Решение б/н Признать жалобу обоснованной в части 2-го довода от 17 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Дело № 317мз-20

029/06/64-719/2020

Заказчик:

Управление строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрация МО “Няндомский муниципальный район”

164200, Архангельская область, г. Няндома, ул. 60 лет Октября, д. 13

Е-mail: upravsagkh@yandex.ru

Уполномоченный орган:

Контрактное агентство Архангельской области

163069, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18

Е-mail: dkp@dvinaland.ru

Оператор электронной площадки:

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

119435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9

E-mail: ko@sberbank-ast.ru

Заявитель:

ООО "Системный ресурс"

196006, Санкт-Петербург, ул.Новорощинская, д.4, лит.А, пом.1Н

E-mail: sist.resurs@yandex.ru

       
       
 

РЕШЕНИЕ

17 июня 2020 года г. Архангельск

Руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020 г. N ИА/27903/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:

Председатель комиссии:

К.

Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок,

Члены комиссии:

В.

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

М..

Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;

на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ «О контрактной системе»), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»,

в присутствии представителей от:

Заявителя: Ножкина А.Н. (ген. директор, решение 1-НА/2018 от 25.07.2018);

Заказчика: Осиповой Т.В. (доверенность от 21.01.2020 №205), Ведерникова А.Г. (доверенность от 21.01.2020 №204);

Уполномоченного органа: Коротенковой Е.Д. (доверенность от 31.07.2019 №49-Д);

УСТАНОВИЛА:

09 июня 2020 года в Архангельское УФАС России – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Системный ресурс" (далее – Заявитель) на действия заказчика – Управления строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрация МО “Няндомский муниципальный район” (далее – Заказчик), Уполномоченного органа – Контрактного агентства Архангельской области (далее – Уполномоченный орган), при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию объекта "Средняя общеобразовательная школа на 352 учащихся с интернатом на 80 мест" (извещение №0124200000620002737).

Содержание жалобы:

Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ «О контрактной системе».

Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 15.06.2020 № 1713.

Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 16.06.2020 № 314-05-491.

Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.

В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области «Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области» от 18.12.2009 № 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.

Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области «Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области» от 20 декабря 2013 года № 595-пп (далее - Постановление № 595-пп).

Согласно Постановлению № 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает документацию об электронном аукционе, и организует осуществление закупки.

28.05.2020 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение №0124200000620002737 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию объекта "Средняя общеобразовательная школа на 352 учащихся с интернатом на 80 мест" (далее – документация об аукционе).

Начальная (максимальная) цена муниципального контракта – 425 882 024,06 рубля.

Оператор электронной площадки – ЗАО «Сбербанк-АСТ».

02.06.2020 внесены изменения в извещение и в документацию об аукционе (далее – Изменения).

1. По мнению Заявителя, в пунктах 4.1.12., 4.3.1.25., 4.3.1.41., 4.3.1.53., 4.3.1.54., 4.3.1.55., 5.19. – 5.21 проекта контракта содержится требование к Подрядчику обеспечить за свой счет организацию приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта, и получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе» установлено, что документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 ФЗ «О контрактной системе» в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Частью 2 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ установлено, что для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Пунктом 16 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ определено, что застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику.

В пункте 4.1.12 проекта контракта установлено, что «…Заказчик принимает на себя обязательства в течение десяти рабочих дней:

с даты приемки объекта капитального строительства и представления Исполнителем имеющихся у него документов, указанных в абзацах «а» и «б» пункта 4.3.1.52. настоящего Контракта, направить указанные документы в уполномоченные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации на выдачу соответствующих разрешений;

с даты получения соответствующего заключения (заключений) уполномоченных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации и представления Исполнителем имеющихся у него документов, предусмотренных абзацем «в» пункта 4.3.1.52. настоящего Контракта, направляет документы в органы, уполномоченные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию...».

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС России пояснил, что пунктом 4.1.12 проекта контракта установлена обязанность Заказчика направить все документы для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. И все последующие пункты касающиеся приемки объекта капитального строительства, предоставления документов и получения соответствующих заключений уполномоченных органов, в части разграничения прав и обязанностей Заказчика, Исполнителя, ГКУ АО «ГУКС» необходимо читать и толковать в контексте пункта 4.1.12 проекта контракта.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. По мнению Заявителя, пункт 4.3.1.48 проекта контракта противоречит ФЗ «О контрактной системе» и содержит признаки кабальной сделки.

В силу пункта 4.3.1.48. проекта контракта Исполнитель принимает на себя обязательства: «В случае принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, предусмотренного п. 4.2.10 Контракта, по заданию Заказчика за свой счёт выполнить консервацию Объекта».

В силу части 4 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства на основании договора строительного подряда с застройщиком или техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором указанные лица должны подготовить земельный участок для строительства и (или) объект капитального строительства для реконструкции или капитального ремонта, а также передать индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, с которыми заключен такой договор, материалы и результаты инженерных изысканий, проектную документацию, разрешение на строительство. При необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик или технический заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.

Согласно статье 752 Гражданского кодекса РФ установлено, что если по не зависящим от сторон причинам работы по договору строительного подряда приостановлены и объект строительства законсервирован, заказчик обязан оплатить подрядчику в полном объеме выполненные до момента консервации работы, а также возместить расходы, вызванные необходимостью прекращения работ и консервацией строительства, с зачетом выгод, которые подрядчик получил или мог получить вследствие прекращения работ.

Из чего следует, что работы по консервации объекта капитального строительства являются подрядными работами, выполняются на основании разработанной технической документации и подлежат оплате заказчиком, а не выполняются безвозмездно или за свой счет.

В силу пунктов 3, 4 Постановления Правительства РФ от 30.09.2011 №802 "Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства" (далее – Правила) в случаях, указанных в пункте 2 Правил, застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения (далее - строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды. Решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик).

На основании подпунктов в) и г) пункта 5 Правил, в решении о консервации объекта должны быть определены: в) сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации объекта (далее - техническая документация), а также сроки проведения работ по его консервации; г) размер средств на проведение работ по консервации объекта, определяемый на основании акта, подготовленного лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объекта (далее - подрядчик), и утвержденного застройщиком (заказчиком).

В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что пункт 4.3.1.48 проекта контракта применяется в случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, если будет доказана вина Исполнителя в незавершении работ в сроки, установленные контрактом.

Вместе с тем, Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, проект контракта не содержит условий, указанных Заказчиком (что если будет доказана вина Исполнителя в незавершении работ в сроки, установленные контрактом), а также решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается не только в случае наличия вины Исполнителя.

Следовательно, Комиссия Архангельского УФАС России принимает довод Заявителя о том, что описание пункта 4.3.49 проекта контракта ограничивает количество участников.

Таким образом, Заказчик нарушил требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе».

В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что данное нарушение Закона ФЗ «О контрактной системе» не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

3. В своей жалобе Заявитель указал на то, что в проекте контракта установлена обязанность Исполнителя обеспечить авторский надзор за производством работ по строительству объекта на основании проектной и рабочей документаций.

Пунктом 4.3.1.45 проекта контракта определено, что «Исполнитель обязан обеспечить осуществление авторского надзора за производством работ по строительству объекта на основании проектной и рабочей документаций, разработанных в соответствии с настоящим контрактом».

Представитель Заказчика в заседании Комиссии Архангельского УФАС пояснил, что авторский надзор будет осуществлять не Исполнитель: в его обязанности входит только обеспечить возможность авторского надзора уполномоченному на это лицу.

Комиссия Архангельского УФАС России, рассмотрев материалы дела, установила, что в проекте контракта не установлено требование об осуществлении авторского надзора за производством работ по строительству объекта на основании проектной и рабочей документаций непосредственно Исполнителем по контракту.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

4. Заявителем в жалобе указано, что пункты 4.3.1.39 и 4.3.1.55 проекта контракта являются ничтожными, и не соответствуют требованиям ФЗ «О контрактной системе». Подрядчик не должен нести расходы, связанные с содержанием и охраной объекта до осуществления собственником государственной регистрации права.

Согласно пункту 4.3.1.39 проекта контракта Исполнитель обязан до передачи законченного строительством Объекта в хозяйственное ведение учреждению (закрепления на праве оперативного управления) либо эксплуатирующей организации нести расходы на содержание Объекта, нести риск случайной гибели или случайного повреждения результата выполненных работ, имущества, используемого для исполнения Контракта. Осуществлять охрану Объекта.

В соответствии с пунктом 4.3.1.55 проекта контракта Исполнитель обязан оформить все документы, необходимые для постановки вновь построенного объекта капитального строительства на кадастровый учет (в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации), а также оформить документы, необходимые для государственной регистрации права муниципальной собственности МО «Няндомский муниципальный район» на вновь построенные по настоящему контракту объекты капитального строительства, линейные объекты и некапитальные объекты после ввода их в эксплуатацию.

Вместе с тем, пунктом 2.1 проекта контракта установлено, что цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и включает в себя прибыль Исполнителя, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов Исполнителя, связанных с выполнением обязательств по контракту. Также в цене Контракта учтены, в том числе, следующие затраты:

- на охрану и содержание Объекта с момента передачи строительной площадки до момента ввода его в эксплуатацию, а также с момента ввода его в эксплуатацию и до передачи Объекта в хозяйственное ведение или закреплению на праве оперативного управления обслуживающей организации;

- на оснащение Объекта комплексом видеонаблюдения с возможностью передачи информации по сети Интернет;

- на подготовку и передачу Заказчику исполнительной документации, в том числе: исполнительные съемки, независимые лабораторные, геологические, тепловизионные исследования и исследования на воздухопроницаемость, на подготовку технических планов, а также технических и кадастровых паспортов и т.д.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

5. По мнению Заявителя, Заказчик на безальтернативной основе устанавливает в проекте контракте в качестве лица, осуществляющего строительный контроль, ГКУ АО «ГУКС».

Согласно пояснениям Уполномоченного органа от 16.06.2020 №314-05-490, Постановлением Правительства Архангельской области от 12.10.2012 №463-пп «Об утверждении государственной программы Архангельской области «Развитие образования и науки Архангельской области» предусмотрено как программное мероприятие строительство объекта «Средняя общеобразовательная школа на 352 учащихся с интернатом на 80 мест». Законом Архангельской области от 13.12.2019 № 188-13-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 м 2022 годов» предусмотрены субсидии на капитальные вложения в объекты муниципальной собственности, строительство по данному объекту.

Согласно пункту 11 Правил финансирования областной адресной инвестиционной программы и осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности муниципальных образований Архангельской области или в приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность муниципальных образований Архангельской области, утвержденных постановлением администрации Архангельской области от 17 января 2008 года № 6-па/1, соглашение о предоставлении субсидии должно содержать, в том числе, условие о заключении соглашения об осуществлении строительного контроля по типовой форме на безвозмездной основе между заказчиком по муниципальному контракту и ГКУ АО «Главное управление капитального строительства» в случае предоставления субсидии на софинансирование вновь начинаемого объекта капитального строительства, стоимость которого, предусмотренная программой, превышает 50 млн. рублей.

Следовательно, включение в проект контракта ГКУ АО «ГУКС» для осуществления строительного контроля является правомерным, отношения между ГКУ АО «ГУКС» и Заказчиком носят безвозмездный характер, а, следовательно, отражению в смете (сводном сметном расчете) не подлежат.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

При проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 ФЗ «О контрактной системе» данной закупки иных нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "Системный ресурс" обоснованной в части второго довода.

2. Признать Заказчика - Управление строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрация МО “Няндомский муниципальный район”, нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 ФЗ «О контрактной системе».

3. Предписание не выдавать, в связи с тем, что нарушение Закона ФЗ «О контрактной системе» не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ «О контрактной системе» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии К.

Члены Комиссии В.

М.

Связанные организации

Связанные организации не указаны