Решение №02-04Н/7047 АМКиР 2020-12-31 Решение 17-328 02-04Н 7047 от 31 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 029/01/17-328/2019

 

Ответчик:

Заказчик:

ГБУЗ Архангельской области «Няндомская центральная районная больница»

164200, Архангельская обл.,

г. Няндома, ул. Фадеева, д. 2

Тел./факс: (81838) 6-20-54

e-mail: ncrbglav@yandex.ru

 

Заявитель:

ООО «Прогресс»

163000, г. Архангельск, ул. Полярная, д. 6

163000, г. Архангельск, пр. Новгородский, д. 181

тел.: 8-911-558-80-85

e-mail: maria509@rambler.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

                                                                                                                                      г. Архангельск

Резолютивная часть решения объявлена 25.12.2019

Решение изготовлено в полном объёме 31.12.2019

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия Архангельского УФАС России), в составе:

 

Председатель Комиссии

-

Цакулов Ю.Г.

- Зам. руководителя управления-начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России;

Члены Комиссии

-

Спирина Т.А.

- Зам. начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России;

 

-

Нестеренко Т.В.

- Главный специалист–эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России,

рассмотрев дело № 029/01/17-328/2019 по признакам нарушения

ГБУЗ Архангельской области «Няндомская центральная районная больница»

164200, Архангельская обл., г. Няндома, ул. Фадеева, д. 2

(наименование организации / Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, в отношении которой возбуждено дело, адрес)

части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ограничении доступа к участию в торгах – электронном аукционе на поставку расходных материалов для операционного блока на 2019 год (извещение о проведении закупки № 0124200000618006170 опубликовано на сайте www.zakupki.ru) потенциальным участникам,

в отсутствие представителей Ответчика и Заявителя, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (Архангельское УФАС России) поступила жалоба ООО «Прогресс» на положения документации при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для операционного блока на 2019 год (извещение о проведении закупки № 0124200000618006170 опубликовано на сайте www.zakupki.ru). Заказчиком указанной закупки является ГБУЗ Архангельской области «Няндомская центральная районная больница», Организатором - Контрактное агентство Архангельской области.

По мнению Заявителя, при проведении названной закупки присутствуют нарушения требований статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции) в части совершения действий, направленных на ограничение круга потенциальных участников или иным способом ограничивающие конкуренцию, а именно: в ряде пунктов Технического задания (в частности, в пунктах 34, 52, 53, 56, 57) указаны конкретные габаритные размеры внешней упаковки, что не имеет никакого объективного обоснования, а указывает на определенную упаковку, применяемую определенным производителем, что препятствует потенциальным участникам принять участие в закупке.

Заявитель сообщил, что в адрес Заказчика был направлен запрос с предложением о внесении изменений в аукционную документацию. Внести изменения в документацию Заказчик (Организатор) отказался.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 05.04.2013 № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), постановлением Правительства Архангельской области от 20.12.2013 № 595‑пп утвержден Порядок взаимодействия Контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, государственных унитарных предприятий Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений и муниципальных унитарных предприятий муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области.

В данном случае, Заказчиком – ГБУЗ АО «Няндомская центральная районная больница» в адрес Уполномоченного органа – Контрактного агентства Архангельской области письмом от 07.11.2018 № 3652 была направлена заявка на осуществление закупки способом электронного аукциона на право заключения контракта на поставку расходных материалов для операционного блока на 2019 год.

Документация об аукционе в электронной форме на право заключения контракта на поставку расходных материалов для операционного блока на 2019 год утверждена зам. руководителя агентства‑начальником отдела по определению подрядчиков Контрактного агентства Архангельской области Н.А. Грековой 24 декабря 2018 г. (далее – Документация об аукционе).

Уполномоченный орган объявил о проведении электронного аукциона № ИИ1 на поставку расходных материалов для операционного блока на 2019 год (закупка № 0124200000618006170), дата начала подачи заявок – 24.12.2018, дата окончания подачи заявок – 16.01.2019. Начальная (максимальная цена контракта) – 934 666,31 руб.

Извещение и аукционная документация о проведении рассматриваемого электронного аукциона были размещены 24.12.2018 на сайте Единой электронной торговой площадки (АО «ЕЭТП») в сети «Интернет»: https://www.roseltorg.ru.

На основании протокола проведения электронного аукциона № 0124200000618006170 были рассмотрены вторые части заявок на участие в аукционе участников аукциона: № 1 – ООО «Центр медицинского обеспечения» (ИНН 5254023610) с ценой контракта 1 915 310 руб.; № 2 – ООО «Партнер» (ИНН 5254080930) с ценой контракта 1 924 992,98 руб.

В результате рассмотрения вторых частей заявок признан победителем закупки – ООО «Центр медицинского обеспечения» (протокол подведения итогов электронного аукциона № 0124200000618006170 от 21.01.2019).

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), регулирует Закон о контрактной системе.

В соответствии со статьей 3 Закона о контрактной системе под определением поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд либо в установленных Законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта; под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд, начинающихся с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершающихся исполнением обязательств сторонами контракта.

Согласно частям 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Электронный аукцион является конкурентным способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено указанным Законом о контрактной системе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, реализация права Заказчика на самостоятельное установление требований к участникам закупки, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, должна осуществляться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом о контрактной системе принципов.

Из указанного следует, что Закон о контрактной системе, не ограничивая заказчиков в их правах по выявлению поставщиков товаров, работ, услуг, отвечающих требованиям заказчиков путем проведения закупки избранным способом, предусматривает в качестве одного из принципов, которым заказчик обязан руководствоваться, отсутствие ограничения конкуренции при проведении закупки.

При этом, описание объекта закупки должно носить объективный характер.

Из смысла указанных норм следует, что потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.

В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.

Обязательным требованием Заказчика при осуществлении рассматриваемой закупки является поставка товара с конкретными показателями товара, соответствующими значениям, установленным в документации об электронном аукционе.

В соответствии с разделом II Документации об аукционе «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» (техническое задание), в котором указаны наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, количество товара, в позициях 34, 52, 53, 56 и 57 Заказчик (Организатор закупки) установил требования о конкретных габаритных размерах упаковочной коробки для товара (140х75х60).

Заказчик пояснил, что товар (нить хирургическая) находится в специальном бумажном контейнере. Бумажный контейнер помещен в двухбарьерную индивидуальную стерильную упаковку из полимерной бумаги (медицинского уровня чистоты), для обеспечения дополнительной безопасности до начала использования шовного материала. Хранение нитей невозможно без данной упаковочной коробки. Заказчик (Организатор закупки) в Техническом задании указал конкретные габаритные размеры упаковочной коробки для более удобного размещения в стеллажах, имеющихся в Учреждении.

Шовный материал следует хранить в упаковке изготовителя, при комнатной температуре, влажности не выше 80%, вдали от источников тепла, в месте, защищенном от влаги и прямых солнечных лучей. Согласно инструкции по применению шовного материала данный продукт должен храниться в оригинальной упаковке. Неправильные условия хранения шовного материала влекут за собой утрату его свойств и прочности.

В связи с этим, шовный материал, а также иной расходный материал, лекарственные препараты, не требующие хранения в холодильнике, в ГБУЗ АО «Няндомская ЦРБ» хранятся в специально отведенном месте – на стеллажах (полках). Под крупногабаритные товары отведены ячейки больших размеров, а остальное пространство разбито на мелкие ячейки с плотным размещением товара. Величина просвета между полками позволяет плотно разместить на полке упаковки шовного материала с габаритами, указанными в Техническом задании по рассматриваемому аукциону. Иные габариты упаковки не отвечают требованиям Заказчика по размещению на стеллаже и, как следствие, сохранности свойств товара.

ГБУЗ АО «Няндомская центральная районная больница» обратило внимание на то, что участником закупки может выступать любое лицо, в т.ч. и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребности заказчика.

Учреждение уточнило, что при подготовке технического задания не преследовал цели выделить определенного производителя, а исходил из максимально полезных качеств существующих на рынке медицинских изделий в целях надлежащего выполнения возложенных функций и задач, повышения качества медицинской помощи по лечебным показаниям и эффективного расходования бюджетных средств.

По мнению Заказчика, такие требования являются функционально обоснованными и не ведут к нарушению требований действующего законодательства.

Заказчик сообщил, что ему известны несколько производителей шовного материала с запрашиваемыми габаритами упаковки, например, ПТО «Медтехника» (Россия), Компания «Линтекс» (Россия), Компания «Сьючерс Лимитед» (Великобритания). Упаковки указанных производителей подходят под габаритные размеры, указанные Заказчиком.

Установлено, что предметом закупки является нить хирургическая, предназначенная в качестве шовного материала для наложения швов или лигатур при хирургических операциях. Для обеспечения безопасности продукции важным являются свойства упаковочных материалов, а именно обладающие антимикробными свойствами. Т.е. упаковочный материал не должен оказывать негативного воздействия на хранение продукции при определенных условиях не менее срока хранения медицинского изделия.

Следует обратить внимание на то, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие требования к закупаемым товарам, которые отвечают именно его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусмотрена обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к работам, товарам и их характеристикам, а также причины их установления.

В то же время следует учитывать, что установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность участия того или иного юридического, физического лица в определении поставщика, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар соответствующий всем условиям документации об электронном аукционе.

В данном случае, согласно доводам жалобы ООО «Прогресс», Техническое задание Заказчика было сформировано таким образом, что указание конкретных габаритных размеров упаковочной коробки в ряде позиций привели к невозможности принять Заявителю участие в процедуре закупки и предложить продукцию, полностью удовлетворяющую требованиям Заказчика.

Архангельским УФАС России был составлен Краткий аналитический отчет по анализу состояния конкуренции при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для операционного блока на 2019 год от 16.07.2019, в соответствии требованиями, установленными Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 в редакции приказа ФАС России от 20.07.2016 № 1000/16 (далее — Порядок), в объеме, установленном пунктом 10.9 Порядка.

По результатам указанного анализа можно сделать вывод о том, что ООО «Центр медицинского обеспечения», ООО «Партнер» и ООО «Прогресс» являются конкурентами на товарном рынке поставки расходных материалов.

При этом, Комиссия Архангельского УЫАС России отмечает, что рынок поставки расходных материалов в Архангельской области является развитым (на рынке присутствует большое количество поставщиков).

В связи с наличием обстоятельств, свидетельствующих о неправомерном формировании Технического задания в данном случае, Архангельское УФАС России приказом от 24.07.2019 № 121 возбудило дело № 029/01/17-328/2019 в отношении ГБУЗ Архангельской области «Няндомская центральная района больница» (Заказчика) и Контрактного агентства Архангельской области (Организатора) по признакам нарушения части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции»,  выразившегося в ограничении доступа к участию в торгах – электронном аукционе на поставку расходных материалов для операционного блока на 2019 год потенциальным участникам (определение Архангельского УФАС России от 24.07.2019 № 02‑04Н/3620).

 

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела дело с учетом следующего:

В разделе III Порядка взаимодействия Контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, государственных унитарных предприятий Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений и муниципальных унитарных предприятий муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области, утв. постановлением Правительства Архангельской области от 20.12.2013 № 595‑пп, указано, что заказчики направляют в агентство заявки на осуществление закупок, проверенные на соответствие сведениям, содержащимся в утвержденном ежегодном плане‑графике закупок.

Агентство рассматривает заявки и прилагаемые к ним документы в течение 10 рабочих дней со дня их регистрации, в том числе осуществляет: 1) проверку обоснованности выбора способа осуществления закупки заказчиками; 2) проверку соблюдения порядка обоснования начальных (максимальных) цен контрактов заказчиками; 3) проверку соблюдения правил описания объекта закупки заказчиками.

В пункте 8 Порядка взаимодействия установлены случаи приостановления рассмотрения заявки на осуществление закупки и принятия Агентством решения об отказе в осуществлении закупки.

Таким образом, указанным Порядком взаимодействия не предусмотрены полномочия Контрактного агентства ни на формирование заявки, ни на внесение в заявку изменений. Установлено, что это полномочия Заказчика.

В рассматриваемом случае заявка на осуществление закупки способом электронного аукциона на право заключения контракта на поставку расходных материалов для операционного блока на 2019 год была сформирована Заказчиком - ГБУЗ Архангельской области «Няндомская центральная районная больница» и направлена в адрес Уполномоченного органа — Контрактного агентства Архангельской области письмом от 07.11.2018 № 3652.

В свою очередь, Уполномоченным органом на основании заявки Заказчика были опубликованы извещение о проведении аукциона и документация об аукционе.

Следовательно, в действиях Организатора рассматриваемой закупки - Контрактного агентства Архангельской области факт нарушения антимонопольного законодательства не может быть признан.

Таким образом, участие в рассмотрении дела № 029/01/17-328/2019 Контрактного агентства Архангельской области в качестве ответчика было прекращено определением Архангельского УФАС России от 11.11.2019 № 02-04Н/5936.

 

Согласно статье 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, а также ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Закона о контрактной системе).

Следовательно, включение Заказчиком (Организатором закупки) в аукционную документацию спорных требований в данном случае может противоречить статье 33 Закона о контрактной системе.

Исходя из пояснений Заказчика, размер упаковочной коробки требуемого товара имеет значение только для удобного размещения товара на стеллажах Учреждения. Это, в свою очередь, не имеет никакого отношения к прямому назначению закупаемого товара. Указание Заказчиком указанного требования к товару, который является объектом закупки, в том виде, в котором оно изложено в Техническом задании, не свидетельствует о его обоснованности объективным потребностям Заказчика.

Следовательно, установленные Заказчиком в позициях 34, 52, 53, 56 и 57 раздела II Документации об аукционе «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» (техническое задание) требования конкретных габаритных размеров упаковочной коробки необоснованно ограничивают конкуренцию по отношению к участникам закупки, способным представить продукцию иного производителя. Такие участники объективно были лишены возможности принять участие в электронном аукционе № 0124200000618006170.

Фактически требования к габаритным размерам упаковочной коробки создают условия для участия в закупке только лиц, которые предлагают продукцию определенных производителей, например, которые указал Заказчик, что ограничило число потенциальных участников.

В таком случае можно говорить о том, что установленные в Техническом задании требования, касаемые габаритных размеров упаковочной коробки товара, не имеют отношения к функциональным характеристикам (специфике) поставляемого товара. Установленные Заказчиком таких требований не свидетельствует о том, что целью данных требований являются именно выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям закупки, но могут ограничивать конкуренцию, и нарушают принципы, закрепленные в Законе о контрактной системе.

Имеющиеся материалы жалобы свидетельствуют о том, что сформулированные Заказчиком требования являются необъективными и могли привести к нарушению принципов проведения закупок. В данном случае такие требования снизили потенциальную эффективность проводимых торгов вследствие необоснованного устранения потенциальных участников.

 

В ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции установлен запрет на совершение при проведении торгов действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В соответствии с частью 2 названной статьи, наряду с установленными частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

В соответствии с п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Таким образом, Закон о защите конкуренции нацелен на обеспечение эффективного функционирования товарных рынков. В свою очередь, товарный рынок - это сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность (либо целесообразность) отсутствует за ее пределами.

То есть, понятие «ограничение конкуренции» должно истолковываться в том смысле, который придает ему ст. 4 Закона о защите конкуренции.

Положения ст. 17 Закона о защите конкуренции призваны защитить конкуренцию на рынке товаров (работ, услуг), являющихся предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений и конкурентных закупок. В частности, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Кроме того, для квалификации действий (бездействия) по организации и проведению торгов как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений специального законодательства, регламентирующего порядок проведения торгов, запроса котировок, запроса предложений и закупок (например, в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд), и Закона о защите конкуренции с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду. Таким образом, антимонопольному органу не требуется доказывать недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Достаточно доказать возможность наступления указанных последствий.

Комиссия Архангельского УФАС России считает, что доводы Ответчика о том, что его требования к товару, необходимому к поставке, являются функционально обоснованными и не ведут к нарушению требований действующего законодательства РФ являются несостоятельными.

По настоящему делу Комиссией Архангельского УФАС России было принято заключение об обстоятельствах дела № 029/01/17-328/2019 от 05.12.2019, согласно которому Комиссия пришла к выводу о необходимости квалифицировать действия ГБУЗ АО «Няндомская центральная районная больница», выразившиеся в ограничении доступа к участию в торгах – электронном аукционе на поставку расходных материалов для операционного блока на 2019 год потенциальным участникам (в т.ч. ООО «Прогресс») путем указания конкретных габаритных размеров внешней упаковки поставляемого товара, как нарушающие ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

Пояснения, доказательства и доводы в отношении обстоятельств, изложенных в заключении со стороны Ответчика и Заявителя в адрес Архангельского УФАС России не поступали.

Исходя из аукционной документации, поставка Товара осуществляется с даты заключения Контракта по 31.12.2019 отдельными партиями, согласно заявкам.

При принятии решения Комиссией Архангельского УФАС России указанное принимается во внимание, поскольку свидетельствует о том, что на момент рассмотрения настоящего дела Контракт является исполненным.

 

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1‑4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции»,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать Заказчика - ГБУЗ Архангельской области «Няндомская центральная районная больница» нарушившим часть 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в ограничении доступа в торгах - электронном аукционе на поставку расходных материалов для операционного блока на 2019 год (извещение о проведении закупки № 0124200000618006170 опубликовано на сайте www.zakupki.ru) потенциальным участникам, в т.ч. ООО «Прогресс».

2. Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела Контракт, заключенный по итогам рассматриваемых торгов, является исполненным (31.12.2019) предписание об устранении выявленного нарушения в адрес ГБУЗ Архангельской области «Няндомская центральная районная больница» не выдавать.

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                           Ю.Г. Цакулов

 

Члены Комиссии                                                                                                        Т.А. Спирина

 

                                                                                                                                   Т.В. Нестеренко

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нестеренко Т.В. 20-78-45

Связанные организации

Связанные организации не указаны