Решение №04-03/3175/23 См.файл от 16 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № РНП-29-139

029/06/104-754/2022

Заказчик:

Комитет жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации Северодвинска

164500, Архангельская область, г. Северодвинск, ул. Индустриальная, д. 57а

E-mail: jkhcom@adm.severodvinsk.ru

Уполномоченный орган:

Администрация муниципального образования «Северодвинск» в лице Управления муниципального заказа Администрации Северодвинска

164501, Архангельская область, город Северодвинск, ул. Плюснина, д. 7

E-mail: auction_urz@adm.severodvinsk.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Участник закупки:

Общество с ограниченной ответственностью «Быстро Надежно Качественно»

164500, Архангельская область, г. Северодвинск, ул. Окружная, д. 13

E-mail: lelya8833@yandex.ru, rsk29@yandex.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

14 июня 2023 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок;

Члены комиссии:

Романова Д.С.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Пахатина Ю.В.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании статьи 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Уполномоченного органа: Лопатиной Е.А. (доверенность от 29.03.2023);

Участника закупки: Шкаева М.В. (доверенность от 10.06.2023 №УФАС-2), Сардака А.С. (доверенность от 10.06.2023 №УФАС-3).

Заказчик уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

УСТАНОВИЛА:

22 августа 2022 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступило обращение Комитета жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации Северодвинска (далее – Заказчик) о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью «Быстро Надежно Качественно» (далее - Общество) в Реестр недобросовестных поставщиков.

Содержание обращения:

Согласно обращению Заказчика, участник электронного аукциона – Общество с ограниченной ответственностью «Быстро Надежно Качественно», уклонился от заключения муниципального контракта на выполнение работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома № 116 по улице Ломоносова в городе Северодвинске Архангельской области. Благоустройство общественных и дворовых территорий (извещение №0124300012722000175).

25.08.2022 Комиссией Архангельского УФАС России вынесено решение о невключении сведений об ООО «Быстро Надежно Качественно» (ИНН 2902086137) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Решение).

Решение было обжаловано Заказчиком и Уполномоченным органом в Арбитражный суд Архангельской области (дело № А05-12090/2022).

Решением арбитражного суда от 10.03.2023 по делу №А05-12090/2022 отказ во включении сведений в отношение ООО «Быстро Надежно Качественно» в реестр недобросовестных поставщиков признан недействительным. Суд обязал Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области повторно рассмотреть обращение Комитета жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации Северодвинска на предмет установления оснований для возможного включения сведений об ООО «Быстро Надежно Качественно» (ИНН 2902086137) в реестр недобросовестных поставщиков.

Из судебного решения следует, что Суд отклоняет довод Управления о том, что Уполномоченный орган должен был отклонить заявку ООО «Быстро Надежно Качественно». Исходя из указанных фактических обстоятельств по делу, суд приходит к выводу о недобросовестности действий Общества. Следовательно, у Управления не было оснований для вынесения оспариваемого решения об отказе во включении сведений в отношении ООО «БНК» в реестр недобросовестных поставщиков.

Резолютивная часть решения Арбитражного суда Архангельской области по делу № А05-12090/2022 была объявлена 02.03.2023, полный текст решения изготовлен 10.03.2023.

14.04.2023 от Управления в арбитражный суд Архангельской области поступила апелляционная жалоба на решение от 10.03.2023 по делу №А05-12090/2022.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2023 решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 марта 2023 года по делу № А05-12090/2022 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Управления – без удовлетворения.

01.06.2023 решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.03.2023 по делу №А05-12090/2022 вступило в законную силу.

Согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Комиссия Архангельского УФАС России повторно с учетом судебного акта по делу № А05-12090/2022 осуществила проверку факта одностороннего отказа от исполнения контракта с учетом следующего.

29.07.2022 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0124300012722000175 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома № 116 по улице Ломоносова в городе Северодвинске Архангельской области. Благоустройство общественных и дворовых территорий (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена муниципального контракта – 3 451 672,80 рубля.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика от 11.08.2022 № 181-04 на участие в электронном аукционе было подана единственная заявка Заявителя (идентификационный номер 112404927), которая признана соответствующей требованиям Извещения.

Протокол подведения итогов подведения итогов определения поставщика размещен на официальном сайте 11.08.2022.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 ФЗ «О контрактной системе» заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 указанного Федерального закона.

12.08.2022 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы без подписи Заказчика размещен проект контракта.

Дата направления оператором электронной площадки проекта контракта единственному участнику аукциона - ООО «Быстро Надежно Качественно» – 12.08.2022.

В соответствии с частью 3 статьи 51 ФЗ «О контрактной системе» не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 указанной статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:

1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с указанным Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом). При этом такой участник закупки:

а) в случаях, предусмотренных статьей 37 указанного Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;

б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с указанным Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);

2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:

а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 данной статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;

б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 данной статьи;

3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 указанного Федерального закона.

Заказчиком в разделе «Размер обеспечения исполнения контракта» Извещения установлено требование об обеспечении исполнения контракта в размере 5 % от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 172583,64 руб.

В установленный срок – до 19.08.2022 23:59 (время московское) ООО «Быстро Надежно Качественно» не размещены на электронной площадке документы, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 ФЗ «О контрактной системе», а именно: проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.

20.08.2022 оператор электронной площадки направил Заказчику уведомление об уклонении участника аукциона от заключения контракта.

22.08.2022 Заказчиком был сформирован протокол №193-04 признания участника уклонившимся от заключения контракта, данный протокол размещен на официальном сайте 22.08.2022.

Представители ООО «Быстро Надежно Качественно» в заседании Комиссии Архангельского УФАС России сообщили, что контракт не был заключен в связи с тем, что заявка ООО «Быстро Надежно Качественно» должна была быть отклонена, так как к заявке было приложено решение от 12.07.2022, согласно которому максимальная сумма сделки от имени Общества, заключаемых по результатам проводимых на электронных площадках процедур (конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений и т.п.), не должна превышать 100 000,00 рублей. 18.08.2022 в адрес Заказчика было направлено письмо о приостановке процедуры заключения контракта.

В силу части 1 статьи 2 ФЗ «О контрактной системе» законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 указанного Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.

Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.

Доказательств возникновения у Общества каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в установленном порядке подписать проект договора и приложить документы в обеспечении исполнения договора и добросовестности, в Архангельское УФАС России не представлено.

Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию средств субсидий, выделенных на финансовое обеспечение выполнения государственного задания), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.

Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и уклонения от заключения контракта в дальнейшем.

В определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2015 № 305-КГ15-9489 разъяснено, что недобросовестность может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению соответствующих норм и правил.

Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от заключения контракта.

Комиссия Архангельского УФАС России, рассмотрев материалы дела, отмечает следующее.

В рассматриваемом случае заявка Общества была подписана электронной подписью директора Общества Жуковой О.В., которая является единственным участником ООО «Быстро Надежно Качественно».

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, Общество относится к обществам, состоящим из одного участника, который одновременно является единственным лицом, обладающим полномочиями единоличного исполнительного органа общества.

При таких обстоятельствах одобрение крупной сделки в рассматриваемом случае не требуется в принципе в силу закона.

Кроме того, требование об одобрении крупной сделки не может и не должно становиться способом произвольного отклонения поданных участниками заявок со ссылками на их формальное несоответствие требованиям документации о закупке в случае, если у заказчика имеются сведения об отсутствии необходимости получения одобрения на совершение крупной сделки в обществе, состоящем из одного участника.

Аукционная комиссия должна принимать решение о соответствии заявки участника требованиям документации на основании совокупности документов и информации, направленных оператором электронной площадки и представленных участником закупки в составе второй части заявки.

Поданная Обществом единственная заявка была правомерно признана Уполномоченным органом соответствующей требованиям Извещения, но Общество в установленный срок не осуществило необходимые действия для заключения контракта.

Представленные Обществом в УФАС документы (приказы об отпуске Жуковой О.В. и о возложении обязанностей директора на Ромашевского А.О., акт приёма-передачи электронной цифровой подписи) не могут расцениваться как доказательства добросовестного поведения Общества в виду того, что директор Общества (Жукова О.В.) не давал согласие на участие Общества в рассматриваемой закупке. Следовательно, директором Общества (Жуковой О.В.) не был осуществлен должный контроль за использованием своей электронной подписи.

Действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника. Должник отвечает за эти действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (ст.402 Гражданского кодекса РФ). В силу положений Федерального закона «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ участники электронного взаимодействия обязаны не допускать использование принадлежащих им ключей электронных подписей без их согласия.

Согласно части 2 статьи 104 ФЗ «О контрактной системе» в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Таким образом, Комиссия Архангельского УФАС России, проведя оценку действий ООО «Быстро Надежно Качественно» и с учетом решения Арбитражного суда Архангельской области от 10.03.2023 по делу №А05-12090/2022, приходит к выводу о недобросовестности поведения Общества, выразившееся в ненадлежащем исполнении требований законодательства о контрактной системе в части представления подписанного проекта контракта в регламентированный  срок и обеспечения исполнения контракта, в связи с чем, ООО «Быстро Надежно Качеств» правомерно было признано уклонившимся от заключения контракта и сведения в отношении ООО «Быстро Надежно Качественно» подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.

Руководствуясь статьей 104 ФЗ «О контрактной системе», решением Арбитражного суда Архангельской области от 10.03.2023 по делу №А05-12090/2022 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Включить сведения, представленные Заказчиком – Комитетом жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации Северодвинска в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Быстро Надежно Качественно» (164500, Архангельская область, г.Северодвинск, ул.Окружная, д.13, ИНН 2902086137, участник (член) корпоративного юридического лица, способный оказывать влияние на деятельность этого юридического лица – Жукова Ольга Владимировна, ИНН 290220122173, лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона – Жукова Ольга Владимировна, ИНН 290220122173) в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года в связи с уклонением от заключения муниципального контракта на выполнение работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома № 116 по улице Ломоносова в городе Северодвинске Архангельской области. Благоустройство общественных и дворовых территорий (извещение №0124300012722000175).

2. Датой включения сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Быстро Надежно Качественно» в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».

Примечание: Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии Д.С. Романова

Ю.В. Пахатина

Связанные организации

Связанные организации не указаны