Решение б/н необ от 1 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 291оз-23

029/06/33-825/2023

Заказчики:

1. ГБУЗ Архангельской области «Архангельская городская клиническая больница №4»

г. Архангельск, ул. Дачная, д.30

E-mail: urotdel@agkb4.ru

2. ГБУЗ Архангельской области «Ильинская центральная районная больница»

Архангельская область, с. Ильинско-Подомское, ул. Госпитальная, д. 14

E-mail: vileco@mail.ru

3. ГБУЗ Архангельской области «Приморская центральная районная больница»

г. Архангельск, пр-кт Ломоносова, д. 271

E-mail: zakupki_primcrb@mail.ru

Уполномоченный орган :

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул.Выучейского, д.18

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

ООО "Южно-Уральский центр снабжения"

456318,Челябинская обл., г.Миасс, ул. Богачева д.12

E-mail: yurcs-ltd@yandex.ru, info@yurcs.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

30 августа 2023 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Цакулов Ю.Г.

Руководитель Управления;

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Титова О.Е.

Заместитель начальника отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заказчика ГБУЗ Архангельской области «Приморская центральная районная больница»: Якимовой П.А. (доверенность от 28.08.2023 № 1);

Уполномоченного органа: Сысоевой С.А. (доверенность от 16.01.2023 № 80-Д);

Заявитель уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

УСТАНОВИЛА:

23 августа 2023 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Южно-Уральский центр снабжения" (далее – Заявитель) на действия заказчиков – 1. ГБУЗ Архангельской области «Архангельская городская клиническая больница №4»; 2. ГБУЗ Архангельской области «Ильинская центральная районная больница»; 3. ГБУЗ Архангельской области «Приморская центральная районная больница», (далее – Заказчики), Уполномоченного органа – Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку электрокардиографа 12-канального (извещение № 0124200000623005654).

Содержание жалобы:

Заявитель обжалует действия Заказчиков, Уполномоченного органа в связи с размещением извещения, не соответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик ГБУЗ Архангельской области «Приморская центральная районная больница», являющийся инициатором закупки (далее – Инициатор закупки), не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе 28.08.2023 № 01-12/1571.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 30.05.2023 № 314-05-547.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика формирует извещение об осуществлении закупки и организует проведение закупки.

18.08.2023 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0124200000623005654 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку электрокардиографа 12-канального (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 141 495,00 рублей.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

В жалобе Заявитель указывает на то, что Заказчиком неправомерно в нарушение порядка описания объекта закупки установлены требования к закупаемым товарам без учета положений КТРУ. Заявитель обращает внимание, что электрокардиографы соответствуют позицииям КТРУ 26.60.12.111-00000021; 26.60.12.111-00000022; 26.60.12.111-00000023; 26.60.12.111-00000024; 26.60.12.111-00000025, при этом закупаемому Заказчиком изделию соответствует позиция КТРУ 26.60.12.111-00000025.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать электронный документ: описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 указанного Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» определено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

В соответствии с частью 6 статьи 23 ФЗ «О контрактной системе» порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила использования КТРУ) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» – «г» и «е» – «з» пункта 10 Правил использования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе, указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В подпункте "а" пункта 5 Правил использования КТРУ указано, что заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 года № 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 года № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

Пунктом 6 Правил использования КТРУ установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 данных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

В пункте 7 Правил использования КТРУ указано, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Согласно Извещению в соответствии с Постановлением Правительства № 878 установлено ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

В соответствии с Извещением объектом закупки является поставка электрокардиографа 12- канального с кодом ОКПД2 – 26.60.12.111, код КТРУ Заказчиком не применен.

Файл «Описание объекта закупки», являющийся неотъемлемой частью Извещения, содержит таблицу, в которой установлены характеристики товара.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Инициатора закупки пояснил следующее.

Совместная закупка электрокардиографов 12-канальных для 3 государственных бюджетных учреждений здравоохранения Архангельской области осуществляется в рамках государственной программы Архангельской области «Развитие здравоохранения Архангельской области», утвержденной Постановлением Правительства Архангельской области от 12.10.2012 № 462-пп, а также региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения Архангельской области, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 29.07.2021 № 391-пп (далее - Программа МПЗЗ), которая относится к национальному проекту «Здравоохранение».

Перечень оборудования для оснащения и переоснащения медицинских организаций при реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, утвержден Приказом Минздрава России от 28.12.2020 № 1379н (далее - Перечень).

Приложением № 8 к Программе МПЗЗ в соответствии с Перечнем определено оборудование, запланированное к приобретению государственными медицинскими организациями Архангельской области в 2021 - 2025 годах, в том числе на 2023 год запланировано приобретение для вышеуказанных заказчиков оборудования с наименованием «Электрокардиограф 12-канальный». В КТРУ имеется код 26.60.12.111-00000024 «Электрокардиограф». Однако характеристика «Количество синхронно регистрируемых каналов, максимальное – 12 штук», которая является обязательной для применения по данной позиции КТРУ, будет соответствовать электрокардиографам не только 12-канальным, но и 3-6-канальным, что не будет соответствовать потребности Заказчиков. Указанная характеристика не отражает в полной мере потребности Заказчиков в приобретении 12-канального электрокардиографа, поскольку не определяет возможность одновременного вывода на печать показаний всех регистрируемых каналов одновременно. Таким образом, в каталоге отсутствуют позиции товаров с электрокардиографами, которые по характеристикам удовлетворяют потребностям Заказчика. В связи с этим Заказчик принял решение не применять КТРУ.

При анализе материалов дела Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что при описании объекта закупки Заказчик не использовал позицию каталога, а самостоятельно осуществил описание закупаемого товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», использовав только код ОКПД2 – 26.60.11.111 и указав необходимые ему характеристики товара.

По общему правилу указание Заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п.1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

Включение в техническое задание спорной характеристики товара, обусловленной его спецификой не может рассматриваться как нарушение ФЗ «О контрактной системе».

Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что установление указанных в Извещении характеристик фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими. Объективные причины невозможности приобретения товара с требуемыми Заказчику характеристиками Заявителем не представлены.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 30.05.2023 было подано две заявки, одна из которых признана соответствующей требованиям Извещения.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик при формировании описания объекта закупки руководствуется объективными потребностями и при этом соблюдает требования ФЗ «О контрактной системе».

Вместе с тем, на заседание Комиссии Архангельского УФАС России Заявитель не явился, при этом в жалобе не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении законных прав и интересов Заявителя, а также о наличии препятствий при формировании и подаче заявки с учетом требований Извещения к составу заявки.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Южно-Уральский центр снабжения" необоснованной.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии Ю.Г. Цакулов

Члены Комиссии Н.В. Вознесенская

О.Е. Титова

Связанные организации

Связанные организации не указаны