Решение №05-03/2072/23 без аннотации от 24 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Дело № 029/01/16-771/2022

 

Ответчик:

Министерство транспорта Архангельской области

Ответчик:

ООО «ТФ ВЕТЕРОК»

Заявитель:

ООО «МАЛавто»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

г. Архангельск

 

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 10 апреля 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 24 апреля 2023 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Архангельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства при наличии кворума, предусмотренного частью 6 статьи 40 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

Председатель

-

Цакулов Ю.Г.

Врио руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Нестеренко Е.В.

Начальник отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Шахов А.Ю.

Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

Член комиссии

-

Стульников Н.С.

Ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России

рассмотрев в дистанционном режиме посредством сервиса веб-видеоконференцсвязи материалы дела № 029/01/16-771/2022, возбужденного в отношении Министерства транспорта Архангельской области и ООО «ТФ ВЕТЕРОК» по признакам нарушения требований статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при участии представителей:

от Министерства транспорта Архангельской области – <...> (по доверенности), <...> (по доверенности);

от ООО «ТФ ВЕТЕРОК» – <...> (по доверенности);

от ООО «МАЛавто» – <...> (директор), <...> (по доверенности)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Архангельское УФАС России поступило заявление ООО «МАЛавто» по вопросу соблюдения требований антимонопольного законодательства при заключении Министерством транспорта Архангельской области и ООО «ТФ ВЕТЕРОК» дополнительного соглашения № 3 от 27.11.2020 к государственному контракту № ГК-4/501503525601603901/2019 от 29.03.2019, согласно которому, по мнению заявителя, были изменены существенные условия обслуживания межмуниципальных маршрутов № 601 «г. Северодвинск (ж.д. вокзал) – г. Шенкурск» и № 901 «г. Вельск – г. Шенкурск».

По результатам рассмотрения данного заявления было установлено, что внесенные изменения привели к фактическому формированию единого маршрута «г. Северодвинск – г. Шенкурск – г. Вельск», который стал дублировать уже имеющийся межмуниципальный маршрут № 625 «г. Северодвинск (ж.д. вокзал) – г. Вельск», переданный ранее для обслуживания ООО «МАЛавто» на основании государственного контракта
№ ГК-95/507521607621625/2017 от 28.11.2017 по результатам аукциона, проведенного в ноябре 2017 года.

В данной ситуации ООО «ТФ ВЕТЕРОК» при содействии Министерства транспорта Архангельской области посредством заключения 27.11.2020 дополнительного соглашения № 3 к государственному контракту № ГК-4/501503525601603901/2019
от 29.03.2019 искусственным образом без проведения каких-либо конкурентных процедур обеспечило себе доступ на фактически новый межмуниципальный маршрут, не являвшийся ранее предметом контракта.

Таким образом, принимая во внимание, что по общим правилам, установленным Федеральным законом от 13.07.2015 № 220‑ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», включение перевозчиков в муниципальные и межмуниципальные маршруты происходит по результатам проведения торгов, 26.08.2022 в отношении Министерства транспорта Архангельской области (ОГРН 1122901020527,
ИНН 2901229495) и ООО «ТФ ВЕТЕРОК» (ОГРН 1172901002999, ИНН 2902083986) было возбуждено дело № 029/01/16-771/2022 по признакам нарушения требований статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», содержащей запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями и хозяйствующими субъектами.

Определением от 26.08.2022 дело было назначено к рассмотрению на 21.09.2022.

В последующем определениями Архангельского УФАС России от 21.09.2022, от 26.10.2022 и от 07.12.2022 рассмотрение дела № 029/01/16-771/2022 откладывалось, соответственно, на 26.10.2022, на 07.12.2022 (с учетом уведомления от 24.11.2022) и на 10.02.2023 (с учетом уведомления от 25.01.2023).

 

В ходе рассмотрения дела Министерство транспорта Архангельской области не согласилось с вменяемым нарушением. Были представлены письменные пояснения, поступившие 20.09.2022 (рег. номер 8141/22), а также от 21.10.2022 № 231/6491, от 28.11.2022 № 213/7314, от 24.01.2023 № 213/395.

Министерство транспорта Архангельской области указало, что в результате подписания дополнительного соглашения № 3 от 27.11.2020 наименование ни одного из остановочных пунктов ни по одному из маршрутов, а также путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта не изменились.

Из системного толкования норм Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» следует, что вывод о движении транспортных средств ООО «ТФ ВЕТЕРОК» по новому маршруту не находит своего подтверждения.

Информация о времени и о графике движения по тому или иному маршруту не является существенным условием контракта, в связи с чем может быть изменена путем дополнительного соглашения в случае отсутствия при этом изменения объема работ и цены контракта.

Министерство транспорта Архангельской области отметило, что техническое задание к государственному контракту № ГК-4/501503525601603901/2019 от 29.03.2019, заключенному с ООО «ТФ ВЕТЕРОК», не содержит распределения количества рейсов по конкретным маршрутам, в связи с чем экспертиза результата выполненных работ в части их соответствия условиям контракта за каждый год срока исполнения контракта проводится по всем рейсам сразу.

С учетом изложенного, вывод о нарушении требований статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», по мнению Министерства транспорта Архангельской области, не основан на фактических обстоятельствах дела.

В рассматриваемой ситуации заключение дополнительного соглашения № 3 от 27.11.2020 производилось в целях улучшения транспортной доступности населения г. Шенкурска без изменения цены и объемов работ по контракту.

Заключение подобных соглашений является обычной практикой в рамках складывающихся правоотношений между Министерством транспорта Архангельской области и перевозчиками.

По факту внесенных изменений жалоб от населения в адрес Министерства транспорта Архангельской области не поступало.

 

ООО «ТФ ВЕТЕРОК» также не согласилось с наличием нарушения требований антимонопольного законодательства. Были представлены письменные пояснения, поступившие 20.09.2022 (рег. номер 8140/22), 24.10.2022 (рег. номер 9099/22), 28.11.2022 (рег. номер), 13.01.2023 (рег. номер 209/23).

ООО «ТФ ВЕТЕРОК» указало, что время отправления автобусных маршрутов в силу положений статьи 430 ГК РФ и условий заключенного с Министерством транспорта Архангельской области государственного контракта № ГК-4/501503525601603901/2019 от 29.03.2019 не относится к существенным условиям данного контракта.

Изменение 27.11.2020 расписания маршрутов № 601 «г. Северодвинск (ж.д. вокзал) – г. Шенкурск» и № 901 «г. Вельск – г. Шенкурск» не повлекло за собой создание нового маршрута.

Отправление автобусов ООО «ТФ ВЕТЕРОК» из г. Северодвинска в г. Шенкурск всегда осуществляется после отправления автобусов ООО «МАЛавто».

Как полагает ООО «ТФ ВЕТЕРОК», заключение дополнительного соглашения № 3 от 27.11.2020 к государственному контракту № ГК-4/501503525601603901/2019 от 29.03.2019 не привело к последствиям, предусмотренным статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

ООО «МАЛавто» поддержало позицию, ранее изложенную в своем заявлении, о нарушении требований антимонопольного законодательства. Были представлены письменные пояснения от 20.09.2022, от 13.10.2022, от 06.12.2022, от 12.01.2023 № 3.

По мнению ООО «МАЛавто», дополнительным соглашением № 3 от 27.11.2020 к государственному контракту № ГК-4/501503525601603901/2019 от 29.03.2019 были внесены существенные изменения в расписание маршрутов № 601 «г. Северодвинск (ж.д. вокзал) – г. Шенкурск» и № 901 «г. Вельск – г. Шенкурск».

В данном случае Министерство транспорта Архангельской области, заключив с ООО «ТФ ВЕТЕРОК» дополнительное соглашение № 3 от 27.11.2020, произвело перераспределение рейсов с одного маршрута на другой в рамках одного государственного контракта, а именно: был добавлен дополнительный ежедневный рейс по маршруту № 601 и отменен один из двух ежедневных рейсов маршрута № 901 из г. Вельска в г. Шенкурск.

Изменения, внесенные дополнительным соглашением № 3 от 27.11.2020 к государственному контракту № ГК-4/501503525601603901/2019 от 29.03.2019, дали ООО «ТФ ВЕТЕРОК» возможность совместить рейсы маршрутов № 601 и № 901, выполняя их одним автобусом, и фактически дублировать маршрут № 625 «г. Северодвинск (ж.д. вокзал) – г. Вельск», который обслуживает ООО «МАЛавто» согласно государственному контракту № ГК-95/507521607621625/2017 от 28.11.2017.

Как полагает заявитель, заключение рассматриваемого дополнительного соглашения не было обусловлено внешними условиями функционирования рынка перевозок, является необоснованным и повлекло ограничения прав как перевозчика ООО «МАЛавто» так и непосредственно самих потребителей соответствующих услуг.

 

На заседании, которое состоялось 10.02.2023, комиссия Архангельского УФАС России пришла к выводу об имеющихся правовых основаниях для принятия заключения об обстоятельствах дела, предусмотренного статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с наличием в материалах дела № 029/01/16-771/2022 достаточных доказательств, указывающих на наличие в действиях Министерства транспорта Архангельской области и ООО «ТФ ВЕТЕРОК» признаков нарушения требований статьи 16 данного закона, устанавливающего запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями и хозяйствующими субъектами, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно статье 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае принятия заключения об обстоятельствах дела дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению. Копия заключения об обстоятельствах дела направляется лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела.

Принимая во внимание изложенное, комиссия Архангельского УФАС России вынесла определение об отложении рассмотрения дела № 029/01/16-771/2022 на 10.04.2023. Лицам, участвующим в деле, были направлены копии заключения об обстоятельствах дела № 029/01/16-122/2022, а также было предложено представить возражения на заключение об обстоятельствах дела (при наличии), дополнительные документы и материалы, которые, по их мнению, необходимы для полного, всестороннего и объективного его рассмотрения.

 

В представленных письменных возражениях (письмо от 29.03.2023 № 213/1969) Министерство транспорта Архангельской области поддержало доводы, изложенные ранее, указав на отсутствие нарушения антимонопольного законодательства.

Министерство транспорта Архангельской области снова выразило свою позицию, согласно которой из системного толкования норм Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» следует, что вывод о движении транспортных средств ООО «ТФ ВЕТЕРОК» по новому маршруту не обоснован.

Информация о времени и о графике движения по тому или иному маршруту не является существенным условием контракта, в связи с чем может быть изменена путем дополнительного соглашения в случае отсутствия при этом изменения объема работ и цены контракта.

Кроме того, как указало Министерство транспорта Архангельской области, разница в расписании между временем отправления транспортных средств из общих остановочных пунктов соответствует требованиям приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 24.01.2018 № 27 «Об установлении значений минимальной разницы в расписаниях между временем отправления транспортных средств, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ».

Министерство транспорта Архангельской области критически отнеслось к утверждению администрации Шенкурского муниципального округа о том, что изменения в обслуживании межмуниципального маршрута № 901 «г. Вельск – г. Шенкурск» крайне негативным образом повлияли на жителей г. Шенкурска и прилегающих населенных пунктов, сославшись на отсутствие с ее стороны официальных обращений в министерство, а также на то, что по данному вопросу не проводились совещания, инициировать которые администрация Шенкурского муниципального округа имела возможность.

Согласно возражениям действующее законодательство не запрещает использовать для перевозки по нескольким маршрутам одно транспортное средство.

Закупка по межмуниципальным маршрутам, в числе которых были маршруты № 601 «г. Северодвинск (ж.д. вокзал) – г. Шенкурск» и № 901 «г. Вельск – г. Шенкурск», проводилась в форме открытого конкурса в электронной форме.

ООО «МАЛавто», обладая большим опытом по выполнению перевозок пассажиров и багажа по территории Архангельской области, имело возможность принять участие в данном конкурсе, но не изъявило такого желания.

Таким образом, доступ на маршруты № 601 «г. Северодвинск (ж.д. вокзал) – г. Шенкурск» и № 901 «г. Вельск – г. Шенкурск» был получен на момент заключения государственного контракта, а не дополнительного соглашения от 27.11.2020.

Кроме того, Министерство транспорта Архангельской области отметило, что в заключении об обстоятельствах дела № 029/01/16-771/2022 содержится только оценочный довод о наличии угрозы причинения убытков ООО «МАЛавто», что не соответствует сложившейся правоприменительной практике по данному вопросу.

Вместе с тем, как следует из имеющейся практики, размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности, с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.

 

ООО «ТФ ВЕТЕРОК», ознакомившись с заключением об обстоятельствах дела № 029/01/16-771/2022, также не согласилось с наличием нарушения требований антимонопольного законодательства, представив письменные возражения (рег. номер 2537/23), в которых поддержало доводы, изложенные в предыдущих пояснениях.

ООО «ТФ ВЕТЕРОК» указало, что причины обращения общества в Министерство транспорта Архангельской области по вопросу изменения государственного контракта№ ГК-4/501503525601603901/2019 от 29.03.2019 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам, были обусловлены обращениями граждан в связи с необходимостью изменения времени отправления пассажирских автобусов.

Кроме того, в дополнительных письменных пояснениях к вышеназванным возражениям (рег. номер 2892/23, рег. номер 2895/23) ООО «ТФ ВЕТЕРОК» указало, что ООО «МАЛавто» в нарушение условий государственного контракта № ГК-95/507521607621625/2017 от 28.11.2017, заключенного с Министерством транспорта Архангельской области, применяет практику объединения утвержденных автобусных маршрутов без внесения соответствующих изменений в данный контракт.

 

ООО «МАЛавто» представило письменные пояснения от 27.03.2023 № 55, в которых согласилось с выводами комиссии Архангельского УФАС России, изложенными в заключении об обстоятельствах дела № 029/01/16-771/2022.

Заявитель указал, что деятельность ООО «ТФ ВЕТЕРОК» на объединенном маршруте № 601 «г. Северодвинск (ж.д. вокзал) – г. Шенкурск» + № 901 «г. Вельск – г. Шенкурск» фактически привела к снижению пассажиропотока и выручки на маршруте № 625 «г. Северодвинск (ж.д. вокзал) – г. Вельск».

ООО «МАЛавто» неоднократно обращалось в Министерство транспорта Архангельской области с заявлениями о нерентабельности маршрута № 625 «г. Северодвинск (ж.д. вокзал) – г. Вельск», которая связана с деятельностью ООО «ТФ ВЕТЕРОК» на вышеуказанном объединенном маршруте.

Именно поэтому ООО «МАЛавто» предлагало Министерству транспорта Архангельской области временно приостановить обслуживание маршрута № 625 «г. Северодвинск (ж.д. вокзал) – г. Вельск» до решения вопроса о правомерности заключения дополнительного соглашения № 3 от 27.11.2020 к государственному контракту № ГК-4/501503525601603901/2019 от 29.03.2019.

 

10.04.2023 дело № 029/01/16-771/2022 рассмотрено по существу с учетом следующих обстоятельств.

29.03.2019 между Заказчиком – Министерством транспорта Архангельской области (далее – Заказчик) и ООО «ТФ ВЕТЕРОК» (далее – Подрядчик) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), на основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме № 0124200000619000166 от 15.03.2019 заключен государственный контракт№ ГК-4/501503525601603901/2019 (далее – Контракт).

Согласно пункту 1.1 Контракта предметом контракта является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по межмуниципальным маршрутам № 501 «г. Архангельск (автовокзал) – г. Шенкурск», № 503 «г. Архангельск (автовокзал) – с. Емецк», № 525 «г. Архангельск (автовокзал) – г. Вельск», № 601 «г. Северодвинск (ж.д. вокзал) – г. Шенкурск», № 603 «г. Северодвинск (ж.д. вокзал) – с. Емецк», № 901 «г. Вельск – г. Шенкурск».

Пунктом 10.1 Контракта регламентировано, что при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

10.1.1. При снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом объема работ, качества выполняемых работ и иных условий контракта;

10.1.2. Если по предложению Заказчика увеличивается предусмотренный контрактом объем работы не более чем на 10 (Десять) процентов или уменьшается предусмотренный контрактом объем выполняемой работы не более чем на 10 (Десять) процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному объему работы исходя из установленной в контракте цены единицы работы, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом объема работы стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы работы.

Вышеназванные основания, допускающие возможность изменения существенных условий Контракта, полностью соответствуют основаниям, которые были установлены пунктом 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе в редакции, действовавшей до 01.01.2022 (ФЗ от 02.07.2021 № 360-ФЗ).

Перечень таких оснований в Контракте является закрытым, иных оснований не предусмотрено.

В данном случае Контракт содержит приложение № 2 к техническому заданию, в котором закреплено расписание движения по межмуниципальным маршрутам регулярных автобусных перевозок, в том числе расписание маршрутов № 601 «г. Северодвинск (ж.д. вокзал) – г. Шенкурск» и № 901 «г. Вельск – г. Шенкурск».

Расписание маршрута № 601 (в первоначальной редакции Контракта):

Наименование остановки

Время прибытия

Стоянка, мин.

Время
отправления

г. Северодвинск (ж.д. вокзал)

 

 

06:30

г. Шенкурск

13:20

 

 

 

 

 

 

г. Шенкурск

 

 

15:30

г. Северодвинск (ж.д. вокзал)

21:50

 

 

 

Расписание маршрута № 901 (в первоначальной редакции Контракта):

 

Наименование остановки

Время прибытия

Стоянка, мин.

Время отправления

г. Вельск

 

 

04:30; 15:30

….

г. Шенкурск

07:30; 19:10

 

 

 

Наименование остановки

Время прибытия

Стоянка, мин.

Время отправления

г. Шенкурск

 

 

07:30; 22:30

г. Вельск

11:10; 01:30

 

 

 

Дополнительным соглашением № 1 от 30.08.2019 к Контракту в расписание маршрута № 601 были внесены изменения, связанные с незначительным изменением времени прибытия и отправления из соответствующих остановочных пунктов, а именно:

Расписание маршрута № 601 (с учетом дополнительного соглашения № 1):

 

Наименование остановки

Время прибытия

Стоянка, мин.

Время
отправления

г. Северодвинск (ж.д. вокзал)

 

 

07:15 (изменилось с 6:30)

г. Шенкурск

13:30 (изменилось с 13:20)

 

 

 

 

 

 

г. Шенкурск

 

 

15:45 (изменилось с 15:30)

г. Северодвинск (ж.д. вокзал)

21:20 (изменилось с 21:50)

 

 


 

В последующем, 27.11.2020 между Заказчиком и Подрядчиком заключено дополнительное соглашение № 3 к Контракту, согласно которому в расписание маршрутов № 601 и № 901 были внесены следующие изменения:

 

Расписание маршрута № 601 (с учетом дополнительного соглашения № 3):

 

Наименование остановки

Время прибытия

Стоянка, мин.

Время
отправления

Северодвинск

 

 

7:15; 08:30

г. Шенкурск

13:30; 15:25

 

 

 

 

 

 

г. Шенкурск

 

 

08:30; 15:45

г. Северодвинск (ж.д. вокзал)

14:25; 21:20

 

 

 

Расписание маршрута № 901 (с учетом дополнительного соглашения № 3):

 

Наименование остановки

Время прибытия

Стоянка, мин.

Время отправления

г. Вельск

 

 

05:15

….

г. Шенкурск

08:10

 

 

 

Наименование остановки

Время прибытия

Стоянка, мин.

Время отправления

г. Шенкурск

 

 

15:40

г. Вельск

18:30

 

 

 

Таким образом, в результате заключения к Контракту дополнительного соглашения № 3 от 27.11.2020 произошло перераспределение рейсов на межмуниципальных маршрутах № 601 «г. Северодвинск (ж.д. вокзал) – г. Шенкурск» и № 901 «г. Вельск – г. Шенкурск», а именно:

1) На маршруте № 601 появился дополнительный рейс из г. Северодвинска в г. Шенкурск (время отправления – 08:30, время прибытия – 15:25) и из г. Шенкурска в г. Северодвинск (время отправления – 08:30, время прибытия – 14:25);

2) На маршруте № 901 один из двух рейсов был отменен. При этом время отправления и прибытия оставшегося рейса было изменено: время отправления из г. Вельск – с 04:30 на 05:15, время прибытия в г. Шенкурск – с 07:30 на 08:10; время отправления из г. Шенкурск – с 07:30 на 15:40, время прибытия в г. Вельск – с 11:10 на 18:30.

В связи с тем, что по условиям действующего законодательства включение перевозчиков в межмуниципальные маршруты происходит на конкурентной основе, каждый такой маршрут по сути образует отдельный локальный товарный рынок, доступ на который ограничен и возможен только через участие в процедуре торгов, целью которых является обеспечение равных условий для всех потенциальных участников, которые желают участвовать в борьбе за право оказывать услуги на этом рынке.

Учитывая изложенное, перераспределение количества рейсов между двумя отдельно утвержденными межмуниципальными маршрутами № 601 и № 901, несмотря на сохранение общего количества рейсов по всему государственному контракту № ГК-4/501503525601603901/2019 от 29.03.2019, вопреки доводам Министерства транспорта Архангельской области относится к изменениям существенных условий, при этом основания для таких изменений, предусмотренные пунктом 10.1 Контракта, в данном случае отсутствовали, что свидетельствует о нарушении Заказчиком требований статьи 95 Закона о контрактной системе.

Кроме того, ставшие следствием заключения дополнительного соглашения № 3 от 27.11.2020 перераспределение рейсов и изменение расписания на межмуниципальных маршрутах № 601 «г. Северодвинск (ж.д. вокзал) – г. Шенкурск» и № 901 «г. Вельск – г. Шенкурск» привели к фактическому формированию единого маршрута «г. Северодвинск – г. Шенкурск – г. Вельск», который стал дублировать уже имеющийся межмуниципальный маршрут № 625 «г. Северодвинск (ж.д. вокзал) – г. Вельск», переданный ранее для обслуживания ООО «МАЛавто» на основании государственного контракта № ГК-95/507521607621625/2017 от 28.11.2017 по результатам аукциона, проведенного в ноябре 2017 года.

Инициатива заключения такого дополнительного соглашения принадлежала непосредственно ООО «ТФ ВЕТЕРОК», которое обратилось в Министерство транспорта Архангельской области с соответствующими обращениями от 12.11.2020 № 73-2020 и от 14.11.2020 74-2020.

Согласно пояснениям Министерства транспорта Архангельской области от 14.06.2022 № 213/3420 обследование пассажиропотока перед заключением дополнительного соглашения № 3 к государственному Контракту не проводилось.

Каких-либо согласований с органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих отношение к межмуниципальным маршрутам № 601 «г. Северодвинск (ж.д. вокзал) – г. Шенкурск» и 901 «г. Вельск – г. Шенкурск», о необходимости и целесообразности внесения соответствующих изменений в части их обслуживания также не осуществлялось.

Таким образом, рассматриваемые изменения были согласованы исключительно между Министерством транспорта Архангельской области и ООО «ТФ ВЕТЕРОК» по инициативе последнего без предоставления министерству обосновывающих необходимость таких изменений материалов.

Ссылка ООО «ТФ ВЕТЕРОК» на устные обращения граждан не может быть принята во внимание, поскольку факты поступления таких обращений, как и их содержание, ничем не подтверждены, притом что общество, имея статус ответчика, в данном случае является лицом, заинтересованным в результате рассмотрения дела № 029/01/16-771/2022.

Напротив, согласно письменным пояснениям от 20.01.2023 № 01-07/55, представленным Администрацией Шенкурского муниципального округа Архангельской области на запрос Архангельского УФАС России от 13.01.2023 № 127/23, изменения в обслуживании межмуниципального маршрута № 901 «г. Вельск – г. Шенкурск» крайне негативным образом повлияли на жителей г. Шенкурска и прилегающих населенных пунктов.

Как указал орган местного самоуправления, для жителей Шенкурского муниципального округа было удобно уехать в г. Вельск утром (рейс в 07:30) и вернуться в г. Шенкурск вечером (рейс в 15:30), данного промежутка времени хватало для посещения больницы и других необходимых организаций, офисы которых располагаются в г. Вельск (ФССП, налоговая служба и др.). Рейс, уходящий из г. Шенкурск в 22:30, был удобен для жителей, которым необходимо успеть на ночные поезда; рейс, уходящий из г. Вельск – чтобы вернуться в г. Шенкурск после высадки из ночных поездов.

В настоящее время жителям г. Шенкурска и прилегающих населенных пунктов приходится нанимать услуги такси, стоимость которых составляет порядка 3000 рублей в одном направлении. Также, чтобы добраться до остановочного пункта, расположенного на левом берегу р. Вага, приходится нанимать такси, стоимость которого составляет порядка 200 рублей.

Как было указано в пояснениях органа местного самоуправления, от жителей г. Шенкурск и прилегающих населенных пунктов неоднократно поступали жалобы по телефону, в социальных сетях. Кроме того, данный вопрос поднимался на прямой линии с главой Шенкурского муниципального округа.

То обстоятельство, что администрация Шенкурского муниципального округа самостоятельно не предпринимала активных действий в части направления соответствующих обращений в адрес Министерства транспорта Архангельской области и инициирования совещаний по вопросу обслуживания межмуниципального маршрута № 601 «г. Северодвинск (ж.д. вокзал) – г. Шенкурск», не отменяет тех негативных последствий для жителей г. Шенкурска и прилегающих населенных пунктов, которые стали результатом заключения между Министерством транспорта Архангельской области и ООО «ТФ ВЕТЕРОК» дополнительного соглашения № 3 от 27.11.2020 к государственному контракту № ГК-4/501503525601603901/2019 от 29.03.2019.

У Архангельского УФАС России отсутствуют основания не доверять пояснениям, представленным органом местного самоуправления.

С учетом изложенного, имеющиеся материалы дела № 029/01/16-771/2022 не подтверждают иных объективных причин, кроме интересов непосредственно ООО «ТФ ВЕТЕРОК», для заключения рассматриваемого дополнительного соглашения к государственному контракту № ГК-4/501503525601603901/2019 от 29.03.2019.

Так, если до заключения дополнительного соглашения № 3 от 27.11.2020 межмуниципальные маршруты № 601 «г. Северодвинск (ж.д. вокзал) – г. Шенкурск» и № 901 «г. Вельск – г. Шенкурск» были самостоятельными и не пересекались, то после внесения соответствующих изменений маршрут № 901 стал естественным продолжением маршрута № 601.

В частности, Архангельским УФАС России в ходе изучения сайта ООО «ТФ ВЕТЕРОК» http://veterok29.ru установлено, что там содержится информация о межмуниципальных маршрутах, обслуживаемых обществом, среди которых отдельно указано – маршрут № 601 + № 901 «Северодвинск – Шенкурск – Вельск».

При прохождении по ссылке на данный маршрут на сайте отображается информация – «Северодвинск – Вельск (601, 901) ежедневно», с указанием ниже таблицы, в которой содержатся сведения об остановочных пунктах, расписании и стоимости проезда по указанному единому маршруту.

Из анализа данного сайта можно сделать однозначный вывод о том, что межмуниципальные маршруты № 601 «г. Северодвинск (ж.д. вокзал) – г. Шенкурск» и № 901 «г. Вельск – г. Шенкурск» указаны перевозчиком для неопределенного круга лиц, в том числе для потребителей транспортных услуг, как единый маршрут по направлению «г. Северодвинск – г. Шенкурск – г. Вельск», что фактически дублирует аналогичный межмуниципальный маршрут № 625 «г. Северодвинск (ж.д. вокзал) – г. Вельск», обслуживаемый ООО «МАЛавто» на основании государственного контракта № ГК-95/507521607621625/2017 от 28.11.2017, заключенного по результатам аукциона, проведенного в ноябре 2017 года.

Вышеназванные особенности обслуживания ООО «ТФ ВЕТЕРОК» межмуниципальных маршрутов № 601 и № 901 полностью подтверждаются официальной информацией, предоставленной подведомственным министерству ГБУ АО «Региональная транспортная служба», которое осуществляет круглосуточный мониторинг межмуниципальных пассажирских перевозок на территории Архангельской области.

Так, согласно ответам ГБУ АО «Региональная транспортная служба» от 24.11.2022 № 22-1702 и от 19.01.2023 № 109/02 в период с 01.12.2020 по 20.12.2022 на выполнение рейсов по межмуниципальным маршрутам № 601 «г. Северодвинск (ж.д. вокзал) – г. Шенкурск» и № 901 «г. Вельск – г. Шенкурск» ООО «ТФ ВЕТЕРОК» заявляло одно транспортное средство, то есть, как указало учреждение, автобус выходил из г. Северодвинска под номером маршрута 601, в г. Шенкурске менял на номер маршрута 901 и двигался далее до г. Вельска, аналогично и в обратном направлении. Транспортные средства останавливались на левом берегу р. Вага, вследствие чего не использовали понтонную переправу и не заходили непосредственно в г. Шенкурск.

В контексте рассматриваемой ситуации следует также отметить то обстоятельство, что после заключения государственного контракта № ГК-4/501503525601603901/2019 от 29.03.2019 ООО «ТФ ВЕТЕРОК» приступило к непосредственному обслуживанию межмуниципальных маршрутов № 601 «г. Северодвинск (ж.д. вокзал) – г. Шенкурск» и № 901 «г. Вельск – г. Шенкурск» только после того, как было заключено дополнительное соглашение № 3 от 27.11.2020, позволившее ООО «ТФ ВЕТЕРОК» фактически объединить межмуниципальные маршруты № 601 и № 901 в один, совпадающий с межмуниципальным маршрутом № 625 «г. Северодвинск (ж.д. вокзал) – г. Вельск».

Так, пунктом 2.2.1 государственного контракта № ГК-4/501503525601603901/2019 от 29.03.2019, заключенного между Министерством транспорта Архангельской области и ООО «ТФ ВЕТЕРОК», предусмотрено, что при выполнении работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок, подрядчик не в праве привлекать других перевозчиков, кроме участников договора простого товарищества, заверенная копия которого должна быть направлена заказчику.

01.04.2019 между ООО «ТФ ВЕТЕРОК», ИП Кузнецовой Ю.В. и ИП Волконским В.А. было заключено соглашение о совместной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (без образования юридического лица), то есть, как следует из статьи 1041 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор простого товарищества.

По рассматриваемому соглашению от 01.04.2019 оказание услуг пассажирских перевозок на момент его заключения было распределено следующим образом:

1. ООО «ТФ ВЕТЕРОК» обязалось обслуживать маршруты № 525, № 503 и № 603.

2. ИП Кузнецова Ю.В. обязалась обслуживать маршруты № 501 и № 601.

3. ИП Волконский В.А. обязался обслуживать маршрут № 901.

В дальнейшем, как следует из письменных пояснений ООО «ТФ ВЕТЕРОК», перевозки по маршруту № 901 «г. Вельск – г. Шенкурск» осуществлялись ИП Волконским В.А. до марта 2020 года и были прекращены в связи со снижением пассажиропотока вследствие антиковидных ограничений.

Движение пассажирских автобусов по маршруту № 901 возобновилось только с конца ноября 2020 года, то есть как раз после заключения дополнительного соглашения № 3 от 27.11.2020 к государственному контракту № ГК-4/501503525601603901/2019 от 29.03.2019, когда ООО «ТФ ВЕТЕРОК» стало обслуживать на маршруте 601 рейс из г. Северодвинска в г. Шенкурск (время отправления – 08:30, время прибытия – 15:25) и из г. Шенкурска в г. Северодвинск (время отправления – 08:30, время прибытия – 14:25), а также единственный оставшийся на маршруте № 901 рейс из г. Вельска в г. Шенкурск (время отправления – 05:15, время прибытия - 08:10) и из г. Шенкурска в г. Вельск (время отправления - 15:40, время прибытия – 18:30), которые были фактически объединены перевозчиком в единый маршрут по направлению «г. Северодвинск – г. Шенкурск – г. Вельск», то есть дублирующий маршрут № 625 «г. Северодвинск (ж.д. вокзал) – г. Вельск».

Второй рейс на маршруте № 601 из г. Северодвинска в г. Шенкурск (время отправления – 07:15, время прибытия – 13:30) и из г. Шенкурска в г. Северодвинск (время отправления – 15:45, время прибытия – 21:20), в силу расписания объективно не образующий с вышеназванным рейсом по маршруту № 901 единый маршрут по направлению «г. Северодвинск – г. Шенкурск – г. Вельск», остался на обслуживании у ИП Кузнецовой Ю.В.

При этом, как следует из письменных пояснений ООО «МАЛавто» от 17.08.2022 № 102, которые были представлены еще до возбуждения дела № 029/01/16-771/2022, в период до 27.11.2020 ООО «МАЛавто» привлекало ООО «ТФ ФЕТЕРОК» к работе на маршруте № 625 «г. Северодвинск (ж.д. вокзал) – г. Вельск».

Таким образом, материалы дела № 029/01/16-771/2022 указывают на наличие у ООО «ТФ ФЕТЕРОК» при заключении с Министерством транспорта Архангельской области дополнительного соглашения № 3 от 27.11.2020 намерения создать для себя условия для фактического объединения двух межмуниципальных маршрутов № 601 «г. Северодвинск (ж.д. вокзал) – г. Шенкурск» и № 901 «г. Вельск – г. Шенкурск» в один, который при этом дублирует уже имеющийся межмуниципальный маршрут № 625 «г. Северодвинск (ж.д. вокзал) – г. Вельск», опыт обслуживания которого уже был у ООО «ТФ ВЕТЕРОК».

В данном случае довод Министерства транспорта Архангельской области о том, что в результате подписания дополнительного соглашения № 3 от 27.11.2020 к государственному контракту № ГК-4/501503525601603901/2019 от 29.03.2019 наименование ни одного из остановочных пунктов ни по одному из маршрутов, а также путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта не изменились, никоим образом не отменяет того обстоятельства, что благодаря указанному соглашению ООО «ТФ ВЕТЕРОК» фактически объединило межмуниципальные маршруты № 601 и № 901 в единый маршрут, не предусмотренный соответствующим государственным контрактом.

Ссылка Министерства транспорта Архангельской области на то, что разница в расписании между временем отправления транспортных средств из общих остановочных пунктов соответствует требованиям приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 24.01.2018 № 27 «Об установлении значений минимальной разницы в расписаниях между временем отправления транспортных средств, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ» в рассматриваемой ситуации также не может быть принята во внимание.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», если устанавливаемый или изменяемый межрегиональный маршрут регулярных перевозок включает в себя несколько общих остановочных пунктов с ранее установленным межрегиональным маршрутом регулярных перевозок, то минимальная разница в расписаниях между временем отправления транспортных средств из данных остановочных пунктов должна соответствовать значениям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Вместе с тем, в данном случае оцениваются не региональные маршруты, а межмуниципальные.

Кроме того, заключение дополнительного соглашения № 3 от 27.11.2020 к государственному контракту № ГК-4/501503525601603901/2019 от 29.03.2019 привело не просто к изменению расписания межмуниципальных маршрутов № 601 «г. Северодвинск (ж.д. вокзал) – г. Шенкурск» и № 901 «г. Вельск – г. Шенкурск», имеющих общие остановочные пункты с другим межмуниципальным маршрутом, а, как и было указано выше, к фактическому их объединению в один, который стал дублировать уже имеющийся маршрут № 625 «г. Северодвинск (ж.д. вокзал) – г. Вельск».

С точки зрения регионального законодательства, необходимо отметить, что, как следует из пунктов 30, 31 Административного регламента предоставления государственной услуги по установлению, изменению и отмене межмуниципальных маршрутов регулярных автобусных перевозок в Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 11.10.2016 № 413-пп, одним из безусловных оснований для принятия решения об отказе в установлении межмуниципального маршрута или в его изменении является наличие дублирующих межмуниципальных маршрутов, удовлетворяющих потребности пассажиропотока, а также совпадение изменяемого межмуниципального маршрута после внесения в него предлагаемых изменений с каким-либо ранее установленным межмуниципальным маршрутом, в результате чего изменяемый межмуниципальный маршрут становится дублирующим. Межмуниципальный маршрут признается дублирующим в случае, если имеет начальный и конечный остановочные пункты, совпадающие с начальным и конечным остановочными пунктами ранее установленного межмуниципального маршрута, а также промежуточные остановочные пункты, совпадающие более чем на две трети с промежуточными остановочными пунктами ранее установленного межмуниципального маршрута.

В данном же случае, несмотря на формальное существование двух отдельно утвержденных межмуниципальных маршрутов № 601 «г. Северодвинск (ж.д. вокзал) – г. Шенкурск» и № 901 «г. Вельск – г. Шенкурск», заключение дополнительного соглашения № 3 от 27.11.2020 к государственному контракту № ГК-4/501503525601603901/2019 от 29.03.2019 привело именно к вышеназванному эффекту – к фактическому объединению указанных маршрутов в один, который стал дублировать уже существующий межмуниципальный маршрут № 625 «г. Северодвинск (ж.д. вокзал) – г. Вельск», обслуживаемый ООО «МАЛавто» на основании государственного контракта № ГК-95/507521607621625/2017 от 28.11.2017, заключенного по результатам аукциона, проведенного в ноябре 2017 года.

Согласно статье 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам (часть 1).

Осуществление регулярных перевозок пассажиров по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственного или муниципального контракта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона (пункт 1 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ).

Отношения в названной сфере регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который устанавливает конкурентные способы определения поставщиков.

Таким образом, по общим правилам, установленным действующим законодательством, включение перевозчиков в муниципальные и межмуниципальные маршруты происходит по результатам проведения торгов.

Как следует из части 5.1 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

На основании пункта 10.9 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка. При определении таких границ может приниматься во внимание предмет соглашения, заключенного между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства;

в) определение географических границ товарного рынка.

Источниками исходной информации в рассматриваемой ситуации явились материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 029/01/16-771/2022, в том числе информация, представленная лицами, участвующими в деле.

На основании пункта 2.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

В данном случае анализ проводится с целью принятия решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 029/01/16-771/2022, которое возбуждено в отношении Министерства транспорта Архангельской области и ООО «ТФ ВЕТЕРОК» по признакам нарушения требований статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с заключением между ними 27.11.2020 дополнительного соглашения № 3 к государственному контракту № ГК-4/501503525601603901/2019 от 29.03.2019.

Учитывая указанные обстоятельства, временной интервал определен с 27.11.2020 по дату исследования.

За продуктовые границы товарного рынка в данном случае следует принять услуги по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом.

Принимая во внимание, что следствием заключения между Министерством транспорта Архангельской области и ООО «ТФ ВЕТЕРОК» дополнительного соглашения № 3 к государственному контракту № ГК-4/501503525601603901/2019 от 29.03.2019 стало перераспределение рейсов и изменение расписания на межмуниципальных маршрутах № 601 «г. Северодвинск (ж.д. вокзал) – г. Шенкурск» и № 901 «г. Вельск – г. Шенкурск», которые привели к фактическому формированию единого маршрута «г. Северодвинск –
г. Шенкурск – г. Вельск», дублирующего уже имеющийся межмуниципальный маршрут № 625 «г. Северодвинск (ж.д. вокзал) – г. Вельск», географические границы рынка – межмуниципальный маршрут на территории Архангельской области по направлению «г. Северодвинск – г. Шенкурск – г. Вельск».

Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что названный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого их них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Пунктом 18 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определено, что соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В рассматриваемой ситуации ООО «ТФ ВЕТЕРОК» при содействии Министерства транспорта Архангельской области посредством заключения 27.11.2020 дополнительного соглашения № 3 к государственному контракту № ГК-4/501503525601603901/2019 от 29.03.2019 искусственным образом без проведения каких-либо конкурентных процедур обеспечило себе доступ на фактически новый межмуниципальный маршрут, не являвшийся ранее предметом указанного контракта, который стал дублировать уже имеющийся межмуниципальный маршрут № 625 «г. Северодвинск (ж.д. вокзал) – г. Вельск», переданный ранее для обслуживания ООО «МАЛавто» на основании государственного контракта № ГК-95/507521607621625/2017 от 28.11.2017 по результатам аукциона, проведенного в ноябре 2017 года.

При этом осуществление ООО «ТФ ВЕТЕРОК» перевозок по фактически объединенному маршруту, имеющему направление «г. Северодвинск – г. Шенкурск – г. Вельск» могло существенным образом снизить доход ООО «МАЛавто» при осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту № 625 «г. Северодвинск (ж.д. вокзал) – г. Вельск» и необоснованно ухудшить условия предпринимательской деятельности для последнего.

В данном случае имеет значение не исключительно причинение убытков конкретному хозяйствующему субъекту, но и наличие угрозы причинения таких убытков.

В частности, если хозяйствующий субъект систематически осуществляет регулярные пассажирские перевозки по определенному маршруту в отсутствие на то законных оснований, это безусловно влечет угрозу причинения убытков лицу, осуществляющему регулярные пассажирские перевозки на определенном маршруте в соответствии с положениями действующего законодательства, поскольку влияет на распределение пассажиропотока между такими перевозчиками-конкурентами.

Довод Министерства транспорта Архангельской области о том, что в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольным органом должен быть установлен конкретный размер убытков заявителя, понесенных в результате противоправных действий ответчика, не является обоснованным, поскольку диспозиция статьи 16 Федерального закона «О защите конкуренции» предусматривает как реальное наступление негативных последствий, так и возможность их наступления.

Таким образом, учитывая, что заключение 27.11.2020 между Министерством транспорта Архангельской области и ООО «ТФ ВЕТЕРОК» по инициативе последнего дополнительного соглашения № 3 к государственному контракту № ГК-4/501503525601603901/2019 от 29.03.2019 создало для ООО «ТФ ВЕТЕРОК» в приоритетном порядке без проведения каких-либо конкурентных процедур условия доступа на фактически новый межмуниципальный маршрут, не являвшийся ранее предметом данного контракта, который дублирует к тому же уже имеющийся межмуниципальный маршрут № 625 «г. Северодвинск (ж.д. вокзал) – г. Вельск», действия вышеназванных лиц свидетельствуют о нарушении требований статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В свою очередь, информация, представленная ООО «ТФ ВЕТЕРОК» относительно того, что ООО «МАЛавто» также применяет практику объединения утвержденных межмуниципальных автобусных маршрутов, но в нарушение условий государственного контракта № ГК-95/507521607621625/2017 от 28.11.2017, заключенного с Министерством транспорта Архангельской области, без внесения соответствующих изменений в данный контракт, не подлежит оценке в рамках настоящего дела, поскольку не относится к предмету его рассмотрения.

При наличии, по мнению ООО «ТФ ВЕТЕРОК», в действиях ООО «МАЛавто» признаков нарушения антимонопольного законодательства общество имеет право обратиться в антимонопольный орган с соответствующим заявлением по правилам статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1–4 статьи 41, статьями 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Архангельского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Министерство транспорта Архангельской области (ОГРН 1122901020527, ИНН 2901229495) и ООО «ТФ ВЕТЕРОК» (ОГРН 1172901002999, ИНН 2902083986) нарушившими требования статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в заключении 27.11.2020 между Министерством транспорта Архангельской области и ООО «ТФ ВЕТЕРОК» по инициативе последнего дополнительного соглашения № 3 к государственному контракту№ ГК-4/501503525601603901/2019 от 29.03.2019.

 

2. Выдать Министерству транспорта Архангельской области (ОГРН 1122901020527, ИНН 2901229495) и ООО «ТФ ВЕТЕРОК» (ОГРН 1172901002999, ИНН 2902083986) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем прекращения дополнительного соглашения № 3 от 27.11.2020 к государственному контракту № ГК-4/501503525601603901/2019 от 29.03.2019.

Предписание исполнить в срок до 10.07.2023.

Информацию об исполнении предписания представить в срок до 10.07.2023.

 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

 

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

 

Председатель комиссии:

 

Ю.Г. Цакулов

Члены комиссии:

 

Е.В. Нестеренко

А.Ю. Шахов

Н.С. Стульников

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны