Решение б/н См.файл от 31 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 293оз-23

029/06/33-835/2023

Заказчик:

ГБУЗ Архангельской области «Архангельский госпиталь для ветеранов войн»

163057,г. Архангельск, ул. Воронина, 24

E-mail: zakupki@agvv.ru

Уполномоченный орган :

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул.Выучейского, д.18

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

E-mail: ko@rts-tender.ru

Заявитель:

Индивидуальный предприниматель Капранов Евгений Николаевич

E-mail: fineks2004@mail.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

31 августа 2023 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Цакулов Ю.Г.

Руководитель Управления;

Члены комиссии:

Вознесенская Н.В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

Титова О.Е.

Заместитель начальника отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заявителя: Завалищиной И.А. (доверенность от 29.08.2023 №11);

Заказчика: Коноплевой И.С. (доверенность от 29.08.2023 № 8);

Уполномоченного органа: Анисимова А.А. (доверенность от 02.05.2023 №84-Д).

УСТАНОВИЛА:

25 августа 2023 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба Индивидуального предпринимателя Капранова Евгения Николаевича (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУЗ Архангельской области «Архангельский госпиталь для ветеранов войн» (далее – Заказчик), Уполномоченного органа - Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку дезинфицирующих средств для стирки (извещение № 0124200000623005603).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с размещением извещения, не соответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 30.08.2023 № 01-07/617.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 30.08.2023 № 314-05-550.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика формирует извещение об осуществлении закупки и организует проведение закупки.

16.08.2023 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0124200000623005603 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку дезинфицирующих средств для стирки (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена контракта – 497 864,00 рублей.

Оператор электронной площадки – ООО «РТС-тендер».

1) Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчик не обосновал применение дополнительных характеристик, которые отсутствуют в позиции КТРУ.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 указанного Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 указанного Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

В соответствии с частью 6 статьи 23 ФЗ «О контрактной системе» порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ) установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Из пункта 4 Правила использования КТРУ следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «и» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

- наименование товара, работы, услуги;

- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Пунктом 5 Правил использования КТРУ установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 ФЗ «О контрактной системе», которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:

а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;

б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе».

В соответствии с пунктом 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 указанных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Согласно Извещению объектом закупки является поставка дезинфицирующих средств для стирки (позиция код КТРУ 20.20.14.000-00000006). Данная позиция КТРУ содержит единственную обязательную характеристику товара: «форма выпуска».

Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что Заказчик в техническом задании установил, в том числе характеристики дезинфицирующих средств для стирки, не предусмотренные вышеназванной позицией, а именно:

п/п

Наименование товара

Характеристики товара

Наименование характеристики

Значение характеристики

Единица измерения характеристики

1.

Средство дезинфицирующее**

Дополнительные характеристики*:

Средство содержит в своем составе:

1) перкарбонат натрия

не менее 30,0 и не более 35,0

%

2) тетраацетилэтилендиамин ТАЭД,

не более 10

%

3) ПАВ, смягчители воды, антикоррозионные компоненты

Соответствие

 

Обладает антимикробной активностью в отношении грамотрицательных и грамположительных бактерий, в отношении возбудителей туберкулеза – тестировано на Mycobacterium terrae, M.Tuberculosis; чума, холера, туляремия, сибирской язвы; вирусов, включая аденовирусы, вирусы гриппа, в том числе “птичьего” и “свиного”, парагриппа, возбудителей ОРВИ, энтеровирусы, ротавирусы, вирусы полиомиелита, энтеральных и парентеральных гепатитов, герпеса, атипичной пневмонии, ВИЧ аденовирусы, вирусы полиомиелита; патогенных грибов рода Кандида и Трихофитон

Соответствие

 

рН 1% водного раствора средства

не более 11,0

единица

массовая доля перекиси водорода

не менее 8

%

массовая доля надуксусной кислоты

не менее 8

%

Дезинфицирующее средство предназначено для одновременной дезинфекции, стирки и отбеливания текстильных изделий (постельного белья, одеял, полотенец, подкладных пеленок, нательного белья, спецодежды обслуживающего персонала, столового и кухонного белья, текстильных средств уборки, мопов, изделий из хлопчатобумажных, льняных, искусственных, синтетических и смешанных волокон, в т.ч. загрязненных кровью, выделениями, другими биологическими субстратами и пищей) ручным способом и в процессе машинной стирки в стиральных машинах любого типа

Средство удаляет пятна крови, белковые загрязнения, следы от пищи с поверхности белья; способствует восстановлению цвета белья, в том числе белого

Соответствие

 

Режимы дезинфекции: выход рабочего раствора средства для проведения дезинфекции, стирки и отбеливания текстильных изделий при инфекциях бактериальной (включая туберкулез), грибковой и вирусной этиологии.

При проведении в одном процессе дезинфекции, отбеливания и стирки текстильных изделий ручным способом выход рабочего раствора из 1 кг. средства

не менее 200

литров

Режимы дезинфекции: выход рабочего раствора средства для проведения дезинфекции, стирки и отбеливания текстильных изделий при инфекциях бактериальной (включая туберкулез), грибковой и вирусной этиологии.

При проведении в одном процессе дезинфекции, отбеливания и стирки текстильных изделий механизированным способом в стиральных машинах любого типа в зависимости от жесткости воды расход средства на 1 кг. сухого белья, в диапазоне:

от 12 до 20

грамм

Упаковка: ведро с мерной ложкой объемом

не менее 5 и не более 10

килограмм

Файл «Описание объекта закупки…» содержит сноску под Таблицей: «*Обоснование необходимости использования дополнительной информации: дополнительная информация указана Заказчиком в связи с необходимостью приобретения товара, соответствующего потребности Заказчика, для осуществления Заказчиком своей деятельности с учетом специфики функционирования учреждения Заказчика и эффективного расходования бюджетных средств».

В своих объяснениях по жалобе Заказчик пояснил, что дополнительные характеристики указаны в связи с необходимостью приобретения товара соответствующего потребности Заказчика, для осуществления Заказчиком своей деятельности с учетом специфики функционирования учреждения Заказчика и эффективного расходования бюджетных средств, и что действующее законодательство не предусматривает каких-либо требований к форме и содержанию обоснования включения дополнительных характеристик в описание объекта закупки.

Однако, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что указанная сноска под таблицей не может являться надлежащим обоснованием, указывающим на необходимость включения каждой из дополнительных характеристик, так как оно отражает исключительно факт недостаточности для Заказчика установленной в КТРУ характеристики, но не обосновывает потребность Заказчика в приобретении товара именно с данными (дополнительными) характеристиками.

Таким образом, Заказчик нарушил пункт 5 части 1 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе», пункт 6 Правил.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что данное нарушение ФЗ «О контрактной системе» не повлияло возможность участия в закупке.

2) Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчик необоснованно указал значение характеристики «процентное содержание перкарбоната натрия» - не менее 30,00 и не более 35,0%.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что конкретизировал характеристики: «процентное содержание перкарбоната натрия» и «тетраацетилэтилендиамин ТАЭД» в связи с тем, что при низком содержании данных веществ снижается качество стирки, а при высоком их содержании увеличивается износ белья.

По общему правилу указание Заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п.1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.08.2023 на участие в закупке было подано 6 заявок, 4 из которых были признаны соответствующими требованиям Извещения.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

3) Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчик необоснованно указал значение характеристики «массовая доля перекиси водорода» - не менее 8%, «массовая доля надуксусной кислоты» - не менее 8%.

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что установленные значения указанных характеристик позволяют повысить антисептические свойства дезинфицирующего средства для стирки, а также снизить расход воды при его использовании.

Проанализировав материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

Включение в техническое задание спорной характеристики товара, обусловленной его спецификой не может рассматриваться как нарушение ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик установил требования к товару, исходя из своей потребности, из назначения такого товара, а также с учетом наличия требований технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что установление указанных в Извещении требований фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими.

Следовательно, участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям Извещения и удовлетворяющий потребности Заказчика.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик при формировании при описания объекта закупки руководствуется объективными потребностями и при этом соблюдает условия о недопущении ограничения количества участников закупки.

Вместе с тем, Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о наличии препятствий при формировании и подаче заявки с учетом требований Извещения к составу заявки.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки иных нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Капранова Евгения Николаевича частично обоснованной.

2. Признать Заказчика - ГБУЗ Архангельской области «Архангельский госпиталь для ветеранов войн», нарушившим пункт 5 части 1 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе», пункт 6 Правил.

3. Заказчику, Уполномоченному органу, оператору электронной площадки - ООО «РТС-тендер», предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ «О контрактной системе» не выдавать, в связи с тем, что данное нарушение ФЗ «О контрактной системе» не повлияло возможность участия в закупке.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии Ю.Г. Цакулов

Члены Комиссии Н.В. Вознесенская

О.Е. Титова

Связанные организации

Связанные организации не указаны