Решение №04-05/2774/24 см. файл от 21 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 88оз-24

029/06/33-397/2024

Заказчик:

ГБУЗ Архангельской области "Котласская центральная городская больница имени Святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого)"

165313, Архангельская обл, Котласский р-н, Котлас г, пр-т Мира, д. 36

E-mail: tehotdelkcgb@yandex.ru, info@kotlasgb.ru

Уполномоченный орган:

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

Общество с ограниченной ответственностью «Строймост»

192019 г. Санкт-Петербург, наб. Обводного канала д. 24, лит. А, помещ. 7-н офис 27

E-mail: stroimostmed@yandex.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

21 мая 2024 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок;

Члены комиссии:

Титова О.Е.

Заместитель начальника отдела контроля закупок;

Вижевцева С.Н.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заявителя: Зыряновой Е.Е. (доверенность от 01.04.2024);

Заказчика: Межевых О.Н. (доверенность от 31.01.2024 № 5);

Уполномоченного органа: Бородиной О.Н. (доверенность от 11.12.2023 № 91-Д),

УСТАНОВИЛА:

15 мая 2024 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Строймост» (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУЗ Архангельской области "Котласская центральная городская больница имени Святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого)" (далее – Заказчик), уполномоченного органа - Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку расходных материалов (извещение № 0124200000624003049).

Содержание жалобы:

Заявитель обжалует действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с размещением извещения, не соответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 20.05.2024 № 3046.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 20.05.2024 № 314-05-290.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика формирует извещение об осуществлении закупки и организует проведение закупки.

27.04.2024 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124200000624003049 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку расходных материалов (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 696 858,48 рублей.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

По мнению Заявителя, установленное в Извещении требование Заказчика в отношении конкретизации состава нетканого материала, а именно: указание на «белый нетканый материал, представляющий собой волокна высокоплотного полиэтилена» является ограничением для участников, так как на рынке производителей расходного медицинского материала, зарегистрированных на территории Российской Федерации, составы нетканого материала могут отличаться.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать электронный документ: описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 указанного Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Согласно Извещению, объектом закупки является поставка упаковки для стерилизации одноразового использования. Заказчик применил позицию КТРУ с кодом 32.50.50.190-00000337, которая не содержит описания товара.

Раздел «Объект закупки» Извещения, а также файл «Описание объекта закупки», являющийся неотъемлемой частью Извещения (далее - Описание объекта закупки), содержит таблицу, в которой установлены требования к товару «Упаковка для стерилизации, одноразового использования» (6 позиций рулонов разной ширины), в том числе:

Наименование товара, работы, услуги. Дополнительная информация.

Характеристики товара, работы, услуги

Наименование

характеристики

Значение

характеристики

Единица измерения характеристики

Инструкция по заполнению характеристик в заявке

Упаковка для стерилизации, одноразового использования

Описание

Рулоны плоские предназначены для стерилизации медицинских изделий плазменным методом. Рулон изготовлен из многослойной полимерной пленки-ламината, прозрачного цвета полиэстера, полипропилена, белого нетканого материала, представляющего собой волокна высокоплотного полиэтилена, соединенных термошвом

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что приобретает данный расходный материал для использования в плазменном стерилизаторе STERRAD 100S, имеющемся у Заказчика.

В инструкции по эксплуатации данного оборудования производитель указал на то, что в нем нельзя проводить стерилизацию предметов, изготовленных из целлюлозы и содержащих бумагу, древесную массу, хлопок, так как данные материалы абсорбируют пероксид водорода и нарушают процесс стерилизации. Также в инструкции стерилизатора STERRAD 100S указано на необходимость использования только полипропиленовых стерилизационных салфеток и мешков Tyvek.

Tyvek — торговое название нетканого материала, разработанного компанией DuPont, под которым поставляется семейство прочных долговечных полотен, изготовленных на 100 % из полиэтилена высокой плотности (HDPE). Первоначально полотно образуется формованием непрерывных пучков очень тонких взаимосвязанных волокон, которые затем соединяются под воздействием тепла и давления.

В связи с этим Заказчик в Извещении установил требование о том, что рулон должен быть изготовлен из нетканого материала, представляющего собой волокна высокоплотного полиэтилена.

Между тем Заказчиком был проведен анализ рынка упаковки для стерилизации и установлено, что требованиям Извещения соответствуют товары как минимум 3-х производителей.

Заказчик в материалы дела представил сравнительную таблицу рулонов для стерилизации, согласно которой вышеуказанному требованию Заказчика соответствуют товары производителей: ООО «НПФ «ВИНАР», «Хефей Теледжи Пакаджинг Технолоджи Ко., Лтд» и ООО «ДГМ ФАРМА АППАРАТЕ РУС».

Вместе с тем, Заявитель в жалобе указал, что ГОСТ 11607 не содержит требования о том, что нетканый материал должен иметь определенный состав, и при этом на территории Российской Федерации производятся и успешно применяются во всех видах оборудования госпитальной плазменной стерилизации сертифицированные рулоны и пакеты из нетканого материала SMS, SMMS.

При этом Комиссии Архангельского УФАС России отмечает, что Извещение не содержит требований о соответствии товара ГОСТ 11607.

В материалы дела Заявителем представлена копия экспертной оценки результатов лабораторных исследований (испытаний) упаковки РКПСН-СТЕРИМАГ (РУ № РЗН 2019/8832) на стерильность изделий медицинского назначения.

Однако, на заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Заявителя не смогла пояснить из какого вещества состоит нетканый материал, используемый для производства данных рулонов.

Проанализировав материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

По общему правилу указание Заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п.1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

Включение в техническое задание спорных характеристик товара, обусловленных спецификой его применения, не может рассматриваться как нарушение ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик установил требования к расходному материалу – упаковке для стерилизации, исходя из своей потребности, из назначения такого товара.

Участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям Извещения и требованиям Заказчика. Объективные причины невозможности приобретения товара с требуемыми Заказчику характеристиками Заявителем не представлены.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что установление указанных в Извещении требований фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими. Как подтверждается материалами дела, начальная (максимальная) цена контракта определена на основании 3-х коммерческих предложений. Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 15.05.2024 было подано 4 заявки, 3 из них были признаны соответствующими требованиям Извещения. К поставке участниками закупки были предложены товары марок: DGM Steriguard производителя ООО «ДГМ Балтик», «СтериТ» производителя ООО «НПФ «ВИНАР» и Euro Type производителя «Хефей Теледжи Пакаджинг Технолоджи Ко., Лтд».

С учетом вышеизложенного, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик при формировании описания объекта закупки руководствуется объективными потребностями и при этом соблюдает условия о недопущении ограничения количества участников закупки.

Заказчиком при описании объекта закупки не нарушены положения ФЗ «О контрактной системе».

Заявителем в подтверждение своего довода каких-либо доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, не представлено.

При таких обстоятельствах факт ограничения количества участников закупки Комиссией Архангельского УФАС России не установлен.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Строймост» необоснованной.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии О.Е. Титова

С.Н. Вижевцева

Связанные организации

Связанные организации не указаны