Решение №04-05/3106 30 апреля 2020 года в Архангельское УФАС России – уполномоче... от 13 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 217оз-20

029/06/64-530/2020

Заказчик:

ГБУ Архангельской области «Региональная транспортная служба»

163002, г. Архангельск, ул. Павла Усова, д. 14, оф.213

E-mail: contract@rts29.ru

Уполномоченный орган:

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

119435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9

E-mail: ko@sberbank-ast.ru

Заявитель:

ООО "УНИВЕРСАЛ-М"

420087, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Аделя Кутуя, д.181, пом.19

E-mail: universalm19@gmail.com

       
       
 

РЕШЕНИЕ

13 мая 2020 года г. Архангельск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Короткова И.Ю.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Толстова А.А.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Фарманова И.М.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заявителя: Пушкаревой А.А. (доверенность от 27.04.2020 № 12-3);

Заказчика: Орлова А.А. (доверенность от 13.05.2020 №б/н), Бедрина Д.М. (доверенность от 13.05.2020 №б/н);

Уполномоченного органа: Анисимова А.А. (доверенность от 06.04.2020 №54-Д).

УСТАНОВИЛА:

30 апреля 2020 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "УНИВЕРСАЛ-М" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУ Архангельской области ''Региональная транспортная служба'' (далее – Заказчик), уполномоченного органа - Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку передвижных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД РФ (извещение № 0124200000620001624).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 12.05.2020 № 335.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 12.05.2020 № 314-05-370.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает документацию об электронном аукционе, и организует осуществление закупки.

13.04.2020 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0124200000620001624 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку передвижных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД РФ (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена контракта – 11 875 000,00 рублей.

Оператор электронной площадки – ЗАО «Сбербанк-АСТ».

 

1. По мнению Заявителя, Заказчиком установлено противоречивое требование к формату материалов о зафиксированных ПКФВФ нарушениях (формата IMGX на текущий момент не существует), что не дает участнику закупки однозначно определить условия исполнения обязательств и указать в заявке на участие достоверную информацию.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

В соответствии с частью 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Пункт 4.10 таблицы №2 части 1 раздела II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе содержит требования к товарам, в том числе: «автоматическое формирование материалов о зафиксированных ПКФВФ нарушениях формируются в формате JPG, JPEG, IMGX с файлом цифровой подписи для каждого события».

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что согласно техническому заданию, материалы должны форматироваться в одном из трех форматов JPG, JPEG, IMGX, запятая используется как разделительный знак при перечислении форматов заказчиком. При этом формат JPG (JPEG) является общеиспользуемым, формат IMGX по сути является разновидностью формата JPG.

Пунктом 1.5 таблицы №2 части 1 раздела II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе предусмотрена фиксация двух изображений транспортных средств (далее – ТС) при совершении события правонарушения.

При этом, Комиссия Архангельского УФАС отмечает, что форматирование фотоматериалов во всех трех форматах одновременно привело как минимум к получению шести фотографий.

Таким образом, изображения форматируются либо в формате JPG, либо в формате JPEG, либо в формате IMGX.

Вместе с этим, в заседании комиссии Архангельского УФАС России представитель Уполномоченного органа сообщил, что на участие в закупке было подано пять заявок, четыре заявителя участвовали в электронном аукционе.

Соответственно, использование Заказчиком в документации об аукционе требования к формату материалов о зафиксированных ПКФВФ нарушениях (формат IMGX) никак не повлияло на определение участниками условий исполнения обязательств, и не могло привести к неправомерному ограничению количества участников закупки или повлиять на решение об участии в закупке.

Таким образом, данный довод не нашел своего подтверждения.

2. Заявитель в своей жалобе указал на то, что Заказчиком при описании объекта закупки неправомерно установлено требование о дате производства товара, а именно: не ранее 2020 года.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе, который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.

Пунктом 3.2 части 3 раздела II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» и пунктом 5.2 проекта контракта документации об аукционе установлены условия исполнения контракта, в том числе следующее: «Поставляемый Товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе, который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства). Год изготовления Товара – не ранее 2020 года».

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что с начала 2020 года до публикации извещения достаточный срок для появления товаров на рынке за указанный период от разных производителей. Кроме того, данные о дате изготовления товара в первых частях заявки участниками не предоставляются, только при поставке товара.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Архангельского УФАС России полагает, что установление в документации об аукционе требование поставке товара, произведенного не ранее 2020 года, не противоречит положениям ФЗ «О контрактной системе».

Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.

3. Заявителем в жалобе указано, что Заказчик установил характеристики закупаемого оборудования в пунктах 1.6, 2.8 таблицы №2 части 1 раздела II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе не в соответствии с ГОСТ 57144-2016.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 1 статьи 12 ФЗ «О контрактной системе» государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных ФЗ «О контрактной системе», при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, принципы обеспечения конкуренции и ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок являются равнозначными и подлежащими соблюдению в равной степени во всех случаях.

Согласно части 2 статьи 19 ФЗ «О контрактной системе» для целей указанной статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Таблица №2 части 1 раздела II «Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта» документации об аукционе содержит требования к товару, в том числе:

№ п/п

Наименование товара/параметра

Количество, соответствие, наличие, технические характеристики

II

Передвижной комплекс фотовидеофиксации нарушений

5 штук

1.

Функциональные характеристики

1.6

Интервал формирования изображений в отношении каждого прошедшего через зону контроля и нарушившего ПДД РФ ТС, с

Не более 1

2.8.

Вероятность пропуска транспортных средств, %

не более 3*

Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что в пункте Ф1 таблицы 3 ГОСТа 57144-2016 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования» (далее - ГОСТ 57144-2016) определено следующее: «не менее двух последовательных фотоизображений транспортного средства в зоне контроля с интервалом не менее 0,1 с, на которых зафиксированы моменты совершения административного правонарушения водителем данного транспортного средства».

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России относительно показателя формирования фотоматериала о событии в 1 секунду пояснил, что данный показатель является требованием Заказчика и установлен исходя из следующих обстоятельств:

- при установлении указанного предела ТС при движении на высокой скорости не выйдет за пределы рубежей контроля фотовидеофиксаторов комплекса;

- большинство производителей на рынке поддерживают указанный диапазон.

Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что в подпункте 5.7 пункта 5 «Основные показатели и метрологические характеристики» ГОСТа 57144-2016 определено следующее: «Технические средства автоматической фотовидеофиксации должны обеспечивать выполнение следующих требований:…вероятность пропуска транспортных средств - не более 5%...».

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России относительно показателя вероятности пропуска транспортных средств пояснил, что данный показатель является требованием Заказчика.

Вместе с тем, в силу пунктов 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 29.06.2015 №162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" принципами стандартизации являются добровольность применения документов по стандартизации; обязательность применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 данного закона, а также включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации.

В перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2017 г. №2438-р, ГОСТ Р57144-2016 не включен.

Положения ГОСТ Р57144-2016 не устанавливают общеобязательные правила поведения для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение. Данный ГОСТ, не являясь по содержанию нормативным правовым актом, относится к числу технических актов, не содержащих нормативные предписания, что не требует его государственной регистрации в порядке, предусмотренном Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. №1009.

ФЗ «О контрактной системе» допускает использование заказчиком при описании в документации о закупке объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены в том числе документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации. ГОСТ Р 57144-2016 не является обязательным для применения, перечень ГОСТов утвержден названным выше распоряжением Правительства Российской Федерации.

Следовательно, Заказчик вправе руководствоваться ГОСТом Р 57144-2016 по собственному усмотрению полностью или в части и устанавливать характеристики товаров в соответствии со своей потребностью.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "УНИВЕРСАЛ-М" необоснованной.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии И.Ю. Короткова

Члены Комиссии А.А. Толстова

И.М. Фарманова

Связанные организации

Связанные организации не указаны