Решение №04-03/653 Решение РНП-29-19 от 4 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № РНП-29-19

029/06/104-119/2020

Заказчик:

МКУ «Управление по инфраструктурному развитию и жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район»

164840, Архангельская область, г.Онега, ул. Шаревского, д.6

Е-mail: gkh@onegaland.ru

Участник закупки:

ООО "АктивПроект"

153023, г.Иваново, ул. Революционная, д.20Б, помещение 1007

E-mail: ap-iv@mail.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

04 февраля 2020 года г. Архангельск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Малышева О.С.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании статьи 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)», Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», Приказа Архангельского УФАС России от 26.08.2019 № 158,

в присутствии представителей от:

Участника закупки: Трушкова А.В. (доверенность от 09.01.2020 № б/н);

Заказчик, уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

УСТАНОВИЛА:

28 января 2020 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступило обращение МКУ «Управление по инфраструктурному развитию и жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "АктивПроект" в Реестр недобросовестных поставщиков.

Содержание обращения:

Согласно обращению Заказчика, муниципальный контракт от 15.07.2019 № 25-2019 на оказание услуг по обследованию технического состояния жилого здания по адресу г. Онега, ул. Привокзальная, 30а (извещение № 0124300016419000094), заключенный с ООО "АктивПроект", расторгнут, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта.

Комиссия Архангельского УФАС России осуществила проверку факта одностороннего расторжения от исполнения муниципального контракта с учетом следующего.

13.06.2019 уполномоченным органом – Администрацией муниципального образования «Онежский муниципальный район», на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124300016419000094 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по обследованию технического состояния жилого здания по адресу г. Онега, ул. Привокзальная, 30а (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена муниципального контракта – 600 000,00 рублей.

02.07.2019 по результатам проведенной процедуры аукциона победителем был признан участник закупки ООО "АктивПроект", предложивший цену контракта 452 905,33 рублей.

15.07.2019 между Заказчиком и ООО "АктивПроект" (далее – Подрядчик, Общество) заключен муниципальный контракт № 25-2019 (далее – Контракт) на оказание услуг по обследованию технического состояния жилого здания по адресу г. Онега, ул. Привокзальная, 30а.

Согласно пункту 1.1 Контракта «Подрядчик обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по обследованию технического состояния жилого здания по адресу г. Онега, ул. Привокзальная, 30а в соответствии с техническим заданием (приложение № 1 к Контракту, являющееся его неотъемлемой частью). Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом».

В соответствии с пунктами 3 и 4 Технического задания подрядчику необходимо провести обследование и проектирование многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Архангельская область, г. Онега, ул. Привокзальная, д. 30-а. При этом в стадийность исполнения контракта входят следующие услуги:

  1. проведение обследования здания;
  2. разработка противоаварийных мероприятий и рекомендаций по дальнейшей безопасной эксплуатации объекта;
  3. выдача технического заключения по результатам обследования;
  4. Разработка проектно-сметной документации на выполнение ремонтных работ, необходимых для дальнейшей безопасной эксплуатации объекта.

Сроки оказания услуг установлены в пункте 1.3 Контракта, а именно: с даты заключения контракта до 31.08.2019.

Порядок и сроки осуществления Заказчиком приемки оказанных услуг (ее результатов) в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным Контрактом, а также порядок и сроки оформления результатов приемки определены в разделе 4 Контракта, а именно в пункте 4.2 Контракта:

«Экспертное заключение по итогам технического обследования с выводами по результатам обследования выполнить согласно требованиям ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния, СП 13-102-2003 и других действующих норм и правил.

Представить заказчику фотоматериалы, подтверждающие выполнение работ.

Документация передается Подрядчиком по месту нахождения Заказчика по адресу: Архангельская область, г. Онега, ул. Шаревского, 6.

Технический отчет результатов обследований должен быть представлен в 2 (двух) экземплярах на бумажном носителе и в электронном виде в редактируемом формате (Word, Excel) и в нередактируемом формате PDF.

Проектную документацию разработать в соответствии с требованиями Постановления правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», ГОСТ 21.1101-2013 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации», строительным и санитарным нормам, согласована Заказчиком, ресурсоснабжающими организациями, выдавшими технические условия на подключение объекта к наружным инженерным сетям, заинтересованными и надзорными органами.

Проектную документацию оформить подписями руководителя генеральной проектной организации и главного инженера проектной документации, круглой печатью генеральной проектной организации, а также справкой проектной организации о соответствии проектной документации требованиям действующего законодательства и задания на проектирование.

Проектную документацию согласовать с Заказчиком.

Сметная документация разрабатывается в двух уровнях:

- в базисном уровне цен 2001 г., определяемом на основе ТЕР;

- в текущем уровне, определяемом на основе цен, сложившихся ко времени составления сметной документации.

Количество выдаваемых экземпляров проектной документации (проектной и рабочей) – 5 экз. на бумажном носителе, каждая копия в отдельной картонной коробке, + 1 экз. на электронном носителе.

Количество выдаваемых экземпляров технических отчетов по результатам обследования – 3 экз. на бумажном носителе в одной картонной коробке, + 1 экз. на электронном носителе.

Электронную версию проектной документации следует оформить в следующем виде:

первая папка – полный объем документации, каждый раздел в отдельной папке в соответствии с ГОСТ Р 21.1101-2013, в форматах: проектная документация – dwg, doc, сметная документация – xls, gsfx;

вторая папка – полный объем документации в формате pdf».

Пунктом 9.1 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в следующих случаях:

1) если Подрядчик в срок, определенный Контрактом, не выполнил работы, Заказчик вправе в одностороннем внесудебном порядке отказаться от исполнения Контракта и потребовать возврата Подрядчиком в течение 10 дней уплаченной денежной суммы и уплаты процентов на нее, а также возмещения причиненных ему убытков.

2) существенного нарушения требований к качеству выполняемых работ (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) Заказчик вправе расторгнуть Контракт в одностороннем внесудебном порядке, и потребовать от Подрядчика возврата уплаченной денежной суммы и уплаты процентов на нее, а также возмещения причиненных ему убытков.

3) неисполнения Подрядчиком принятых на себя обязательств по выполнению работ.

01.10.2019 Подрядчик по электронной почте направил Заказчику результат выполненных работ с сопроводительным письмом за номером 1250.

15.10.2019, в связи с отсутствием возражений от Заказчика, Подрядчик направил документы для оплаты, требование о возврате обеспечения исполнения контракта с сопроводительным письмом за номером 1350.

24.10.2019 Заказчик письмом за номером 2093 направил Подрядчику претензию к выполненным работам, а именно: не выполнено обследование в фундаментов в шурфах; не выполнены испытания свай статической нагрузкой; нарушены архитектурно-планировочные решения; документация разработана с нарушениями требований постановления Правительства РФ №87 от 16.02.2008 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

С данной претензией Подрядчик не согласился и 02.12.2019 направил Заказчику досудебную претензию с требованием оплатить работу по контракту и вернуть обеспечение по исполнению контракта.

16.12.2019 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с выполнением инженерно-геологических испытаний не в полном объеме, а также в связи с отсутствием расчета осадки фундамента (не обосновано предложение усиления свай путем наращивания монолитного железобетонного ростверка).

Частью 12 статьи 95 ФЗ «О контрактной системе» предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

В соответствии с частью 13 статьи 95 ФЗ «О контрактной системе» решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно информации с официального сайта решение от 16.12.2019 об одностороннем отказе от исполнения Контракта 16.12.2019 было размещено Заказчиком в разделе «Дополнительная информация о контрактах».

16.12.2019 направлено Подрядчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Подрядчика и по адресу электронной почты, указанным в Контракте.

Исходя из обращения Заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (письмо от 27.01.2020 №122), решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 27.01.2020.

В материалы дела Заказчиком приложены отчеты об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80080442961264 от 19.12.2019, 07.01.2020, 14.01.2020, 17.01.2020, 27.01.2020.

Проанализировав данные отчеты, Комиссия Архангельского УФАС России установила, что заказное письмо о решении Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта с 25.12.2019 по 23.01.2020 находилось в ожидании вручения его адресату. 23.01.2020 данное решение Заказчика получено ООО «АктивПроект».

Поскольку информацию о получении Подрядчиком решения Заказчика от 16.12.2019 об одностороннем отказе от исполнения контракта отсутствовала у Заказчика вплоть до 17.01.2020, им было принято решение, что датой надлежащего уведомления является дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе - 16.01.2020.

Исходя из части 13 статьи 95 ФЗ «О контрактной системы», решение Заказчика от 16.12.2019 об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 27.01.2020.

Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе», контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе», с учетом части 4 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» осуществляется контрольным органом в сфере закупок путем проведения плановых проверок и внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.

Основания для проведения внеплановых проверок установлены частью 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе». В частности, подпунктом "б" пункта 2 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что одним из оснований для проведения внеплановой проверки является обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 103 ФЗ «О контрактной системе» в реестр контрактов включается, в том числе, информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения. Согласно части 3 статьи 103 ФЗ «О контрактной системе» информация, указанная в пункте 11 части 2 статьи 103 ФЗ «О контрактной системе», направляется заказчиками в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.

Следовательно, Заказчик должен был направить информацию о расторжении Контракта в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию для размещения на официальном сайте не позднее 03.02.2020.

На дату рассмотрения обращения Заказчика, информация о расторжении контракта Заказчиком на официальном сайте с указанием даты расторжения контракта отсутствует, что нарушает требование части 3 статьи 103 ФЗ «О контрактной системе».

Частью 6 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе» определено, что в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 указанной статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Информация, предусмотренная частью 6 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе», направлена Заказчиком в адрес Архангельского УФАС России в установленный законом срок – 28.01.2020.

В соответствии с частью 2 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе», в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений ФЗ «О контрактной системе».

На заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель ООО "АктивПроект" пояснил, что результат работ по Контракту передан Заказчику 01.10.2019. Оплата указанных работ Заказчиком не была осуществлена. Общество, считая действия Заказчика необоснованными, предлагало Заказчику в досудебном порядке оплатить задолженность по Контракту. Разрешить данный спор в досудебном порядке Обществу и Заказчику не удалось, в связи с чем ООО "АктивПроект" обратился в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением о признании одностороннего отказа от исполнения контракта недействительным и взыскании задолженности за выполненные работы. Исковое заявление принято к производству (дело №А05-624/2020). Судебное разбирательство назначено на 19.02.2020.

Проверив факты, изложенные в обращении Заказчика о размещении информации об ООО "АктивПроект" в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, Комиссия Архангельского УФАС России установила следующее.

В целях проверки фактов, содержащихся в указанном обращении, Управлением было возбуждено данное дело, в ходе рассмотрения которого Обществом представлены пояснения, из которых следует, что Общество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области в целях рассмотрения вопроса о признании недействительным одностороннего отказа от контракта №25-2019 от 16.12.2019г., взыскании 452 905 руб. 33 коп. задолженности за выполненные работы, 3 774 руб. 21 коп. неустойки, начисленной за период с 02.12.2019 по 10.01.2020 и по день фактической уплаты задолженности, 30 000 руб. неосновательного обогащения, 331 руб. 09 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 09.11.2019 по 10.01.2020 и по дату полного возврата обеспечения исполнения контракта (номер дела № А05-624/2020).

Согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Следует отметить, что с момента заключения контракта между его сторонами возникают гражданско-правовые отношения, оценку которым антимонопольный орган в рамках рассмотрения одностороннего отказа заказчика либо исполнителя от исполнения контракта в качестве основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков давать не вправе.

При осуществлении проверки одностороннего отказа от исполнения контракта антимонопольный орган оценивает не правомерность расторжения контракта с позиции гражданского законодательства, а соблюдение сторонами контракта процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренной Законом, во избежание нарушения прав каждой из сторон контракта, установленных указанным законом.

При этом обстоятельства, послужившие основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта, находятся в сфере гражданско-правовых отношений сторон, а их исследование со стороны антимонопольного органа подменяло бы компетенцию суда.

Следовательно, правовая оценка действий Заказчика и Общества, с точки зрения правомерности принятого решения, послужившего основанием для одностороннего отказа от исполнения Контракта, находится за пределами компетенции Архангельского УФАС России.

Комиссия считает, что судебный акт по итогам рассмотрения требования Общества о признании одностороннего отказа от исполнения контракта недействительным и о взыскании стоимости выполненных работ в пользу Общества будет являться необходимым доказательством наличия фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, достоверности указанных фактов, либо доказательств свидетельствующих об обратном.

Учитывая изложенное, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о невозможности рассмотрения антимонопольным органом обращения Заказчика в связи с оспариванием решения об одностороннем отказе в Арбитражном суде Архангельской области.

При отсутствии возможности прийти к выводу о нарушении условий Контракта, допущенных исключительно по вине ООО "АктивПроект", Комиссия Архангельского УФАС России не может прийти к однозначному выводу о наличии достаточных оснований для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта и как следствие включении информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков.

Кроме того, административный процесс рассмотрения обращений Заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не обязывает Комиссию Архангельского УФАС России устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса.

При этом выявленные Комиссией Архангельского УФАС России нарушения части 3 статьи 103 ФЗ «О контрактной системе», в силу подпункта б пункта 2 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе», являются основанием для проведения внеплановой проверки.

На основании вышеизложенного, Комиссия Архангельского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 ФЗ «О контрактной системе», постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 года N 1062,

РЕШИЛА:

1.  Сведения, представленные МКУ «Управление по инфраструктурному развитию и жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» в отношении ООО "АктивПроект" в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.

2.  Признать Заказчика нарушившим части 3 статьи 103 ФЗ «О контрактной системе».

3.  Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Примечание: Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Председатель Комиссии И.Ю. Короткова

Члены Комиссии Н.В. Вознесенская

О.С. Малышева

Связанные организации

Связанные организации не указаны