Решение б/н В Архангельское УФАС России поступило обращение [удалено], с... от 7 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 029/05/18-1210/2023

Резолютивная часть оглашена «01» февраля 2024 года
Решение в полном объеме изготовлено «07» февраля 2024 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее по тексту – Архангельское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель Комиссии
-
[удалено]
Заместитель руководителя — начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России;
Члены Комиссии:
-
[удалено]
Главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России;

[удалено]
Главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и рекламы Архангельского УФАС России,

[удалено] по признакам нарушения требований ч. 1, ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), в отсутствии сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, руководствуясь ст. 36 Закона о рекламе, п. 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения Закона о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 (далее — Правила рассмотрения дел),
УСТАНОВИЛА:
В Архангельское УФАС России поступило обращение [удалено], согласно которому 05.10.2023 в 15:41 на номер мобильного телефона +7-911-[удалено] (далее — Номер заявителя) поступил телефонный звонок с номера +7-984-[удалено] с информацией рекламного характера.
Согласно предоставленной аудиозаписи звонка он содержал следующую информацию:
" - Здравствуйте.
- Алло
- Меня зовут Андрей звоню из компании МТС, вам удобно сейчас говорить?
- Почему вы мне звоните?
- Мы подготовили для вас специальное предложение по домашнему интернету и телевидению, и мобильной связи со скидкой до пятидесяти процентов.
- Откуда у вас мой телефон.
- Посмотрим, какая максимальная скидка доступна вам сейчас, и чтобы возможность подключения проверить скажите, в каком городе живете?
- Откуда у вас мой номер телефона?
- Угу, вижу ваш город, возможность в нем есть. Я вас сейчас тогда со старшим специалистом, соединю вам уже подробнее все по условиям расскажут. Не кладите трубку пожалуйста, перевожу.
- Добрый день старший специалист компании МТС, меня зовут Юлия, подскажите, как могу обращаться к Вам?
- Вы, с какой компанией мне звоните?
- МТС, МТС?
- С какого города?
- Мы звоним вообще с Москвы.
- А какой адрес у вас? Вы с какого-то офиса мне звоните? Или это генеральный офис?
- Есть офис конечно.
- Адрес можете мне сказать?
- А для чего?
- Ну мне надо знать, что вы не мошенники.
- Что мы не мошенники мошенники? Мошенники зачем могу тарифы предлагать МТС?
- Так вот я и спрашиваю вы мне предлагаете тарифы от МТС или чего?
- Алло, пропадайте, куда-то?
- Вы мне предлагаете тарифы от МТС?
- Домашний интернет и телевидение.
- Это вы мне предлагаете сейчас?
- Если есть возможность подключения по вашему дому.
- У вас, откуда мой номер телефона?
- Но вам вообще позвонил робот. Смотрите первые несколько цифр идут из открытых источников, они определяют регион, остальное случайный набор вам позвонил робот, передали звонок оператору.
- То есть вот так, то есть никто нигде мой номер не искал просто робот, да? Вы там нажали и он...
- Нет не искали, это да и там он где случайно там.
- Ясно.
- Тогда очень так интересно компания-то эта МТС у вас так и называется, что ли?
- Компания МТС.
- Та, которая сотовая компания-то?
- Она есть сотовые компании, есть телевидение интернет. Мы, например, предлагаем вам комплексный тариф, который включает телевидение интернет и мобильную связь и услуги по выгодной цене. Вы в каком городе проживаете?
- Это-то подождите всё, мне просто интересно. Вы с самой компании сотовой компании МТС мне звоните-то?
- Просто компания МТС, мобильные телесистемы, да.
- Ну, а ИНН, какой у вас?
- ИНН на сайте можно посмотреть, я же не помню наизусть ИНН.
- Спросите у своего начальника-то, руководителя, можете сейчас спросить?
- На сайте посмотрите МТС ИНН;
- На сайте это уже не мошенники, а вы мошенники или нет? Я вот узнаю, ИНН обычно мошенники никогда не говорят. ННН они потому, что никогда не говорят.
- Почему никогда не говорят?
- Да, потому что мошенники никогда н не говорят на этом они бросают трубку и все.
- Ну есть ИНН, ОГРН.
- Вот мне ИНН только достаточно вполне все ОГРН я не буду спрашивать.
- 574000076 все спасибо большое.
- Делаю официальное заявление, чтобы больше мой телефон никогда не использовался в рекламных целях. Так доступно вам?
- А это не в рекламных целях. Мы просто предлагаем.
- Я же у вас спросил вы мне предлагаете, рекламируйте свои услуги мне.
- Предлагаем
- Да вот эта реклама называется. Это реклама.
- Это не совсем реклама.
- Вот я запрещаю вам позвонить с рекламными и любыми другими целями на этот номер телефона.
- Я не звонила, вам позвонил наш робот.
- Все принято. Я все вас услышал дальше работа антимонопольного комитета.
- По телевидению Интернету?
- Я же сказал вам, что больше никогда мне с рекламными целями не звоните, просто отстаньте все от меня, так понятнее?
- Всего доброго до свидания.
- Прощайте.»
По сообщению заявителя, согласия на получение данной рекламной информации он не давал.
Номер +7-984-[удалено] выделен АО «МТТ».
АО «МТТ» подтвердило факт спорного звонка и указало, что номер, с которого поступил звонок, предан [удалено].
Архангельское УФАС России направило запрос в адрес [удалено], однако, ответ на запрос, по неустановленным причинам не поступил.
ПАО «МТС», услуги которого рекламировались в спорном сообщении, пояснило следующее.
ПАО «МТС» не имеет договорных отношений с [удалено] направленных на распространение какой-либо рекламы, в том числе рекламы самого оператора связи. ПАО «МТС» не является инициатором и организатором распространения информации рекламного характера путем совершения телефонного звонка 05.10.2023 от 15:41. ПАО «МТС» не передавало персональные данные заявителя третьим лицам для организации рекламных рассылок и звонков.
Частью 1 Статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) установлено, что распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
Часть 2 статьи 18 Закона о рекламе устанавливает, что не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).
В данном случае, абоненту в начале разговора транслировалась запись голоса, содержащая текст рекламного сообщения, который не реагировал на вопросы Заявителя, не участвовал в контексте разговора.
Пункт 1,2 статьи 3 Закона о рекламе определяет, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
Как указано выше, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.
При этом, необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение.
Однако, Закон о рекламе не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи.
Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя.
Отсутствие в тексте информации какого-либо указания на средства индивидуализации, позволяющие идентифицировать ее получателя, позволяет говорить о том, что названная информация адресована неопределенному кругу лиц, вне зависимости от того, каким количеством лиц она была получена.
Распространенная информация имеет в себе признаки рекламы — имеет объект рекламирования — услуги ПАО «МТС» по предоставлению доступа к домашнему интернету и телевидению, и мобильной связи.
В распространенной рекламе отсутствуют персональные данные лица, на восприятие которого направлена распространенная информация. Текст рекламы не содержит в себе указания на конкретного адресата, в связи с чем реклама не имеет ограничений по распространению, исходя из ее содержания.
Таким образом, можно сделать вывод, что указанная информация распространена по сетям электросвязи (посредством телефонного звонка), без получения предварительного согласия абонента.
Кроме того, в распространенной информации содержатся признаки распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера.
В соответствии с ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 1, части 2 статьи 18 Закона о рекламе несет рекламораспространитель (лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств – п. 7 ст. 3 Закона о рекламе).
Абонентский номер +7-984-[удалено] выделен [удалено].
Таким образом, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, в чьих действиях содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе является [удалено].
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пп. 42 - 47, п. 54 Правил рассмотрения дел,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу, направленную на абонентский номер 05.10.2023 в 15:41 на номер мобильного телефона +7-911-[удалено] посредством звонка с номера +7-984-[удалено] с рекламой услуг ПАО «МТС» по предоставлению доступа к домашнему интернету и телевидению, и мобильной связи, поскольку такая реклама нарушает требования ч. 1, ч. 2 ст. 18 Закона о рекламе.
2. Признать:
[удалено] рекламораспространителем, нарушившим ч.1, ч. 2 ст. 18 Закона о рекламе;
3. Выдать [удалено] предписание о прекращении нарушения Закона о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Архангельского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении лица, в действиях которого присутствует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, предписания, если судом или арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения, предписания. Постановление антимонопольного органа о применении мер административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе может быть обжаловано, оспорено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Председатель комиссии

[удалено]

Члены комиссии

[удалено]

[удалено]

Связанные организации

Связанные организации не указаны