При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по указанным адресам, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя.

Так в абзаце 2 пункта 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" разъясняется, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправо в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.), за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

Таким образом, исходя из совокупности имеющихся сведений, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу, что рекламораспространителем рассматриваемой информации, в чьих действиях содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе является ООО "Научно-технический экспертный центр" (ИНН: 2377004330, ОГРН: 1222300066218, юридический адрес: 352555, Краснодарский край, Мостовский р-н, ст-ца Переправная, Красная ул, д. 22).

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пп. 42 - 47, п. 54 Правил рассмотрения дел,

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу, направленную 20.06.2023 в 16:48 и 17:23 на электронную почту [удалено] с рекламой услуг ООО «НТЭЦ» в оценке жилой и коммерческой недвижимости, автотранспорта, оборудования и спецтехники, оружие, ущерба поскольку такая реклама нарушает требования ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе.
2. Признать:

ООО "Научно-технический экспертный центр" (ИНН: 2377004330, ОГРН: 1222300066218) рекламораспространителем, нарушившим ч.1 ст. 18 Закона о рекламе;

3. Выдать ООО "Научно-технический экспертный центр" предписание о прекращении нарушения Закона о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении лица, в действиях которого присутствует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, предписания, если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения, предписания. Постановление антимонопольного органа о применении мер административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе может быть обжаловано, оспорено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Председатель комиссии

[удалено]

Члены комиссии

[удалено]

[удалено]

Связанные организации

Связанные организации не указаны