Решение б/н обоснована от 25 июля 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Дело № 37юл-22 029/07/3-646/2022 |
||||||
Заказчик (Организатор закупки): Акционерное общество «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» 163512, Архангельская область, Приморский район, н.п.Васьково, Аэропорт E-mail: Dh-zakupka@avia29.ru Оператор электронной площадки: АО «Единая электронная торговая площадка» 115114, Москва, ул Кожевническая 14, стр. 5 Е-mail: ko@roseltorg.ru Заявитель: ООО "Компания Нефтемаркет" 413720, Саратовская область, г. Пугачев, ул. Топорковская, д.8/1 E-mail: info@tk-neftemarket.ru |
||||||
РЕШЕНИЕ
20 июля 2022 года г. Архангельск
Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:
Председатель комиссии:
Пшиншев А.Г. |
Руководитель Управления, |
Члены комиссии:
Вознесенская Н.В. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
Романова Д.С. |
Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
В присутствии представителей от:
Заявителя: генерального директора Спринчана С.Ф. (приказ от 05.04.2021 № 1), Буланова Г.С. (доверенность от 12.07.2022);
Заказчика: Прыткова В.О. (доверенность от 14.07.2022 № 26);
Участника закупки ООО "Еврокурс": Савина В.В. (доверенность от 19.07.2022 №2);
УСТАНОВИЛА:
14 июля 2022 года в Архангельское УФАС России поступила жалоба ООО "Компания Нефтемаркет" (далее – Заявитель) на действия Заказчика – АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, №32211459140 на право заключения договора на поставку топлива для реактивных двигателей ТС-1.
Содержание жалобы:
Заявитель обжалует действия Заказчика, в связи с установлением ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в конкурсе.
Указанное обстоятельство подпадает под основание для обжалования, определенное пунктом 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках»).
Комиссия Архангельского УФАС России согласно статье 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрела жалобу с учетом следующего.
Акционерное общество «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» является заказчиком в понимании ФЗ «О закупках», который устанавливает общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ «О закупках», при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 ФЗ «О закупках» правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 ФЗ «О закупках» Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Из вышеизложенного следует, что ФЗ «О закупках» не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.
На основании статьи 2 названного Федерального закона, в Обществе принято Положение о закупках товаров, работ, услуг АО "2-ОЙ Архангельский объединенный авиаотряд", одобренное решением Совета директоров АО "2-ОЙ Архангельский объединенный авиаотряд" (протокол № 6/2019 от 08.11.2019 с изменениями от 07.07.2021) (далее – Положение о закупках).
Положение является документом, который регламентирует закупочную деятельность Заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, иные связанные с обеспечением закупки положения.
09.06.2022 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №32211459140 и документация о закупке на право заключения договора на поставку топлива для реактивных двигателей ТС-1 (далее - документация о закупке).
Начальная (максимальная) цена договора – 193 200 000,00рублей.
14.06.2022, 22.06.2022, 23.06.2022 были внесены изменения в извещение и в документацию о закупке.
В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок на участие в процедуре от 05.07.2022 было подано 5 заявок от ООО "Компания Нефтемаркет". ООО «Хансел», ООО «Еврокурс», ООО «АМ ТРЕЙД», ООО «Антарес». Заявка ООО «Антарес»была отклонена.
Согласно протоколу подведения итогов процедуры от 05.07.2022 победителем в конкурсе признан ООО «АМ ТРЕЙД», предложивший цену договора 193 200 000,00 руб. и набравший 74,589 балла.
Заявитель в жалобе указывает, что участник закупки, имеющий опыт поставок авиатоплива непосредственно в адрес АО «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» в течении трёх лет в период с 2019 по 2021 год имеет преимущество при выставлении баллов по критерию «Квалификация участника».
В силу пункта 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, которые находятся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Это, в частности, означает, что допустимым может быть признано установление заказчиком требований, которые в равной мере применяются ко всем участникам закупки и не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика.
Пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 ФЗ «О закупках» установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Аналогичные требования установлены в пунктах 13, 14 части 1 статьи 20 «Документация о проведении конкурентной закупки» раздела 6 Положения о закупках соответственно.
Согласно пункту 2 Приложения 4 «Критерии оценки участников» к документации о закупке одним из критериев оценки заявок на участие в процедуре закупки является «Квалификация участника» и определен порядок оценки по данному критерию, а именно:
2.1 |
B1 - квалификация участника. |
B1 |
B1=a+b+c |
a |
Наличие у Участника опыта по оказанию услуг идентичных предмету закупки организациям, которые являются авиакомпаниями либо аэропортами с указанием опыта оказания услуг за 2019,2020,2021 годы, что подтверждается сведениями из информационного письма по форме Приложения №8. * |
|
|
b |
Наличие у Участника опыта по оказанию услуг идентичных предмету закупки Акционерному обществу «2-ой Архангельский ОАО» с указанием опыта оказания услуг за 2019,2020,2021, что подтверждается сведениями из информационного письма по форме Приложения №9. * |
|
|
с |
Кр- коэффициент расходов Участника. (данный показатель указывается Участником в Заявке на участие заполненной по форме Приложения №1 к зд). Баллы за данный показатель начисляются в зависимости от величины показателя измеряемого в рублях на тонну, чем выше коэффициент в рублях, тем ниже присуждаемый бал по шкале. В данный коэффициент Исполнитель (Участник) закладывает все расходы, связанные с оказанием услуг по поставке Товара Заказчику. Данный коэффициент фиксируется после подведения итогов и прописывается в договоре, и не может изменяться сторонами на протяжении всего действия договора. Кр – используется в формуле расчета цены поставки Товара по отдельным спецификациям после подписания сторонами договора на поставку по результатам закупки. Kр - не включает в себя стоимость ж/д тарифа на перевозку ТС-1. Цена договора – является фиксированной величиной фиксирующей максимальную сумму на которую возможна закупка услуг поставки у Участника. Цена договора складывается из сумм всех фактических поставок Товара в период действия договора. |
Кр – 100 (менее 100 рублей) на тонну – 10 баллов. Кр- более 100, но менее 200 (включая 200) рублей на тонну – 8 баллов. Кр-более 200, но менее 300 (включая 300) рублей на тонну – 6 баллов. Кр-более 300, но менее 400 (включая 400) рублей на тонну – 4 балла. Кр-более 400, но менее 500(включая 500) рублей на тонну – 2 балла. Кр- более 500 рублей на тонну – 1 балл. |
В силу положений ФЗ «О закупках», Положения о закупках заказчик наделен правом самостоятельно определять содержание нестоимостных критериев исходя из максимального удовлетворения своих потребностей.
Однако, использование в порядке оценки критериев, установленном пунктом 2 Приложения № 4 «Критерии оценки участников» к документации о закупке, требования о наличии опыта оказания услуг Акционерному обществу «2-ой Архангельский объединенный авиаотряд» тождественно созданию преимущественных условий определенным участникам, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках».
Заявителем были направлены дополнения к жалобе, указанные в возражениях от 19.07.2022 №90-07/2022 на объяснения Заказчика по жалобе.
Доводы, изложенные Заявителем в дополнениях к жалобе, не содержались в жалобе, направленной в Архангельское УФАС России.
В соответствии с частью 13 статьи 3 ФЗ «О закупках» рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
На основании вышеизложенного, дополнения к жалобе Заявителя оставлены без рассмотрения в контексте части 13 статьи 3 ФЗ «О закупках», поскольку необоснованно расширяют доводы жалобы.
Руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Компания Нефтемаркет» обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках.
3. Заказчику, закупочной комиссии, созданной Заказчиком, оператору электронной площадки – АО «Единая электронная торговая площадка», выдать предписания об устранении выявленных нарушений ФЗ «О закупках».
4. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии А.Г. Пшиншев
Члены Комиссии Н.В. Вознесенская
Д.С. Романова