Решение б/н обоснов от 22 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 8юл-24

029/07/3-188/2024

Заказчик (Организатор закупки):

АО "АрхоблЭнерго"

163069, г. Архангельск, ул. Попова, д.17, 3 эт., оф. 301

E-mail: Agrebnev@aoenergo.ru, om@aoenergo.ru

Заявитель:

ООО "Вологодские земельные ресурсы"

160009, г. Вологда, ул. Чехова, д.218, оф.16

E-mail: alex-vzr@ya.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

19 марта 2024 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок;

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Вижевцева С.Н.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

В присутствии представителей от:

Заказчика: Одношевиной Н.Н. (доверенность от 14.03.2024 № 94/24), Зелянина П.С. (доверенность от 01.01.2024 № 48/24), Гребнева А.В. (доверенность от 01.01.2024 № 48/24);

Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей не направил.

УСТАНОВИЛА:

В Архангельское УФАС России поступила жалоба ООО "Вологодские земельные ресурсы" (далее – Заявитель) на действия заказчик – АО "АрхоблЭнерго" (далее – Заказчик) при проведении запроса цен на право заключения договора выполнение комплекса кадастровых и землеустроительных работ в отношении объектов электросетевого хозяйства на территории Ленского района Архангельской области (извещение № 32413354983).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, в связи с установлением незаконных требований к участникам закупки.

Указанное обстоятельство подпадает под основание для обжалования, определенное пунктом 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ «О закупках»).

Комиссия Архангельского УФАС России согласно статье 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрела жалобу с учетом следующего.

АО «АрхоблЭнерго» является заказчиком в понимании ФЗ «О закупках», который устанавливает общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ «О закупках», при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 ФЗ «О закупках» правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 ФЗ «О закупках» Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Из вышеизложенного следует, что ФЗ «О закупках» не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.

На основании статьи 2 названного Федерального закона, в Обществе принято Положение о закупке товаров, работ, услуг акционерного общества «Архангельская областная энергетическая компания», утвержденное решением Совета директоров Совета директоров АО «АрхоблЭнерго» Протоколом № 142/22 от 28.09.2022 (далее – Положение о закупках).

Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, иные связанные с обеспечением закупки положения.

05.03.2024 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещено извещение №32413354983 о проведении запроса цен и документация о закупке на право заключения договора на выполнение комплекса кадастровых и землеустроительных работ в отношении объектов электросетевого хозяйства на территории Ленского района Архангельской области (далее - документация о закупке).

Начальная (максимальная) цена договора – 2 729 425,00  рублей.

Заявитель в жалобе указывает, что в документации о закупке неправомерно установлено требование о наличии опыта выполнения аналогичных предмету закупки работ в Архангельской области.

В силу пункта 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках» при закупке товаров, работ, услуг заказчик должен руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 ФЗ «О закупках» заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Из указанного следует, что основным критерием законности и обоснованности тех или иных установленных требований к товару, порядка оценки и сопоставления заявок участников закупки взаимосвязано с обеспечением со стороны Заказчика применения указанных требований, порядка оценки и сопоставления заявок в равной степени ко всем участникам закупки.

В пункте 2 части 4 статьи 17 «Требования к участникам закупки» раздела VI «Порядок проведения закупок» Положения о закупках установлено, кроме требований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в документации о конкурентной закупке к участникам конкурентной закупки также могут быть установлены дополнительные требования о наличие опыта поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) аналогичного характера и объема.

Подпунктом 11 раздела 15 части I «Общие положения» документации о закупке определено требование к участникам закупки о наличии опыта выполнения аналогичных предмету закупки работ в Архангельской области с суммарным объемом заключенных и исполненных договоров и (или) контрактов участников (без учета правопреемства), на сумму не менее 500 000,00 рублей, за последние 2 года, предшествующих дате размещения извещения, документации о проведении закупки. Аналогичными предмету закупки считаются выполнения кадастровых и землеустроительных работ, указанных в техническом задании: раздел III «Техническое задание» документации о закупке.

Согласно разделу III «Техническое задание» документации о закупке предметом является:

- определение местоположение границ объектов на местности,

- определение местоположения границ земельных участков на местности,

- оформление межевых планов/технических планов/акта обследования,

- установление охранных зон объектов электросетевого хозяйства для нужд АО «АрхоблЭнерго»,

- установление публичных сервитутов линейных объектов электросетевого хозяйства для нужд АО «АрхоблЭнерго».

Представители Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснили, что так как территорией закупки является Мезенский район Архангельской области, для проведения кадастровых работ и ведения Единого государственного реестра недвижимости применяется только местная система координат МСК-29. МСК-29 разбита на пять 6-ти градусных зон. Каждый район Архангельской области находится в своей градусной зоне. При отсутствии опыта выполнения работ с указанной системой координат, у кадастровых инженеров может возникнуть ряд трудностей, что повлечет увеличение сроков выполнения работ и затрат. Техническим заданием предусмотрена горизонтальная съемка объектов недвижимости, при ее выполнении требуется знать, где на местности располагаются пункты государственной геодезической сети, пункты опорной межевой сети, от которых требуется выполнять кадастровые работы. При отсутствии указанной информации также возникнет ряд трудностей у кадастровых инженеров. Мезенский район Архангельской области относится к труднодоступным районам (закон Архангельской области от 09.09.2004 №249-32-03 «О перечнях труднодоступных местностей на территории Архангельской области»), соответственно выполнение кадастровых работ на данной территории сопряжено с рядом трудностей. Так, на данной территории отсутствует регулярное транспортное сообщение и, как следствие, выполнение горизонтальной съемки объектов возможно исключительно в настоящее время, до наступления весеннего паводка.

Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ № 160 от 24.02.2009 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" и Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" от 13.07.2015 № 218-ФЗ установлен единый порядок осуществления кадастровых работ, который не зависит от места выполнения работ.

Слеловательно, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу, что потенциальный участник закупки, который выполняет кадастровые работы на предприятиях энергосистемы любого субъекта РФ, имеет такой же опыт, как участник закупки, который выполняет кадастровые работы на предприятиях энергосистемы Архангельской области.

Исходя из указанного, установление Заказчиком в подпункте 11 раздела 15 части I «Общие положения» документации о закупке требования к участникам закупки о наличии опыта выполнения аналогичных предмету закупки работ в Архангельской области является незаконным, необоснованно ограничивает конкуренцию и дискриминирует права потенциальных участников закупки, исходя из имеющегося у последних опыта выполненных работ по территориальному признаку.

Таким образом, Заказчик нарушил пункт 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках».

В соответствии с частью 13 статьи 3 ФЗ «О закупках» рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «СтройЭнергоРесурс» обоснованной.

2. Признать Заказчика - АО "АрхоблЭнерго", нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках».

3. Заказчику, закупочной комиссии, созданной Заказчиком, выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О закупках».

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии Н.В. Вознесенская

С.Н. Вижевцева

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны