Постановление б/н Признать публичное акционерное общество «Россети Северо-Запа... от 28 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № 029/04/9.21-113/2024

об административном правонарушении

г. Архангельск

Резолютивная часть постановления объявлена 27.03.2024

Постановление изготовлено в полном объеме 28.03.2023

Я, заместитель руководителя — начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Архангельское УФАС России) Куницын Алексей Сергеевич, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 029/04/9.21-113/2024, возбужденного в отношении публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» в лице Производственного отделения «Архангельские электрические сети» Архангельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад» (ИНН: 7802312751, ОГРН: 1047855175785, КПП: 781001001, юридический адрес:196247, город Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 3 литер а, помещ. 16н) (далее — ПАО «Россети Северо-Запад», Сетевая организация, Общество).

УСТАНОВИЛ:

Протокол составлен главным специалистом-экспертом антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области Биричевским Евгением Сергеевичем 13.03.2024 в отношении ПАО «Россети Северо-Запад», извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола.

Событие административного правонарушения и его квалификация:

В Архангельское УФАС России поступило обращение Иа (далее — Заявитель) на действия ПАО «Россети Северо-Запад», выразившиеся в неисполнению обязательств по договору технологического присоединения в установленный срок.

Согласно тексту обращения, 23.01.2023 между Заявителем и ПАО «Россети Северо-Запад» был заключен договор об осуществлении технологического присоединения гаражного бокса. № АРХ-00108-ЭА/23.

Условиями договора предусмотрен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению и составляет один год со дня заключения договора. На момент обращения Заявителя в Управление обязательство по договору со стороны Сетевой организации не исполнены.

Архангельским УФАС России направлен запрос в ПАО «Россети Северо-Запад» с целью получения пояснений по доводам Заявителя, а также получения необходимых документов для всестороннего рассмотрения данного вопроса.

В ответ на запрос ПАО «Россети Северо-Запад» пояснило, что между Обществом и Исковым М.А. заключен договор от 23.01.0223 № АРХ-00108-Э-А/23 (далее — Договор) об осуществлении технологического присоединения гаража по адресу: г. Архангельск, (далее — Объект) с запрашиваемой максимальной мощностью 15 кВт.

Оплата по договору произведена 23.01.2023, таким образом датой заключения договора является 23.01.2023. Установленный срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению истек.

Для создания возможности присоединения Объекта Заявителя, в соответствии с техническим условиями на технологического присоединения, Сетевой организации необходимо выполнить строительство КЛ-0,4 кВ от ТП-10/0,4 кВ ТП-1027 в г. Архангельске с монтажом узла учета.

Во исполнение данных мероприятий Обществом проведены проектные работы, получены согласования. Проект строительства электрической сети до участка заявителя утвержден приказом директора производственного отделения Архангельские электрические сети» ПАО «Россети Северо-Запад» от 16.06.2023 № 365.

На момент ответа (30.01.2024) от ПАО «Россети Северо-Запад», Сетевой организацией проводятся конкурсные процедуры на право выполнения строительно-монтажных работ по разработанному проекту. Мероприятия по строительства электросетевых объектов планируется завершить до 30.06.2024.

По сообщению Сетевой организации на своевременность исполнения Договора повлиял дефицит финансирования инвестиционной программы Общества. Дополнительным негативным фактором явилось увеличение стоимости электротехнического оборудования и стоимость заёмных средств, оказавших отрицательное влияние на исполнение обязательств по договорам технологического присоединения со стороны Сетевой организации.

Вместе с тем, статьей 26 Федерального закона “Об электроэнергетике” № 35 от 26.03.2003 (далее - Закон об электроэнергетике”) регулируется доступ к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии. Также данной статьей определено следующее.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.

Порядок заключения и выполнения договора технологического присоединения определен в разделе II Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, .утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее — Правила № 861).

Согласно пункту 3 Правил № 861, Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Пунктом 16 Правил № 861 определено, что договор технологического присоединения должен содержать следующие существенные условия, в том числе то, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

И М.А. относится к потребителям, указанным в пункте 14 Правил, а именно заявителем - физическим лицом обратившимся в Сетевую организацию в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Согласно рабочей документации расстояние от стетей необходимого класса напряжения до Объекта Заявителя составляет 28 метров.

Таким образом, в данном случае срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев со дня заключения договора.

Стоит отметить, что согласно абзацу 4 пункта 19 Правил № 861 запрещено навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.

Таким образом, включение сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению, отличных от сроков, указанных в Правилах технологического присоединения не допускается.

Пунктом 103 Правил № 831 установлено, что Договор между сетевой организацией и заявителем, указанным в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, заключается с использованием личного кабинета заявителя.

Действие договора между сетевой организацией и заявителем, указанным в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, не ставится в зависимость от факта составления договора, подписанного сторонами в письменной форме.

Наличие договора между сетевой организацией и заявителем, указанным в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, подтверждается документом об оплате (полностью или в установленных настоящими Правилами случаях частично) заявителем сетевой организации выставленного ею и размещенного в личном кабинете заявителя счета на оплату технологического присоединения по договору, предусмотренному пунктом 105 настоящих Правил. Документ об оплате должен содержать наименование и платежные реквизиты сетевой организации, а также реквизиты счета на оплату технологического присоединения.

Факт оплаты Заявителем счета на технологическое присоединение подтверждается платежным поручением от 23.01.2023 № 187772, вследствие чего датой заключения договора является 23.01.2023.

В соответствии с изложенным, срок мероприятий по технологическому присоединению по договору между ПАО “Россети Северо-Запад” и И М.А. не может превышать 6 месяцев, следовательно обязательства по договору должны были быть выполнены не позднее 23.07.2023.

В соответствии с пунктом 19 Правил технологического присоединения по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют следующие документы: акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон. Составление указанных в пункте 19 Правил технологического присоединения документов подтверждает факт технологического присоединения и окончания мероприятий (услуг) по технологическому присоединению.

Акт технологического присоединения в адрес Архангельского УФАС России от ПАО “Россети Северо-Запад” не поступал. Кроме того, факт неисполнения обязательств по Договору со стороны сетевой организации не отрицается.

Изложенное подтверждает то, что ПАО “Россети Северо-Запад” нарушен срок осуществления технологического присоединения Объекта И М.А.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", услуги по передаче электрической энергии отнесены в сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В статье 3 указанного закона субъект естественной монополии определен как хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В статье 3 Закона об электроэнергетике услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в т.ч. по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Согласно Правилам недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, под сетевой организацией понимается организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

По смыслу указанного нормативного положения потребность в технологическом присоединении энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям носит подчиненный характер по отношению к услуге по передаче электрической энергии. Технологическое присоединение является, во-первых, неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания заинтересованным лицам сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии, во-вторых, технологическое присоединение осуществляется к сетям соответствующей сетевой организации и усилиями этой же сетевой организации, т. к. она владеет объектами электросетевого хозяйства и обладает исчерпывающей информацией о технических параметрах своих сетей, необходимых для осуществления технологического присоединения. Таким образом, технологическое присоединение является необходимой технической операцией, осуществляемой сетевой организацией в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии.

Согласно Выписке из единого государственного реестра юридических лиц к одним из видов деятельности ПАО “Россети Северо-Запад” относится передача электроэнергии, а также осуществление технологического присоединения к распределительным сетям. Кроме того, приказом ФСТ России от 03.06.2008 № 191-э, с изменением, внесенными Приказом ФАС России от 05.10.2021 № 1074/21 ПАО «Россети Северо-Запад» включено в реестр естественных монополий.

Таким образом, ПАО “Россети Северо-Запад” является сетевой организацией, имеет установленный тариф на передачу электрической энергии и на технологическое присоединение к электрическим сетям, соответственно, является субъектом естественной монополии.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Часть 2, статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях устанавливает, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Необходимо отметить, что 31 января 2023 года по делу № 029/04/9.21-1120/2022 ПАО “Россети Северо-Запад” привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ за неисполнение договора технологического присоединение в установленные договором и Правилами № 861 сроки.

Данное постановление исполнено 15.02.2023 года, что подтверждается платежным поручением № 7281.

Кроме того, постановление № 029/04/9.21-1120/2022 вступило в законную силу 23.06.2023 на основании Постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А05-1611/2023.

Статья 4.6 КоАП РФ, устанавливает, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Согласно части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Следовательно, в действиях публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» в лице Производственного отделения «Архангельские электрические сети» Архангельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад» (ИНН: 7802312751, ОГРН: 1047855175785, КПП: 781001001, юридический адрес:196247, город Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 3 литер а, помещ. 16н), выразившихся в неисполнение договора технологического присоединения от 23.01.0223 № АРХ-00108-Э-А/23 в установленный Правилами № 861 срок со стороны ПАО “Россети Северо-Запад”, содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Стоит отметить, что в ходе рассмотрения дела ПАО «Россети Северо-Запад» представило Уведомление об обеспечении сетевой оргнизацией возможнсти присоединения к электрическим сетям Объекта Иа М.А, № АРХ-00108-Э-А/23-001 от 19.02.2024. Согласно данному уведомлению, мероприятия по технологичему присоединению выполнены согласно техническим условиям от 18.01.2023 № АРХ-00108-Э-А/23-001.

Часть 2, статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях устанавливает, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно положениям статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Факт совершения административного правонарушения со стороны ПАО «Россети Северо-Запад» подтверждается протоколом по делу № 029/04/9.21-113/2024 от 13.03.2024.

Срок давности привлечения ПАО «Россети Северо-Запад» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Оснований применения положений статьи 2.9. КоАП РФ, предусматривающей возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения не имеется, в связи с тем, что данное правонарушение обществом совершено повторно.

В силу пункта 1 статьи 2.10 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Субъект административного правонарушенияпубличное акционерное общество «Россети Северо-Запад» в лице Производственного отделения «Архангельские электрические сети» Архангельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад» (ИНН: 7802312751, ОГРН: 1047855175785, КПП: 781001001, юридический адрес:196247, город Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 3 литер а, помещ. 16н);

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие при неисполнении обязательств по публичному договору технологического присоединения ;

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, заключается неисполнение договора технологического присоединения от 23.01.0223 № АРХ-00108-Э-А/23 в установленный Правилами № 861 срок со стороны ПАО “Россети Северо-Запад”

Субъективная сторона правонарушения характеризуется в форме неосторожной вины. При необходимой внимательности и предусмотрительности хозяйствующий субъект должен был и мог предвидеть последствия своих действий – возможность нарушения норм КоАП Российской Федерации и специального законодательства.

Место совершения правонарушения: г. Архангельск.

Время совершения ПАО «Россети Северо-Запад» административного правонарушения 24 июля 2023 года.

В соответствии с абз. 3 п. 21 постановления Пленума Верховного суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24.03.2005 № 5, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В рассматриваемом случае возникновение существенной угрозы общественным отношениям обусловлено самим фактом неисполнения установленной законом обязанности.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается также в пренебрежительном отношении Сетевой организации к исполнению своих обязанностей, к экономическим интересам государства в целом.

Рассматриваемое правонарушение не может быть признано малозначительным. По своему характеру нарушение имеет значительную степень общественной опасности.

Установлено обстоятельство, отягчающее административную ответственность, предусмотренное частью 1 статьи 4.3 КоАП (повторное совершение однородного административного правонарушения).

При вынесении постановления учитывается имущественное и финансовое положение Общества.

Кроме того, состав правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП Российской Федерации, является формальным, для применения мер административной ответственности не имеет значения наступление каких-либо последствий.

Вместе с тем, учитывая фактические обстоятельства дела, связанные с характером совершенного административного правонарушения, а также с учетом того, что ПАО «Россети Северо-Запал» исполнило обязательства по договору в ходе рассмотрения дела, Архангельское УФАС России считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа менее минимального штрафа, предусмотренного ч. 2. ст. 9.21 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 2.10, 3.5, п.п. 3.2, 3.3 ст. 4.1, ст. ст. 9.21., 23.48., 23.83, 29.9. и 29.10. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать публичное акционерное общество «Россети Северо-Запад» в лице Производственного отделения «Архангельские электрические сети» Архангельского филиала ПАО «Россети Северо-Запад» (ИНН: 7802312751, ОГРН: 1047855175785, КПП: 781001001, юридический адрес:196247, город Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 3 литер а, помещ. 16н) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и наложить на него административный штраф в размере менее минимального штрафа - 300 000 (триста тысяч) рублей 00 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны