Решение №02-04С/6759 АМКиР 2019-12-19 Решение 08-19 02-04с 6759 от 19 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 08-19

 

Ответчик:

ГУП АО «Фармация»

163062, г.Архангельск, ул.Папанина, д.19

 

Заявитель:

ООО «МедТраст»

107497, г.Москва, ул. Монтажная, д.9, стр.1, пом.IV, комн.14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Резолютивная часть решения объявлена 05.12.2019.

Решение изготовлено в полном объёме 19.12.2019.                                         г. Архангельск

 

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Архангельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель

-

Короткова И.Ю.

– зам.руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок Архангельского УФАС России ;

Член комиссии

-

Спирина Т.А.

– заместитель начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России;

Член комиссии

-

Нестеренко Т.В.

– главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России;

в присутствии представителя ГУП АО «Фармация» - <…...> (по доверенности от 01.06.2018 № 90)

в отсутствие представителя ООО «МедТраст», надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 08-19, возбужденное в отношении:

 

ГУП АО «Фармация»

ИНН 2900000247; ОГРН 1022900540618; 163062, г.Архангельск, ул.Папанина, д.19

(наименование организации / Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, в отношении которой возбуждено дело, адрес)

части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области поступило обращение ООО «МедТраст» (далее — заявитель, Общество) на действия ГУП АО «Фармация» (далее — Заказчик, Предприятие) по вопросу необоснованного, по его мнению, установления коротких сроков проведения редукционов по закупке лекарственных препаратов, медицинский изделий, средств дезинфекции и т. д. (№№ 31806778700, 31806696523, 31806696525, 31806839959, 31806738566, 31806696656), что, по мнению заявителя, ограничивает конкуренцию на товарном рынке и нарушает ст. 17 Закона о защите конкуренции.  Заявитель, ссылаясь на постановление Президиума Высшего Арбитражного суда РФ № 2823/11 от 16.04.2013, указывает: «организатор аукциона при установлении срока начала и окончания подачи заявок должен учитывать направленность такого срока на обеспечение доступа к торгам, т.е. реальной возможности для потенциальных участников торгов подать заявку (гарантированное законом право) и не допускать в связи с этим наложения таких сроков на особые периоды времени в году, влекущие уменьшение количества рабочих дней...».

При рассмотрении обращения ООО «МедТраст» анализировались проведенные ГУП АО «Фармация» редукционы в электронной форме на право заключения договора поставки медицинских изделий для нужд ГУП АО «Фармация»: №№ 31806778700, 31806696523, 31806696525, 31806839959, 31806738566, 31806696656.

1. По закупкам №№ 31806778700, 31806839959 установлено, что участниками каждого из указанных редукционов было по 2 и более хозяйствующих субъектов. Причем, в этих закупках участвовали разные юридические лица.

2. По редукционам №№ 31806696523, 31806696525 установлено, что оба проводились по предмету закупки: поставка медицинских изделий для нужд ГУП АО «Фармация». Документации о проведении этих редукционов утверждены руководителем контрактной службы ГУП АО «Фармация».

Из документации по редукциону № 31806696523 следует: срок подачи заявок  с 06.07.2018 (пт) в 19:28 до 08.07.2018 (вс) до 18:00 (0 рабочих дней) .

Из документации по редукциону № 31806696525 - срок подачи заявок  с 06.07.2018 (пт)  в 19:31 до 08.07.2018 (вс) до 18:00 (0 рабочих дней), начальная максимальная цена закупки  -  314 599 446,67 руб.

На оба редукциона подано по две заявки:

31806696523 — от ООО «МедИнжСеверо-Запад» и ООО «СвязьКомплектСтрой»;

31806696525 -  от ООО «МедИнжСеверо-Запад» и ООО «ЛИГА».

При этом, по минимальной цене признаны победителями ООО «СвязьКомплектСтрой» и ООО «ЛИГА», соответственно. С ними заключены договоры.

