Решение №05-03/5396 Признать со стороны администрации МО «Верхнетоемский муницип... от 7 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

Дело № 029/01/15-674/2020

Ответчик: Администрация МО «Верхнетоемский муниципальный район»

Заинтересованное лицо: ООО «МПМК»

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

г. Архангельск

Резолютивная часть решения оглашена 03 августа 2020 года

Решение изготовлено в полном объеме 07 августа 2020 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее – Архангельское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства при наличии кворума, предусмотренного частью 6 статьи 40 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: <...>

в отсутствие представителей ответчика и заинтересованного лица, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела, рассмотрев дело № 029/01/15‑778/2019, возбужденное в отношении администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район» (165500, Архангельская область, Верхнетоемский район, село Верхняя Тойма, ул. Кировская, д. 6, ОГРН 1022901236753, ИНН 2908000048) по признакам нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

08.10.2019 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области проступило обращение агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 30.09.2019 № 313/3326 о нарушении требований антимонопольного законодательства при передаче муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения п. Двинской, в пользование ООО «МПМК» на условиях договоров аренды от 20.08.2019 № 55/2019, в то время как передача объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, срок ввода в эксплуатацию которых превышает пять лет, могла быть осуществлена исключительно по концессионному соглашению. Агентством по тарифам и ценам Архангельской области была представлена копия договара аренды № 55/2019 от 20.08.2019.

Письмом от 18.10.2019 № 01-20/259 Администрация МО «Верхнетоемский муниципальный район» сообщила, что по результатам проведения открытого конкурса между МО «Верхнетоемский муниципальный район» и ООО «Водоканал Свага» 20.10.2016 было заключено концессионное соглашение в отношении имущественного комплекса объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории МО «Двинское». Согласно соглашению от 16.05.2019 о досрочном расторжении указанного концессионного соглашения и акту приема-передачи эксплуатация рассматриваемых объектов осуществлялась ООО «Водоканал Свага» по 31.05.2019. Причиной расторжения концессионного соглашения послужило невыполнение концессионером условий соглашения. На период процедуры заключения концессионного соглашения в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции и на основании распоряжения от 03.06.2019 № 3/11(а)р Администрацией с ООО «МПМК» был заключен договор аренды от 05.06.2019 № 54/2019 сроком с 01.06.2019 по 30.06.2019. В связи с длительностью заключения нового концессионного соглашения и необходимостью непрерывного оказания населению услуг водоснабжения и водоотведения Администрацией было принято распоряжение от 14.08.2019 № 3/12(а)р о передаче в аренду недвижимого имущества и заключении договора аренды на срок до заключения концессионного соглашения. На основании данного распоряжения с ООО «МПМК» 20.08.2019 был заключен договор аренды № 55/2019 в отношении имущественного комплекса объектов водоснабжения и водоотведения п. Двинской. В преамбуле договора ошибочно сделана ссылка на норму Закона о защите конкуренции. Объекты водоснабжения и водоотведения, являющиеся предметом указанных договоров, входят в состав централизованной системы водоснабжения и водоотведения п. Двинской и имеют следующие даты ввода в эксплуатацию: <более 5 лет>. Администрация проводит мероприятия по поиску нового источника водоснабжения в п. Двинской и реконструкции имеющихся объектов, решает вопросы по привлечению денежных средств других бюджетов. Была проведена работа по включению мероприятий по реконструкции системы водоснабжения и строительству водоочистной станции в региональную программу «Чистая вода». Согласно данной программе мероприятия по реконструкции системы водоснабжения и строительству водоочистной станции в п. Двинской запланированы на 2021-2023 годы.

По итогам рассмотрения материалов в действиях Администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» по предоставлению в пользование ООО «МПМК» муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения п. Двинской Верхнетоемского района Архангельской области, в нарушение требований части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» на условиях договора аренды от 20.08.2019 № 55/2019, были установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции антимонопольный орган в случае выявления признаков нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции выдает органу местного самоуправления предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения. Согласно части 2 данной статьи принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

С учетом указанных обстоятельств, 14.11.2019 Администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» было выдано предупреждение 25ш‑2019 о необходимости в срок до 25.05.2020 устранения причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, а именно: отменить распоряжение Администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» от 14.08.2019 № 3/12(а)р; принять меры, направленные на прекращение неправомерного (в нарушение требований Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении») использования ООО «МПМК» муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения <...> и обеспечить возврат имущества в казну муниципального образования.

На основании части 6 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

28.05.2020 в Архангельское УФАС России поступило ходатайство Администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» от 25.05.2020 № 01-14/311 о продлении срока выполнения предупреждения до 31.12.2020, в котором было указано, что в момента получения предупреждения и до настоящего времени администрация предпринимала попытки найти организацию, которая была бы готова выступить с инициативной концессией в отношении объектов водоснабжения и водоотведения п. Двинской, но безрезультатно, в связи с чем администрацией принято решение о подготовке конкурсной документации для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения. Расторжение договора аренды от 20.08.2019 № 55/2019 в настоявшее время невозможно. Социальные объекты, расположенные в п. Двинской (больница, школа, детский сад, профилакторий, техникум), а также весь жилищный фонд в случае расторжения договора окажутся без водоснабжения и водоотведения, что тем более недопустимо в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. В рамках федерального проекта «Чистая вода» администрацией разрабатывается проектная документация по реконструкции объектов водоснабжения п. Двинской со сроком проведения ремонтных работ в 2021-2022 годах, что позволит привлечь потенциальных концессионеров.

Рассмотрев указанное ходатайство, Архангельское УФАС России сочло, что основания для его удовлетворения отсутствуют в силу следующего.

Предупреждение представляет собой инструмент антимонопольного воздействия, направленный на добровольное устранение последствий правонарушения, а также причин и условий, способствовавших возникновению правонарушения, без возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

В соответствии с пунктом 3.49 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, основанием для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства является непрекращение действий и непринятие мер, послуживших основанием для выдачи антимонопольным органом предупреждения, в установленный срок.

Согласно части 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции по мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

Таким образом, ходатайство о продлении срока выполнения предупреждения должно быть заявлено в пределах срока выполнения предупреждения, поскольку невыполнение предупреждения в установленный срок влечет обязанность антимонопольного органа принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Кроме того, продление срока выполнения предупреждения является правом, а не обязанностью антимонопольного органа.

Необходимость осуществления действий, направленных на заключение концессионного соглашения в отношении объектов централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения п. Двинской была очевидна для органа местного самоуправления еще 16.05.2019 - на момент подписания соглашения о расторжении концессионного соглашения в отношении имущественного комплекса объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории МО «Двинское» Верхнетоемского муниципального района Архангельской области от 20.10.2016.

Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Обстоятельства, указывающие на возможность заключения концессионного соглашения без проведения торгов в мае 2019 года, отсутствовали, следовательно, у органа местного самоуправления не имелось оснований для отказа от организации проведения торгов на право заключения концессионного соглашения.

В период с мая 2019 года по май 2020 года у администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» имелось достаточно времени для определения лица, в пользование которого может быть передано рассматриваемое муниципальное имущество с соблюдением требований действующего законодательства.

Тем не менее, вместо совершения действий по организации и проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения, органом местного самоуправления «предпринимались попытки найти организацию, которая была бы готова выступить с инициативной концессией», что опровергает направленность действий администрации на добровольное устранение последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также причин и условий, способствовавших возникновению правонарушения.

Предупреждение 25ш-2019 в установленный срок выполнено не было.

С учетом изложенного, 03.06.2020 в отношении Администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» было возбуждено дело № 029/01/15-674/2020 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». К участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «МПМК».

Письмом от 02.07.2020 № 01-20/155 Администрация МО «Верхнетоемский муниципальный район» сообщила, что в отношении имущественного комплекса объектов водоснабжения и водоотведения п. Двинской 20.08.2019 с ООО МПМК» заключен договор аренды № 55/2019 сроком действия с 01.07.2019 по 20.06.2020. Согласно пункту 2 статьи 621 ГК РФ в случае если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока действия договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. На дату рассмотрения дела договор является действующим, объекты водоснабжения и водоотведения находятся в пользовании ООО «МПМК». Администрацией 18.06.2020 заключен муниципальный контракт с ООО «ЯрПроект» на разработку проектной и рабочей документации «Реконструкция системы водоснабжения пос. Двинской», по итогам исполнения которого на март 2021 года администрация будет иметь всю необходимую документацию для проведения ремонтных работ на объектах водоснабжения и водоотведения пос. Двинской. После реконструкции системы водоснабжения будут проведены мероприятия в соответствии с требованиями действующего законодательства по определению лица, в пользование которого будут переданы объекты водоснабжения и водоотведения в п. Двинской.

10.07.2020, рассмотрев дело № 029/01/15-674/2020, Комиссия Архангельского УФАС России пришла к выводу о наличии в материалах дела достаточных доказательств, указывающих на наличие признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» со стороны Администрации «МО «Верхнетоемский муниципальный район», в связи с чем было принято заключение об обстоятельствах дела, предусмотренное статьей 48.1 данного закона. Рассмотрение дела было отложено. Лицам, участвующим в деле, были направлены копии заключения об обстоятельствах дела № 029/01/15-674/2020, предложено представить пояснения, доказательства, доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Пояснения, доказательства, доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, ни от ответчика, ни от заинтересованного лица не поступили.

Комиссия рассмотрела дело с учетом следующего.

16.05.2019 Муниципальным образованием «Верхнетоемский муниципальный район» от имени которого выступает Администрация МО «Верхнетоемский муниципальный район» и ООО «Водоканал Свага» было подписано соглашение о расторжении концессионного соглашения в отношении имущественного комплекса объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории МО «Двинское» Верхнетоемского муниципального района Архангельской области от 20.10.2016, в соответствии с которым стороны договорились досрочно расторгнуть указанное концессионное соглашение.

31.05.2019 ООО «Водоканал Свага» и Администрацией МО «Верхнетоемский муниципальный район» был подписан акт приема-передачи имущественного комплекса объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории МО «Двинское» Верхнетоемского муниципального района Архангельской области.

03.06.2019 Администрацией МО «Верхнетоемский муниципальный район» было издано распоряжение 3/11(а)р «О передаче в аренду недвижимого имущества», согласно которому было принято решение передать ООО «МПМК» за плату во временное владение и пользование имущественный комплекс объектов водоснабжения и водоотведения сроком на 30 дней.

05.06.2019 Администрацией МО «Верхнетоемский муниципальный район» и ООО «Водоканал Свага» был подписан договор аренды № 54/2019 в соответствии с которым в пользование обществу были переданы: <объекты водоснабжения>.

Срок действия договора был установлен с 01.06.2019 по 30.06.2019.

30.06.2019 ООО «Водоканал Свага» и Администрацией МО «Верхнетоемский муниципальный район» был подписан акт приема-передачи, согласно которому арендатор передал, а арендодатель принял имущество, являющееся предметом договора аренды № 54/2019 от 05.06.2019.

14.08.2019 Администрацией МО «Верхнетоемский муниципальный район» было издано распоряжение 2/12(а)р «О передаче в аренду недвижимого имущества», согласно которому в связи с расторжением концессионного соглашения в отношении имущественного комплекса объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории МО «Двинское», от 20.10.2016 и необходимостью непрерывного оказания услуг водоснабжения и водоотведения, было принято решение передать ООО «МПМК» за плату во временное владение и пользование мущественный комплекс объектов водоснабжения и водоотведения, заключить договор аренды указанного имущества на срок до заключения концессионного соглашения, но не более, чем до 20.06.2020.

20.08.2019 Администрацией МО «Верхнетоемский муниципальный район» и ООО «МПМК» был заключен договор аренды № 55/2019 в соответствии с которым в пользование обществу были переданы: <объекты водоснабжения и водоотведения>.

Срок действия договора аренды от 20.08.2019 № 55/2019 установлен с 01.07.2019 по 20.06.2020.

Согласно информации, представленной письмом Администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» от 02.07.2020 № 01-20/155, после 20.06.2020 объекты водоснабжения и водоотведения пос. Двинской, являющиеся предметом договора аренды от от 20.08.2019 № 55/2019, продолжают находиться в пользовании ООО «МПМК».

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении).

На основании части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении предусмотрено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Учитывая представленные данные о датах ввода в эксплуатацию централизованных систем водоснабжения и водоотведения п. Двинской Верхнетоемского района Архангельской области, согласно части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования рассматриваемыми объектами могла быть осуществлена исключительно по концессионному соглашению.

На основании части 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении договор аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 23 данной статьи, является ничтожным.

Статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Неправомерное пользование находящимися в муниципальной собственности объектами водоснабжения и водоотведения ведет к недопущению конкуренции за доступ на рынок водоснабжения и водоотведения.

В рассматриваемом случае условием предоставления прав владения и пользования в отношении объектов централизованной системы водоснабжения п. Двинской являлось заключение концессионного соглашения.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Статья 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаками ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 № 14686/10 достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право пользования муниципальным имуществом, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Защита определенной конкурентной среды (соперничества хозяйствующих субъектов) не может рассматриваться в отрыве от правомерности целей (результатов) соперничества и его условий, правовых требований к конкурентам. Недопустимо неправомерное ограничение конкуренции в отношении тех хозяйствующих субъектов, которые действуют на товарном рынке в соответствии с правовыми нормами и законными интересами других лиц, желают и готовы выйти на соответствующий товарный рынок, понимая, что деятельность на нем должна отвечать определенным юридическим, техническим (технологическим) и экономическим стандартам.

С позиции законодательства о защите конкуренции все хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на товарном рынке, должны быть поставлены в равные условия с тем, чтобы каждый из них за счет самостоятельных действий был способен повлиять на условия обращения товара на товарном рынке, что одновременно исключает возможность одностороннего влияния какого-либо хозяйствующего субъекта на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Под недопущением конкуренции следует понимать такую ситуацию, когда в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) исключается любая возможность конкуренции. Ограничение конкуренции подразумевает то, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) существенно снижается возможность конкуренции. Устранение конкуренции свидетельствует о том, что в результате принятия соответствующим органом акта и (или) осуществления действия (бездействия) постепенно устраняется (минимизируется) возможность конкуренции.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Архангельским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 029/01/15-674/2020.

Временной интервал исследования был определен с 16.05.2019 по дату исследования.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение). Водоподготовка представляет собой обработку воды, обеспечивающую ее использование в качестве питьевой или технической воды. Водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения. Централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам. Под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры входит в сферу деятельности субъектов естественной монополии, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения согласно ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» относится к разделу Е «Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений». Забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд – код по ОКВЭД 36.00.1. Распределение воды для питьевых и промышленных нужд - код по ОКВЭД 36.00.2.

Услуга по водоснабжению и водоотведению не взаимозаменяема с другими видами услуг, поскольку покупатели фактически не заменяют и не готовы заменить водоснабжение и водоотведение другими товарами, т.к. не существует иного способа обеспечить выполнение функционального назначения услуги по водоснабжению и водоотведению.

Определение продуктовых границ товарного рынка, находящегося в состоянии естественной монополии, производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Таким образом продуктовыми границами рассматриваемого товарного рынка являются услуги водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пунктом 4.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставления этих услуг на соответствующих товарных рынках, в том числе на основании одного или нескольких критериев:

- административно-территориального критерия (территория Российской Федерации, территория федерального округа Российской Федерации, территория экономических районов Российской Федерации, территория субъекта Российской Федерации, территория (района, города, пгт, иное) субъекта Российской Федерации);

- организационного критерия (территория деятельности хозяйствующего субъекта, территория деятельности филиала хозяйствующего субъекта);

- технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям).

Географические границы рынка водоснабжения определяются границами присоединенных сетей. С технологической точки зрения невозможна ситуация, чтобы потребитель имел на выбор несколько сетей водоснабжения. Прокладка дублирующих сетей нецелесообразна, ввиду значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости.

С учетом изложенного, географическими границами рассматриваемого рынка водоснабжения и водоотведения являются границы присоединенных сетей в пределах пос. Двинской Верхнетоемского района Архангельской области.

Вход на рынок услуг водоснабжения обусловлен приобретением прав в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, предназначенных для водоснабжения и водоотведения.

Применительно к рынку водоснабжения и водоотведения необходимость правомерной конкурентной борьбы (соперничества) возникает при входе на товарный рынок, именно тогда, когда формируются законные условия определенной сферы обращения товара. При этом самостоятельные действия каждого из конкурентов, их соперничество предполагаются ранее, нежели товар вводится в оборот.

Одним из основных приоритетов государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства является развитие конкуренции. Значимым аспектом развития конкуренции за доступ на рынок водоснабжения и водоотведения является возможность получения прав в отношении государственного и муниципального имущества по результатам нормативно закрепленной процедуры конкурентного отбора.

При этом, равный доступ хозяйствующих субъектов к пользованию находящимися в муниципальной собственности объектами централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения пос. Двинской Верхнетоемского района Архангельской области на условиях концессии обеспечен не был, указанные объекты переданы в пользование ООО «МПМК» без учета требований части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении.

Специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения, в сфере концессионных отношений и подлежащими исполнению органами власти и органами местного самоуправления, установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования объектами водоснабжения и водоотведения. Выбор способа передачи прав владения и (или) пользования объектами централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения (аренда или концессионное соглашение) законодатель связывают с датой ввода указанных объектов в эксплуатацию. Данные требования исключают произвольный выбор органом власти и органом местного самоуправления формы конкурса и формы договора в отношении рассматриваемых объектов.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Закон о концессионных соглашениях) концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 данного закона, а в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения также случаев, предусмотренных статьями 51, 52.1 данного закона.

Закон о концессионных соглашениях предусматривает определенный перечень требований к содержанию и условиям концессионного соглашения. Круг отношений, регулируемых договором аренды и концессионным соглашением, различен. Предметом договора аренды является предоставление объекта аренды в пользование за плату. Предмет концессионного соглашения предполагает осуществление деятельности с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения и реконструкцию (создание) такого объекта в период его использования.

Заключение договора аренды вместо концессионного соглашения, в случае, предусмотренном частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, влечет нарушение публичных интересов, прав и законных интересов неопределенного круга хозяйствующих субъектов, которые были лишены возможности участвовать в конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении государственного и муниципального имущества. Порядок проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения и существенные условия данного соглашения детально урегулированы Законом о концессионных соглашениях.

Непринятие органом местного самоуправления своевременных и достаточных мер, направленных на определение лица, в пользование которого может быть передано рассматриваемое муниципальное имущество с соблюдением требований действующего законодательства, привело к тому, что ООО «МПМК» получило доступ на рынок водоснабжения и водоотведения пос. Двинской Верхнетоемского района Архангельской области в приоритетном порядке с нарушением требований передачи такого имущества, установленных Законом о водоснабжении и водоотведении.

Рынок получения права владения и (или) пользования муниципальным имуществом по общему правилу является конкурентным. Предоставление права пользования объектами водоснабжения и водоотведения обуславливает получение возможности доступа на рынок водоснабжения и водоотведения в границах присоединенных сетей на территории соответствующего муниципального образования.

Неправомерное пользование находящимися в муниципальной собственности объектами водоснабжения и водоотведения ведет к недопущению конкуренции за доступ на рынок водоснабжения и водоотведения.

Достижение целей обеспечения населения и организаций услугами водоснабжения и водоотведения в рамках реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не исключает необходимости соблюдения требований статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», которой определен особый порядок распоряжения централизованными системами холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящимися в муниципальной собственности, в целях обеспечения равного доступа для всех заинтересованных лиц к государственному или муниципальному имуществу, предназначенному для водоснабжения и водоотведения, и выбора наиболее эффективного правообладателя.

С учетом изложенного, действия Администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» по предоставлению в пользование ООО «МПМК» муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения п. Двинской Верхнетоемского района Архангельской области, в нарушение требований части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» на условиях договора аренды от 20.08.2019 № 55/2019, в результате чего что ООО «МПМК» получило доступ на рынок водоснабжения и водоотведения пос. Двинской Верхнетоемского района Архангельской области в приоритетном порядке с нарушением требований передачи такого имущества, установленных Законом о водоснабжении и водоотведении, противоречат требованиям части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции».

Решая вопрос о необходимости выдачи предписания комиссия отмечает, что согласно информации, представленной Администрацией МО «Верхнетоемский муниципальный район» объекты водоснабжения и водоотведения пос. Двинской, являющиеся предметом договора аренды от 20.08.2019 № 55/2019, продолжают находиться в пользовании ООО «МПМК». Учитывая ничтожный характер сделки, совершенной в нарушение требований части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», и поскольку ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом, в предписании следует указать не на расторжение договора, а на обеспечение возврата муниципального имущества в казну. В целях прекращения нарушения антимонопольного законодательства Администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» надлежит отменить распоряжение Администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» от 14.08.2019 № 3/12(а)р и принять меры, направленные на прекращение неправомерного использования ООО «МПМК» муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения, обеспечив возврат имущества в казну муниципального образования.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1–4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Признать со стороны администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» (165500, Архангельская область, Верхнетоемский район, село Верхняя Тойма, ул. Кировская, д. 6, ОГРН 1022901236753, ИНН 2908000048) нарушение требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в действиях по предоставлению в пользование ООО «МПМК» муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения п. Двинской Верхнетоемского района Архангельской области, в нарушение требований части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416‑ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в соответствии с распоряжением Администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» от 14.08.2019 № 3/12(а)р на условиях договора аренды от 20.08.2019 № 55/2019 и без проведения торгов, в результате чего ООО «МПМК» получило доступ на рынок водоснабжения и водоотведения пос. Двинской Верхнетоемского района Архангельской области в приоритетном порядке с нарушением требований передачи такого имущества, установленных Законом о водоснабжении и водоотведении.

2. Выдать администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: отменить распоряжение Администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» от 14.08.2019 № 3/12(а)р; принять меры, направленные на прекращение неправомерного (в нарушение требований Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении») использования ООО «МПМК» муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения <...>, и обеспечить возврат имущества в казну муниципального образования.

Предписание исполнить в срок до 01.06.2021.

Информацию об исполнении предписания представить в срок до 01.06.2021.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны