Определение №05-05/7063 Определение о назначении дела № 029/01/15-1343/2020 о наруше... от 8 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

Дело № 029/01/15-1343/2020

Ответчик: Глава МО «Катунинское»

Заинтересованное лицо: ООО «Поморские коммунальные системы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 029/01/15-1343/2020 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

«08» октября 2020 года г. Архангельск

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) Цакулов Ю.Г., установил:

По результатам рассмотрения обращения Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 10.02.2020 № 313/288 о нарушении требований антимонопольного законодательства при передаче имущества МО «Катунинское», предназначенного для водоснабжения и водоотведения п. Катунпино, д. Лахта, в пользование ООО «Поморские коммунальные системы» на условиях договоров аренды от 15.11.2019 без проведения торгов, было установлено следующее.

15.11.2019 между муниципальным образованием «Катунинское» в лице главы МО «Катунинское» и ООО «Поморские коммунальные системы» был подписан договор аренды по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоснабжению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области, в соответствии с которым в аренду обществу предоставляются: водопроводные сети, расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО «Катунинское», п. Катунино; водопроводная насосная станция 1-го подъема, расположенная по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО «Катунинское», п. Катунино; водопроводная насосная станция 2‑го подъема, расположенная по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО «Катунинское»; водопроводные сети, расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО «Катунинское», п. Катунино; центральные водопроводные сети п. Катунино, расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО «Катунинское», п. Катунино. Договор заключен сроком на 4 года. Акт приема-сдачи имущества в аренду подписан 27.12.2019.

15.11.2019 между муниципальным образованием «Катунинское» в лице главы МО «Катунинское» и ООО «Поморские коммунальные системы» был подписан договор аренды по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоотведению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области, в соответствии с которым в аренду обществу предоставляются: канализационная насосная станция № 1 с оборудованием, расположенная по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО «Катунинское», п. Катунино; канализационная насосная станция № 2 с оборудованием, расположенная по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО «Катунинское», п. Катунино; канализационная насосная станция № 3 с оборудованием, расположенная по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО «Катунинское», п. Катунино; канализационные очистные сооружения с оборудованием, расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО «Катунинское», д. Лахта; канализационные сети п. Катунино, расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО «Катунинское», д. Лахта; канализационные сети, расположенные по адресу: Архангельская область, Приморский муниципальный район, МО «Катунинское», п. Катунино. Договор заключен сроком на 4 года. Акт приема-сдачи имущества в аренду подписан 27.12.2019.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении).

На основании части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении предусмотрено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Администрация МО «Катунинское» сообщала, что водоносная станция 1-го подъема с оборудованием 1958-1995 года ввода в эксплуатацию; водоносная станция 2-го подъема с оборудованием 1958-1995 года ввода в эксплуатацию; водопроводные сети 1970 года ввода в эксплуатацию; водопроводные сети 1958 года ввода в эксплуатацию; центральные водопроводные сети п. Катунино 1958 года ввода в эксплуатацию; канализационная насосная станция № 1 с оборудованием 1956 года ввода в эксплуатацию; канализационная насосная станция № 2 с оборудованием 1956 года ввода в эксплуатацию; канализационные очистные сооружения с оборудованием 1971 года ввода в эксплуатацию; канализационные сети 1971 года ввода в эксплуатацию, входят в состав централизованной системы водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта Приморского района Архангельской области.

Обстоятельства, указывающие на предоставление прав владения и пользования сетями водоснабжения и канализации в порядке исключения, установленного частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», не установлены.

Соответственно, согласно части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования рассматриваемыми объектами могла быть осуществлена исключительно по концессионному соглашению.

Согласно части 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении договор аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 23 данной статьи, является ничтожным.

Статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Неправомерное пользование находящимися в муниципальной собственности объектами водоснабжения и водоотведения ведет к недопущению конкуренции за доступ на рынок водоснабжения и водоотведения.

В рассматриваемом случае условием предоставления прав владения и пользования в отношении объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения п. Катунино и дер. Лахта являлось заключение концессионного соглашения.

Равный доступ хозяйствующих субъектов к пользованию находящимися в муниципальной собственности объектами централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения МО «Катунинское» на условиях концессии обеспечен не был, лицо в пользование которого могут быть переданы указанные с учетом требований части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении не определено.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

С позиции законодательства о защите конкуренции все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на товарном рынке, должны быть поставлены в равные условия с тем, чтобы каждый из них за счет самостоятельных действий был способен повлиять на условия обращения товара на товарном рынке, что одновременно исключает возможность одностороннего влияния какого-либо хозяйствующего субъекта на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Применительно к рынку водоснабжения и водоотведения необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает при входе на товарный рынок, именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар вводится в оборот.

При этом, одним из основных приоритетов государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства является развитие конкуренции. Значимым аспектом развития конкуренции за доступ на рынок водоснабжения и водоотведения является возможность получения прав в отношении государственного и муниципального имущества по результатам нормативно закрепленной процедуры конкурентного отбора.

В целях обеспечения равного доступа для всех заинтересованных лиц к государственному или муниципальному имуществу, предназначенному для водоснабжения и водоотведения, и выбора наиболее эффективного правообладателя действующим законодательством Российской Федерации, а именно Законом о водоснабжении определен особый порядок распоряжения указанным имуществом.

Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Закон о концессионных соглашениях) детально регламентирует конкретный порядок проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, существенные условия данного соглашения, декларирует цели использования такой формы государственно-частного партнерства как концессионное соглашение.

В рассматриваемом случае условием предоставления доступа на рынок водоснабжения и водоотведения является заключение концессионного соглашения в порядке, установленном Законом о концессионных соглашениях.

На основании части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 данного закона.

Нормативное закрепление процедуры торгов направлено на обеспечение возможности для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право пользования муниципальным имуществом, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Централизованные системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящиеся в муниципальной собственности, являются имуществом, предоставление права пользования которыми без проведения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Федеральным законом от 21.07.2005 № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях», незаконно и препятствует развитию конкуренции.

Рынок получения права владения и (или) пользования муниципальным имуществом по общему правилу является конкурентным. Предоставление права пользования объектами теплоснабжения, объектами водоснабжения обуславливает получение возможности доступа на рынок водоснабжения и водоотведения в границах присоединенных сетей на территории соответствующего муниципального образования.

Передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту в аренду без проведения торгов в отсутствие законных оснований создает для отдельного хозяйствующего субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут имеет намерение приобрести указанные права в отношении муниципального имущества, и, таким образом, может привести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Неправомерное пользование находящимися в муниципальной собственности объектами водоснабжения и водоотведения ведет к недопущению конкуренции за доступ на рынок водоснабжения и водоотведения.

С учетом изложенного в действиях органа местного самоуправления муниципального образования «Катунинское» - Главы МО «Катунинское» по предоставлению в пользование ООО «Поморские коммунальные системы» муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения п. Катунино, д. Лахта, в нарушение требований части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», на условиях договоров аренды от 15.11.2019 без проведения торгов, были установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции антимонопольный орган в случае выявления признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции выдает органу местного самоуправления предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения. Согласно части 2 данной статьи принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

С учетом указанных обстоятельств 02.03.2020 Главе МО «Катунинское» было выдано предупреждение 08п-2020 о необходимости в срок до 28.09.2020 принятия мер по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а именно: принять меры направленные на прекращение неправомерного (в нарушение требований части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»), использования ООО «Поморские коммунальные системы» объектов централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, и переданных обществу на условиях договора аренды от 15.11.2019 по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоснабжению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области, договора аренды от 15.11.2019 по эксплуатации объектов в сфере коммунальных услуг по водоотведению потребителей п. Катунино, д. Лахта МО «Катунинское» Приморского района Архангельской области и обеспечить возврат имущества в казну муниципального образования.

Письмом от 25.09.2020 № 03-4/1386 Глава МО «Катунинское» сообщил, что договоры аренды объектов водоснабжения и водоотведения были заключены в рамках реализации полномочий органа местного самоуправления по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения и в целях недопущения ситуации, которая, которая могла бы повлечь необратимые последствия, нарушить права жителей муниципального образования на благоприятные и безопасные условия проживания, повлечь причинения вреда их жизни и здоровью. Администрация МО «Катунинское» ведет работу по заключению концессионного соглашения в отношении муниципального имущества в сфере водоснабжения и водоотведения и не имеет в настоящее время реальной возможности обеспечить возврат данного имущества в казну без чрезвычайных последствий.

При этом, ходатайство о продлении срока выполнения данного предупреждения Главой МО «Катунинское» заявлено не было.

Таким образом, предупреждение Архангельского УФАС России 08п-2020 в установленный срок не выполнено.

Частью 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

С учетом изложенного, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области издан приказ от 06.10.2020 № 246 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 029/01/15-1343/2020 по признакам нарушения Главой МО «Катунинское» требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», определил:

1. Назначить дело № 029/01/15-1343/2020 к рассмотрению на 17 ноября 2020 года в 11 часов 00 минут, по адресу: г. Архангельск, ул. Набережная Северной Двины, 2, корп. 2 (10 учебный корпус С(А)ФУ, Институт математики, информационных и космических технологий), 1 этаж, зал заседаний.

Учитывая эпидемиологическую ситуацию, возникшую в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (2019‑nCoV), рассмотрение дела будет проходить в дистанционном режиме посредством сервиса веб‑видеоконференцсвязи от ПАО «Ростелеком».

Для доступа к сервису и настройки параметров конференции на площадке ПАО «Ростелеком» необходимо ознакомиться с инструкцией по подключению, которая размещена в сети «Интернет» по адресу https://fas2.tconf.rt.ru/docs/user/.

Для участия пройдите по ссылке: 

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика Главу МО «Катунинское» (163513, Архангельская область, Приморский район, пос. Катунино, ул. Летчика Панкова, д. 2).

Представление письменного отзыва ответчика по делу № 029/01/15-1343/2020 с правовым обоснованием своей позиции обязательна.

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица:

ООО «Поморские коммунальные системы» (163000, г. Архангельск, пр‑т Ломоносова, д. 209, оф. 503).

4.  На основании статьи 25, части 5 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», Главе МО «Катунинское» в срок до 06.11.2020 представить в Архангельское УФАС России по адресу: г. Архангельск, ул. К. Либкнехта, 2, следующие документы и материалы:

- письменные возражения, объяснения, пояснения по вменяемому нарушению антимонопольного законодательства, с приложением необходимых документов и правовым обоснованием своей позиции;

- информацию о совершенных на момент представления информации действиях, связанных с заключением концессионного соглашения;

- информацию об изменении ситуации, связанной с использованием муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения;

- иную информацию для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

5.  На основании статьи 25, части 5 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», заявителям и третьему лицу в срок до 06.11.2020 представить в Архангельское УФАС России по адресу: г. Архангельск, ул. К. Либкнехта, 2:

- позицию по меняемому ответчику нарушению антимонопольного законодательства;

- иную информацию для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

В целях противодействия распространения новой коронавирусной инфекции (2019‑nCoV) Архангельское УФАС России просит ограничить очное участие представителей сторон в заседании Комиссии Архангельского УФАС России, а все необходимые документы направлять на электронный адрес Архангельского УФАС России to29@fas.gov.ru (объем вложений к письму не должен превышать 10 МБ, при превышении указанного объема ответ необходимо направить посредством нескольких сообщений, каждое их которых не должно превышать 10 МБ).

В соответствии со статьей 43 Федерального закона «О защите конкуренции», с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалам дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства и отводы, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле. Лица, участвующие в деле, обязаны пользоваться добросовестно своими правами при рассмотрении дела.

На основании части 2 статьи 45.2 Федерального закона «О защите конкуренции» каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного комиссией.

Председатель комиссии Ю.Г.Цакулов

Связанные организации

Связанные организации не указаны