Решение б/н См.файл от 26 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 316оз-23

029/06/42-913/2023

Заказчик:

ГКУ Архангельской области «Отряд государственной противопожарной службы № 14»

164600, Архангельская обл., Пинежский район, с. Карпогоры,

ул. Авиаторов,16

E-mail: ogps.14@yandex.ru, kbkontur35@gmail.com

Уполномоченный орган :

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул.Выучейского, д.18

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

ООО КБ «КОНТУР»

160017, г. Вологда, Говоровский проезд 6 А, помещ.21

E-mail: eltp44@gmail.com

       
       
 

РЕШЕНИЕ

26 сентября 2023 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок;

Члены комиссии:

Титова О.Е.

Заместитель начальника отдела контроля закупок;

Вижевцева С.Н.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заявителя: Дудина А.П. (доверенность от 20.09.2023);

Заказчика: Чурилова М.В. (Распоряжение от 23.08.2023 №73р-к);

Уполномоченного органа: Пантелеевой О.С. (доверенность от 14.03.2023 № 82-Д).

УСТАНОВИЛА:

19 сентября 2023 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО КБ «КОНТУР» (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГКУ Архангельской области «Отряд государственной противопожарной службы № 14» (далее – Заказчик), Уполномоченного органа - Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку сигнализатора неподвижного состояния (датчик безопасности пожарного) (извещение № 0124200000623006121).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с размещением извещения, не соответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 21.09.2023 № 209.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 21.09.2023 № 314-05-620.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика формирует извещение об осуществлении закупки и организует проведение закупки.

12.09.2023 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0124200000623006121 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку сигнализатора неподвижного состояния (датчик безопасности пожарного) (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена государственного контракта – 208 500,00 рублей.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

1. Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчиком установлена конкретная характеристика товара, которая соответствует только одному производителю, а именно: «громкость звукового сиснала на расстоянии 3м» - 115 дБ.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать электронный документ: описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 указанного Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

Согласно части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Файл «Описание объекта закупки», являющийся неотъемлемой частью Извещения (далее - Описание объекта закупки), содержит таблицу, в которой установлены требования к товарам, в том числе:

п/п

Наименование

товара

Характеристики товара

Наименование характеристики

Значение характеристики

Единица измерения характеристики

1

Сигнализатор неподвижного состояния (датчик безопасности пожарного)

Громкость звукового сигнала на расстоянии 3 м

115

дБ

 

Согласно материалам дела обоснование начальной максимальной цены контракта выполнено на основании 4 коммерческих предложений, в которых представлены товары двух торговых марок: «Спутник» (производитель ООО «НПП «Мегатекс») и «motionSCOUT» (производитель MSASafety. Германия).

Из анализа характеристик сигнализаторов вышеназванных торговых марок следует, что сигнализатор «Спутник» имеет громкость звукового сигнала на расстоянии 3 м – 115дБ, сигнализатор «motionSCOUT» имеет громкость звукового сигнала на расстоянии 3 м – 95дБ.

В своих пояснениях по жалобе Заказчик указал, что при определении характеристик товара руководствовался пунктом 5.10.6 ГОСТ Р 58446-2019 Национальный стандарт Российской Федерации. Техника пожарная. Комплект снаряжения для оснащения личного состава звена газодымозащитной службы. Общие технические требования. Методы испытаний" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 24.06.2019 N 374-ст) согласно которому устройство должно обеспечивать подачу звуковых сигналов с уровнем звукового давления на расстоянии (1,00 +/- 0,05) м:

- в моночастотном режиме - не менее 100 дБ,

- многочастотном режиме (в полосе частот шириной не менее 1,5 кГц) - не менее 90 дБ.

Следовательно, значение характеристики «громкость звукового сигнала на расстоянии 3 м» разных производителей может изменяться, при этом имеет минимальные значения, установленные ГОСТ Р 58446-2019.

Вместе с тем, Заказчик при описании объекта закупки использовал конкретное значение характеристики «громкость звукового сигнала на расстоянии 3 м» только одной торговой марки.

Таким образом, Заказчик, Уполномоченный орган нарушили часть 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе».

В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

2. Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчиком не на все вопросы в запросах были представлены ответы, а также не внесены изменения в извещение о проведении закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.

Из буквального толкования части 5 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» следует, что суть запроса разъяснений положений извещения об осуществлении закупки дать ответ участнику закупки как читать те или иные положения утвержденных документов закупки, а не способ обязать Заказчика изменить положения Извещения таким образом, чтобы принять участие в закупке.

Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что 15.09.2023 Заявителем был направлен запрос о разъяснении положений Извещения. 18.09.2023 Заказчиком размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.

В то же время указание в тексте запроса требования о внесении изменений в Извещение является волеизъявлением участника закупки и, в отсутствие прямых оснований о неправомерности действий Заказчика при формировании своей потребности подобным образом, не свидетельствует о нарушении последним норм Закона о контрактной системе.

Относительно содержания разъяснений положений извещения об осуществлении закупки, размещенных заказчиком, Комиссия отмечает, что положения ФЗ «О контрактной системе» не регламентируют степень полноты разъяснений положений извещения об осуществлении закупки. Степень удовлетворенности участника закупки полученными разъяснениями - это субъективный фактор, который выходит за рамки правовых оценок.

Следовательно, указанные разъяснения не противоречат требованиям извещения и ФЗ «О контрактной системе».

Заказчиком соблюден порядок дачи разъяснений установленный части 5 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе». Комиссия приходит к выводу, что несогласие заявителя с содержанием данных ему ответов само по себе не может служить основанием для удовлетворения требований о признании действий заказчика незаконными, а жалобу обоснованной.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки иных нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО КБ «КОНТУР» обоснованной в части первого довода.

2. Признать Заказчика - ГКУ Архангельской области «Отряд государственной противопожарной службы № 14», Уполномоченный орган – Контрактное агентство Архангельской области, нарушившими часть 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе».

3. Заказчику, Уполномоченному органу, комиссии, созданной уполномоченным органом, оператору электронной площадки - ООО «РТС-тендер», выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О контрактной системе».

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии С.Н. Вижевцева

О.Е. Титова

Связанные организации

Связанные организации не указаны