Решение б/н См.файл от 4 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 261мз-23

029/06/42-746/2023

Заказчик:

Департамент городского хозяйства Администрации городского округа "Город Архангельск"

163000, г. Архангельск, просп. Троицкий,

д. 60

E-mail: dgh@arhcity.ru

Уполномоченный орган :

Администрация городского округа "Город Архангельск" в лице департамента экономического развития

163000, город Архангельск, пр. Троицкий, д.64

Е-mail: kopylova@arhcity.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

ООО "Независимая экспертиза"

400074, г. Волгоград, ул. Иркутская, д. 7, офис 1

E-mail: expertiza.34@yandex.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

04 августа 2023 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок;

Члены комиссии:

Титова О.Е.

Заместитель начальника отдела контроля закупок;

Вижевцева С.Н.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

Заказчик, Заявитель уведомлены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей не направили.

УСТАНОВИЛА:

28 июля 2023 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Независимая экспертиза" (далее - Заявитель) на действия заказчика - Департамента городского хозяйства Администрации городского округа "Город Архангельск" (далее – Заказчик), Уполномоченного органа - Администрации городского округа "Город Архангельск" в лице департамента экономического развития (далее – Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на оказание услуги по проведению инженерного обследования строительных конструкций многоквартирных домов, расположенных в Октябрьском и Ломоносовском территориальных округах с выдачей технического заключения об их техническом состоянии и рекомендаций по дальнейшей эксплуатации зданий, их ремонту, сносу или реконструкции (извещение № 0124300021023000300).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с размещением извещения, не соответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

20.07.2023 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0124300021023000300 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на оказание услуги по проведению инженерного обследования строительных конструкций многоквартирных домов, расположенных в Октябрьском и Ломоносовском территориальных округах с выдачей технического заключения об их техническом состоянии и рекомендаций по дальнейшей эксплуатации зданий, их ремонту, сносу или реконструкции (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена муниципального контракта – 875 999,88 рублей.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчиком установлены требования к результатам услуги не соответствующие Извещению, а именно: в составе технического заключения должны быть приложены документы, в том числе, копия выписки о членстве юридического лица в СРО в области архитектурно-строительного проектирования, тогда как в предмете контракта отсутствую работы по проектированию.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать электронный документ: описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 указанного Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Файл «Описание объекта закупки», являющийся неотъемлемой частью Извещения (далее - Описание объекта закупки), содержит состав услуги, характеристики объектов обследования, а также требования к результату услуги.

Согласно пункту 5 файла «Описание объекта закупки», в состав услуги входит:

1. Проведение визуального и детального (инструментального) обследования несущих ограждающих строительных конструкций здания: фундаментов, наружных и внутренних стен, перекрытий, лестничных маршей, покрытия (крыши);

2. Выполнение оценки технического состояния конструкций здания по результатам проведенных осмотров;

3. Формирование заключения о техническом состоянии фундаментов, несущих, ограждающих строительных конструкций и здания в целом.

В соответствии с пунктом 2 раздела II Перечня видов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 года № 20 "Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства" одним из специальных видов инженерных изысканий является обследование состояния строительных конструкций зданий и сооружений.

Согласно части 2 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для выполнения работ по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим для выполнения инженерных изысканий в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам требуется членство в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.

Вместе с тем, часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее – Положение).

Раздел IV Положения предусматривает порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с пунктом 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов, в том числе: заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций.

Из содержания приведенных норм законодательства о градостроительной деятельности не следует, что индивидуальный предприниматель, являющийся членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, вправе давать заключение по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, необходимое для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям, о признании многоквартирного дома аварийным.

Аналогичное требование установлено в пункте 3 раздела «Преимущества и требования к участникам» Извещения.

Согласно Извещению, результатом работ является техническое заключение по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения.

Вместе с тем, в подпункте 4 пункта 6 «Требование к результату услуги» файла «Описание объекта закупки» и в «Описании объекта закупки» (Приложение №1 к проекту контракта) установлено, что: «В техническом заключении должны быть приложена копия выписки о членстве юридического лица в СРО, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов, оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций; копия выписки о членстве юридического лица в СРО в области архитектурно-строительного проектирования; копия технического паспорта на здание».

Однако, согласно описанию объекта закупки выполнение работ по проектированию не входит в предмет контракта.

Следовательно, требование о предоставлении копии выписки о членстве юридического лица в СРО в области архитектурно-строительного проектирования в составе технического заключения, являющегося результатом оказания услуг, Заказчиком установлено не правомерно.

Таким образом, Заказчик, Уполномоченный орган нарушили пункт 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе».

В указанных действиях Заказчика, Уполномоченного органа содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

В своих объяснениях по жалобе Заказчик согласился с доводами жалобы и пояснил, что при обнаружении ошибки, возможность внесения изменений в Извещении отсутствовала.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки иных нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "Независимая экспертиза" обоснованной.

2. Признать Заказчика - Департамент городского хозяйства Администрации городского округа "Город Архангельск", Уполномоченный орган - Администрацию городского округа "Город Архангельск" в лице департамента экономического развития, нарушившими пункт 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе».

3. Заказчику, оператору электронной площадки – ООО «РТС-тендер», выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О контрактной системе».

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии С.Н. Вижевцева

О.Е. Титова

Связанные организации

Связанные организации не указаны