Решение б/н см текст от 18 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

УСТАНОВИЛА:

07 июля 2024 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО «Медицинские изделия» (далее - Заявитель) на действия заказчика -                          ГБУЗ Архангельской области «Архангельская городская клиническая поликлиника № 1» (далее – Заказчик), уполномоченного органа - Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган)  при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения (извещение  №0124200000624003860).

 

Содержание жалобы:

Заявитель обжалует действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с размещением извещения, несоответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 11.06.2024 № б/н.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 11.06.2024 № 314-05-350.

 

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика формирует извещение об осуществлении закупки и организует проведение закупки.

29.05.2024 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0124200000624003860 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 500 000,00  рублей.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

Заявитель в жалобе указывает, что в описании объекта закупки Извещения Заказчиком  установлено требование к техническим характеристикам зеркала вагинального одноразового использования, с высотой зеркала от верхнего края верхней створки до нижнего края нижней ручки ≥ 140 и ≤ 160, которые соответствуют товару единственного производителя – ЗАО «Медицинское предприятие Симург».

 

Частью 1 статьи 8 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В силу части 2 статьи 8 ФЗ «О контрактной системе» запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям ФЗ «О контрактной системе», в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать электронный документ: описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 указанного Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

 

Заказчик в Извещении установил код КТРУ – 32.50.13.190-00007262 «Зеркало вагинальное, одноразового использования». В указанном КТРУ в разделе «Описание товара, работы, услуги» сведения о характеристиках товара отсутствуют.

Следовательно, Заказчик самостоятельно определяет характеристики товара на основании своих потребностей.

Объектом закупки является поставка изделий медицинского назначения. Материалами дела установлено, что Заказчик закупает 4 позиции зеркала вагинального, одноразового использования с размерами S, M, L.

Раздел «Объект закупки» Извещения, а также Файл «Описание объекта закупки», являющийся неотъемлемой частью Извещения (далее - Описание объекта закупки), содержит таблицу, в которой, среди прочих характеристик по позиции №2 зеркала размер «М» установлены следующие требования:

Зеркало вагинальное, одноразового использования

 

КТРУ: 32.50.13.190-00007262

ОКПД2: 32.50.13.190

НКМИ: 227960

Высота зеркала от верхнего края верхней створки до нижнего края нижней ручки

≥ 140 и ≤ 160

Миллиметр

 

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что в описании объекта закупки указал только самые необходимые характеристики и требования, в соответствии с потребностями медицинского персонала. В данном случае высота зеркала и его длина — это обще приемлемые характеристики данного товара. Характеристики прописаны не в конкретном (фиксированном) значении, а в диапазоне, что позволяет подобрать соответствующий товар.

Одной из немаловажных потребностей Заказчика является то, что в процессе работы для врача важно иметь хороший обзор влагалищной части шейки матки, стенок и сводов влагалища, удобство и безболезненное введение инструмента. Наилучший обзор достигается зеркалами с шириной дистального конца от 28 до 32 мм, шириной проксимального конца                  от 39 до 45 мм. Диаметр окна позволяет проводить различные манипуляции в условиях кабинета. Надежный фиксатор обеспечивает прочность раскрытия створок и гарантирует невозможность закрытия во время осмотр.

Касаемо приобретения двух видов зеркал размера М Заказчик пояснил, что данные зеркала используются в разных отделениях и для разных манипуляций. Зеркала, с размерами ≥ 95 и ≤ 115 применяются в отделении женской консультации для осмотра пациенток. Зеркала с размерами ≥ 140 и ≤ 160  используются для МЦ женского здоровья «Бела Роза» и ЦАОП (центр амбулаторной онкологической помощи). Они служат для более детального осмотра при выявлении новообразований на ранних стадиях. Их преимущество в хорошем обзоре влагалищной части шейки матки, стенок и сводов, что позволяет более обширно провести осмотр и обеспечить более качественную визуализацию. В процессе работы врача важно иметь хороший обзор влагалищной части шейки матки, стенок и сводов влагалища, удобство и безболезненное введение инструмента. Так же данное зеркало в условиях кабинета может быть разобрано врачом на 2 створки и использовано, как зеркало – подъемник для осмотра родовых путей, что так же немаловажно при осмотров.

Заказчик при описании объекта закупки исходил из потребностей пациентов, в целях защиты их жизни и здоровья, для оказания эффективной медицинской помощи.

 

Заслушав представителей Заявителя и Заказчика, проанализировав материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

По общему правилу указание Заказчиком в документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п.1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

Включение в техническое задание спорной характеристики товара, обусловленной его спецификой не может рассматриваться как нарушение ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик установил показатели к товарам, исходя из своей потребности, из назначения такого товара.

В аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков. Участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям Извещения и требованиям Заказчика. Объективные причины невозможности приобретения товара с требуемыми Заказчику характеристиками Заявителем не представлены.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что установление указанных в Извещении требований фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими. Как подтверждается материалами дела, начальная (максимальная) цена контракта определена на основании 2-х коммерческих предложений, которые содержат предложения для поставки товара из Китая и Белоруссии. Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 07.06.2024 было подано 4 заявки, которые признаны соответствующими требованиям Извещения.  

Также Заказчик предоставил сравнительную таблицу по характеристикам товара, с имеющимися у Заказчика зеркалами двух производителей : «Гекса» и ЗАО «Медицинское предприятие Симург». В части спорной характеристики по длине изделея оба производителя соответствуют требованиям Извещения.

Следовательно, участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям Извещения и удовлетворяющий потребности Заказчика.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик при формировании при описания объекта закупки руководствуется объективными потребностями и при этом соблюдает условия о недопущении ограничения количества участников закупки.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

 

Вместе с тем, при проведении внеплановой проверки Комиссией Архангельского УФАС России установлено следующее.

Частью 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Файл «Описание объекта закупки», являющийся неотъемлемой частью Извещения, содержит таблицу, в которой установлены следующие требования:

Зеркало вагинальное, одноразового использования

 

КТРУ: 32.50.13.190-00007262

ОКПД2: 32.50.13.190

НКМИ: 227960

Зеркало гинекологическое по Куско. Изготовлено из прозрачного пластика. Состоит из верхней и нижней створок, соединенных шарнирно, и поворотного фиксатора красного цвета. Фиксация раскрытия створок зеркала обеспечивается поворотом фиксатора на 90°. Фиксатор красного цвета, удерживает раскрытые створки зеркала при приложении усилия на них 20 Н. Стерилизация газовая – оксидом этилена.

соответствие

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России по цвету фиксатора пояснил, что цвет фиксатоа р не так значим для работы Заказчика. Описание объекта закупок было составлено на основании предыдущих закупок и имеющихся зеркал у Заказчика.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что цвет не связан с функцией и качеством товара, если при закупке товара такой показатель товара, как "цвет" для Заказчика значения не имеет, он вправе не включать данную характеристику товара в техническое задание.

Кроме того, согласно материалам дела цвет фиксатора может быть зеленым, синим, белым, и зависит от размера и партии.

Таким образом, Заказчик нарушил часть 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе».

В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что данное нарушение ФЗ «О контрактной системе» не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) поскольку все участники закупки согласились поставить товар с указанными характеристиками.

 

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки иных нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Медицинские изделия» необоснованной.

2. Признать Заказчика - ГБУЗ Архангельской области «Архангельская городская клиническая поликлиника № 1», нарушившим часть 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе».

3. Заказчику, Уполномоченному органу, оператору электронной площадки - ООО «РТС-тендер» предписание не выдавать.

Связанные организации

Связанные организации не указаны