Решение №04-05/2896/24 см. файл от 28 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 95мз-24

029/06/33-427/2024

 
       
       
 

РЕШЕНИЕ

28 мая 2024 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

«М.»

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок;

Члены комиссии:

«Т.»

Заместитель начальника отдела контроля закупок;

«В.»

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заказчика: «Б.» (доверенность от 23.01.2024 № 19-37/53).

Заявитель, Уполномоченный орган уведомлены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей не направили.

УСТАНОВИЛА:

23 мая 2024 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба Индивидуального предпринимателя «С.» (далее - Заявитель) на действия заказчика - «А.» (далее – Заказчик), уполномоченного органа - «А.» (далее – Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по организации и проведению Общего Собрания Союза городов Центра и Северо-Запада России (извещение № 0124300021024000203).

Содержание жалобы:

Заявитель обжалует действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с размещением извещения, не соответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 27.05.2024 № 19-15/569.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

20.05.2024 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0124300021024000203 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по организации и проведению Общего Собрания Союза городов Центра и Северо-Запада России (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена муниципального контракта – 1 200 300,00 рублей.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

Заявитель в жалобе указывает, что конкретные наименования ресторанов и иных мест обслуживания противоречат принципам контрактной системы.

Статьей 6 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В статье 8 ФЗ «О контрактной системе» определено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям ФЗ «О контрактной системе», в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Вместе с тем, в части 1 статьи 12 ФЗ «О контрактной системе» указано, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных данным Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом, закрепленный в статье 8 ФЗ «О контрактной системе» принцип обеспечения конкуренции, должен применяться таким образом, чтобы соблюдался установленный статьей 12 указанного Федерального закона принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, и, как следствие, контрактная система способствовала удовлетворению государственных (муниципальных) нужд, обеспечивала экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» извещение об осуществлении закупки должно содержать электронный документ: описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 указанного Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару (услуге), так как ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми.

Частью 3 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» определено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена указанным Федеральным законом.

Объектом закупки является оказание услуг по организации и проведению Общего Собрания Союза городов Центра и Северо-Запада России.

В разделе 5 электронного документа «Приложение № 3 Описание объекта закупки», являющегося неотъемлемой частью Извещения (далее - Описание объекта закупки), указано в том числе следующее:

«… в рамках оказания услуг Исполнитель обязан:

организовать транспортное обслуживание в соответствии с программой пребывания участников Общего Собрания Союза городов Центра и Северо-Запада России в городе Архангельске, указанной в пункте 5.1.1. (далее – программа);

организовать питание, официальный прием для участников Общего Собрания Союза городов Центра и Северо-Запада России в городе Архангельске (далее – участники мероприятия) в соответствии с программой;

обеспечить сувенирную продукцию для участников мероприятия;

организовать и провести культурную и экскурсионную программу для участников мероприятия в соответствии с программой.

5.1.1. Программа:

26.06.2024 (среда)

20:00-22:00 ужин в ресторане "Поморский" (г. Архангельск, ул. Поморская, д. 7)

27.06.2024 (четверг)

12:00-13:00 кофе-брейк в АНО АО "Агентство регионального развития (г. Архангельск, набережная Северной Двины, д. 71)

15:00-17:00 автобусная экскурсия по городу Архангельску (место подачи: набережная Северной Двины, д. 71),

17:00-18:00 трансфер к месту проведения приема,

18:00-23:00 прием Главы городского округа "Город Архангельск" на пароходе "Н.В. Гоголь",

28.06.2024 (пятница)

9:00 выезд от гостиницы "Двина"

10:00-11:00 посещение ФГБУК "Музей-заповедник "Малые Корелы" (Архангельская область, Приморский район, деревня Малые Карелы),

11:30-12:30 обед в ресторане "Малые Корелы" (Архангельская область, Приморский район, деревня Малые Карелы),

13:00 прибытие в гостиницу "Двина"...».

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснила следующее.

Союз городов Центра и Северо-Запада России объединяет 26 городов. Основной принцип работы Союза городов заключается в проведении встреч, семинаров, конференций, в том числе заочных, по обмену опытом, по изучению, анализу и сопоставлению достижений членов Союза, других ассоциаций и городов России, а также других стран в вопросах местного управления.

В период с 26 по 28 июня 2024 года в городе Архангельске запланировано проведение Общего Собрания Союза городов Центра и Северо-Запада России (далее – СГЦСЗР), в котором примут участие главы муниципалитетов и руководители представительных органов городов – членов СГЦСЗР, члены исполнительной дирекции СГЦСЗР, представители Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации и другие партнеры СГЦСЗР, представители субъектов РФ, которые являются первыми лицами. Вышеуказанные участники являются лицами, принимающими решения, в том числе и по месту проведения MICE-мероприятий, мероприятия с участием которых освещаются в прессе.

Мероприятие имеет имиджевый характер, направлено на продвижение айдентики города, в том числе гастрономической айдентики, знакомство участников мероприятия с туристскими ресурсами города. Мероприятие также направлено на обеспечение возможности территориального маркетинга, продвижения. Важную и определяющую роль при выборе ресторанов играет наличие блюд традиционной северной (поморской) кухни, приготовленных из местных продуктов, самое близкое расположение ресторанов с традиционной северной (поморской) кухней (к месту проживания и месту проведения экскурсии соответственно). В рамках таких мероприятий задаются определенные стандарты и существует необходимость презентации туристского потенциала города.

При формировании программы Общего Собрания правление СГЦСЗР и администрация городского округа "Город Архангельск" исходили из соотношения цены и качества оказываемых услуг, а также территориального расположения мест организации мероприятий собрания.

Проживание участников Общего Собрания будет организовано в гостинице "Двина", которая расположена в шаговой доступности от Администрации городского округа "Город Архангельск" и от основных музеев, театров, концертных залов и крупнейших торговых центров города.

Ресторан "Поморский" – это ресторан настоящей, исконной кухни русского Севера, который располагается в самом центре Архангельска, рядом с местом размещения участников – гостиницей «Двина». Оформление ресторана отвечает поморским традициям.

Пароход-колесник «Н.В. Гоголь» - старейшее пассажирское судно России, находящееся в регулярной эксплуатации, уникальный памятник отечественного судостроения, лауреат Национальной премии Юрия Сенкевича, достопримечательность Русского Севера. Построен в 1911 году на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде.

Проанализировав материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.

Сам по себе факт установления определенных требований к оказываемой услуге не свидетельствует о противоречии принципам контрактной системы, в том числе об ограничении количества участников размещения заказа. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности оказать заказываемую услуг, соответствующую потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

Комиссия Архангельского УФАС России также отмечает, что других таких мест обслуживания, соответствующих требованиям Заказчика, как ресторан "Поморский", пароход "Н.В. Гоголь", ФГБУК "Музей-заповедник "Малые Корелы" в городе Архангельске нет.

Более того, Заказчиком в материалы дела представлена программа (проект) Общего Собрания Союза городов Центра и Северо-Запада России в городе Архангельске, утвержденная 12.04.2024 исполнительным директором СГЦСЗР А.А. Васильевым, в соответствии с которой происходит оказание услуг по контракту.

Вместе с тем, на заседание Комиссии Архангельского УФАС России Заявитель не явился, при этом в жалобе не представлены доказательства отсутствия возможности бронирования указанных в Извещении ресторанов и мест обслуживания на период проведения собрания Союза Городов, а также свидетельствующие о том, что содержащиеся в описании объекта закупки требования создали преимущество отдельным участникам перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, в том числе для Заявителя.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик при формировании описания объекта закупки руководствовался объективными потребностями, не нарушая положения ФЗ «О контрактной системе».

При таких обстоятельствах Комиссией Архангельского УФАС России факт нарушения Заказчиком и Уполномоченным органом принципов контрактной системы при формировании Извещения не установлен.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

Признать жалобу Индивидуального предпринимателя «С.» необоснованной.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии «М.»

Члены Комиссии «Т.»

«В.»

Связанные организации

Связанные организации не указаны