Решение б/н 1. Признать ненадлежащей рекламу, направленную 25.10.2023 в ... от 27 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 029/05/18-1281/2023

Резолютивная часть оглашена «22» марта 2024 года

Решение в полном объеме изготовлено «27» марта 2024 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее по тексту – Архангельское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

 

Председатель Комиссии

-

Куницын А.С.

Заместитель руководителя — начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России;

Члены Комиссии:

-

Биричевский Е.С.

Главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России;

 

 

 

Шевелёв И.В.

Главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России,

 

рассмотрев материалы дела 029/05/18-1281/2023, возбужденного в отношении ПАО «Совкомбанк» (ИНН: 4401116480, ОГРН: 1144400000425, юридический адрес: 156000, Костромская область, город Кострома, пр-кт Текстильщиков, д. 46) (далее — Общество) (далее — , Общество) по признакам нарушения требований ч. 1, ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), в присутствии представителя ПАО «Совкомбанк» Ермаковой Елены Николаевны, в отсутствие К извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящешго дела, руководствуясь ст. 36 Закона о рекламе, п. 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения Закона о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 (далее — Правила рассмотрения дел),

УСТАНОВИЛА:

В Архангельское УФАС России поступило обращение К, согласно которому 25.10.2023 в 09:02 на номер мобильного телефона +7 (далее — Номер заявителя) поступил телефонный звонок с номера +7 с информацией рекламного характера.

Согласно предоставленной аудиозаписи звонка он содержал следующую информацию:

«- Алло.

- Здравствуйте.

- Добрый день. Алло.

- Звоню из Совкомбанка. К это вы?

- Вы кто?

- Это Мария звоню из Совкомбанка, так как вы оставляли заявку на кредит. Сможете уделить пару минут?

- Я не оставлял заявки.

- Наверняка у вас есть цели, которые откладывались. Давайте вот так поступим: заполним заявку и вы сможете сами увидеть все выгоды. Мы сейчас ничего не оформляем, понравится, скажите – да, нет - откажетесь. Продолжим?

- Переключите на оператора.

- Перевожу вас на оператора, пожалуйста, ожидайте.

- Здравствуйте.

- Добрый день, в связи с чем ваш автоматюгальник мне звонит? Вы кто ?

- Очень приятно звонок поступает из Совкомбанка, меня зовут Мария.

- Я звоню вам с выгодным предложением от нашего банка. Мы готовы оперативно рассмотреть заявку на кредит. Сейчас предлагаю сверить минимальные требования. Далее подберем для вас доступный продукт. Назовите пожалуйста вашу фамилию и дату рождения.

- Что еще сделать? Вы кто вообще? Вы с банка или с какой-то сторонней организации?

- М, меня зовут Мария. Я являюсь сотрудником Совкомбанка. уточните пожалуйста, Вы кредитование рассматриваете?

- Вы в связи с чем звоните мне на личный номер и предлагаете свои услуги?

- Я у вас уточняю вы кредитование, рассматриваете?

- Девушка, Вы глухая или вопрос, не понимаете?

- Я вам на него ответила.

- В связи с чем вы звоните на личный номер с рекламой и предлагаете свои услуги.

- Возможно, вы интересовались кредитными продуктами в сети Интернет, либо могли интересоваться кредитованием в наших магазинах партнерах. Это один из вариантов, каким образом заявка могла попасть во все банки, в том числе и в наш банк.

- Врете, не подавал я заявки.

- Вы кредитование не рассматриваете?

- Еще раз повторяю, я не заказывал никакие кредиты. И внесите мой номер телефона в черный список.

- Какие-то покупки может быть планируете на ближайшее время, планы строите?

- Ты что совсем глухая или не понимаешь?

- М, я вас услышала, если появится необходимость будем рады видеть вас в офисе нашего банка благодарю вас за уделенное время хорошего дня».

По сообщению заявителя, согласия на получение данной рекламной информации он не давал.

В соответствии с данными https://www.niir.ru/ телефонный номер +7, с которого поступил звонок, выделен оператору ПАО «МТС».

В свою очередь, ПАО «МТС» сообщило, что номер +7 передан ПАО «Совкомбанк», однако ПАО «МТС» факт совершения спорного звонка в указанное Заявителем время не подтвердило.

Вместе с тем, ПАО «Совкомбанк» факт спорного звонка подтвердило, на основании этого у ПАО «МТС» запрошены дополнительные пояснения по данному факту.

Так, относительно запрошенных сведений о факте совершения спорного звонка от 25.10.2023 в 09:02 с номера +7 на номер +7 ПАО «МТС» сообщило, что фактически телефонный звонок был произведен с единого многоканального номера +7-911-655-04-31, при использовании номера +7 в адрес номера +7 в 09:02:45 25.10.2023, что отражено в детализации.

В письменных пояснения на определение о возбуждении данного дела от 19.01.2024 от 19.01.2024 ПАО «Совкомбанк» указало, что спорный телефонный звонок произведен на основании заявки абонента с телефонным номером +7, оставленной на сайте ПАО «Совкомбанк», посредством партнера Общества, оказывающего услуги по привлечению пользователей сети Интернет, потенциально заинтересованных в получении займа в ПАО «Совкомбанк» на основании заключенного между ПАО «Совкомбанк» и ООО «Финмедиа» договора об оказании рекламных услуг.

Согласно представленного «лог-файла» заявки от 24.10.2023 с мобильного технического средства в 21:35:46 К оставил заявку на получение кредита, предварительно предоставив свои персональные данные и подтверди согласие с условиями пользовательского соглашения и политикой обработки персональных данных, подтвердив согласие на обработку персональных данных и на получение рекламной рассылки.

ПАО «Совкомбанк» указало, что не имеет возможности проверить подлинность персональных данных и соответствие данных идентификаторов абоненту до того момента, как фактически телефонная связь с ним будет установлена.

По мнению ПАО «Совкомбанк» оформление заявки на сайте является двухсторонней сделкой по смыслу гражданского законодательства Российской Федерации, выраженной в письменной форме, заключенной К, желающим приобрести или намеренно приобретать финансовый продукт Банка. Также, по мнению ПАО «Совкомбанк» действующее законодательство о рекламе не содержит требований к продавцу по проверку достоверности данных, представляемых при заключении договора.

В связи с данным доводом ПАО «Совкомбанк», необходимо отметить, что на основании статьи 153 Гражданского кодекса Российской Федерации сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Таким образом, выражение предварительного согласия на получение рекламы, по мнению Архангельского УФАС России, может считаться сделкой.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 160 Гражданского кодекса Российской Федерации письменная форма сделки считается соблюденной также в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю.

ПАО «Совкомбанк» указывало, что не имеет возможность проверить подлинность представленных данных, таким образом достоверно установить лицо, оставившее предварительное согласие на получение рекламы (выразившее свою волю) от имени К не представляется возможным.

Вместе с тем, Определением об отложении настоящего дела и привлечении заинтересованного лица от 06.03.2024 № 1232/24 Архангельское УФАС России привлекло ООО «Финмедиа» в качестве заинтересованного лица для целей всестороннего рассмотрения дела

В соответствии с пояснениями ООО «Финмедиа», в его системе содержится информация, согласно которой пользователь при формировании заявки на подбор кредита (займа) в сети Интернет на сайте https://uni-zaym.ru, указал данные, совпадающие с данными К

Вместе с тем, ООО «Финмедиа» не указало, каким образом происходит идентификация лица, позволяющей достоверно установить лицо, выразившее волю на оставление заявки на получение кредита (займа).

Частью 1 Статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) установлено, что распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Часть 2 статьи 18 Закона о рекламе устанавливает, что не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

В данном случае, абоненту транслировалась запись голоса, содержащая текст рекламного сообщения, который не реагировал на вопросы Заявителя, не участвовал в контексте разговора.

Пункт 1,2 статьи 3 Закона о рекламе определяет, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

Как указано выше, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

При этом, необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение.

Однако, Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи.

Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.

При этом в случае направления посредством телефонного звонка информации, содержащей сведения о товарах, услугах, мероприятиях конкретного лица или о самом лице (сведения об объекте рекламирования), такая информация может признаваться рекламой, если она носит обобщенный характер, способна формировать интерес к данному объекту рекламирования не только непосредственно у лица, которому поступила такая информация, но и у иного лица. Такие сведения не носят персонализированного характера, несмотря на личное обращение (упоминание имени и отчества абонента), представляют интерес для неопределенного круга лиц и являются рекламой.

По мнению Архангельского УФАС России обобщенная информация не носит персонализированного характера, даже в случае упоминания имени и отчества абонента, представляет интерес для неопределенного круга лиц и является рекламой.

Отсутствие в тексте информации какого-либо указания на средства индивидуализации, позволяющие идентифицировать ее получателя, позволяет говорить о том, что названная информация адресована неопределенному кругу лиц, вне зависимости от того, каким количеством лиц она была получена.

Распространенная информация имеет в себе признаки рекламы — имеет объект рекламирования — услуги кредитования от ПАО «Совкомбанк».

Таким образом, указанная информация распространена по сетям электросвязи (посредством телефонного звонка), без получения предварительного согласия абонента.

Кроме того, в распространенной информации содержатся признаки распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера.

В соответствии с ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 1, части 2 статьи 18 Закона о рекламе несет рекламораспространитель (лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств – п. 7 ст. 3 Закона о рекламе).

Абонентский номер +7 выделен и используется ПАО «Совкомбанк», факт направление спорного звонка ПАО «Совкомбанк» не оспаривается.

Таким образом, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, в чьих действиях содержится нарушение ч. 1, ч .2 ст. 18 Закона о рекламе является ПАО «Совкомбанк» (ИНН: 4401116480, ОГРН: 1144400000425, юридический адрес: 156000, Костромская область, город Кострома, пр-кт Текстильщиков, д. 46).

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пп. 42 - 47, п. 54 Правил рассмотрения дел,

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу, направленную 25.10.2023 в 09:02 на номер мобильного телефона +7 с номера +7 с рекламой услуг кредитования от ПАО «Совкомбанк», поскольку такая реклама нарушает требования ч. 1, ч. 2 ст. 18 Закона о рекламе.

2. ПАО «Совкомбанк» (ИНН: 4401116480, ОГРН: 1144400000425, юридический адрес: 156000, Костромская область, город Кострома, пр-кт Текстильщиков, д. 46), нарушившим ч.1, ч. 2 ст. 18 Закона о рекламе;

3. Выдать ПАО «Совкомбанк» предписание о прекращении нарушения Закона о рекламе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении лица, в действиях которого присутствует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, предписания, если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения, предписания. Постановление антимонопольного органа о применении мер административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе может быть обжаловано, оспорено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Председатель комиссии

 

А.С. Куницын

 

 

 

 

Члены комиссии

 

Е.С. Биричевский

 

 

 

 

 

 

И.В. Шевелёв

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны