Решение б/н необ от 21 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

18 июня 2024 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

Члены комиссии:

на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

В присутствии представителей от:

Заявителя: 

Заказчика

07 июня 2024 года в заседании Комиссии Архангельского УФАС России объявлялся перерыв до 10:30 18.06.2024

УСТАНОВИЛА:

30 мая 2024 года в Архангельское УФАС России поступила жалоба ООО "АСМК" (далее – Заявитель) на действия комиссии, созданной Заказчиком – ФГАОУ ВО "Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова" (далее – Заказчик, закупочная комиссия) при проведении отбора предложений на право заключения договора (извещение №32413572744).

Содержание жалобы:

Заявитель обжалует действия комиссии, созданной Заказчиком, в связи с неправомерной оценкой заявки Заявителя. Заявитель считает, что при проведении оценки заявки ООО «АСМК» по критерию «наличие опыта» Заказчиком не были учтены документы, подтверждающие наличие опыта участника.

Указанное обстоятельство подпадает под основание для обжалования, определенное пунктом 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках»).

Комиссия Архангельского УФАС России согласно статье 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрела жалобу с учетом следующего.

ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» является заказчиком в понимании ФЗ «О закупках», который устанавливает общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ «О закупках», при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 ФЗ «О закупках» правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 ФЗ «О закупках» Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Из вышеизложенного следует, что ФЗ «О закупках» не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.

На основании статьи 2 названного Федерального закона, Заказчиком принято Положение о закупках товаров, работ, услуг ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», утвержденное наблюдательным Советом ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» 31.05.2021 (далее – Положение о закупках).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06 марта 2022 г. № 301 "Об основаниях не размещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры" (далее - Постановление № 301) заказчикам, попавшим под действие Постановления № 301 необходимо осуществлять закупки только путем проведения: - закрытых конкурентных закупок, в том числе в электронной форме; - неконкурентных закупок, при которых информация о закупке не размещается в ЕИС (то есть при которых не выполняется условие о размещении в ЕИС, предусмотренное подпунктом "а" пункта 1 части 3 статьи 3 ФЗ «О закупках»); при этом, если будет проводиться закрытая конкурентная закупка в электронной форме, то такая закупка должна проводиться исключительно на специализированной электронной площадке.

04.05.2024 Заказчиком в ЕИС (без размещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок) размещено извещение № 32413572744 о проведении отбора предложений на выполнение работ по выборочному капитальному ремонту помещений с целью поддержания в эксплуатационном состоянии ОКН регионального значения "Духовная семинария" - учебного корпуса, расположенного по адресу: г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 4, в объеме в соответствии с техническим заданием (Приложение № 2) и согласно условиям проекта договора (Приложение №4), являющимися неотъемлемыми частями извещения (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена договора – 21 958 468,06 руб.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в отборе предложений от 21.05.2024 было подано 2 заявки с номерами 1, 2. Все заявки допущены к участию в отборе предложений.

В ходе изучения материалов дела было установлено, что заявка Заявителя зарегистрирована под номером 2.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в отборе предложений от 21.05.2024 суммарный балл заявки с номером 2 составляет 50,00000 (итоговая позиция (рейтинг) участника – 2). При этом, по критерию «Наличие опыта» присвоено 0 баллов.

Заявитель в своей жалобе указывает, что закупочной комиссией при проведении оценки заявки ООО «АСМК» по критерию «наличие опыта» необоснованно не были учтены документы, подтверждающие наличие опыта участника, и начислено 0 баллов.

В силу пункта 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен пунктом 3 статьи 1 Положения о закупке.

Принцип равноправия по отношению к участникам закупки представляет собой конкретизацию общеправового принципа равенства всех перед законом и заключается в обращенном к заказчику требовании обеспечить равные права, равные возможности для всех участников закупки (равный доступ к информации, равные условия участия в закупке и т.д.), равное отношение к ним на всех стадиях процедуры закупки, указывает на недопустимость избирательного подхода к тем или иным участникам закупки.

Пунктами 13 и 14 части 10 статьи 4 ФЗ «О закупках» установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Согласно части 1 статьи 28 Положения о закупках при проведении конкурентной закупки и неконкурентной закупки (запрос цен, отбор предложений) могут быть использованы следующие критерии оценки заявок участников: «1) Ценовые критерии оценки: а) цена договора или цена за единицу товара, работы, услуги; б) расходы на эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание приобретаемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги. 2) Неценовые критерии оценки: а) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; б) квалификация участников закупки, в том числе: наличие финансовых ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по договору; наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материально-технических ресурсов; опыт работы, аналогичный предмету договора; деловая репутация; наличие трудовых ресурсов (количество и (или) квалификация) необходимых для исполнения обязательств по договору; в) срок поставки товара (выполнения работы, оказания услуги); г) срок предоставления гарантии качества товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг); д) расходы на эксплуатацию и/или техническое обслуживание предмета закупки; е) иные критерии, предусмотренные в документации о закупке».

В соответствии с частью 3 статьи 28 Положения о закупках в извещении и (или) документации о закупке, в извещении о проведении запроса цен, в извещении о проведении отбора предложений устанавливаются содержание (конкретизация предмета) и значимость (весомость, вес) каждого критерия оценки, а также порядок осуществления оценки и сопоставления заявок, требования о предоставлении документов и сведений соответственно предмету оценки по каждому критерию.

В силу положений ФЗ «О закупках», Положения о закупках Заказчик наделен правом самостоятельно определять содержание нестоимостных критериев исходя из максимального удовлетворения своих потребностей.

Согласно извещению Заказчиком установлены критерии:

1. Цена договора (значимость критерия оценки – 40%),

2. Наличие опыта:

2.1 Стоимостный объем договоров (контрактов) – 35%.

2.2 Наибольшая цена одного из исполненных договоров (контрактов) – 15%.

3. Срок предоставления гарантий качества выполненных работ – 10%.

В соответствии с частью 2 статьи 27 Положения о закупках для оценки заявок заказчик вправе устанавливать с учетом способа закупки в соответствии с указанным Положением критерии оценки заявок участников закупки (далее – критерии) и величины значимости этих критериев, обеспечивающие определение победителя закупки способного наилучшим образом, своевременно и полно удовлетворить потребности заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств. Критерии и величины значимости этих критериев, не установленные в документации о конкурентной закупке, не могут использоваться при оценке заявок.

Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке определен разделом 17 Извещения и приложением № 3 «Критерии оценки заявок на участие в отборе предложений и порядок их оценки» Извещения.

Заявки Участников по подкритериям «Стоимостной объем договоров (контрактов)», «Наибольшая цена одного из исполненных договоров (контрактов)» оцениваются на основании документов, представленных участником в составе заявки на участие в закупке и подтверждающих надлежащее выполнение работ:

- оригиналы или заверенные подписью уполномоченного лица и печатью организации (при наличии) копии исполненных договоров (контрактов) со всеми приложениями и дополнительными соглашениями (при наличии), с предоставлением документов, подтверждающих исполнение договоров (контрактов) со стороны Подрядчика, а именно: актов о приемке выполненных работ (КС-2), справок о стоимости выполненных работ (КС-3), содержащих все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающих стоимость исполненного контракта (договора), и иных документов, предусмотренных представленным договором (контрактом) и подтверждающих надлежащее исполнение договора (контракта), за исключением счетов и исполнительной документации. Документы, подтверждающие исполнение договоров (контрактов) должны быть подписаны не ранее чем за 3 (три) года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

- справка об опыте участника (предоставляется по обязательной форме - Приложение № 7 к извещению о проведении отбора предложений).

В случае несоответствия сведений, содержащихся в представленной в составе заявки форме (Приложение № 7 к извещению о проведении отбора предложений), и информации в представленных копиях документов в соответствии с требованиями настоящей документации, такие сведения признаются недостоверными и такой контракт (договор) при оценке не учитывается.

Непредставление Участником в составе заявки на участие в отборе предложений документов, на основании которых производится оценка заявок по подкритериям «Стоимостной объем договоров (контрактов)», «Наибольшая цена одного из исполненных договоров (контрактов)», не является основанием для отклонения заявки к участию в отборе предложений, но по подкритериям «Стоимостной объем договоров (контрактов)», «Наибольшая цена одного из исполненных договоров (контрактов)», такая заявка получает 0 (ноль) баллов.

При оценке по критерию «Наличие опыта» учитывается наличие опыта исполнения участником (с учетом правопреемства) договоров (контрактов) на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Как подтверждается материалами дела, в составе заявки Заявителя (заявка №2) представлено 2 договора субподряда, заключенных с ООО «Стройкомплекс»:

- Договор от 14.02.2023 № АР-4397 на выполнение работ по реконструкции здания Казначеский корпус на сумму 52 121 433,00 руб. (акт о приемке выполненных работ от 25.05.2023 №1).

- Договор от 22.05.2023 № АР-4402 на выполнение работ по реконструкции Соловецкого кремля здания музея на сумму 71 898 583,55 руб. (акт о приемке выполненных работ от 18.08.2023 №1).

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что Ансамбль Соловецкого монастыря, в том числе здание Казначейского корпуса (Больничные палаты) является объектом культурного наследия Федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Минкультуры России. Объекта с наименованием Соловецкий кремль здание музея по адресу: Архангельская область, пос. Соловецкий, наб. Бухты Благополучия, 1, Заказчик в перечне ОКН не нашел. Участник закупки, допущенный к работам на ОКН федерального значения должен был иметь действующую лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Вместе с тем, согласно сведениям из реестра лицензий на осуществлении деятельности по сохранению ОКН (идентификатор записи 10305971) ООО «АСМК» является обладателем лицензии № МКРФ 24340 от 06.05.2024. ООО «Стройкомплекс», с которым ООО "АСМК" составлены упомянутые выше договоры, лицензией на осуществление деятельности по сохранению ОКН не обладает. В связи с чем, закупочная комиссия посчитала, что сведения, представленные ООО "АСМК" по критерию «наличие опыта» являются недостоверными, так как ООО "АСМК" не мог выполнять работы по представленным договорам без лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются письмом Минкультуры России от 13.06.2024 № 9484-12-02», согласно которому у Департамента государственной охраны культурного наследия Минкультуры России отсутствуют сведения о проведении ООО "АСМК и ООО «Стройкомплекс» на перечисленных ОКН работ в периоды с 14.02.2023 по 26.05.2023 и с 22.05.2023 по 18.08.2023 по договорам от 14.02.2023 № АР-4397, от 22.05.2023 № АР-4402. Указанные организации за получением разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия в отношении перечисленных ОКН в Минкультуры России не обращались. Приемка Минкультуры России работ по сохранению ОКН по указанным договорам не осуществлялась. В периоды с 14.02.2023 по 26.05.2023 и с 22.05.2023 по 18.08.2023 у вышеуказанных организаций отсутствовали лицензии на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.

По общему правилу, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующее действия Заказчика.

Комиссией Архангельского УФАС России Определением об объявлении перерыва в заседании по делу № 28юл-24 (029/07/3-458/2024) от 07.06.2024 у ООО "АСМК" были запрошены документы в подтверждение выполнения работ по договорам № АР-4397 от 14.02.2023, № АР-4402 от 22.05.2023 (например, товарные накладные, журнал выполнения работ и другие), копию контракта, во исполнение которого заключены договоры № АР-4397 от 14.02.2023, № АР-4402 от 22.05.2023.

Вместе с тем, Заявитель не предоставил запрошенные Определением об объявлении перерыва в заседании по делу № 28юл-24 (029/07/3-458/2024) от 07.06.2024 документы.

Комиссия Архангельского УФАС России, заслушав представителей Заявителя и Уполномоченного органа, изучив материалы дела, проведя анализ содержащихся в материалах дела доказательств предоставления Заявителем недостоверной информации в составе заявки (заявка №2), приходит к выводу о том, что закупочная комиссия, созданная Заказчиком, правомерно не учла представленные ООО "АСМК" договоры при оценке заявок по критерию «Наличие опыта».

В данном случае, в периоды с 14.02.2023 по 26.05.2023 и с 22.05.2023 по 18.08.2023 у ООО "АСМК" и ООО «Стройкомплекс» отсутствовали лицензии на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, что ставит под сомнение факт выполнения работ по договорам, приложенным к заявке Заявителя в качестве опыта выполнения работ.

Заявителем не подтвержден опыт выполнения работ в соответствии с договорами
№ АР-4397 от 14.02.2023, № АР-4402 от 22.05.2023, заключенными между ООО "АСМК" и ООО «Стройкомплекс».

Следовательно, закупочная комиссия, созданная Заказчиком, присвоила 0 баллов заявке Заявителя по критерию «Наличие опыта» в соответствии с требованиями Извещения и Положения.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

В соответствии с частью 13 статьи 3 ФЗ «О закупках» рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Руководствуясь частями 17, 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области,

РЕШИЛА:

1.  Признать жалобу ООО "АСМК" необоснованной.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны