Решение №04-05/5536 Решение 423оз-20 от 11 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 423оз-20

029/06/64-992/2020

Заказчик:

ГБУ Архангельской области «Региональная транспортная служба»

163002, г. Архангельск, ул. Павла Усова, д. 14, офис 213

E-mail: contract@rts29.ru

Уполномоченный орган :

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул.Выучейского, д.18,

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

АО «Сбербанк-АСТ»

119435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9

E-mail: ko@sberbank-ast.ru

Заявитель:

ООО "ПАБЛИК ТЕНДЕРС"

107140, Москва, 1ый Красносельский пер., д.3, под.1, пом.1 к.75, оф.99

E-mail: to_info@b.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

11 августа 2020 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 г. N ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Фарманова И.М.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Кузнецова Е.Н.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заказчика: Орлова А.А. (доверенность от 04.08.2020);

Уполномоченного органа: Анисимова А.А. (доверенность от 08.04.2019 №43-Д).

Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

УСТАНОВИЛА:

04 августа 2020 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "ПАБЛИК ТЕНДЕРС" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУ Архангельской области «Региональная транспортная служба» (далее – Заказчик), Уполномоченного органа – Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган), при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по модернизации и расширению системы стационарных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД РФ на территории Архангельской области с монтажом комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД РФ (извещение №0124200000620003963).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с утверждением конкурсной документации несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 07.08.2020 №706.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает конкурсную документацию, и организует осуществление закупки.

22.07.2020 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №  0124200000620003963 о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсную документация на право заключения контракта на выполнение работ по модернизации и расширению системы стационарных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД РФ на территории Архангельской области с монтажом комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД РФ (далее – конкурсная документация).

Начальная (максимальная) цена контракта – 85500000,00 рублей.

Оператор электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ».

1. Заявитель в своей жалобе указал на то, что Заказчиком неправильно выбран способ определения поставщика путем проведения конкурса вместо электронного аукциона, так как неправомерно был выбран код ОКПД 62.01.11.000.

Согласно части 5 статьи 24 ФЗ «О контрактной системе» заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Часть 3 статьи 54.2 ФЗ «О контрактной системе» содержит исчерпывающий перечень информации, которая должна содержаться в извещении о проведении конкурса в электронной форме наряду с информацией, указанной в статье 42 данного Федерального закона.

Вышеуказанное положение ФЗ «О контрактной системе», устанавливающее требования к извещению о проведении электронного аукциона, не предусматривает обязанность заказчика указывать код ОКПД 2. При этом, заказчик вправе самостоятельно определить код ОКПД 2, максимально объективно описывающий объект закупки.

Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее – Аукционный перечень) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 №471-р.

На заседании Комиссии Архангельского УФАС России установлено, что Заказчиком в извещении установлен код ОКПД 2 - 62.01.11.000 «Услуги по проектированию и разработке информационных технологий для прикладных задач и тестированию программного обеспечения».

В указанном Аукционном перечне код ОКПД2 62.01.11.000 «Услуги по проектированию и разработке информационных технологий для прикладных задач и тестированию программного обеспечения» отсутствует. Действующее законодательство не вменяет в обязанность заказчику проводить электронный аукцион по указанному объекту закупки.

Следовательно, работы, подлежащие выполнению в рамках исполнения контракта, не включены в Перечень.

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что объектом закупки является выполнение работ по модернизации и расширению системы стационарных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД РФ на территории Архангельской области, которые объединены в одну систему, которая является прикладной, предназначенной для выполнения определённых задач и рассчитанной на непосредственное взаимодействие комплексов и ИС.

Система стационарных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД РФ на территории Архангельской области является частью аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». Одной из основных функций аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» является регистрации и отслеживания статусов сообщений о всевозможных происшествиях (авариях на предприятиях, в том числе на транспорте, пожарах, несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, преступлениях и так далее). Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» осуществляет обеспечение правопорядка и профилактика правонарушений на дорогах, объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах предусматривают) видеонаблюдение и видеофиксацию, включая: круглосуточную регистрацию фактов нарушения правил дорожного движения; фиксацию в автоматическом режиме правонарушений в области дорожного движения и передачу полученной информации в центры автоматизированной фиксации нарушений правил дорожного движения;

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком правомерно выбран способ определения исполнителя (поставщика) путем проведения открытого конкурса в электронной форме.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. В своей жалобе Заявитель указал на то, что конкурсная документация содержит противоречивые сведения в части установления запрета на допуск иностранного ПО. Заказчик должен был установить запрет на допуск иностранного ПО в соответствии с Постановлением Правительства №1236.

Согласно части 3 статьи 14 ФЗ «О контрактной системе» в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства №1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 1236) приняты правила установления запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 2 Постановления №1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

Согласно пункту 2(1) Постановления №1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:

а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);

б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;

в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;

г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

В ходе изучения конкурсной документации Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что в рамках конкурса в электронной форме отсутствовали основания для установления запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранного государства, поскольку в данной закупке программное обеспечение не является объектом закупки и не подлежит установке в результате исполнения контракта, то есть не подпадает под признаки программного обеспечения, указанные в пункте 2 (1) в целях применения пункта 2 Постановления №1236.

Предметом закупки является выполнение работ по модернизации и расширению системы стационарных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД РФ на территории Архангельской области, в ходе которых осуществляется поставка комплексов автоматической фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения с выполнением работ по монтажу и наладке.

Согласно описанию объекта закупки, составной частью стационарных специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и видеозаписи для обеспечения контроля за дорожным движением на автомобильных дорогах, является предустановленное программное обеспечение, позволяющее осуществлять автоматическое распознавание ГРЗ.

Следовательно, указанные условия поставки комплекса, имеющего в составе аппаратно-программное обеспечение, указывают, что программное обеспечение в данном случае является функциональной характеристикой объекта закупки, его составной частью, на которые, как указано выше, запрет, предусмотренный Постановлением №1236 не распространяется.

Таким образом, довод жалобы Заявителя является необоснованным.

3. В своей жалобе Заявитель указал на то, что установленные Заказчиком требования к вновь устанавливаемых СКФВФ не соответствуют требованиям ГОСТ Р 57144-2016.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании в документации объекта закупки должен руководствоваться правилом использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 1, 2 статьи 4 Федерального Закона о стандартизации в российской федерации №162-ФЗ от 19.06.2015 стандартизация в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

«…

1) добровольность применения документов по стандартизации;

2) обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, а также включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации;

…»

ГОСТ Р 57144-2016 не включен в перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации.

Таким образом, довод жалобы Заявителя является необоснованным.

4. В своей жалобе Заявитель указал на то, что отсутствуют достаточные исходные данные, необходимые для выполнения работ, в связи чем, не имеет возможности на стадии подачи заявки определиться с потребностями заказчика, что, в свою очередь, не позволяет принять решение об условиях участия в спорной закупке, так как достижения цели закупки зависит не только от поставки/монтажа комплексов, но и совместимости (интерграции) с программным обеспечением SecurOS Enterprise, обеспечение которой невозможна без подробных сведений о предустановленном программном обеспечении.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно пункту 3 раздела II «Сведения о работах, на выполнение которых осуществляется закупка, и об условиях контракта» конкурсной документации к поставке предполагается:

«…

СКФВФ тип 1,7 штук

1.7

Возможность интеграции с программным обеспечением интеллектуального видеонаблюдения SecurOS Enterprise, в соответствии с требованиями методических рекомендаций АПК «Безопасный город» построение (развитие), внедрение и эксплуатация (одобрены на заседании Межведомственной комиссии по вопросам, связанным с внедрением и развитием систем аппаратно-программного комплекса технических средств «Безопасный город» под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозина от 22.04.2015 (протокол №5).

наличие

…»

Требования к объемам работ, местам установки, дооснащению (модернизации), функциональным и техническим характеристикам результата работ по модернизации и расширению ССКФВФ Заказчиком прописаны четко и однозначно.

Заказчик в объяснениях по жалобе от 07.08.2020 №706 пояснил, то программное обеспечение SecurOS Enterprise является разработкой компании ISS , находится в открытом доступе (доступна для скачивания) и подробно описана на официальном сайте производителя.

При таких обстоятельствах факт нарушения Заказчиком ФЗ «О контрактной системе» Комиссией Архангельского УФАС России не установлен.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "ПАБЛИК ТЕНДЕРС" необоснованной.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии И.Ю. Короткова

Члены Комиссии Е.Н. Кузнецова

А.А. Толстова

Связанные организации

Связанные организации не указаны