Решение б/н необоснована от 14 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 498фз-20

029/06/54.3-1333/2020

Заказчик :

Государственное учреждение – Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации

163072, г. Архангельск, пр. Обводный канал, д. 119

Е-mail: info@ro29.fss.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

Кулаков Александр Викторович

       
       
 

РЕШЕНИЕ

09 октября 2020 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 г. N ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Цакулов Ю.Г.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы,

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Фарманова И.М.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заказчика: Быкова М.А. (доверенность от 09.10.2020 № 27);

Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

УСТАНОВИЛА:

02 октября 2020 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба Кулакова Александра Викторовича (далее – Заявитель) на действия заказчика – Государственного учреждения – Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Заказчик), при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на закупку работ по изготовлению протеза кисти с внешним источником энергии (извещение №0224100000220000230).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, в связи с утверждением конкурсной документации несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 08.10.2020 № 11-08/2911-9983.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

01.10.2020 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0224100000220000230 о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсная документация на право заключения государственного контракта на закупку работ по изготовлению протеза кисти с внешним источником энергии (далее – конкурсная документация).

Начальная (максимальная) цена государственного контракта – 5 079 862,75 рублей.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

Заявитель в жалобе считает, что максимальные показатели нестоимостных критериев «Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема», «Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема» не сопоставимы с объемом работ, стоимостью контракта, создают не равные условия для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 ФЗ «О контрактной системе» конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с указанным Федеральным законом.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 ФЗ «О контрактной системе», одним из критериев для оценки заявок является квалификация участников закупки, в том числе, наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

При этом согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

Пунктом 27 Правил определено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки", в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Учитывая вышеизложенное, следует, что Правилами не установлен прямой запрет на указание предельно необходимых минимальных и максимальных количественных значений необходимых характеристик, подлежащих оценке в рамках установленных критериев оценки. Из смысла пункта 27 Правил следует, что опыт участника должен быть сопоставим характеру и объему проводимой закупки.

Право заказчика самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки, по смыслу приведенных выше норм ФЗ «О контрактной системе» и Правил, не только не допускает, а напротив, предполагает, что в конкурсной документации должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по упоминаемым критериям в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.

В соответствии с разделом IV «Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам» конкурсной документации к поставке необходимо протез кисти с внешним источником энергии, в том числе при вычленении и частичном вычленении кисти в количестве 1 шт.

Частью 16 раздела III «Информационная карта открытого конкурса» конкурсной документации определены критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, в том числе нестоимостной критерий оценки: «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

В пункте 2 части 16 раздела III «Информационная карта открытого конкурса» конкурсной документации установлено, что оценка заявок (предложений) по критерию «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» осуществляется по показателям:

«2.1. Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема;

Оценка показателя (баллы): 100 баллов.

Коэффициент значимости показателя: 0,4.

По данному показателю оценивается:

Наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.

Данный показатель оценивается как суммарный объем выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению протезов кисти с внешним источником энергии), исчисляемый в количестве предоставленных протезов кисти с внешним источником энергии получателям в рамках контрактов за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника.

При этом количество предоставленных протезов в каждом контракте должно быть не менее 1 соответствующего техническому заданию Заказчика (см. Раздел IV. Требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам).

Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных контрактов (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Федеральными законами №44-ФЗ, как подлежащих опубликованию, так не подлежащих такому опубликованию на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержащих сведения об объеме выполненных работ, а также копиями договоров (контрактов), заключенных в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации с копиями актов выполненных работ.

Не представление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.

Данный показатель рассчитывается следующим образом:

Предельное необходимое максимальное значение показателя – 5 (Пять) штук (протезов).

2.2. Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема;

Оценка показателя (баллы): 100 баллов

Коэффициент значимости показателя: 0,6

По данному показателю оценивается:

Наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.

Данный показатель оценивается как суммарный объем выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению протезов кисти с внешним источником энергии), исчисляемый в рублях по контрактам за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника.

При этом объем выполненных работ, исчисляемый в рублях, в каждом таком контракте не должен превышать 5 079 862 (Пять миллионов семьдесят девять тысяч восемьсот шестьдесят два) рубля 75 копеек (согласно Разделу V. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта).

Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных контрактов (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Федеральными законами №44-ФЗ, как подлежащих опубликованию, так не подлежащих такому опубликованию на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержащих сведения о стоимости выполненных работ, а также копиями договоров (контрактов), заключенных в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации с копиями актов выполненных работ.

Не представление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.

Данный показатель рассчитывается следующим образом:

Предельное необходимое максимальное значение показателя – 25 399 313 (Двадцать пять миллионов триста девяносто девять тысяч триста тринадцать) рублей 75 копеек.

…».

Из объяснений Заказчика следует, что конечными получателями выполненных работ по контрактам являются граждане льготой категории - инвалиды, для которых важное значение имеет то, что работы по изготовлению протезов осуществляет квалифицированный участник, обладающий соответствующим опытом. В целях развития конкуренции при осуществлении закупок на изготовление протезов и исключения монополизации рынка определение размера предельного максимального значения квалификационных характеристик осуществляется Заказчиком исходя из количества изделий, планируемых к закупке и суммарного объема выполненных работ, планируемых к закупке. Установление предельных максимальных значений квалификационных характеристик необходимо для расчета баллов по показателям и не приводит к занижению количества присваиваемых баллов участникам, имеющим небольшой опыт, поскольку предельное максимальное количество поставленных протезов по всем контрактам, подтверждающим опыт при оценке участников и будет ограничиваться верхним пределом согласно формул. Это в свою очередь, позволяет исключить предоставление неограниченного количества контрактов крупными компаниями и повысить конкуренцию для остальных участников рынка.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что из анализа содержания критериев, установленных в конкурсной документации, следует, что сопоставимый характер предполагает изготовление того же вида (наименования) протеза, который подлежит изготовлению в рамках настоящей закупки. Сопоставимый объем определяется в части минимального количества изделий в контракте исходя из обычной потребности получателей в изделии, в части минимальной стоимости – исходя из стоимости заключаемого по результатам закупки контракта.

Участником закупки в качестве подтверждения по критерию «Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема» могут быть представлены:

– контракты, по каждому из которых были поставлены протезы в количестве от 1 штук и более. При этом предельное максимальное количество поставленных протезов по всем контрактам при оценке заявок участников будет ограничиваться 5 штуками;

– контракты, по каждому из которых были поставлены протез на сумму не более 5 079 862,75 рубля. При этом предельная максимальная сумма выполненных обязательств по всем контрактам при оценке заявок участников будет ограничиваться 25 399 313,75 рубля.

При этом, требования конкурсной документации не обязывают участников закупки предоставлять в качестве подтверждения опыта выполнения работ контракты с количеством поставленных протезов 5 шт. на сумму 25 399 313,75 рубля.

На основании вышеизложенного следует, что минимальные значения критериев для исполненных контрактов установлены в соответствии со значениями таких критериев в заключаемом контракте, следовательно, установление более выгодных условий для предприятий, не справлявшихся с таким объемом ранее, влечет за собой риск неисполнения заключаемого контракта.

Таким образом, указанный критерий и показатели (подкритерии) для его оценки полностью соответствует требованиям ФЗ «О контрактной системе» и Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085.

Комиссия Архангельского УФАС России, что стремление Заказчика определить победителем конкурса более профессионального и конкурентоспособного участника не свидетельствует об ограничении доступа к участию в конкурсе и не может рассматриваться как несоответствие целям правового регулирования.

Заявителем не представлено доказательств в подтверждение своих доводов об ограничении прав участников закупки и невозможности участия в рассматриваемой закупке.

Таким образом, вышеизложенный довод жалобы не находит своего подтверждения.

Заявитель в жалобе указывает, что установление в качестве критерия оценки наличие опыта выполнения работ исключительно по государственным контрактам ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют.

Данный довод Заявителя является необоснованным, так как в пункте 2 части 16 раздела III «Информационная карта открытого конкурса» конкурсной документации предусмотрено подтверждение опыта выполнения работ помимо копий государственных контрактов, заключенных в соответствии с Федеральными законами №44-ФЗ, также копиями договоров (контрактов), заключенных в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Вместе с тем, Комиссией Архангельского УФАС России при проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки установлено, что установление предельно необходимого минимального количественного значения по критерию 2.2 «Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема» в размере не превышающем 5 079 862,75 рубля, что составляет 100% начальной (максимальной) цены государственного контракта может привести к ограничению конкуренции между участниками закупок.

В силу статьи 8 ФЗ «О контрактной системе» контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Для определения начальной (максимальной) цены контракта использован метод сопоставимых рыночных цен (использованы цены на идентичные работы по данным реестра контрактов http://zakupki.gov.ru, а также цены, содержащиеся в коммерческих предложениях, в том числе в коммерческом предложении (исх. от 15.09.2020 №6/н. вх. от 16.09.2020 №9013) с ценой 6 948 000,00 рублей.

Следовательно, участники закупки, которые имеют опыт по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема с ценой контракта (договора) более 5 079 862,75 рубля, поставлены в не равные условия, так как такой контракт (договор) не будет учитываться при оценке заявок на участие в конкурсе, что противоречит требованиям ФЗ «О контрактной системе» в части создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Таким образом, Заказчик нарушил положения статьи 8 ФЗ «О контрактной системе».

В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки иных нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Кулакова Александра Викторовича необоснованной.

2. Признать Заказчика - Государственное учреждение – Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, нарушившим положения статьи 8 ФЗ «О контрактной системе».

3. Заказчику, оператору электронной площадки- ООО «РТС-тендер» выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О контрактной системе».

4. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии Ю.Г. Цакулов

Члены Комиссии Н.В. Вознесенская

И.М. Фарманова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны