Решение б/н См.файл от 2 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 192оз-22

029/06/42-684/2022

Заказчик:

ГБУЗ Ненецкого автономного округа "Ненецкая окружная больница им. Р.И.Батмановой"

166000, Ненецкий АО, Нарьян-Мар г,Авиаторов, 9, Б

E-mai: zakupki@naonob.ru

Уполномоченный орган :

Управление государственного заказа Ненецкого автономного округа

166000, Ненецкий АО, Нарьян-Мар г, ул. им. В.И. Ленина, 27/В

E-mail: zakaz@adm-nao.ru

Оператор электронной площадки:

ЭТП Газпромбанк

119180, г. Москва, Якиманская набережная, 2

E-mail: regulator@etpgpb.ru

Заявитель:

ООО "ЗДРАВНИЦА"

394065, г. Воронеж, ул. Героев Сибиряков, 33/2

E-mail: echemova1972@gmail.com

       
       
 

РЕШЕНИЕ

02 августа 2022 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

Малышева О.С.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

Титова О.Е.

Заместитель начальника отдела контроля закупок;

Вижевцева С.Н.

Специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заявителя: Намажапы В.С. (доверенность от 28.07.2022 № 54/7);

Уполномоченного органа: Полугрудова А.В. (доверенность от 12.02.2021 № 48-рг/к);

Заказчик уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя не направил.

УСТАНОВИЛА:

28 июля 2022 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "ЗДРАВНИЦА" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУЗ Ненецкого автономного округа "Ненецкая окружная больница им. Р.И.Батмановой" (далее – Заказчик), уполномоченного органа - Управления государственного заказа Ненецкого автономного округа (далее – Уполномоченный орган) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения (извещение № 0184200000622000782).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с размещением извещения не соответствующего требованиям ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе (вх. № 6628-ЭП/22 от 01.08.2022).

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 01.08.2022 № 630 (вх. № 6627-ЭП/22 от 01.08.2022).

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 17.02.2006 № 29-п «Об Управлении государственного заказа Ненецкого автономного округа» Управление государственного заказа Ненецкого автономного округа является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ненецкого автономного округа, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Ненецкого автономного округа; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Ненецкого автономного округа.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Ненецкого автономного округа в сфере закупок для обеспечения нужд Ненецкого автономного округа осуществляется в порядке, установленном Постановлением администрации Ненецкого автономного округа «Порядок взаимодействия Управления государственного заказа Ненецкого автономного округа с заказчиками Ненецкого автономного округа» 17.02.2006 № 29-п (далее - Постановление № 29-п).

Согласно Постановлению № 29-п Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика формирует извещение об осуществлении закупки и организует проведение закупки.

20.07.2022 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0184200000622000782 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на поставку изделий медицинского назначения (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена контракта – 2 949 000,00 рублей.

Оператор электронной площадки – ЭТП Газпромбанк.

Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчиком при описании объекта закупки установлены необоснованные характеристики, которые ограничивают количество участников закупки.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 указанного Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами ФЗ «О контрактной системе» именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как ФЗ «О контрактной системе» не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» при составлении описания объекта закупки допускается использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

1. Заявитель в своей жалобе указывает, что в позициях № 2, № 3, № 4 Заказчиком необоснованно установлены требования о двухслойности перчаток, контрастности цвета слоев, которые не предусмотрены ГОСТом и Методическими рекомендациями.

Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что файл «Описание объекта закупки», являющееся неотъемлемой частью Извещения, содержит таблицу, в которой установлены требования к товарам, в том числе:

№ п/п

Наименование товара

КТРУ

Наименование параметра (показателя) товара, устанавливаемое Заказчиком

     

22

Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные

22.19.60.119-00000008

Характеристики:

3. Перчатки должны быть двухслойными (изготовлены из двух слоев нитрила), повышенной прочности, текстурированными для исключения возможности риска заражения при работе с заведомо инфицированными пациентами и пациентами из группы риска.

4. Внешний слой перчатки должен быть контрастного цвета к цвету внутреннего слоя перчаток (с указанием цвета внутреннего и внешнего слоя перчаток), для возможности визуального контроля целостности перчатки перед надеванием.

33

Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные

22.19.60.119-00000008

Характеристики:

3. Перчатки должны быть двухслойными (изготовлены из двух слоев нитрила), текстурированными для исключения возможности риска заражения при работе с заведомо инфицированными пациентами.

5. Внешний слой перчатки должен быть контрастного цвета к цвету внутреннего слоя перчаток (с указанием цвета внутреннего и внешнего слоя перчаток), для возможности визуального контроля целостности перчатки перед надеванием.

44

Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные

22.19.60.119-00000008

Характеристики:

3. Перчатки должны быть двухслойными (изготовлены из двух слоев нитрила), повышенной прочности, текстурированными для исключения возможности риска заражения при работе с заведомо инфицированными пациентами и пациентами из группы риска.

4. Внешний слой перчатки должен быть контрастного цвета к цвету внутреннего слоя перчаток (с указанием цвета внутреннего и внешнего слоя перчаток), для возможности визуального контроля целостности перчатки перед надеванием.

     

Представитель Уполномоченного органа в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что Заказчиком установлены требования исходя из его потребности и функционального назначения товара.

Согласно объяснениям по жалобе, представленным Заказчиком, наличие второго слоя нитрила сводит к минимуму возможность образования пор в материале, повышая его прочность и защитные свойства. Наличие двух цветов позволяет заранее проверить на возможное наличие технического брака и микроразрывов. Действующий ГОСТ содержит минимальные требования к товару, при этом положения ГОСТ не ограничивают Заказчика включать в описание объекта закупки характеристики значимые для Заказчика с целью удовлетворения его потребностей.

Согласно пункту 4 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию КТРУ.

В соответствии с пунктом 6 Правил, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 указанных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Комиссия Архангельского УФАС России установила, что Заказчик закупает товар с кодом ОКПД-2 22.19.60.119 и соответствующей позицией КТРУ 22.19.60.119-00000008, которая не содержит описания товара, работы, услуги.

Следовательно, Заказчик описал характеристики товара исходя из своей потребности, в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

2. Заявитель в своей жалобе указывает, что в позиции № 3 Заказчиком необоснованно установлены характеристики текстуры зерна с минимальным значением 2,0 мм х 2,0 мм.

Согласно материалам дела, в позиции № 3 Заказчиком установлены характеристики к товару, в том числе: «4. Текстурный рисунок в области пальцев и ладони, размер зерна текстуры не менее 2,0 мм х 2,0 мм, для улучшенного захвата инструментов во влажной среде».

В своих объяснениях по жалобе Заказчик пояснил, что исходя из своей практики, Заказчиком сделан вывод, что именно такая текстура позволяет надежно удерживать инструмент при работе во влажной среде.

Как следует из описания указанной характеристики в позиции № 3, такое требование установлено заказчиком исходя из специфики работы во влажной среде, и не препятствует предложить товар с более крупным зерном.

Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.

3. Заявитель в своей жалобе указывает, что в позициях № 2, № 4, № 5 Заказчиком необоснованно установлена характеристика «класс потенциального риска медицинского изделия должен быть 2а или 2б или 3в», кроме того, значение характеристики класс 3в – не существует.

В соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по классам в зависимости от потенциального риска их применения (утв. Приказом Минздрава России от 06.06.2012 № 4н) при классификации медицинских изделий каждое медицинское изделие может быть отнесено только к одному классу:

класс 1 - медицинские изделия с низкой степенью риска;

класс 2а - медицинские изделия со средней степенью риска;

класс 2б - медицинские изделия с повышенной степенью риска;

класс 3 - медицинские изделия с высокой степенью риска.

При классификации медицинских изделий учитывают их функциональное назначение и условия применения, а также следующие критерии:

- длительность применения медицинских изделий;

- инвазивность медицинских изделий;

- наличие контакта медицинских изделий с человеческим телом или взаимосвязи с ним;

- способ введения медицинских изделий в тело человека (через анатомические полости или хирургическим путем);

- применение медицинских изделий для жизненно важных органов и систем (сердце, центральная система кровообращения, центральная нервная система);

- применение источников энергии.

В отношении установления требования к классу потенциального риска применения закупаемого товара заказчик пояснил следующее.

Согласно пункту 5.1.4 ГОСТ 31508-2012 неинвазивные медицинские изделия, которые соприкасаются с поврежденной кожей:

а) относят к классу 1, если их используют как механические барьеры или для компрессии;

б) относят к классу 2б, если их используют для ран, которые можно залечить только посредством вторичного заживления;

в) во всех иных случаях относят к классу 2а, к ним также относят медицинские изделия, которые предназначены преимущественно для воздействия на микросреду ран.

Согласно пункту 3 раздела 1 Правил классификации медицинских изделий в зависимости от потенциального риска применения, утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 декабря 2015 г. № 173) (далее - Правила) перчатки диагностические нестерильные используются как неинвазивные медицинские изделия для непрерывного применения в течение не более 60 мин. (правило 4).

Согласно пункту 6 Правил неинвазивные медицинские изделия относятся к классу 1, если в отношении их не применяются пункты 7 - 9 указанных Правил, за исключением подпункта "а" пункта 9 указанных Правил.

При этом использование указанных изделий медицинского назначения может быть сопряжено с введением в организм человека крови, других жидкостей, газов, паров или тканей (пункт 7 Правил), что относится к классу 2а, в том числе, в случае их использования совместно с активными медицинскими изделиями класса 2а или более высокого класса.

Кроме того, изделие медицинского назначения может быть использовано для обеззараживания, что, в соответствии с пунктом 15 ГОСТ 31508-2012, позволяет также отнести его к классу 2а.

Помимо всего прочего, перчатки взаимодействуют с кровью, слизью, отделяемыми веществами, химическими средами, что в соответствии с ГОСТ 31508-2012, Приказом Минздрава России от 06.06.2012 № 4Н, безусловно относит указанный тип медицинских изделий к классу не ниже 2а.

При этом, с учетом пункта 6 Номенклатурной классификации «если при классификации к медицинскому изделию можно применить различные положения, то применяются положения, вследствие которых устанавливается класс медицинского изделия, соответствующий наибольшей степени потенциального риска», следовательно, указание в техническом задании при описании характеристик перчаток класса потенциального риска не противоречит положениям действующего законодательства.

Таким образом, довод заявителя является не обоснованным.

Вместе с тем, Заказчиком при описании значения указанной выше характеристики (класс медицинского изделия) в позициях № 2, № 4, № 5 указано одно из значений класса риска медицинских изделий «… или 3в».

Согласно номенклатурной классификации медицинских изделий, утвержденной Приказом Минздрава России от 06.06.2012 № 4н, существует 3 класс медицинских изделий без указания буквы «в».

При этом, Заказчиком установлено требование к классу медицинских изделий через союз «или», то есть допускается поставка медицинских изделий любого из указанных в Извещении классов потенциального риска медицинских изделий.

При рассмотрении материалов дела Комиссией Архангельского УФАС России, установлено, что заявки всех участников закупки содержали предложение товара класса 2а.

Таким образом, указание Заказчиком 3 класса медицинского изделия с буквой «в», не повлияло на результат определения поставщика.

4. Заявитель в своей жалобе указывает, что в позиции № 4 Заказчиком необоснованно установлено требование к длине перчаток: не менее 285 мм.

Требования ГОСТ устанавливают минимальное значение указанной характеристики – 230мм, при этом не установлены ограничения по максимальному значению длины.

Следовательно, Заказчик определил значение длины перчатки исходя из своей потребности.

Проанализировав материалы дела, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.

При описании объекта закупки Заказчиком не использованы требования ГОСТ, однако файл «Описание объекта закупки» содержит таблицу, в которой Заказчиком обоснованы значения установленных характеристик.

По общему правилу указание Заказчиком в описании объекта закупки особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п.1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

Включение в техническое задание спорной характеристики товара, обусловленной его спецификой не может рассматриваться как нарушение ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик установил требования к оборудованию, исходя из своей потребности, из назначения такого оборудования, а также с учетом наличия требований технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Извещение не усматривает, что осуществление закупки производится среди производителей товара. В аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков. Участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям Извещения и требованиям Заказчика. Объективные причины невозможности приобретения товара с требуемыми Заказчику характеристиками Заявителем не представлены.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что установление указанных в Извещении требований фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими. Как подтверждается материалами дела, начальная (максимальная) цена контракта определена на основании 3-х коммерческих предложений. Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 29.07.2022 было подано четыре заявки, три из которых признаны соответствующими требованиям Извещения.

Следовательно, участником закупки могло выступить любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям Извещения и удовлетворяющий потребности Заказчика.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик при формировании при описания объекта закупки руководствуется объективными потребностями и при этом соблюдает условия о недопущении ограничения количества участников закупки, что соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.

Заявителем в подтверждение своего довода каких-либо доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, не представлено.

При таких обстоятельствах факт ограничения количества участников закупки Комиссией Архангельского УФАС России не установлен.

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "ЗДРАВНИЦА" необоснованной.

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии О.С. Малышева

Члены Комиссии О.Е. Титова

С.Н. Вижевцева

Связанные организации

Связанные организации не указаны