Решение №04-05/11122 Решение от 9 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 105оз-21

029/06/64-362/2021

Заказчик:

ГБУЗ АО ''Архангельский клинический онкологический диспансер''

163045, Архангельская обл, Архангельск г, пр-кт Обводный канал, 145/1

E-mail: 29tender@mail.ru

Уполномоченный орган:

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул.Выучейского, д.18,

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

ООО "ЭНДО-МЕД"

127521, г. Москва, 17-й проезд Марьиной рощи 4к1, 9 эт.,

помещение XIX, ком. 10

E-mail: info@endo-med.com

       
       
 

РЕШЕНИЕ

09 апреля 2021 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 г. N ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Цакулов Ю.Г.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы,

Члены комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель начальника отдела контроля закупок;

Кузнецова Е.Н.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заказчика: Поповой Е.В. (доверенность от 05.03.2021 № 01-17/620), Лазаревой О.А. (доверенность от 05.04.2021 № 01-17/865);

Уполномоченного органа: Молодцовой М. С. (доверенность от 13.10.2020 № 59-Д);

Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

УСТАНОВИЛА:

02 апреля 2021 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "ЭНДО-МЕД" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУЗ АО ''Архангельский клинический онкологический диспансер'' (далее – Заказчик), уполномоченного органа - Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения (извещение №0124200000621001422).

Содержание жалобы:

Заявитель обжалуют действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 07.04.2021 № б/н (вх. 3318-ЭП/21 от 08.04.2021).

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 08.04.2021 №314-05-323.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает документацию об электронном аукционе, и организует осуществление закупки.

23.03.2021 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0124200000621001422 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта – 7 858 406,25 рублей.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

25.03.2021 внесены изменения в извещение и в документацию об аукционе (далее – Изменения).

1. Заявитель в своей жалобе указал, что Заказчиком неправомерно объединены в один лот медицинские изделия, попадающие в перечень №1 (позиции 6-12 технического задания), в перечень №2 (позиции 2-5, 13-16 технического задания) и не попадающие под действия Постановления №102 (позиция 1 технического задания).

Согласно пункту 10 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом, в том числе, следующая информация: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 указанного Федерального закона;

Согласно части 3 статьи 14 ФЗ «О контрактной системе» в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.02.2015 № 102 (далее – Постановление №102) установлены ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящий из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 1 Постановления № 102 определено, что утверждены перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень № 1) и перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень № 2).

Пунктом 2(2) Постановления №102 установлено:

«для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включённые в перечень №1 и не включённые в него;

для целей осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, включенных в перечень №2, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень №2 и не включенные в него».

Согласно извещению и разделу II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе (далее – техническое задание) необходимо поставить:

«…

 

Наименование товара, работы, услуги по КТРУ

Код позиции

1

Канюля/игла для приготовления лекарственных средств, стерильная

32.50.13.110-00005040

2

Катетер для периферических сосудов

32.50.13.110-00004593

3

Катетер для периферических сосудов

32.50.13.110-00004593

4

Катетер для периферических сосудов

32.50.13.110-00004593

5

Катетер для периферических сосудов

32.50.13.110

6

Игла-бабочка

32.50.13.110

7

Игла для подкожных инъекций/инфузий через порт

32.50.13.110-00005201

8

Игла для подкожных инъекций/инфузий через порт

32.50.13.110-00005201

9

Игла инъекционная, одноразового использования, стерильная

32.50.13.110-00005177

10

Игла инъекционная, одноразового использования, стерильная

32.50.13.110-00005177

11

Игла спинальная, одноразового использования

32.50.13.110-00004083

12

Игла спинальная, одноразового использования

32.50.13.110

13

Набор для катетеризации центральных вен, кратковременного использования

32.50.13.110-00005159

14

Набор для катетеризации центральных вен, кратковременного использования

32.50.13.110-00005159

15

Набор для катетеризации центральных вен, кратковременного использования

32.50.13.110-00005159

16

Катетер для периферических сосудов

32.50.13.110-00004589

…»

Согласно информации, представленной в Перечне № 1 Постановления № 102 в код 32.50.13.110 включены следующие виды медицинских изделий: «иглы хирургические; инструменты колющие; шприцы-инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них».

Согласно информации, представленной в Перечне № 2 Постановления № 102 в код 32.50.13.110 включены следующие виды медицинских изделий: «Устройства для переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов» («устройства для переливания инфузионных растворов и кровезаменителей», «устройства для переливания крови, компонентов крови и кровезаменителей», «устройства для переливания крови, компонентов крови и кровезаменителей с микрофильтром»).

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что объект закупки сформирован по коду ОКПД2 – 32.50.13.110 - инструменты колющие. Так как инструменты колющие – это наборы или устройства, имеющие в своем составе колющие инструменты (иглы), предназначающиеся для пункции сосудов, тканей или полостей, а также для прокола флаконов: наборы для пункции и дренажа плевральной полости, наборы для постановки центральных венозных и эпидуральных катетеров, венозные иглы-бабочки, иглы для пункции субарахноидального пространства и т.д.

Комиссия Архангельского УФАС России, рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения представителей Заказчика и Уполномоченного органа, пришла к выводу о том, что медицинское изделие по позициям 1, 6-12 технического задания в наименовании товара содержит термин «Игла», по позициям 2-5 технического задания в комплект медицинского изделия входит «игла с 3-гранным срезом и пальцевым упором», по позициям 13-14 технического задания в комплект медицинского изделия входит «Пункционная игла», по позиции 15 в комплект медицинского изделия входит «Скальпель», по позиции 16 в комплект медицинского изделия входит «Катетер на игле», то есть медицинские изделия по позициям 1-16 раздела II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе имеют в составе колющий предмет, следовательно, являются товаром, включённым в перечень №1 Постановления №102.

Таким образом, все закупаемые Заказчиком товары включены в перечень №1 Постановления №102 и правомерно объединены в один лот.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

2. Заявитель в жалобе указал, что в документации об аукционе отсутствует обоснование установленных части 1 раздела II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе дополнительных требований к товарам.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Частью 5 статьи 23 ФЗ «О контрактной системе» определено, что формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – КТРУ) обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Исходя из содержания части 6 статьи 23 ФЗ «О контрактной системе», порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 08.02.2017 № 145 (далее – Постановление № 145) утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила).

Согласно пункту 2 Постановления № 145 установлено, что под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с указанными Правилами.

В пункте 5 правил использования КТРУ, утверждённых Постановлением № 145 (далее – Правила) установлено, что Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев: осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств; если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе».

Пунктом 6 Правил установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 указанных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Частью 1 раздела II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе содержит наименование и описание объекта закупки, количество товара, в том числе дополнительные характеристики по позициям 2, 3, 4, 11, 16, которые не предусмотрены в КТРУ.

Следовательно, по данным позициям Заказчиком должно быть указанно обоснование необходимости включение данных характеристик в техническое задание.

После таблицы с описанием закупки Заказчиком приведено следующее примечание: «* В связи с тем, что характеристики Товара, указанные в КТРУ не позволяют определить соответствие Товара, предлагаемого к поставке, Заказчиком принято решение об уточнении описания технических характеристик Товара, имеющих существенное значение для Заказчика».

Вместе с тем, в своих объяснениях по жалобе от 07.04.2021 Заказчиком представлена таблица с подробным обоснованием каждой установленной в документации об аукционе дополнительной характеристикой, например, по позиции 2 установлено:

«1) Катетер прозрачный, с R-контрастными полосками - не менее четырех, скругленным кончиком, совпадающим с проксимальным срезом иглы; четыре рентгенконтрастные полоски улучшают визуализацию катетера во время рентгенологического исследования при случайном срезе кончика катетера.

2) Павильон Люэр Лок с перфорированными крыльями, для дополнительной вентиляции кожи пациента поле фиксации катетера.

3) Инъекционный порт Люэр Лок с защитной крышкой, расположенный строго над крыльями, для снижения риска смещения катетера при введении лекарственного средства через инъекционный порт.

4) Игла с 3-гранным срезом и пальцевым упором, с овальными вырезами для фиксации при пункции, игла с трёхгранным срезом позволяет уменьшить болевые ощущения пациента при пункции и требует меньших усилий со стороны медицинского персонала при осуществлении венепункции.

5) Съемная ребристая гидрофобная заглушка на павильоне иглы, для предотвращения вытекания крови при постановке катетера и снижение риска инфицирования.

6) Крышка Люэр Лок на гидрофобной заглушке, необходима для первичного закрытия катетера после установки.

7) Катетер - PUR – полиуретан, являясь материалом с более высокой биосовместимостью, а также обладая свойствами термоэластичности, которые отсутствуют у других материалов, полиуретан обеспечивает более безопасное и длительное нахождение катетера в вене.

8) Металлический защитный механизм, полностью закрывающий кончик иглы, активируется автоматически при извлечении иглы из катетера, без внешнего воздействия. В момент извлечения иглы из павильона катетера кончик иглы надежно закрывается металлическим защитным механизмом, препятствующим случайному уколу иглой и травматизации медицинского персонала. Наличие металлического защитного механизма обеспечивает устойчивость к температурным воздействиям (при транспортировке), поскольку металл более прочный материал. Также, металлический механизм обеспечивает более надежную фиксацию на кончике иглы.»

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что в документации об аукционе отсутствует данная таблица и обоснование каждой дополнительной характеристики закупаемого товара не установлено, что является нарушением требований пункта 6 Правил.

Таким образом Заказчик нарушил пункт 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе», пункт 6 Правил, утвержденных Постановлением №145.

В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что данное нарушение ФЗ «О контрактной системе» не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) поскольку нет доказательств того, что права участников нарушены.

Запросов на разъяснение положений документации об электронном аукционе не подавались, что говорит о том, что участникам аукциона были понятны требования, установленные Заказчиком.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки иных нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "ЭНДО-МЕД" обоснованной в части 2 довода.

2. Признать Заказчика - ГБУЗ АО ''Архангельский клинический онкологический диспансер'', нарушившим пункт 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе», пункт 6 Правил, утвержденных Постановлением №145.

3. Заказчику оператору электронной площадки - ООО «РТС-тендер» предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О контрактной системе» не выдавать.

4. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии Ю.Г. Цакулов

Члены Комиссии О.С. Малышева

Е.Н. Кузнецова

Связанные организации

Связанные организации не указаны