Решение №02-04Н/5846 АМКиР 2019-11-11 решение 10-73 02-04Н 5876 от 11 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Дело № 029/01/10-73/2019

 

Ответчик:

ПАО «МРСК Северо‑Запада»

196247, г. Санкт-Петербург, площадь Конституции, д. 3, литер «А», помещение 16Н

тел. (812) 305-10-13, факс (812) 320-61-70

post@mrsksevzap.ru

 

Филиал ПАО «МРСК Северо‑Запада» «Архэнерго»

163000, г. Архангельск, ул. Сводобы, д.3

тел.: 67-64-59, факс: 28-63-06

sekr@arhen.ru

 

Заявитель:

Филиал «Архангельский

областной радиотелевизионный передающий центр»

ФГУП «Российская телевизионная

и радиовещательная сеть»

163000, г. Архангельск, пр. Чумбарова‑Лучинского, д. 32

Тел.:65-44-75, факс: 65-62-56

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
             

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

                                                                                                                                      г. Архангельск

Резолютивная часть решения объявлена 25.10.2019 г.

Решение изготовлено в полном объёме 11.11.2019 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия Архангельского УФАС России), в составе:

 

Председатель Комиссии

-

Цакулов Ю.Г.

- зам. Руководителя Управления‑начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России;

Члены Комиссии

-

Спирина Т.А.

- зам. начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России;

 

-

Нестеренко Т.В.

- главный специалист–эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России;

 

-

Куницын А.С.

- главный специалист–эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России,

рассмотрев дело № 029/01/10-73/2019 по признакам нарушения

ПАО «МРСК Северо‑Запада»

196247, г. Санкт-Петербург, площадь Конституции, д. 3, литер «А», помещение 16Н

в лице Филиала ПАО «МРСК Северо‑Запада» «Архэнерго»

163000, г. Архангельск, ул. Свободы, д. 3

(наименование организации / Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, в отношении которой возбуждено дело, адрес)

части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в совершении действий по прекращению энергоснабжения объектов электросетевого хозяйства потребителя - ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (филиала «Архангельский областной радиотелевизионный передающий центр»): РТС: «Глубокий», «Поча», «Малошуйка», «Сойга», «Усть‑Пинега», «Тамица», «Маложма», «Кянда», «Верхняя Сергиевская», присоединенных к его сетям, с нарушением действующего законодательства РФ,

в присутствии представителей:

Заявителя - Филиала «Архангельский областной радиотелевизионный передающий центр» ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть»: <...> (доверенность), <...> (доверенность);

Ответчика - Филиала ПАО «МРСК Северо‑Запада» «Архэнерго»: <...> (доверенность); <...> (доверенность),

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области поступило заявление ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (филиала «Архангельский областной радиотелевизионный передающий центр») (далее – РТРС, Потребитель), касающееся действий ПАО «МРСК Северо‑Запада» (далее – Общество, МРСК), ООО «ТГК‑2 Энергосбыт», а также сетевых организаций, в связи с возможным нарушением антимонопольного законодательства и Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг в части превышения предельно допустимых сроков отключений электрической энергии в год.

01.03.2018 между РТРС и ПАО «МРСК Северо‑Запада» был заключен договор энергоснабжения № 96‑000049 (далее – Договор энергоснабжения), в соответствии с которым МРСК обязалось осуществлять продажу электрической энергии, а также самостоятельно и (или) через привлеченных третьих лиц (сетевые организации) оказывать Потребителю услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией, в точки поставки, на весь срок действия договора.

Условия указанного договора распространялись на отношения сторон, начиная с 01.01.2018 (п. 9.1 Договора) и по 30.09.2018, то есть в период, когда Общество имело статус гарантирующего поставщика на территории Архангельской области.

Точки поставки электрической энергии определены в приложении № 1 к Договору энергоснабжения, в число которых входят 19 радиотелевизионных станций (РТС): РТС «Сойга», РТС «Верхняя Сергиевская», РТС «Фоминский», РТС «Щербинская», РТС «Кянда», РТС «Маложма», РТС «Малошуйка», РТС «Тамица», РТС «Городецк», РТС «Корякино», РТС «Нижнее Устье», РТС «Погост Кенозерский», ТРС «Поча», РТС «Усть‑Пинега», РТС «Глубокий», РТС «Левоплосская», РТС «Первомайский», РТС «Строевское», РТС «Козьмогородское».

Упомянутые объекты связи относятся к третьей категории надежности электроснабжения (акты об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, приложение № 1 к Договору энергоснабжения).

В связи с переходом с 01.10.2018 статуса гарантирующего поставщика от МРСК к ООО «ТГК‑2 Энергосбыт» на территории региона, между РТРС и ООО «ТГК‑2 Энергосбыт» был заключен Договор энергоснабжения № 16‑000049 от 01.10.2018 с идентичным Договору энергоснабжения № 96‑000049 предметом и ключевыми условиями, в отношении тех же точек поставки электроэнергии, имеющих третью категорию надежности электроснабжения. Данный договор действует с 01.10.2018 по настоящее время.

Пунктами 2.1.1 обоих договоров энергоснабжения предусмотрено, что Гарантирующий поставщик принял на себя обязательство обеспечить надежную и бесперебойную поставку электрической энергии, соответствующей требованиям, установленным государственными стандартами и иными правилами.

В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями. За исключением случаев возникновения аварийных электроэнергетических режимов, веерные отключения потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, запрещаются. В целях недопущения веерных отключений организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии ее потребителям, обязана обеспечить возможность индивидуального ограничения режима как собственного потребления, так и потребления обслуживаемых потребителей электрической энергии.

Кроме того, общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определены соответствующими Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 15 Правил № 861, сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.

Согласно пункту 31(6) Правил № 861, для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Порядок введения ограничения режима потребления в целях проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства определяется Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Правила № 442).

Согласно пп. «з» п. 2 Правил № 442 ограничение режима потребления электрической энергии вводится при необходимости проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителя, либо необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (иных владельцев объектов электросетевого хозяйства) в случае, если проведение таких работ невозможно без ограничения режима потребления.

Выполнение плановых ремонтных работ осуществляется в целях проведения комплекса технических мероприятий, направленных на поддержание исправного состояния электросетевых объектов и обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств потребителя в зависимости от его категории надежности на основании договоров.

Внеплановые и аварийные ограничения электроснабжения направлены на восстановление исправного состояния электросетевых объектов для предотвращения воздействия на людей опасного производственного фактора, работы по устранению неисправностей, угрожающих нарушением нормальной работы оборудования, а также повреждений в результате воздействия на объекты электросетевого хозяйства неблагоприятных природных явлений (сильный ветер, снегоналипание на провода, падение деревьев), направленных действий сторонних лиц.

Сроки и время проведения ремонтов объектов электроэнергетики определяются на основании требований Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ, утв. приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 № 229, Правил организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики, утв. приказом Минэнерго РФ от 25.10.2017 № 1013, с учетом объемов планируемых работ, технологии производства работ, соблюдения мер по организации безопасного производства работ.

В заявлении от 01.02.2019 № 12-04/180 РТРС сообщило о том, что в течение 2018 года происходило отключение электроснабжения следующих объектов Потребителя с превышением допустимого предела, установленного пунктом 31(6) Правил № 861.

№ п/п

Наименование объекта РТРС

Общее кол-во отключений эл. энергии в году/время превышения годового предела в 72 часа по данным РТРС

Общее кол-во отключений эл. энергии в году/время превышения годового предела в 72 часа по данным МРСК

1

РТС «Сойга» ПС-341 Чаплино ВЛ‑10 341‑04

85 час. 28 мин. 05 сек./13 час. 28 мин. 05 сек.

85 час. 28 мин./13 час. 28 мин.

2

РТС «Верхняя Сергиевская» ПС 110 кВ «Черевково» ВЛ 10 321‑04

79 час. 29 мин. 47 сек./7 час. 29 мин. 47 сек.

70 час. 29 мин. – превышения нет

3

РТС «Фоминский» ПС‑35 кВ Самино ВЛ‑10 345‑10

83 час. 38 мин. 31 сек./11 час. 38 мин. 31 сек.

83 час. 38 мин./11 час. 38 мин.

4

РТС «Щербинская» ПС‑35 кВ Самино ВЛ‑10 345‑10

78 час. 56 мин. 31 сек./6 час. 56 мин. 31 сек.

78 час. 56 мин./6 час. 56 мин.

5

РТС «Кянда» ПС 35 кВ «Онега» ВЛ 10 116‑05

172 час. 01 мин. 00 сек./100 час. 01 мин. 00 сек.

172 час. 01 мин./100 час. 01 мин.

6

РТС «Маложма» ПС 35 кВ «Онега» ВЛ 10 116‑05

165 час. 37 мин. 00 сек./93 час. 37 мин. 00 сек.

165 час. 37 мин. /93 час. 37 мин.

7

РТС «Малошуйка» ПС 35 кВ «Малошуйка» ВЛ 10 123‑06

142 час. 44 мин. 31 сек./70 час. 44 мин. 31 сек.

142 час. 44 мин./70 час. 44 мин.

8

РТС «Тамица» ПС 35 кВ «Онега» ВЛ 10 116‑05

190 час. 58 мин. 00 сек./118 час. 58 мин. 00 сек.

190 час. 58 мин./118 час. 58 мин.

9

РТС «Городецк» ВЛ 10 ТП42‑1

118 час. 31 мин. 11 сек./46 час. 31 мин. 11 сек.

118 час. 31 мин./46 час. 31 мин.

10

РТС «Корякино» ПС 35 кВ «Самково» ВЛ 10 132‑05

92 час. 49 мин. 00 сек./20 час. 49 мин. 00 сек.

92 час. 49 мин./20 час. 49 мин.

11

РТС «Нижнее Устье» ПС 35 кВ «Волошевская» ВЛ 10 121‑08

114 час. 01 мин. 39 сек./42 час. 01 мин. 39 сек.

114 час. 01 мин./42 час. 01 мин.

12

РТС «Погост Кенозерский» ПС 35 кВ «Волошевская» ВЛ 10 121‑07

173 час. 57 мин. 06 сек./101 час. 57 мин. 06 сек.

173 час. 57 мин./101 час. 57 мин.

13

РТС «Поча» ПС 35 кВ «Волошевская» ВЛ 10 121‑06

94 час. 00 мин. 25 сек./22 час. 00 мин. 25 сек.

94 час. 00 мин./22 час. 00 мин.

14

РТС «Усть-Пинега» ПС 110 кВ Белогорская

155 час. 52 мин. 00 сек./83 час. 52 мин. 00 сек.

155 час. 52 мин./83 час. 52 мин.

15

РТС «Глубокий» ПС 35 кВ Бестужево

75 час. 47 мин. 29 сек./3 час. 47 мин. 29 сек.

75 час. 47 мин./3 час. 47 мин.

16

РТС «Левоплосская»ВЛ 0,4 кВ 975‑01

72 час. 41 мин. 56 сек./0 час. 41 мин. 56 сек.

72 час. 41 мин./0 час. 41 мин.

17

РТС «Первомайский» ПС 35 кВ «Дмитриево» ВЛ 10‑227‑12

133 час. 51 мин. 56 сек./61 час. 51 мин. 56 сек.

133 час. 51 мин./61 час. 51 мин.

18

РТС «Строевское» ПС 35 кВ «Строевская» ВЛ 10‑230‑01

94 час. 45 мин. 28 сек./22 час. 45 мин. 28 сек.

94 час. 45 мин./22 час. 45 мин.

19

РТС «Козьмогородское» ПС 35 кВ «Жердь» ВЛ 10‑402‑01

110 час. 11 мин. 50 сек./38 час. 11 мин. 50 сек.

110 час. 11 мин./38 час. 11 мин.

Из информации, представленной ООО «ТГК‑2 Энергосбыт» (письмо от 26.02.2019 № 01-05/18-01/479), следует, что упомянутые объекты РТРС подключены к следующим сетевым организациям, имеющим технологическое присоединение к ним, с использованием которых оказываются услуги по передаче электроэнергии: Филиал ПАО «МРСК Северо‑Запада» «Архэнерго», МУП «Карпогорская КЭС», ООО «АСЭП», АО «Энергосети АОЭК», которые являются смежными по отношению к ПАО «МРСК Северо‑Запада» (вышестоящей сетевой организации).

В период с 01.01.2018 по 31.09.2018 схема технологического присоединения объектов РТРС была аналогичной, т.е. объекты РТРС были присоединены к сетям тех же сетевых организаций.

Из переписки между ООО «ТГК‑2 Энергосбыт» с сетевыми организациями стало известно, что прекращение подачи электрической энергии по названным объектам происходили в сетях ПАО «МРСК Северо‑Запада».

ПАО «МРСК Северо‑Запада» сообщило в адрес Архангельского УФАС России (письмо от 01.03.2019 № МР2/1/18‑15/1716) о том, что в отношении некоторых объектов РТРС длительные сроки перерыва электроснабжения при проведении ремонтных работ были согласованы с органом Ростехнадзора: «Городецк» - на 150 часов, «Козьмигородское» - на 50 часов, «Строевское» - на 200 часов, «Первомайский» - на 80 часов, «Левоплосская» - на 120 часов, «Погост Кенозерский» - на 128 часов, «Нижнее Устье» - на 63 часа, «Корякино» - на 100 часов, «Фоминский» - на 178 часов, «Щербинская» - на 178 часов.

Соответственно, по объектам РТС: «Глубокий», «Поча», «Малошуйка», «Сойга» согласование превышения времени отключения для выполнения ремонтных работ и техосмотров сетевых объектов с органом Ростехнадзора отсутствует.

По объектам РТС: «Усть‑Пинега», «Тамица», «Маложма», «Кянда» со стороны ПАО «МРСК Северо‑Запада» направлялись письма «О согласовании превышения времени отключения» в Северо‑Западное управление Ростехнадзора, однако, в ответ на них был получен отказ, что следует рассматривать как отсутствие согласования проведения плановых и внеплановых работ, связанных с ограничением внешнего электроснабжения данных объектов.

По объекту – РТС «Верхняя Сергиевская» имелись противоречия между данными, представленными РТРС и МРСК.

Таким образом, действия ПАО «МРСК Северо‑Запада» по совершению действий по прекращению энергоснабжения объектов электросетевого хозяйства потребителя - ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (филиала «Архангельский областной радиотелевизионный передающий центр»): РТС: «Глубокий», «Поча», «Малошуйка», «Сойга», «Усть‑Пинега», «Тамица», «Маложма», «Кянда», «Верхняя Сергиевская», присоединенных к его сетям, в отсутствие согласования с органом Ростехнадзора отключения указанных объектов РТРС, поскольку общая продолжительность каждого такого объекта превысила допустимые 72 часа в год, т.е. с нарушением действующего законодательства РФ (пункта 31(6) Правил № 861), можно расценить как злоупотребление доминирующим положением.

 

В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

При этом запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Согласно статье 10 Гражданского кодекса РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по ст. 10 Закона о защите конкуренции необходимо наличие его доминирующего положения на соответствующем товарном рынке.

С целью установления доминирующего положения ПАО «МРСК Северо‑Запада» Архангельским УФАС России, в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, составлен краткий отчет об исследовании рынка услуг по передаче электрической энергии от 17.05.2019.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (часть 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции).

Из содержания ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии; потребитель – физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии.

Федеральным законом «О естественных монополиях» регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в т.ч. в сфере услуг по передаче электрической энергии.

Следовательно, оказание услуг по передаче электрической энергии является деятельностью, осуществляемой хозяйствующим субъектом в условиях естественной монополии, а лицо, оказывающее такие услуги, - субъектом естественной монополии.

В соответствии со сведениями о юридическом лице, опубликованными на сайте http://egrul.nalog.ru/, основным видом деятельности ПАО «МРСК Северо‑Запада» (ИНН 7802312751) является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям.

Приказом Федеральной службы по тарифам России от 03.06.2008 № 191-э ОАО «МРСК Северо‑Запада» (Ленинградская область), осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно‑энергетическом комплексе, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» под регистрационным № 47.1.116.

Вместе с тем, Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 14.12.2018 № 75‑э/1 установлена цена (тариф) на электрическую энергию (мощность), поставляемую ПАО «МРСК Северо‑Запада», на период с 01.01.2019 по 31.12.2019 (в 2018 г. - Постановление Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 12.12.2017 № 72‑э/1).

Таким образом, в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, ПАО «МРСК Северо‑Запада» является субъектом естественной монополии и, соответственно, занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в силу прямого указания в законе. Следовательно, при осуществлении деятельности, связанной с передачей электрической энергии, Общество обязано соблюдать запреты, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в т.ч. не допускать действий, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.

В соответствии с пунктом 10 статьи 4 Закона о защите конкуренции, монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» установлено, что, исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса РФ и статей 3, 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 13‑ФЗ «О защите конкуренции» для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются не контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

При указанных обстоятельствах, на основании приказа Архангельского УФАС России № 76 от 29.05.2019 возбуждено дело № 029/01/10-73/2019 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в отношении ПАО «МРСК Северо‑Запада», в лице Филиала ПАО «МРСК Северо‑Запада» «Архэнерго» (определение Архангельского УФАС России о назначении дела № 029/01/10-73/2019 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 29.05.2019 № 02‑04Н/2409).

 

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела дело с учетом следующего:

В связи с наличием противоречий по объекту — РТС «Верхняя Сергиевская» между данными, представленными МРСК и РТРС, у сторон были запрошены дополнительные сведения и пояснения с целью установления фактического положения дел, касающегося данного объекта.

В своем заявлении от 01.02.2019 № 12‑04/180, РТРС указывала, что общее время отключений электрической энергии на РТС «Верхняя Сергиевская» в 2018 году составило 79 час. 29 мин. 47 сек., т. е. превышение годового предела — 7 час. 29 мин. 47 сек.

РТРС письмом от 22.07.2019 № 12‑04/805 сообщила, что в последующем данные об отключениях электрической энергии на указанном объекте были перепроверены и выявлена ранее неучтенная информация об отключениях. По результатам проверки общее время отключения электрической энергии на РТС «Верхняя Сергиевская» в 2018 году составило 90 час. 30 мин. 29 сек. Таким образом, превышение 72­часового порога произошло на 18 час. 30 мин. 29 сек., а не на 7 час. 29 мин. 47 сек., как указывалось ранее.

РТРС пояснила, что объективный контроль времени отключений электрической энергии на всех объектах связи, в т.ч. и на РТС «Верхняя Сергиевская», Предприятие ведет через собственную службу оперативных дежурных. Результатом этого контроля являются акты об отключениях электрической энергии, представляющие собой письменные доказательства фактов отключений электрической энергии на объектах. При этом порядок документальной фиксации отключений электрической энергии в Предприятии не установлен - Технический регламент либо иной документ не предусмотрен.

Вместе с тем, по сложившейся практике по факту отключения электрической энергии, где это произошло, персоналом структурного подразделения (цеха) комиссионно составляется акт об отключениях электрической энергии, форма которого разработана в филиале РТРС «Архангельский ОРТПЦ». При этом, факты отключения электрической энергии фиксируется не только на непосредственном месте события, но и удаленно — Службой оперативных дежурных РТРС посредством мониторинга в реальном времени через специальное программное обеспечение по каналу спутниковой связи. Такой акт утверждается должностным лицом филиала (главным инженером или его заместителем). О факте отключения электрической энергии незамедлительно ставится в известность диспетчерская служба сетевой организации, в чьем ведении находятся сети, питающие объект РТРС, на котором произошло отключение электрической энергии.

Таким образом, законодательные требования по фиксации и учету отключений электрической энергии по рассматриваемым объектам для Заявителя не предусмотрены.

В материалы дела со стороны РТРС представлена переписка между Гарантирующим поставщиком и сетевыми организациями, в соответствии с которой сетевыми организациями подтверждается превышение 72‑часового порога отключений электрической энергии в год по спорным объектам).

По данным сетевых организаций количество часов отключения по рассматриваемым объектам в 2018 году составило:

РТС «Глубокий»                            - 74 час. 52 мин. 29 сек.;

РТС «Поча»                                               - 95 час. 36 мин. 25 сек.;

РТС «Малошуйка»                                    - 138 час. 54 мин. 31 сек.;

РТС «Усть‑Пинега»                                  - 159 час. 31 мин.;

РТС «Тамица»                               - 180 час. 24 мин.;

РТС «Маложма»                            - 159 час. 14 мин.;

РТС «Кянда»                                  - 120 час. 58 мин.;

РТС «Верхняя Сергиевская»       - 72 час. 02 мин. 53 сек.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что, несмотря на отсутствие законодательно установленной обязанности по фиксации и учету фактов отключений электрической энергии со стороны Заявителя, последний, тем не менее, осуществляет такой учет и доводит такую информацию до диспетчерской службы Ответчика.

В ходе рассмотрения настоящего дела, Ответчик заявлял о сомнительном характере части актов об отключении электрической энергии. При этом, как заметил Заявитель, МРСК не приводит доказательств их несостоятельности и не утверждает, что изложенные в них факты отключений не соответствуют действительности.

В данном случае, доводы Ответчика сводятся к тому, что часть актов не содержит согласующей подписи должностного лица Ответчика, поэтому эти акты не могут быть приняты во внимание, при этом не ссылается на нормативный акт, устанавливающий обязательное требование к наличию такого реквизита.

Со своей стороны, МРСК по существующей ситуации пояснило следующее.

Персоналом Филиала ПАО «МРСК Северо‑Запада» «Архэнерго» ведется учет времени производства работ по каждой единице оборудования или ЛЭП выводимой в ремонт. При этом, оборудование разного класса напряжения находится в управлении оперативного персонала разного уровня. При возникновении вероятности превышения времени ремонта (72 часа в году), выполняется согласование в органами Ростехнадзора о превышении допустимого уровня годового времени с обоснованием причин такого превышения конкретной единицы оборудования или ЛЭП.

В частности, по объекту «Верхняя Сергиевская» МРСК сообщило, что указанные РТС обеспечиваются электроснабжением по одноцепным ВЛ‑10 кВ 321‑04 Шилово, включенной от ПС 110/10 кВ «Черевково», в свою очередь включенной от одноцепной ВЛ‑110 кВ Аникеево‑Черевково. По фактам прекращения электроснабжения РТС «Верхняя Сергиевская»: ВЛ‑10 кВ 321‑04 Шилово в течение 2018 года выводилась в ремонт для выполнения плановых и аварийных работ на суммарное время 64 час. 44 мин., ВЛ‑110 Аникеево‑Чаплино — 5 час. 45 мин. Суммарное время отключения — 70 час. 29 мин.

МРСК пояснило, что в случае аварийного отключения оборудования или ЛЭП действием устройств автоматики и защит, персоналом выполняется расследование аварии, согласно Правил расследования причин аварий в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2009 № 846. Оформление актов расследований выполняется в специализированном программном комплексе ПК «Аварийность».

В материалы дела представлены копии актов по аварийным отключениям в схеме электроснабжения РТС «Верхняя Сергиевская», согласно которым суммарное время отключения составило 70 час. 29 мин.

Таким образом, МРСК, оспаривая информацию Заявителя о превышении по РТС «Верхняя Сергиевская» годового порога отключений электроэнергии, утверждает, что общее время отключений по объекту составило 70 час. 29 мин., т. е. укладывается в 72‑часовой лимит.

Вместе с тем, Заявитель сообщил, что такая позиция МРСК не соответствует действительности, поскольку опровергается в их письме от 25.01.2019 № МР2/1/18/2‑23/623, направленном в адрес ООО «ТГК‑2 Энергосбыт». Указанным письмом МРСК, выступая в качестве сетевой организации, подтвердил факт перерыва электроснабжения РТС «Верхняя Сергиевская» с общим временем 72 час. 2 мин. 53 сек.

По мнению РТРС, при таких обстоятельствах предоставленная МРСК в материалы дела информация о том, что совокупное время перерывов энергоснабжения РТС «Верхняя Сергиевская» в 2018 году не превышает предельно допустимых значений, опровергается указанными доказательствами.

Комиссия Архангельского УФАС России данную информацию приняла во внимание.

Представители МРСК на заседании Комиссии обратили внимание на то, что поскольку некоторое количество отключений по рассматриваемым объектам происходили по заявкам смежных сетевых организаций, это требовало затрат времени и других ресурсов на согласование, в частности (в часах):

РТС «Глубокий»: отключения 03.07.2018 (0:51), 04.07.2018 (6:08), 12.07.2018 (4:31);

РТС «Тамица»: отключения 30.05.2018 (12:53), 07.07.2018 (4:44), 27.09.2018 (2:10), 18.11.2018 (13:22);

РТС «Маложма»: отключения 29.05.2018 (3:45), 29.05.2018 (2:38), 30.05.2018 (9:40), 25.06.2018 (1:40), 13.09.2018 (6:20), 14.09.2018 (9:56), 15.09.2018 (24:00), 16.09.2018 (10:40), 27.09.2018 (13:38), 27.09.2018 (2:10);

РТС «Кянда»: отключения 27.09.2018 (2:10), 18.11.2018 (13:22).

Комиссия Архангельского УФАС России полагает, что и в таком случае такие отключения требовали необходимого согласования с соответствующими органами, и не могут служить причиной для нарушения действующего законодательства.

При этом, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что указанное не влияет на существо рассматриваемого вопроса в целом.

Кроме того, по информации МРСК (письмо от 01.03.2019 № МР2/1/18-15/1716 в адрес Архангельского УФАС России) в отношении объектов РТРС: «Глубокий», «Кянда», «Малошуйка», «Усть‑Пинега», «Маложма», «Тамица», «Сойга», «Поча» имеется превышение общего времени перерыва электроснабжения на срок более 72 часов, не согласованного с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

 

Как указывает РТРС, с использованием указанных объектов связи Предприятие непрерывно осуществляет эфирную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных теле‑ и радиоканалов на территории Архангельской области, обеспечивая тем самым соблюдение конституционных прав граждан РФ на получение информации.

Кроме того, объекты связи РТРС задействованы в отношениях между РТРС и вещателями, чьи телевизионные и радиопрограммы распространяются в эфир посредством этих объектов. Возмездные договоры с вещателями предусматривают исключение из оплаты времени, в течение которого услуги фактически не оказывались, то есть времени, в течение которого объекты РТРС оставались без электроснабжения. В результате этого РТРС несет убытки в виде недополученных доходов по соответствующим договорам.

Технологические процессы производственной деятельности РТРС всецело зависят от снабжения объектов Предприятия электрической энергией, в результате отключения которой происходит отключение приемо‑передающего оборудования, следствием чего являются: полное прекращение эфирного вещания телевизионных и радиопрограмм, т. е. входящие в зону охвата теле‑ и радиосигнала потребители — население лишается гарантированного права на получение информации, включая социально значимую и экстренную; риск досрочного выхода из строя приемо‑передающего оборудования по причине его аварийного (не предусмотренного производителем) выключения; несение убытков, в т.ч. в виде недополученных доходов по договорам оказания услуг связи по распространению в эфире телевизионных и радиоканалов (в материалы дела представлен расчет убытков (ущерба) возникших от действий Ответчика по прекращению энергоснабжения РТС: «Глубокий», «Поча», «Малошуйка», «Сойга», «Усть‑Пинега», «Тамица», «Маложма», «Кянда», «Верхняя Сергиевская», ИТОГО — 1 013 251,32 руб.); несение РТРС репутационных издержек.

Таким образом, очевидным представляется ущемление интересов РТРС, вызванное превышением допустимого годового предела отключений электроэнергии и выражающееся в возникновении препятствий для осуществления предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли (остановка работы приемо‑передающего оборудования и прерыванием распространения сигнала в эфир влекут выпадание доходов с вещателями за все время остановки вещания), в ненадлежащем оказании услуг контрагентам РТРС и, как следствие, конечным потребителям — гражданам, принимающим сигнал теле‑ и радиопрограмм.

РТРС отдельно отметила, что альтернативы бесплатному для конечных потребителей эфирному вещанию в Российской Федерации не существует.

В соответствии с ч. 2 ст. 19.2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126‑ФЗ «О связи» (далее — Закон № 126‑ФЗ) и пп. «б» п. 2 Указа Президента РФ от 24.06.2009 № 175 является единственным оператором связи, осуществляющим такое вещание. Из этого также следует, что РТРС является единственным оператором связи, передающим в эфир сигналы оповещения и экстренную информацию об опасностях, возникающих при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите (ч. 3 ст. 66 Закона № 126‑ФЗ).

 

РТРС полностью поддержала выводы Комиссии Архангельского УФАС России, содержащиеся в заключении об обстоятельствах дела № 029/01/10-73/2019 от 02.10.2019.

При этом, МРСК заявило ходатайство об отложении рассмотрения дела, в связи с направлением запроса операторам связи с целью выяснения вопроса о том, какие организации обеспечивают пользователям услуг связи передачу экстренной информации об опасностях, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий, поскольку РТРС заявляла о том, что является единственным оператором связи, передающим в эфир сигналы оповещения и экстренную информацию об опасностях.

РТРС отметила, что, как указано в Уставе ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», утв. Распоряжением Правительства от 17.11.2001 № 1516‑р, Предприятие создано в соответствии с Указом Президента РФ от 13.08.2001 № 1031 «О создании федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в целях обеспечения передачи и распространения электронных средств массовой информации, развития, реконструкции и эксплуатации технической базы, необходимой для передачи и распространения телевизионного и радиовещательного сигнала, средств коммуникации и связи, совершенствования функционирования сети распространения телерадиопрограмм, формирования единого производственно‑технологического комплекса государственных телевизионных и радиовещательных сетей, удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли.

Для достижения целей, указанных в Уставе, Предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации, в том числе, такой вид деятельности, как обеспечение устойчивого функционирования систем централизованного оповещения и связи в условиях чрезвычайных ситуаций и на особый период.

Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что выяснение такого вопроса не имеет существенного значения при рассмотрении настоящего дела.

 

ПАО «МРСК Северо‑Запада» сообщило сведения о размере суммы выручки от оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям в границах: Устьянского района (РТС «Глубокий»), Онежского района (РТС «Тамица», РТС «Малошуйка», РТС «Маложма», РТС «Кянда»), Плесецкого района (РТС «Поча»), Холмогорского района (РТС «Усть‑Пинега»), Верхнетоемского района (РТС «Сойга»), Красноборского района (РТС «Верхняя Сергиевская») за 2018 год, которая составила 599 361 371,17 рублей (без НДС) (письмо от 25.10.2019 № 11/1‑07/1334).

Размер выручки от оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям в границах Архангельской области за 2018 год составила 4 814 455 477,65 рублей.

 

Проанализировав имеющиеся материалы по делу № 029/01/10-73/2019 и учитывая фактические обстоятельства дела, Комиссия Архангельского УФАС России пришла к следующим выводам:

Из изложенных выше положений нормативных правовых документов и с учетом данных о фактической продолжительности отключений электроэнергии объектов РТРС – РТС: «Глубокий», «Поча», «Малошуйка», «Сойга», «Усть‑Пинега», «Тамица», «Маложма», «Кянда», «Верхняя Сергиевская», следует, что ПАО «МРСК Северо‑Запада», выступая в рассматриваемом случае сетевой организацией, при отключении объектов потребителя, присоединенных к ее сетям, обязано было в силу пункта 31(6) Правил № 861 согласовать с органом Ростехнадзора отключения указанных объектов РТРС, поскольку общая продолжительность каждого такого объекта превысила допустимые 72 часа в год.

Несогласование с органом Ростехнадзора отключений электроэнергии объектов РТРС в период 2018 года, как это предусмотрено Правилами № 861, недопустимо, поскольку влечет за собой нарушение прав третьих лиц (потребителей – граждан) на бесперебойное получение соответствующей услуги надлежащего качества в необходимом объеме.

 

В соответствии с пунктом 10 статьи 4 Закона о защите конкуренции, монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Своими действиями по прекращению подачи электрической энергии по объектам РТРС, которые происходили в сетях ПАО «МРСК Северо‑Запада»: «Глубокий», «Поча», «Малошуйка», «Сойга», «Усть‑Пинега», «Тамица», «Маложма», «Кянда», «Верхняя Сергиевская» с превышением времени отключения для выполнения ремонтных работ и техосмотров объектов в отсутствие согласования с органом Ростехнадзора, которые влекут за собой нарушение прав третьих лиц (потребителей – граждан) на бесперебойное получение соответствующей услуги надлежащего качества в необходимом объеме, ПАО «МРСК Северо‑Запада» нарушает ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Обратного ПАО «МРСК Северо‑Запада» не доказало, поэтому доводы Ответчика об отсутствии в его действиях нарушения антимонопольного законодательства в данном случае являются несостоятельными.

 

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1‑4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать со стороны ПАО «МРСК Северо‑Запада», в лице Филиала ОАО «МРСК Северо‑Запада» «Архэнерго» (ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785), факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося прекращении подачи электрической энергии по объектам РТРС, которые происходили в сетях ПАО «МРСК Северо‑Запада»: «Глубокий», «Поча», «Малошуйка», «Сойга», «Усть‑Пинега», «Тамица», «Маложма», «Кянда», «Верхняя Сергиевская» с превышением времени отключения для выполнения ремонтных работ и техосмотров объектов в отсутствие согласования с органом Ростехнадзора, которые влекут за собой нарушение прав третьих лиц (потребителей – граждан) на бесперебойное получение соответствующей услуги надлежащего качества в необходимом объеме.

2. В связи с отсутствием последствий от нарушения антимонопольного законодательства предписание в данном случае не выдавать.

3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия или выдачи.

 

 

Председатель комиссии

 

Ю.Г. Цакулов

 

Члены комиссии

 

Т.А. Спирина

 

 

 

Т.В. Нестеренко

 

 

 

А.С. Куницын

 

 

 

Нестеренко Т.В. 20-78-45

Связанные организации

Связанные организации не указаны