Решение б/н огранич от 4 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

30 мая 2024 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

Члены комиссии:

на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

22.05.2024 в Архангельское УФАС России поступила жалоба ИП Кирина Антона Игоревича (далее – Заявитель) на действия комиссии, созданной Заказчиком – АО «Архангельская областная энергетическая компания» (далее – Заказчик, закупочная комиссия), при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку персональных компьютеров (в рамках исполнения ИП М_ДЭС35) (извещение №32413594919).

Содержание жалобы:

Заявитель обжалует действия закупочной комиссии в связи с отклонением заявки Заявителя. Заявитель указывает, что в столбце «Необходимые технические характеристики» раздела «Техническое задание» документации о закупке отсутствуют требования о наличии товара в реестре российской промышленной продукции.

Указанное обстоятельство подпадает под основание для обжалования, определенное пунктом 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках»).

Комиссия Архангельского УФАС России согласно статье 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрела жалобу с учетом следующего.

АО «АрхоблЭнерго» является заказчиком в понимании ФЗ «О закупках», который устанавливает общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ «О закупках», при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 ФЗ «О закупках» правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 ФЗ «О закупках» Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Из вышеизложенного следует, что ФЗ «О закупках» не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.

На основании статьи 2 названного Федерального закона, в Обществе принято Положение о закупке товаров, работ, услуг акционерного общества «Архангельская областная энергетическая компания», утвержденное решением Совета директоров Совета директоров АО «АрхоблЭнерго» Протоколом № 142/22 от 28.09.2022 (далее – Положение о закупке).

Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, иные связанные с обеспечением закупки положения.

14.05.2024 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 32413594919 о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, и документация о закупке на право заключения договора на поставку персональных компьютеров (в рамках исполнения ИП М_ДЭС35) (далее - документация о закупке).

Начальная (максимальная) цена договора – 4 940 000,00 рублей.

Согласно протоколу итоговому от 21.05.2024 на участие в процедуре было подано 2 заявки от ООО «РИК-КОМ» и ИП Кирина Антона Игоревича (Заявитель).

Заявка Заявителя отклонена на основании несоответствия заявки на участие в закупке требованиям извещения, документации о закупке. Подпункт 3 пункта 22 раздела I «Общие положения» (Сведения о поставляемом товаре не соответствуют разделу III «Техническое задание» - подпункт 1 пункта 15 раздела I «Общие положения»):

Раздел III «Техническое задание»

Сведения о поставляемом товаре

№ п/п

Комплектация товара (наименование позиции - торговая марка, модель)

№ п/п

Комплектация товара (наименование позиции - торговая марка, модель)

1

Персональный компьютер (ПЭВМ): Системный блок, монитор, клавиатура, мышь, ОС Wndows 10 Pro, MS Office 2019 Home and Business

ПЭВМ из реестра российской промышленной продукции «DEPO

Neos CF6» или эквивалент

1.

Персональный компьютер (ПЭВМ): Системный блок, монитор, клавиатура, мышь, ОС Wndows 10 Pro, MS Office 2019 Home and Business

Mate NT He включен в реестр российской промышленной продукции

В силу пункта 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичные принципы при закупке товаров, работ, услуг указаны в пункте 2 части 1 раздела I Положения о закупке.

В силу пункта 2 части 6.1 статьи 3 ФЗ «О закупках» в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Из взаимосвязи положений ФЗ «О закупках» следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара/оказание услуг именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Подпунктом 1 пункта 15 раздела I «Общие положения» документации о закупке установлено, что заявка должна содержать наименование и характеристики товара (функциональные (потребительские свойства) и качественные характеристики) в соответствии с требованиями документации о закупке, а также указание (декларирование) наименования страны происхождения поставляемых товаров, цену договора. Рекомендуемая форма для заполнения участниками закупки – форма 4 «Сведения о поставляемом товаре, выполняемой работе, оказываемой услуге» раздела II документации.

Раздел III «Техническое задание на поставку персональных компьютеров (в рамках исполнения ИП М_ДЭС35)» документации о закупке (далее - Техническое задание), содержит таблицу, в которой установлены требования к товару, в том числе:

Столбец «Комплектация товара (наименование позиции – торговая марка, модель)» – Персональный компьютер (ПЭВМ): Системный блок, монитор, клавиатура, мышь, ОС Wndows 10 Pro, MS Office 2019 Home and Business. ПЭВМ из реестра российской промышленной продукции «DEPO Neos CF6» или эквивалент

В Столбце «Необходимые технические характеристики» таблицы Технического задания установлены требования к характеристикам товара.

Согласно материалам дела, Заявитель в составе заявки предложил «Персональный компьютер (ПЭВМ): Системный блок, монитор, клавиатура, мышь, ОС Wndows 10 Pro, MS Office 2019 Home and Business. Mate NT. Не включен в реестр российской промышленной продукции»

Из анализа заявки Заявителя следует, что предложенный Заявителем товар «Mate NT» соответствует требованиям Технического задания по техническим характеристикам, однако не соответствует требованиям Технического задания о включении ПЭВМ в реестр российской промышленной продукции.

Подпунктом 3 пункта 22 раздела I «Общие положения» документации о закупке определено, что по результатам рассмотрения заявок закупочная комиссия не допускает участника к участию в запросе котировок в случае несоответствие заявки на участие в закупке требованиям извещения, документации о закупке, описанию предмета закупки, приложений к извещению, документации о закупке, проекту договора и приложениям к нему (в том числе поступление более одной заявки на участие в запросе котировок или наличие более чем одного предложения в заявке на участие в запросе котировок от одного участника; наличие в заявке предложения о цене договора, превышающей установленную начальную (максимальную) цену договора (либо начальную (максимальную) цену единицы товара, если данное значение установлено в документации), либо установление срока поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), превышающего срок, установленный документацией).

Следовательно, закупочная комиссия, правомерно отклонила заявку Заявителя в связи с несоответствием требованиям документации о закупке о включении ПЭВМ в реестр российской промышленной продукции.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

Вместе с тем, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

Согласно пункту 1 части 8 статьи 3 ФЗ «О закупках» Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее - Постановление № 925) закреплено, что в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 ФЗ «О закупках» Правительство Российской Федерации постановило установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами (далее - приоритет).

На основании пункта 5 Постановления № 925 установлено, что условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке следующих сведений, определенных положением о закупке:

а) требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров;

б) положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке;

в) сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки;

г) условие о том, что отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;

д) условие о том, что для целей установления соотношения цены предлагаемых к поставке товаров российского и иностранного происхождения, цены выполнения работ, оказания услуг российскими и иностранными лицами в случаях, предусмотренных подпунктами "г" и "д" пункта 6 настоящего постановления, цена единицы каждого товара, работы, услуги определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы товара, работы, услуги, указанной в документации о закупке в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения закупки, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора;

е) условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);

ж) указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор;

з) положение о заключении договора с участником закупки, который предложил такие же, как и победитель закупки, условия исполнения договора или предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора, следующие после условий, предложенных победителем закупки, который признан уклонившимся от заключения договора;

и) условие о том, что при исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет в соответствии с настоящим постановлением, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.

Согласно части 13 раздела I Положения о закупке приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами устанавливается в соответствии с постановлением № 925.

В пункте 17 раздела I «Общие положения» документации о закупке установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, предусмотренный Постановлением № 925. Отсутствие указания страны происхождения товаров в составе заявки не является основанием для отклонения такой заявки в участии в закупке. В случае отсутствия указания страны происхождения товаров в составе заявки, такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке товаров иностранного происхождения.

В соответствии с пунктом 2 Постановления № 925 при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

Пунктом 2.1 Постановления № 925 определено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, а также интеллектуальных систем управления электросетевым хозяйством (систем удаленного мониторинга и диагностики, интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), автоматизированных систем управления технологическими процессами подстанций, автоматизированных систем технологического управления центров управления сетями) и (или) программного обеспечения, используемого в качестве компонента указанных систем, путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, и (или) программного обеспечения, включенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 30 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

Из вышеуказанных норм, а также по смыслу применения Постановления № 925 следует, что нахождение предложенного в заявке товара в едином реестре российской радиоэлектронной продукции дает участнику закупки преимущество, а именно: по стоимостным критериям оценка производится по предложенной в заявке цене договора, сниженной на 30 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

При этом, отсутствие предложенного в заявке товара российского происхождения в едином реестре российской радиоэлектронной продукции не является основанием для отклонения заявки, а по стоимостным критериям оценка производится по предложенной в заявке цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

Кроме того, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что реестр российской промышленной продукции и единый реестр российской радиоэлектронной продукции – это 2 различных реестра.

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что установление требования о включении предлагаемого товара в реестр российской промышленной продукции обусловлено подтверждением качества закупаемого оборудования.

Однако, нахождение товара в реестре российской промышленной продукции подтверждает страну происхождения товара, а не его качество.

Следовательно, Заказчиком необоснованно установлено в документации о закупке требование о включении ПЭВМ в реестр российской промышленной продукции, которое является основанием для отклонения заявки, что противоречит принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, предложивших в своих заявках товар российского происхождения, не включенный в реестр российской промышленной продукции.

Таким образом, Заказчик нарушил пункт 2 части 1 и пункт 2 части 6.1 статьи 3, ФЗ «О закупках».

В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В соответствии с частью 13 статьи 3 ФЗ «О закупках» рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП Кирина Антона Игоревича необоснованной.

2. Признать Заказчика - АО «Архангельская областная энергетическая компания», нарушившим пункт 2 части 1 статьи и пункт 2 части 6.1 3 ФЗ «О закупках».

3. Заказчику, закупочной комиссии, созданной Заказчиком, оператору электронной площадки – АО «Единая электронная торговая площадка», выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О закупках».

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны