Решение №05-03/931 без аннотации от 6 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

Дело № 25-18


 

Ответчик:

Администрация МО «Островное»

163520, Архангельская область, Приморский район, с. Вознесенье, ул. Центральная, д. 28

 

Заинтересованное лицо:

ООО «Север»

163527, Архангельская область, Приморский район, д. Кавкола, д. 17

       
       
 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

 

г. Архангельск

 

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 27 февраля 2019 года

В полном объеме решение изготовлено 04 марта 2019 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Архангельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства при наличии кворума, предусмотренного частью 6 статьи 40 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

Председатель

-

Бугаев Д.В.

Руководитель Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Нестеренко Е.В.

Начальник отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Шахов А.Ю.

Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

рассмотрев дело № 25-18, возбужденное в отношении администрации муниципального образования «Островное» по признакам нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в отсутствие представителей ответчика и заинтересованного лица, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте его рассмотрения,

УСТАНОВИЛА:

В сентябре 2017 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Архангельское УФАС России) были рассмотрены поступившие из Агентства по тарифам и ценам Архангельской области материалы об имеющихся признаках нарушения антимонопольного законодательства при передаче объектов водоснабжения и водоотведения ООО «Север» по договору аренды № 20150106/2 от 06.01.2015, заключенному с администрацией МО «Ластольское».

Согласно Закону Архангельской области от 28.05.2015 № 289-17-ОЗ «О преобразовании отдельных муниципальных образований Приморского муниципального района Архангельской области путем их объединения» МО «Вознесенское», МО «Пустошинское», МО «Ластольское» были преобразованы путем их объединения в МО «Островное». Как следует из статьи 5 данного Закона, вновь образованное МО «Островное» является правопреемником МО «Ластольское».

В результате между администрацией МО «Островное» и ООО «Север» было заключено дополнительное соглашение от 01.03.2016 к договору аренды № 20150106/2 от 06.01.2015, в том числе в части изменения наименования арендодателя.

На основании пункта 3 части 8 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» и в порядке, установленном статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения представленных Агентством по тарифам и ценам Архангельской области материалов Архангельское УФАС России выдало администрации МО «Островное» предупреждение от 08.09.2017 № 54ш-2017 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 указанного закона.

Согласно данному предупреждению администрации МО «Островное» необходимо было в срок до 05 апреля 2018 года принять меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а именно: принять меры, направленные на прекращение неправомерного (в нарушение требований Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», требований Федерального закона от 21.07.2005 № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях») пользования ООО «Север» объектами водоснабжения и водоотведения, ранее переданными обществу по заключенному с администрацией МО «Ластольское» договору аренды № 20150106/2 от 06.01.2015, которые в настоящее время находятся в собственности МО «Островное», и принять меры, направленные на обеспечение равного доступа хозяйствующих субъектов к пользованию рассматриваемым муниципальным имуществом на условиях концессии, определив лицо, в пользование которого может быть передано такое муниципальное имущество, в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Определением Архангельского УФАС России от 05.04.2018 срок выполнения данного предупреждения был продлен до 17.09.2018.

Вместе с тем, информации о выполнении предупреждения от 08.09.2017 № 54ш-2017 администрация МО «Островное» не представила.

Таким образом, не выполнив предупреждение, администрация МО «Островное» не устранила признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции».

В силу части 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Учитывая изложенное, в отношении администрации МО «Островное» 28 сентября 2018 года было возбуждено дело № 25-18 по признакам нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Определением от 10.10.2018 дело было назначено к рассмотрению на 02.11.2018.

 

К заседанию комиссии, состоявшемуся 02.11.2018, администрация МО «Островное» своих пояснений не представила.

В связи с необходимостью привлечения к участию в деле № 25-18 в качестве заинтересованного лица ООО «Север», а также для дополнительного изучения его обстоятельств и получения дополнительной информации Архангельским УФАС России было принято решение об отложении рассмотрения дела № 25-18 на 18.12.2018.

 

К заседанию комиссии, состоявшемуся 18.12.2018, администрация МО «Островное» и ООО «Север» пояснений не представили.

Определением от 18.12.2018 рассмотрение дела было отложено на 22.01.2019.

 

В письме от 09.01.2019 № 03-6/1 администрация МО «Островное» сообщила о том, что договор аренды № 20150106/2 от 06.01.2015, заключенный с ООО «Север», является действующим.

Ведется работа, направленная на заключение концессионных соглашений в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории поселения.

Как указала администрация МО «Островное», сама по себе предварительная подготовка к проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения МО «Островное» и подписание концессионного соглашения требует значительных временных затрат.

С учетом изложенного, администрация МО «Островное» попросила рассмотреть вопрос о продлении срока исполнения ранее выданного предупреждения от 08.09.2017 № 54ш-2017.

 

ООО «Север» пояснений не представило.

 

В отношении заявленного администрацией МО «Островное» ходатайства о продлении срока выполнения предупреждения комиссия отмечает, что предупреждение представляет собой инструмент антимонопольного воздействия, направленный на добровольное устранение последствий правонарушения, а также причин и условий, способствовавших возникновению правонарушения, без возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании части 5 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

Согласно части 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

В соответствии с пунктом 3.49 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, основанием для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства является непрекращение действий и непринятие мер, послуживших основанием для выдачи антимонопольным органом предупреждения, в установленный срок.

Таким образом, ходатайство о продлении срока выполнения предупреждения должно быть заявлено в пределах срока выполнения предупреждения, поскольку невыполнение предупреждения в установленный срок влечет обязанность антимонопольного органа принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В рассматриваемом случае администрации МО «Островное» было выдано предупреждение от 08.09.2017 № 54ш-2017 о необходимости принятия мер по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства в срок до 05.04.2018. Определением Архангельского УФАС России от 05.04.2018 срок выполнения данного предупреждения был продлен до 17.09.2018.

Новое ходатайство о продлении срока выполнения предупреждения было заявлено администрацией МО «Островное» в письме от 09.01.2019 № 03-6/1 уже после истечения срока, установленного для выполнения предупреждения (17.09.2018), и принятого антимонопольным органом в соответствии с требованиями части 8 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решения о возбуждении дела № 25‑18 о нарушении антимонопольного законодательства (28.09.2018).

Положениями Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не предусмотрена возможность продления срока выполнения предупреждения после принятия антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с требованиями части 8 статьи 39.1 данного закона.

 

22.01.2019, рассмотрев дело № 25-18, комиссия Архангельского УФАС России пришла к выводу о наличии в материалах дела достаточных доказательств, указывающих на наличие признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» в действиях (бездействии) администрации МО «Островное», в связи с чем имелись правовые основания для принятия заключения об обстоятельствах дела, предусмотренного статьей 48.1 данного закона.

Согласно статье 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в случае принятия заключения об обстоятельствах дела о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению. Копия заключения об обстоятельствах дела направляется лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела.

Принимая во внимание изложенное, Архангельским УФАС России было принято решение об отложении рассмотрения дела № 25-18 на 27.02.2019. Лицам, участвующим в деле, были направлены копии заключения об обстоятельствах дела № 25-18, а также предложено представить возражения на заключение об обстоятельствах дела № 25-18 (при наличии), дополнительные документы и материалы, которые, по их мнению, необходимы для полного, всестороннего и объективного его рассмотрения.

Лицами, участвующими в деле, возражений на заключение об обстоятельствах дела № 25-18, а также каких-либо иных дополнительных пояснений представлено не было.

 

27.02.2019 дело № 25-18 рассмотрено комиссией Архангельского УФАС России по существу с учетом следующего.

03 декабря 2014 года на сайте https://torgi.gov.ru было размещено извещение № 031214/0372033/01 о проведении открытого конкурса на право заключения договоров аренды объектов муниципальной собственности с последующим предоставлением услуг по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению, сбору и вывозу жидких и твердых бытовых отходов муниципального образования «Ластольское».

Организатором конкурса выступила администрация МО «Ластольское».

Конкурс проводился в отношении двух лотов, в том числе:

Лот № 2: заключение договора аренды объектов муниципальной собственности с последующим предоставлением услуг по водоснабжению, водоотведению, сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по извещению № 031214/0372033/01 от 03.01.2015 по лоту № 2 было принято решение о заключении договора аренды с ООО «Север».

06.01.2015 администрация МО «Ластольское» заключила с ООО «Север» договор аренды объектов муниципальной собственности № 20150106/2, по которому обществу были переданы расположенные в д. Ластола Приморского района Архангельской области водозаборные сооружения, водоочистные сооружения «Струя», водопроводные сети, здание КНС-1, здание КНС-2, канализационные сети, помещение в здании гаража, здание склада газовых баллонов. Договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 06.02.2015.

В соответствии с Законом Архангельской области от 28.05.2015 № 289-17-ОЗ «О преобразовании отдельных муниципальных образований Приморского муниципального района Архангельской области путем их объединения» МО «Вознесенское», МО «Пустошинское», МО «Ластольское» были преобразованы путем их объединения в МО «Островное». Как следует из статьи 5 данного Закона, вновь образованное МО «Островное» является правопреемником МО «Ластольское».

В результате между администрацией МО «Островное» и ООО «Север» было заключено дополнительное соглашение от 01.03.2016 к договору аренды № 20150106/2 от 06.01.2015, в том числе в части изменения наименования арендодателя.

 

На основании части 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее − Закон о водоснабжении) передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении предусмотрено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно- технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № ФЗ-ФЗ с 8 мая 2013 года и до 1 января 2015 года допускалась передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», по договорам аренды таких систем и (или) объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если такие системы и (или) объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

Объекты водоснабжения и водоотведения, являющиеся предметом конкурса № 031214/0372033/01 по лоту № 2, являлись частью централизованной системы водоснабжения и водоотведения д. Ластола.

Письмом от 20.06.2017 № 03-6/65 администрация МО «Островное» сообщила, что имущество, предназначенное для предоставления услуг водоснабжения и водоотведения в д. Ластола предположительно вводилось в эксплуатацию в 1974 году (точными датами администрация поселения не располагает).

С учетом изложенного, в рассматриваемом случае срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения д. Ластола и датой опубликования извещения о проведении конкурса № 031214/0372033/01, превышал пять лет (или не может быть определен), а передача прав владения и пользования данными объектами предполагалась в 2015 году, соответственно, согласно части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования рассматриваемыми объектами могла быть осуществлена только по концессионному соглашению.

Вместе с тем, администрацией МО «Ластольское» было принято решение о проведении конкурса на право заключения договоров аренды.

Таким образом, администрацией МО «Ластольское» был нарушен порядок определения формы проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.

В частности, согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115‑ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее − Закон о концессионных соглашениях) концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 данного закона.

Закон о концессионных соглашениях детально регламентирует конкретный порядок проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, существенные условия данного соглашения, декларирует цели использования такой формы государственно‑частного партнерства как концессионное соглашение.

С учетом изложенного, условием предоставления доступа на рынок водоснабжения и водоотведения в рассматриваемом случае является заключение концессионного соглашения в порядке, установленном Законом о концессионных соглашениях.

При этом, администрацией МО «Ластольское» определенный законом порядок обеспечения доступа хозяйствующих субъектов на рынок водоснабжения соблюден не был.

Статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно части 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении договор аренды централизованных системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 23 данной статьи, является ничтожным.

Пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

С учетом изложенного, у администрации МО «Ластольское» после 01.01.2015 отсутствовали законные основания для предоставления в аренду ООО «Север» объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения д. Ластола.

Таким образом, ООО «Север» в нарушение требований Закона о водоснабжении был обеспечен доступ на рынок водоснабжения и водоотведения д. Ластола и предоставлено право пользования муниципальным имуществом на условиях аренды.

Необходимо также отметить, что, как указывалось ранее, с 8 мая 2013 года и до 1 января 2015 года допускалась передача прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения и водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частью 3 статьи 28.1 Федерального закона «О теплоснабжении», по договору аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества (пункт 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ).

По результатам же проведенных торгов договор аренды № 20150106/2 от 06.01.2015 был заключен сроком на пять лет, что в любом случае превышает предельно установленный частью 6 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ трехлетний срок.

Кроме того, при рассмотрении материалов было установлено, что торги по извещению № 031214/0372033/01 проведены с нарушением требований пункта 40.1 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67, поскольку конкурсная документация не соответствовала требованиям статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а именно: отсутствовали плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности, значения долгосрочных параметров регулирования тарифов и иные условия, установленные частью 8 указанной выше статьи.

Вместе с тем, передача объектов водоснабжения и водоотведения, и, как следствие, доступ на рынок водоснабжения и водоотведения д. Ластола ООО «Север» были возможны лишь с соблюдением требований действующего законодательства.

В рассматриваемом же случае, доступ на рынок водоснабжения и водоотведения для ООО «Север» был предоставлен без соблюдения указанных требований, то есть незаконно, притом что объекты жилищно-коммунального хозяйства, как имущественный комплекс, представляют собой ограниченный ресурс и приобретение права владения или пользования объектами коммунальной инфраструктуры предопределяет возможность входа на соответствующий рынок.

На данный момент правом распоряжения муниципальным имуществом (в том числе объектами водоснабжения и водоотведения), переданным ООО «Север» по договору аренды № 20150106/2 от 06.01.2015, обладает администрация МО «Островное».

В частности, как уже указывалось ранее, согласно Закону Архангельской области от 28.05.2015 № 289-17-ОЗ «О преобразовании отдельных муниципальных образований Приморского муниципального района Архангельской области путем их объединения» МО «Вознесенское», МО «Пустошинское», МО «Ластольское» были преобразованы путем их объединения в МО «Островное». Как следует из статьи 5 данного Закона, вновь образованное МО «Островное» является правопреемником МО «Ластольское».

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Признаками ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

С позиции законодательства о защите конкуренции все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на товарном рынке, должны быть поставлены в равные условия с тем, чтобы каждый из них за счет самостоятельных действий был способен повлиять на условия обращения товара на товарном рынке, что одновременно исключает возможность одностороннего влияния какого-либо хозяйствующего субъекта на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции. Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции. Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право пользования муниципальным имуществом, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Защита определенной конкурентной среды (соперничества хозяйствующих субъектов) не может рассматриваться в отрыве от правомерности целей (результатов) соперничества и его условий, правовых требований к конкурентам. Недопустимо неправомерное ограничение конкуренции в отношении тех хозяйствующих субъектов, которые действуют на товарном рынке в соответствии с правовыми нормами и законными интересами других лиц, желают и готовы выйти на соответствующий товарный рынок, понимая, что деятельность на нем должна отвечать определенным юридическим, техническим (технологическим) и экономическим стандартам.

Рынок получения права владения и (или) пользования муниципальным имуществом по общему правилу является конкурентным. Предоставление права пользования объектами централизованных систем водоснабжения обуславливает получение возможности доступа на рынок водоснабжения в границах присоединенных сетей на территории соответствующего муниципального образования.

Нарушение порядка процедуры определения лица, которому будут переданы права на муниципальное имущество, очевидно, влияет на итоговый результат.

В данном случае администрация МО «Островное» до настоящего времени не распорядилась рассматриваемым муниципальным имуществом в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», при этом указанное муниципальное имущество продолжает находиться в необоснованном пользовании ООО «Север».

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Архангельским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 25-18.

На основании пункта 10.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка. При определении таких границ могут приниматься во внимание, в частности: границы территории, на которой осуществляют свои полномочия соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации; границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых оказали или могли оказать негативное влияние соответствующие акты, действия (бездействие); границы территорий, на которые поставляется товар и с которых поставляется товар;

г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

На основании пункта 2.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

В рассматриваемом случае, учитывая обстоятельства, послужившие основанием для выдачи предупреждения, временной интервал определен с 06.01.2015 (дата предоставления объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения дер. Ластола в пользование ООО «Север») по дату исследования.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение). Водоотведение представляет собой прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

ООО «Север» были переданы во временное владение и пользование объекты, которые входят в состав централизованной системы водоснабжения и водоотведения дер. Ластола.

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры входит в сферу деятельности субъектов естественной монополии, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Деятельность в сфере водоснабжения согласно ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» относится к разделу Е «Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений». Забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд – код по ОКВЭД 36.00.1. Распределение воды для питьевых и промышленных нужд - код по ОКВЭД 36.00.2. Сбор и обработка сточных вод - код по ОКВЭД 37.00.

Услуга по водоснабжению и водоотведению не взаимозаменяема с другими видами услуг, поскольку покупатели фактически не заменяют и не готовы заменить водоснабжение и водоотведение другими товарами, так как не существует иного способа обеспечить выполнение функционального назначения услуги по водоснабжению и водоотведению.

Определение продуктовых границ товарного рынка, находящегося в состоянии естественной монополии, производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Таким образом, продуктовыми границами рассматриваемого товарного рынка являются услуги водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 4.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставления этих услуг на соответствующих товарных рынках, в том числе на основании одного или нескольких критериев:

- административно-территориального критерия (территория Российской Федерации, территория федерального округа Российской Федерации, территория экономических районов Российской Федерации, территория субъекта Российской Федерации, территория (района, города, пгт, иное) субъекта Российской Федерации);

- организационного критерия (территория деятельности хозяйствующего субъекта, территория деятельности филиала хозяйствующего субъекта);

- технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям).

Географические границы рынка водоснабжения и водоотведения определяются границами присоединенных сетей. С технологической точки зрения невозможна ситуация, чтобы потребитель имел на выбор несколько сетей водоснабжения, сетей канализации. Прокладка дублирующих сетей нецелесообразна, ввиду значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости.

С учетом изложенного, географическими границами рассматриваемого рынка водоснабжения и водоотведения являются границы присоединенных сетей в пределах дер. Ластола Приморского района Архангельской области.

Применительно к рынку водоснабжения и водоотведения необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает при входе на товарный рынок, именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар вводится в оборот.

При этом, одним из основных приоритетов государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства является развитие конкуренции. Значимым аспектом развития конкуренции за доступ на рынок водоснабжения и водоотведения является возможность получения прав в отношении государственного и муниципального имущества по результатам нормативно закрепленной процедуры конкурентного отбора.

Рынок получения права владения и (или) пользования муниципальным имуществом по общему правилу является конкурентным. Предоставление права пользования объектами водоснабжения обуславливает получение возможности доступа на рынок водоснабжения в границах присоединенных сетей на территории соответствующего муниципального образования.

Неправомерное пользование находящимися в муниципальной собственности объектами водоснабжения и водоотведения ведет к недопущению конкуренции за доступ на рынок водоснабжения и водоотведения, создает для отдельного хозяйствующего субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести указанные права в отношении муниципального имущества.

Таким образом, тот факт, что администрация МО «Островное» до настоящего времени не распорядилась рассматриваемым муниципальным имуществом в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», в результате чего муниципальное имущество продолжает находиться в необоснованном пользовании ООО «Север» по договору аренды № 20150106/2 от 06.01.2015, свидетельствует о наличии в действиях (бездействии) администрации МО «Островное» нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

 

Учитывая изложенное, а также руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1–4 статьи 41, статьей 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать администрацию МО «Островное» (163520, Архангельская область, Приморский район, с. Вознесенье, ул. Центральная, д. 28, ОГРН 1162901052126, ИНН 2921127614) нарушившей требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в необеспечении равного доступа хозяйствующих субъектов к объектам водоснабжения и водоотведения д. Ластола Приморского района Архангельской области, в результате чего муниципальное имущество продолжает находиться в необоснованном пользовании ООО «Север» по договору аренды № 20150106/2 от 06.01.2015.

 

2. Выдать администрации МО «Островное» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем прекращения его последствий, а именно: принять меры, направленные на прекращение неправомерного пользования ООО «Север» объектами водоснабжения и водоотведения д. Ластола Приморского района Архангельской области, находящимися в собственности МО «Островное», и обеспечить возврат имущества в казну муниципального образования.

Предписание исполнить в срок до 01.09.2019.

Информацию об исполнении предписания (документы, подтверждающие возврат имущества в казну муниципального образования) представить в срок до 01.09.2019.

 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

 

 

Председатель комиссии:

 

Д.В. Бугаев

Члены комиссии:

 

Е.В. Нестеренко

А.Ю. Шахов

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны