Решение №04-05/9290 Признать жалобу ООО "Тест-Радон" необоснованной от 30 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 593оз-20

029/06/64-1690/2020

Заказчик:

ГБУЗ АО ''Северодвинская городская детская клиническая больница''

Архангельская обл, Северодвинск г, ул Ломоносова, 49

Е-mail: ekon@sevskdeti.ru

Уполномоченный орган:

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул.Выучейского, д.18,

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

АО «Сбербанк-АСТ»

119435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9

E-mail: ko@sberbank-ast.ru

Заявитель:

ООО "Тест-Радон"

198095, Санкт-Петербург, ул.Калинина, д.13

E-mail: testradon.spb@gmail.com

       
       
 

РЕШЕНИЕ

30 декабря 2020 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 г. N ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель начальника отдела контроля закупок;

Толстова А.А.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заказчика: Шумовской А.Н. (доверенность от 30.12.2020);

Уполномоченного органа: Низовцева Д.Б. (доверенность от 16.06.2020 №56-Д);

Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

УСТАНОВИЛА:

23 декабря 2020 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Тест-Радон" (далее – Заявитель) на действия заказчика – ГБУЗ АО ''Северодвинская городская детская клиническая больница'' (далее – Заказчик), Уполномоченного органа – Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по проведению контроля эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования (извещение №0124200000620007993).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 28.12.2020 № 3601.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 28.12.2020 №314-05-1134.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает документацию об электронном аукционе, и организует осуществление закупки.

15.12.2020 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0124200000620007993 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на оказание услуг по проведению контроля эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта – 257 939,00 рублей.

Оператор электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ».

Заявитель в жалобе указывает на то, что дополнительные измерения (размер фокусного пятна) при контроле эксплуатационных параметров в перечне работ на объектах исследования в пунктах 13, 14 таблицы технического задания документации об аукционе не включены в обязательные требования, предусмотренные приложением 10 СанПин 2.6.1.1192-03. Включение вышеуказанных параметров ведет к ограничению конкуренции.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Частью 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» определены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании объекта закупки в документации об аукционе.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе в использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом, заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару. При этом ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Объектом закупки является оказание услуг по проведению контроля эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования.

В таблице «Объем услуг на объектах исследования» раздела II «Сведения об услугах, на оказание которых осуществляется закупка, и об условиях контракта» Заказчиком предусмотрен перечень испытаний, в том числе:

13.

Контроль эксплуатационных параметров комплекса рентгенодиагностического телеуправляемого «Телемедикс-Р-АМИКО»:

  • размер фокусного пятна (ГОСТ Р МЭК 60336-2010);

14.

Контроль эксплуатационных параметров с дентального рентгеновского аппарата Preva:

  • размер фокусного пятна (ГОСТ Р МЭК 60336-2010);

Пунктом 3 раздела II «Сведения об услугах, на оказание которых осуществляется закупка, и об условиях контракта» установлено, что «…Проведение контроля эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Северодвинская городская детская клиническая больница» осуществляется в соответствии с «Программой производственного контроля за радиационной безопасностью при проведении рентгенологических исследований в ГБУЗ АО «СГДКБ» от 21.12.2018 года и с действующим законодательством, санитарными правилами и нормами, другой нормативно-технической документацией».

В письменных пояснениях от 28.12.2020 №3601 Заказчиком указано следующее.

Программа производственного контроля за радиационной безопасностью при проведении рентгенологических исследований в ГБУЗ АО «СГДКБ» от 21.12.2018 на основании следующих нормативных документов:

Федеральный закон РФ от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»;

Федеральный закон РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения»;

Санитарные правила и нормативы СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ – 99/2010)»;

Санитарные правила и нормативы СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)»;

СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий»;

СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенодиагностических исследований»;

Приказ Министерства здравоохранения РСФСР от 2 августа 1991 года № 132 «О совершенствовании служб лучевой диагностики»;

Методические указания по методам контроля МУК 2.6.1.2944-11 «Контроль эффективных доз облучения пациентов при медицинских рентгенологических исследованиях»;

СанПиН 2.1.3.2630–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;

«Типовая программа лабораторно-инструментальных исследований в рамках производственного контроля в лечебно-профилактических учреждениях», письмо Г.Г. Онищенко от 13.04.2009 № 01/4801-9-32;

Методические указания МУ 2.6.1.3015-12 «Организация и проведение индивидуального дозиметрического контроля. Персонал медицинских организаций».

«Программа производственного контроля за радиационной безопасностью при проведении рентгенологических исследований в ГБУЗ АО «СГДКБ» от 21.12.2018 согласована с управлением Роспотребнадзора по Архангельской области.

В соответствии с требованиями законодательства РФ СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенодиагностических исследований» не должен противоречить требованиям «Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)» СП 2.6.1.2612-10. В соответствии с требованиями пункта 3.7.1. СП 2.6.1.2612-10 «Использование закрытых радионуклидных источников и устройств, генерирующих ионизирующее излучение, регламентируется требованиями настоящих Правил, государственных стандартов и технической документации на источники ионизирующего излучения». Следовательно, применение государственных стандартов при выполнении производственного контроля для целей соблюдения санитарных норм и правил не противоречит требованиям «Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)» СП 2.6.1.2612-10 и является обязательным. (СанПиН 2.6.1.1192-03 не устанавливает обязательные требования и критерии соответствия, требуемую номенклатуру параметров, подлежащих контролю для конкретного типа рентгеновского диагностического оборудования, а также методы контроля).

Кроме того, в заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с требованиями пункта 1.2. «Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)» СП 2.6.1.2612-10 являются обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми юридическими и физическими лицами, независимо от их подчиненности и формы собственности, в результате деятельности которых возможно облучение людей, а также для администрации субъектов Российской Федерации, местных органов власти, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации. На территории РФ действует ряд ГОСТов, определяющих номенклатуру, методы испытаний и критерии соответствия. В частности, в соответствии с требованиями пункта 4.5 «Измеряемые эксплуатационные параметры» ГОСТ Р МЭК 61223-2-11-2001 «Оценка и контроль эксплуатационных параметров рентгеновской аппаратуры в отделениях (кабинетах) рентгенодиагностики. Часть 2-11 Испытания на постоянство параметров. Аппараты для общей прямой рентгенографии» в перечень эксплуатационных параметров входит «свойства ФОКУСНОГО ПЯТНА, влияющие на изображение». В соответствии с требованиями пункта 5.4 ГОСТ Р МЭК 61223-3-4-2001 «Оценка и контроль эксплуатационных параметров рентгеновской аппаратуры в отделениях (кабинетах) рентгенодиагностики. Часть 3-4. Характеристики изображений дентальных рентгеновских аппаратов» размеры действительного фокусного пятна для номинального значения фокусного пятна дентальных рентгеновских аппаратов должны соответствовать ГОСТ Р МЭК 60336-2010 «Излучатели медицинские рентгенодиагностические. Характеристики фокусных пятен». Данный ГОСТ устанавливает методы испытаний и критерии соответствия фокусных пятен.

Проанализировав материалы дела, Комиссией Архангельского УФАС России выявлено следующее.

Согласно пункту 4.5 «Типы испытаний эксплуатационных параметров» ГОСТ Р 51746-2001 (МЭК 61223-1-93) «Оценка и контроль эксплуатационных параметров рентгеновской аппаратуры в отделениях (кабинетах) рентгенодиагностики. Часть 1. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 51746-2001 (МЭК 61223-1-93)) различают три типа испытаний эксплуатационных параметров аппаратов:

- приемочные испытания;

- периодические испытания;

- испытания на постоянство параметров.

Как следует из пункта 4.5 ГОСТ Р 51746-2001 (МЭК 61223-1-93):

«ПРИЕМОЧНЫЕ ИСПЫТАНИЯ проводят при установке новой аппаратуры, после значительной модификации аппарата, после регулировки функциональных блоков, после введения новых элементов или блоков, их замены или изъятия. Эти испытания проводят представители ИЗГОТОВИТЕЛЯ или организации, уполномоченные ИЗГОТОВИТЕЛЕМ.

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ характеризуются измерением показателей назначения с целью определения функционального состояния аппаратуры в конкретный момент времени. ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ должен проводить квалифицированный персонал, осуществляющий техническое обслуживание аппаратуры, представитель ИЗГОТОВИТЕЛЯ или его уполномоченный.

Непосредственно после ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ при удовлетворительном уровне эксплуатационных параметров проводят первичные ИСПЫТАНИЯ НА ПОСТОЯНСТВО ПАРАМЕТРОВ для определения их БАЗОВЫХ ЗНАЧЕНИЙ.

ИСПЫТАНИЯ НА ПОСТОЯНСТВО ПАРАМЕТРОВ должен проводить персонал рентгенодиагностического отделения (кабинета), знакомый с типом испытуемой аппаратуры. В зависимости от типа испытуемой аппаратуры проведение испытаний допускается поручать рентгенолаборанту».

Включенный Заказчиком параметр – размер фокусного пятна ГОСТ Р МЭК 60336-2010 в перечень испытаний, согласно пункту 4.4 ГОСТ Р МЭК 61223-3-1-2001 «Оценка и контроль эксплуатационных параметров рентгеновской аппаратуры в отделениях (кабинетах) рентгенодиагностики. Часть 3-1. Характеристики изображений рентгеновских аппаратов для рентгенографии и рентгеноскопии. Приемочные испытания» (далее - ГОСТ Р МЭК 61223-3-1-2001) называется «Фокусное пятно» и относится к приемочным испытаниям.

Согласно ГОСТ Р МЭК 61223-2-11-2001 параметр: свойства фокусного пятна, влияющие на изображение, относятся к испытаниям на постоянство параметров.

Вместе с тем, согласно пункту 1.1 ГОСТ Р МЭК 61223-2-11-2001, данный ГОСТ не распространяется на аппараты специального назначения, такие как рентгеновский аппарат для маммографии или дентальный рентгеновский аппарат.

Однако, характеристики приемочных испытаний дентальных рентгеновских аппаратов с интраоральным и экстраоральным приемниками рентгеновского изображения (например панорамный дентальный рентгеновский аппарат или цефалометрический рентгеновский аппарат) регламентированы ГОСТ Р МЭК 61223-3-4-2001 «Оценка и контроль эксплуатационных параметров рентгеновской аппаратуры в отделениях (кабинетах) рентгенодиагностики. часть 3-4. Характеристики изображений дентальных рентгеновских аппаратов. Приемочные испытания» (далее - ГОСТ Р МЭК 61223-3-4-2001).

Пунктом 4.4 ГОСТ Р МЭК 61223-3-4-2001 установлено, что к приемочным испытаниям относится такой показатель, как «Фокусное пятно».

В разделе «Введение» ГОСТ Р МЭК 61223-3-4-2001 указано, что данный стандарт является одним из серии стандартов для персонала рентгенодиагностических отделений (кабинетов), в котором нормированы методы приемочных испытаний и испытаний на постоянство параметров систем и подсистем рентгенодиагностической аппаратуры, включая устройства обработки пленки.

Исходя из вышеуказанного, параметр – размер фокусного пятна, может применяться как для приемочных испытаний, так и для испытаний на постоянство параметров рентгеновской аппаратуры.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что в перечень работ на объектах исследования вошли испытания, которые невозможно выполнить силами Заказчика.

В соответствии с пунктом 2.5 санитарных правил СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.

Поскольку в объект закупки входит оказание услуг по проведению контроля эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования и в перечень работ на объектах исследования входят испытания, которые невозможно выполнить силами учреждения, а проводить данные испытания имеет право лаборатория, аккредитованная в установленном порядке, то Заказчик правомерно установил требования о включении дополнительных измерений при контроле эксплуатационных параметров.

Кроме этого, в заседании комиссии Архангельского УФАС России представитель Уполномоченного органа сообщил, что начальная максимальная цена контракта сформирована Заказчиком с учетом потребности лечебно-профилактического учреждения и на основании двух коммерческих предложений от ООО «Инфомед» (от 17.11.2020 №б/н), ООО «НТЦ Орион» (от 17.11.2020 №4082/602) на оказание услуг по проведению контроля эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования, в том числе с включением параметров в перечень услуг (размер фокусного пятна) при контроле эксплуатационных параметров.

Комиссией Архангельского УФАС России были проанализированы коммерческие предложения и установлено, что дополнительный параметр, установленный Заказчиком в документации об аукционе (размер фокусного пятна) действительно указаны в перечне услуг потенциальных исполнителей.

На участие в электронном аукционе было подано 2 заявки (ООО «Научно-технический центр «Орион» и ООО «Медтехатомпроект»). Снижение НМЦК составило 6,5%. Победителем по результатам электронного аукциона признан участник закупки - ООО «Научно-технический центр «Орион».

Кроме того, в п.1 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, изложена правовая позиция о том, что по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учётом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Поскольку перечень услуг с вышеуказанными дополнительными параметрами, установленными Заказчиком, готовы оказать не менее двух потенциальных исполнителей, то данные требования не ограничивают количество участников закупки.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "Тест-Радон" необоснованной.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии И.Ю. Короткова

Члены Комиссии О.С. Малышева

А.А. Толстова

Связанные организации

Связанные организации не указаны