При этом, следует отметить, что в закупках № 31806696523, № 31806696525 участвовали только те хозяйствующие субъекты, которым также были направлены запросы коммерческих предложений.

Поскольку в указанных выше закупках участвовало по два и более участника можно признать, что конкуренция не была ограничена.

3. Из документации по редукциону № 331806738566 следует: срок подачи заявок  с 20.07.2018 (пт) в 14:57 до 22.07.2018 (вс) до 18:00 (меньше, чем 0,5 рабочего дня), начальная максимальная цена закупки  -  70 088 645,00 руб.

Согласно протоколу рассмотрения заявок по редукциону № 331806738566 от 24.07.2018, при его проведении была подана одна заявка от ООО «Орто-Сервис», процедура редукциона была признана несостоявшейся, принято решение заключить договор с ООО «Орто-Сервис».

Из документации по редукциону № 31806696656 следует: срок подачи заявок с 07 июля 2018 г. (сб.)  в 17:42  до 09 июля 2018 г. (пн) 00:00 (0 рабочих дней), начальная максимальная цена закупки  -  194 386 245,00 руб.

Согласно протоколу рассмотрения заявок по редукциону № 31806696656 от 10.07.2018, при его проведении был подана одна заявка от ООО «Атекс Групп», процедура редукциона была признана несостоявшейся, принято решение заключить договор с ООО «Атекс Групп».

Таким образом, оба редукциона признаны несостоявшимися, с указанными юридическим лицами заключены договоры, как с единственными поставщиками.

По мнению Заявителя, учитывая минимальные сроки подачи заявок и очень крупные лоты, подача заявок возможна только при наличии у потенциального поставщика информации от заказчика о проведении закупки, ассортименте, ценах и сроках поставки до момента публикации извещения о проведении закупки.

Из имеющейся информации по данным закупкам видно, что участниками закупок    №  31806696656, № 31806738566 были  хозяйствующие субъекты, которым были направлены запросы коммерческих предложений.

Следовательно, они заранее знали о проводимой закупке, ассортименте и количестве необходимой ГУП АО «Фармация» продукции.

При таких обстоятельствах приказом от 20.03.2019 № 3 в отношении ГУП АО  «Фармация» было возбуждено дело № 08-19 по признакам нарушения ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в установлении Заказчиком в документации о проведении редукционов в электронной форме на право заключения договора поставки медицинских изделий для нужд ГУП АО «Фармация»                        № 31806696656, № 31806738566 необоснованно коротких сроков подачи заявок для участия в редукционах, ограниченных (практически ограниченных) выходными днями, что ведет к ограничению доступа на рынок поставки медицинских изделий Архангельской области потенциальных поставщиков продукции, в том числе ООО «МедТраст», и предоставлению преимуществ хозяйствующим субъектам, которым направлялись запросы коммерческих предложений,.

Комиссия рассмотрела дело с учетом следующего.

По сообщению ГУП АО «Фармация» от 19.11.2018 № ППИ6994, информирование потенциальных поставщиков о предстоящей закупке происходит на стадии формирования начальной максимальной цены закупки, которая на основании п.6.2.1 Положения о закупке рассчитывается методом сопоставимых рыночных цен, для чего могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу Заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, в том числе «скриншоты» страниц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», прайс-листы поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также информация из реестра контрактов, ведение которого предусмотрено Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и реестра договоров согласно Федеральному закону № 223-ФЗ в ЕИС.

По рассматриваемым закупкам начальная максимальная цена формировалась   методом сопоставимых рыночных цен. Для этого Заказчиком были направлены запросы коммерческих предложений (письмо ГУП АО «Фармация» от 10.09.2019 № ППИ/7379):

- по редукциону № 31806696656: ООО «АТЕКС Групп» (запрос предложений от 18.06.2018), ООО «Аврора», ООО «РУССТАНДАРТ», ООО «САЛЮС», ООО «ИНТИ»;

- по редукциону № 31806738566: ИП Лущик С.В., ООО «СВ-ГРУПП», ООО                      «Орто-Сервис» (запрос предложений от 21.06.2018), ООО «Здоровье», ИП Смирнов Д.А., а потенциальными участниками - коммерческие предложения (предложение ООО «Атекс Групп» от 19.06.2018; предложение ООО «Орто — Сервис» от 17.07.2018).

Следовательно, они заранее знали о проводимой закупке, ассортименте и количестве необходимой ГУП АО «Фармация» продукции.

Причем, из анализа представленных  ГУП АО «Фармация» документов следует, что не все компании, которым были направлены запросы коммерческих предложений, направили заявки для участия в этих редукционах.

Заявитель письмом от 08.04.2019  (вх. № 2743 от 10.04.2019) высказал мнение по делу, обратив внимание и на другие редукционы с минимальными сроками подачи заявок                                   №  31806696523, № 31806696525. ООО «Медтраст» считает, что должностные лица заказчика могли осуществлять координацию участников торгов. Кроме того, пояснили, что Общество является добросовестным участником рынка медицинских изделий для хирургии, в т.ч. осуществляет поставки расходных материалов и медицинских изделий государственным заказчикам в различных регионах. Всего Обществом заключено 53 государственных контракта на поставку медицинских изделий. Вместе с тем, считает, что в данном случае идет речь не только об ущемлении коммерческих интересов заявителя, но и ограничениях для других добросовестных участников рынка.

Учитывая доводы заявителя, у него и других потенциальных участников не имелось возможности подать заявку в такие сроки.

Из ЕГРЮЛ следует,  что основной вид деятельности ООО «МедТраст» - «торговля оптовая техникой, оборудованием и инструментами, применяемыми в медицинских целях» (код ОКВЭД 46.69.8).  

Учитывая этот факт, по мнению Комиссии Управления,  не смотря на то, что заявителем не представлено в материалы дела подтверждающих поставку медицинских изделий документов заказчикам РФ, в том числе заказчикам Архангельской области, ООО «МедТраст» признается потенциальным поставщиком на рынке реализации изделий медицинского назначения, оборудования и техники для медицинских целей, соответственно, и потенциальным участником рассматриваемых редукционов.

 ГУП АО «Фармация» в соответствии со ст. 26 Областного закона «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере охраны здоровья граждан», осуществляет полномочия единственного поставщика (исполнителя), оказывая государственным медицинским организациям Архангельской области, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуги по закупке, приемке, хранению, учету, отпуску и доставке лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, средств для дезинфекции.

Закупка продукции ГУП АО «Фармация» осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ), который устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

ГУП АО «Фармация» разработано Положение о закупках ГУП АО «Фармация», утв. приказом генерального директора от 07.08.2018 № ПРК1143, которое размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru.

Согласно части 3.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ конкурентные закупки осуществляются путем проведения торгов, аукциона, запроса котировок, запроса предложений; иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 указанной статьи.

Положением о закупках Предприятием установлен иной способ закупки - редукцион.

Согласно разделам 1, 7 Положения о закупках, редукцион отнесен к конкурентным способам закупках, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении редукциона, на «шаг редукциона», который устанавливается Заказчиком в документации о проведении редукциона в электронной форме; победителем редукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным в документации о редукционе, предложившее наиболее низкую цену договора, за исключением случая, если при проведении редукциона на право заключить договор цена договора снижена до нуля и редукцион проводится на продажу права заключить договор. В этом случае победителем редукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным в документации о редукционе, предложившее наиболее высокую цену права заключить договор.

Пунктом 11.1.1.3 Положения о закупках определено, что извещение о проведении аукциона размещается в ЕИС не менее чем за 5 дней до окончания подачи заявок на участие в редукционе, если в документации о проведении редукциона не установлен иной срок.

Разделом 24 документации по редукциону № 331806738566 установлен срок подачи заявок: срок подачи заявок  с 20.07.2018 (пт) в 14:57 (с момента размещения в ЕИС)  до 22.07.2018 (вс) до 18:00. 

21.07.2018 и 22.07.2018, включенные в этот период, являлись выходными днями (суббота и воскресенье), т. е. срок подачи заявки составляет  менее, чем 0,5 рабочего дня.  

Разделом 24 документации по редукциону № 31806696656 установлен срок подачи заявок: с 07 июля 2018 г. (сб.)  в 17:42  (с момента размещения в ЕИС) до «09» июля 2018 г.(пн) 00:00

07.07.2018 и 08.07.2018, включенные в этот период, являлись выходными днями (суббота и воскресенье), т. е. 0 рабочих дней.

Таким образом, оба редукциона признаны несостоявшимися, как указано выше,  с юридическим лицами, ранее подавшими коммерческие предложения, а после объявления закупок — заявки, заключены договоры, как с единственными поставщиками.

При этом установлено, что объектами закупки по редукционам № 31806696656 и                  № 31806738566 являлось значительное количество - 199 наименований (14 933 675 условных единиц) и  91 наименование (4 634 условных единиц), соответственно, медицинских изделий, с большим перечнем характеристик. Начальная (максимальная) цена договоров также очень значительна - 194 386 245, 00 руб. и  70 088 645, 00 руб., соответственно.

ГУП «Фармация» в материалы дела письмами от  19.11.2018  № ППИ 6994, от 15.04.2019 № ППИ 3409, вх. б/н от 28.05.2019, от 10.09.2019 № ППИ 7379 представило пояснения.

По информации ответчика, редукционы № 31806696656 и № 31806738566 проводились в целях оказания услуг по обеспечению медицинскими изделиями,  в том числе ГБУЗ АО «Первая городская клиническая больница им. В.В.Волосевич».

Срочная потребность обусловлена тем, что на момент проведения редукциона                № 31806696656  уже действовал контракт на оказание услуг по обеспечению медицинскими изделиями от 13.06.2018 ИКЗ № 334-О. Часть изделий уже была закуплена ГУП АО  «Фармация», когда стали поступать заявки по другим позициям контракта, было принято решение о срочной закупке продукции. Срочная потребность ГБУЗ АО «Первая городская клиническая больница им. В.В.Волосевич» и, соответственно, необходимость проведения редукцкиона № 31806738566 обусловлена потебностью заключения контракта № 9-2018 от 15.08.2018 для обеспечения непрерывного лечебного процесса. Предприятию важно, чтобы поставщик смог обеспечить поставки в условиях срочности.

Таким образом, Предприятие аргументировало установление короткого срока подачи заявок наличием у него обязательств перед медицинскими учреждениями Архангельской области в любой момент осуществить доставку медицинских изделий по срочной заявке в течение трех календарных дней, поэтому должно быть обеспечено наличие на складе определенного ассортимента товаров для непрерывного и своевременного оказания соответствующих услуг.

Например, в контракте № 9-2018 от 15.08.2018 на оказание услуг по обеспечению медицинских организаций медицинскими изделиями в пункте 6.5. установлено, что плановые заявки Заказчика (медицинских организаций) на медицинские изделия обеспечиваются в течение 40 рабочих дней, а срочные заявки в течение 3 рабочих дней с момента принятия заявки Исполнителем (как и в типовой форме).

Копии заявок лечебного учреждения ГУП АО «Фармация» в материалы дела не представлены, поэтому у Комиссии Управления отсутствует возможность оценить на сколько срочной была потребность учреждения.

Таким образом, Комиссия делает вывод о том, что Предприятие не убедило и не представило документальных доказательств, подтверждающих объективную необходимость и срочность поставки всего количества наименований и объема медицинских изделий, являющихся предметом рассматриваемых закупок.

Разделом 11.1 Положения о закупках определен порядок проведения редукционов.

Согласно пункту 11.1.1.2. части 11.1.1 раздела 11.1 Положения о закупках, порядок проведения редукциона устанавливается в извещении о проведении редукциона и документации о проведении редукциона в электронной форме, подготовленных в соответствии с требованиями настоящего Положения.

Извещение о проведении редукциона размещается в ЕИС не менее чем за 5 (пять) дней до дня окончания подачи заявок на участие в редукционе, если в документации о проведении редукциона в электронной форме не установлен иной срок (пункт 1.1.1.3 части 11.1.1  раздела 11.1 Положения о закупках).

В соответствии с пунктом 11.1.2.1. части 11.1.2. раздела 11.1 Положения о закупках, Участник закупки вправе направить Заказчику не более 1 (Одного) запроса на разъяснение документации о проведении редукциона в электронной форме не позднее чем за 2 (два) рабочих дня до дня окончания подачи заявок, если в документации о проведении редукциона в электронной форме не установлен иной срок. Заказчик обязан в течение 1 (одного) рабочего дня со дня поступления запроса, если в документации о проведении редукциона в электронной форме не установлен иной срок, направить разъяснения такому участнику и разместить такие разъяснения с указанием предмета запроса, но без указания наименования участника, от которого поступил запрос, в ЕИС. Заказчик вправе не отвечать на запросы, поступившие позже установленного срока. 

Перечень документов, которые необходимо представить в составе заявки, определен пунктом 11.1.4.3.части 11.1.4.  раздела 11.1 Положения о закупках.

Согласно пункту 11.1.4.9.1 части 11.1.4.  раздела 11.1 Положения о закупках, в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в электронном редукционе подана только 1 (одна) заявка, не подано ни одной заявки, все поданные заявки отклонены по основаниям, предусмотренным настоящим Положением, такой редукцион признается несостоявшимся, и при этом Заказчик имеет право: отказаться от проведения процедуры; провести закупку путем размещения извещения и документации о проведении редукциона в электронной форме, либо иным способом, предусмотренным настоящим Положением;  заключить договор с единственным участником, на сумму, не превышающую начальную (максимальную) цену договора, либо выбрать для заключения договора любого поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключить договор на условиях, предусмотренных документацией о проведении редукциона в электронной форме.

При этом, Участник электронного редукциона не допускается к участию в нем в случае: непредоставления информации или предоставления недостоверной информации;  несоответствия информации требованиям документации о таком редукционе,  непредставления документов и информации, предусмотренных документацией  об редукционе; несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией об редукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого редукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком редукционе; несоответствия участника такого редукциона установленным требованиям (пункт 11.1.5.4. части 11.1.5. раздела 11.1 Положения о закупках).

В разделе 15 документаций об редукционах, указан перечень документов и информации, которые должны содержаться в заявке. Среди прочих документов, необходимо представление выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, полученной не ранее чем за 6 месяцев до дня размещения извещения в ЕИС и документации, или нотариально заверенной копии такой выписки.

В установленные сроки (не более  пяти дней со дня получения налоговым органом запроса о предоставлении государственной услуги. Срочное предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП сведений и документов осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем получения налоговым органом запроса о предоставлении государственной услуги) налоговый орган предоставляет заявителю в зависимости от запрашиваемой информации один из следующих документов (абз. 2, 4 п. 2 и п. 3 ст. 6, п. 7 ст. 6 Закона о госрегистрации, пп. 1 п. 18 Регламента), в т.ч выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (абз. 2 пп. 1 п. 17 Регламента, утв.приказом Минфина России от 15.01.2015 № 5н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей» (Зарегистрирован в Минюсте России 12.05.2015                       № 37242).  По предоставлению сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде не должен превышать пять дней со дня получения уполномоченной организацией запроса о предоставлении государственной услуги (пп. 1 п. 18 Регламента).

Следовательно, в обычном порядке срок для получения выписки из ЕГРЮЛ равен пяти рабочим дням. При этом следует учитывать распорядок работы государственного органа.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг Заказчики обязаны руководствоваться основными принципами, а именно участнику закупки должны быть обеспечены равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Принцип равноправия по отношению к участникам закупки представляет собой конкретизацию общеправового принципа равенства всех перед законом и заключается в обращенном к заказчику требовании обеспечить равные права, равные возможности для всех участников закупки (равный доступ к информации, равные условия участия в закупке и т.д.), равное отношение к ним на всех стадиях процедуры закупки, указывает на недопустимость избирательного подхода к тем или иным участникам закупки.

Заказчик, разместив на сайте извещение и документацию о проведении закупки, приглашает неограниченный круг лиц, соответствующих документации, к участию в такой закупке.

Реализация права заказчика, предоставленного пунктом 11.1.1.3 Положения о закупках, на самостоятельное установление иного срока подачи заявок должна осуществляться в системе действующего правового регулирования с учетом принципов, установленных Законом о закупках.

Оценка соблюдения срока подачи заявки должна производиться исходя из цели его установления, направленной в том числе на защиту конкуренции, и с учетом того, что данный срок является гарантией участия в редукционе всех желающих, обеспечиваемой организатором торгов в качестве публичной обязанности в соответствии с законодательством.

Установленное заказчиком время подачи заявок, с учетом выпавших на него двух выходных дней при наличии большого ассортимента требуемых к поставке медицинских изделий,  Комиссия Управления считает недостаточным для своевременной подготовки и подачи оформления заявки участниками редукционов, в т.ч заявителем, что послужило причиной для признания процедуры несостоявшейся и могло ограничить/или ограничило доступ к участию в торгах потенциальных участников.

Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.04.2013 № 2823/11.

В материалы дела по запросу Управления от 21.08.2019 № 02-03с/4123 Министерством здравоохранения Архангельской области письмом от 28.08.2019                                № 01-01-14/д1978 представлен перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставку медицинских изделий в Архангельскую область, которым были сделаны запросы от 03.09.2019 № 02-03с/4400 и от 01.10.2019 № 02-03с/4968 с просьбой сообщить, являются ли указанные сроки подачи заявок необоснованно короткими для организации,  и повлияли ли они на подачу заявок по данным закупкам.

Информация поступила от 3 хозяйствующих субъектов (АО НПК «Катрен», ИП Лущик С.А., ООО «Веста Мед»), однако, их ответы не содержали ответов на поставленные Управлением вопросы.

Тем не менее, Управлением были предприняты всевозможные меры по выяснению обстоятельств дела.

По мнению Комиссии Управления, установленный срок подачи заявки, заведомо также исключил / мог исключить из числа участников редукциона и всех потенциальных участников - хозяйствующих субъектов, которые не аккредитованы на электронной площадке, поскольку процедура аккредитации осуществляется в течение пяти рабочих дней.

В этой связи, установленный срок подачи заявок также являлся не предусмотренным законом ограничением доступа к участию в торгах всем желающим, не имеющим на момент ознакомления с извещением о проведении закупок аккредитации на электронной площадке. 

Идентичные доводам Комиссии Управления выводы содержатся в решении Арбитражного суда Архангельской области по делу №05-15350/2018, в котором рассматривалась  закупка путем проведения ГУП «АО «Фармация» редукциона в электронной форме на право заключения договора на закупку медицинских изделий                       № 31807022847. В решении судом отмечается, что сокращение заказчиком срока подачи заявок в ходе проведения электронного редукциона нарушает пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011  Закон № 223-ФЗ. Данное решение вступило в законную силу.

Комиссия Управления отмечает то, что оценка коротких сроков, установленных ГУП АО «Фармация» при проведении редукциона № 31807022847, дана судом.

Довод ООО «МедТраст» о том, что должностные лица заказчика могли осуществлять координацию участников торгов, Комиссия Управления считает недоказанным Заявителем, поскольку в материалы дела не представлены доказательства противозаконного поведения  сторон (переговоров, переписки, иных взаимодействий), как при  подготовке к процедуре закупки, так и при ее проведении.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции не допускаются действия заказчика или организатора торгов при проведении торгов, запроса, котировок цен на товары, запроса предложений, если такие действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Учитывая совокупность имеющихся доказательств, Комиссия Архангельского УФАС России считает, что доводы Ответчика об отсутствии в его действиях нарушения антимонопольного законодательства являются несостоятельными и приходит к выводу о квалификации действий ГУП АО «Фармация», выразившихся в установлении Заказчиком в документации о проведении редукционов в электронной форме на право заключения договора поставки медицинских изделий для нужд ГУПАО «Фармация» №№ 31806696656, 31806738566 необоснованно коротких сроков подачи заявок для участия в редукционах, ограниченных (практически ограниченных) выходными днями, что ведет к ограничению доступа на рынок поставки медицинских изделий Архангельской области потенциальных поставщиков продукции, в том числе ООО «МедТраст», и предоставлению преимуществ хозяйствующим субъектам, которым направлялись запросы коммерческих предложений, как нарушающие часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

При таких обстоятельствах было подготовлено заключение об обстоятельствах дела от 12.11.2019 № 02-04с/5954.

ГУП АО «Фармация» подготовлены возражения относительно заключения об обстоятельствах дела № 08-19 (письмо от 02.12.2019 № ППИ 9660).

 

Ознакомившись с возражениями ГУП АО «Фармация», Комиссия Управления считает, что все организации при подаче заявок теоретически были поставлены в равные условия, поскольку информация о закупке была опубликована на официальном сайте, т. е. находилась в свободном доступе и была доступна для любых лиц, однако, как указано выше, при большом количестве наименований поставляемой продукции, участникам закупки, получившим коммерческое предложение, фактически Заказчиком были предоставлены преимущественные условия. Формирование заявки иными участниками в указанные документации необоснованно короткие сроки было, по крайней мере, затруднительно, или вообще невозможно (как в случае с заявителем).

ООО «МедТраст» рассматривается Управлением в качестве потенциального участника закупки по основаниям указанным выше.

Перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставку медицинских изделий в Архангельскую область, представленный Министерством здравоохранения Архангельской области письмом от 28.08.2019 № 01-01-14/д1978, указывает на то, что рынок поставки медицинских изделий Архангельской области является конкурентным. Такой содержится вывод в аналитическом отчете от 04.12.2019, который имеется в материалах дела.

В этой связи, каждый их перечисленных в нем хозяйствующих субъектов может рассматриваться в качестве потенциального поставщика продукции, чьи интересы могли бы быть ущемлены, ограничены рассматриваемыми действиями ГУП АО «Фармация».

Вместе с тем, Комиссия Управления оценила доводы ООО «Здоровье», поступившие  письмом  № 36 от 12.11.2019, и считает необходимым отметить, что ООО «Здоровье» является одной из организаций, которой ГУП АО «Фармация» направлено коммерческое предложение, поэтому, возможно, «короткие сроки подачи заявок вряд ли могли стать препятствием для участия в данных закупках».

Относительно получения выписки из ЕГРЮЛ представитель ГУП АО «Фармация» обратил внимание на пункт 109 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, утв. приказом Минфина России от 15.01.2015 № 5н, согласно которому  предоставление выписки с использованием Интернет-сервиса осуществляется не позднее дня, следующего за днем регистрации запроса в Интернет-сервисе.

Также в пункте указано, что при поступлении запроса, сформированного с использованием Интернет-сервиса, размещенного на сайте Федеральной налоговой службы, в автоматическом режиме программными средствами Федеральной налоговой службы осуществляется проверка достоверности СКПЭП заявителя, а также полномочий заявителя в соответствии со сведениями о юридическом лице и индивидуальном предпринимателе, содержащимися в ЕГРЮЛ/ЕГРИП.

В этой связи, Комиссия Управления принимает довод заявителя о  том, что выписка из ЕГРЮЛ может быть получена в электронной форме не позднее дня, следующего за днем регистрации запроса в Интернет-сервисе. Однако, в любом случае у участников должен быть выбор каким способом они хотели бы получить выписку из ЕГРЮЛ  и, по мнению Комиссии, короткие сроки подачи заявок не должны ограничивать их  в таком выборе, предопределять, а по сути — диктовать способ получения документа.

ООО «МедТраст» не  представило мнение по заключению об обстоятельствах дела.

Кроме того, Комиссия Управления, проанализировала коммерческие предложения, поступившие в ГУП АО «Фармация» для определения начальной максимальной цены по редукционам № 31806696656 и № 31806738566:

 

 

31806696656; НМЦ = 194 386 245,00 руб.

№ 31806738566 ; НМЦ =70 088 645,00 руб.

наименование

ком. предложение

наименование

ком. предложение

ООО «АТЕКС Групп»

194 386 245 руб.

ИП Лущик С.В.

72 492 390 руб.

ООО «Аврора»

200 457 710 руб.

ООО «СВ-Групп»

71 552 430 руб.

ООО «Русстандарт»

198 792 410 руб.

ООО «Орто-Сервис»

70 088 645 руб.

ООО «САЛЮС»

199 202 390 руб.

 

 

 

 Из таблицы видно, что начальная максимальная цена редукционов была сформирована на основании минимального коммерческого предложения хозяйствующих субъектов, которые и стали единственными участниками редукционов.

Таким образом, данный факт, по мнению Комиссии Управления, объясняет отсутствие заявок на участие в редукционах иных лиц, которым направлялись запросы предложений, и также расценивается, как ограничение конкуренции на рынке поставки медицинских изделий в Архангельскую область.

Учитывая изложенное, Комиссия Управления считает, что ГУП АО «Фармация»  допустило нарушение  части 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которое выразилось в установлении Заказчиком в документации о проведении редукционов в электронной форме на право заключения договора поставки медицинских изделий для нужд ГУП АО «Фармация» №№ 31806696656, 31806738566 необоснованно коротких сроков подачи заявок для участия в редукционах, ограниченных (практически ограниченных) выходными днями, что ведет к ограничению доступа на рынок поставки медицинских изделий Архангельской области потенциальных поставщиков продукции, в том числе ООО «МедТраст», и предоставлению преимуществ хозяйствующим субъектам, которым направлялись запросы коммерческих предложений  — ООО «АТЕКС Групп»  и ООО «Орто-Сервис».

 

Руководствуясь статьей 23, частями 1-3 статьи 41, статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 08-19

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать со стороны ГУП АО «Фармация» (ИНН 2900000247; ОГРН 1022900540618) нарушение  ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в установлении Заказчиком в документации о проведении редукционов в электронной форме на право заключения договора поставки медицинских изделий для нужд ГУП АО «Фармация» №№ 31806696656, 31806738566 необоснованно коротких сроков подачи заявок для участия в редукционах, ограниченных (практически ограниченных) выходными днями, что ведет к ограничению доступа на рынок поставки медицинских изделий Архангельской области потенциальных поставщиков продукции, в том числе ООО «МедТраст», и предоставлению преимуществ хозяйствующим субъектам, которым направлялись запросы коммерческих предложений - ООО «АТЕКС Групп»  и ООО «Орто-Сервис».

 

2.  Учитывая социальную составляющую предметов договоров и принимая заявление предприятия о прекращении установления коротких сроков подачи заявок, выпадающих на выходные дни, в других закупках, предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

 

 

Примечание: Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

И.Ю. Короткова

 

Член комиссии

 

Т.А.Спирина

 

Член комиссии

 

Т.В. Нестеренко

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны