Решение б/н РЕШЕНИЕ №102-НТ-04-16 по делу о нарушении процедуры торгов и... от 26 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, а/я 267, тел (851-2) 39-05-80 e-mail: to30@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ №102-НТ-04-16

по делу о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

20 декабря 2016 г. г. Астрахань

 

Комиссия Астраханского УФАС России по контролю за проведением торгов и порядком заключения договоров в соответствии со ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», созданная приказом руководителя Астраханского УФАС России от 27.01.2015 №31-п, (далее – Комиссия), в составе:

председатель комиссии:

<...> - руководитель Астраханского УФАС России (далее также - Управление);

члены комиссии:

<...> – начальник отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;

<...> - специалист-эксперт отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,

в отсутствие представителей заявителя – Общества с ограниченной ответственностью «Стройлидерплюс», в присутствии представителей ООО «Газпром добыча Астрахань» <...> (доверенность от 31.05.2016 №162), <...> (доверенность от 15.08.2016 № 218) и <...> (доверенность от 19.12.2016 № 330), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Стройлидерплюс» (416450, Астраханская область, Приволжский район, пос. Садовый, ул. Тимирязева, 5 в) на действия организатора закупки - ООО «Газпром добыча Астрахань» (414000, г. Астрахань, ул.Ленина, 30/ ул.Бабушкина, 33, корпус строение А) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме по оказанию услуг по уходу за зелеными насаждениями на объектах ООО "Газпром добыча Астрахань" № 0101/16/2.1/0075975/ДАстр/ЗП/ГОС/Э/21.11.2016 (для субъектов малого и среднего предпринимательства) (номер извещения, размещенного на сайте http://zakupki.gov.ru: 31604352611) (далее — Запрос предложений) (вх. № 11866/1 от 12.12.2016), на основании ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Астраханское УФАС России 12.12.2016 поступила жалоба ООО «Стройлидерплюс» (далее - Заявитель) на действия ООО «Газпром добыча Астрахань» (далее — Заказчик, Организатор) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме по оказанию услуг по уходу за зелеными насаждениями на объектах ООО "Газпром добыча Астрахань" № 0101/16/2.1/0075975/ДАстр/ЗП/ГОС/Э/21.11.2016 (для субъектов малого и среднего предпринимательства) (номер извещения, размещенного на сайте http://zakupki.gov.ru: 31604352611) (далее – запрос предложений).

По мнению Заявителя, документация для проведения открытого запроса предложений в электронной форме по оказанию услуг по уходу за зелеными насаждениями на объектах ООО "Газпром добыча Астрахань" (для субъектов малого и среднего предпринимательства) № 0101/16/2.1/0075975/ДАстр/ЗП/ГОС/Э/21.11.2016, утвержденная Заказчиком, не соответствует нормам действующего российского законодательства.

Представитель Организатора закупки возражал против доводов Заявителя, указав, что считает свои действия правомерными.

Комиссия, заслушав представителей сторон, а также изучив документы, представленные сторонами, установила следующее.

 

ООО «Газпром добыча Астрахань» является самостоятельным юридическим лицом, которое в соответствии с п.1 ч.2 ст.1 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) обязано совершать закупки в соответствии с правилами и общими принципами, установленным Законом о закупках.

Согласно ч.1 ст.2 Закона о закупках, при покупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч.3 ст.2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром утверждено решением Совета директоров ОАО «Газпром» от 19.04.2012 № 1969 (с изменениями от 07.12.2016 № 2862 (далее – Положение о закупках) и размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт).

В соответствии с п.4.2.2.1 Положения о закупках ООО «Газпром добыча Астрахань» может проводить закупки в форме открытого запроса предложений.

21.11.2016 на официальном сайте Организатор закупки разместил извещение о проведении запроса предложений, документацию для проведения открытого запроса предложений в электронной форме по оказанию услуг по уходу за зелеными насаждениями на объектах ООО "Газпром добыча Астрахань" (для субъектов малого и среднего предпринимательства) №0101/16/2.1/0075975/ДАстр/ЗП/ГОС/Э/21.11.2016 (далее – Документация).

Заявитель считает, что требования Заказчика, установленные в Документации, в виде наличия персонала не менее 50 человек, отзыва на каждый договор, подтверждающий опыт Участника, влекут к ограничению количества участников данной закупки.

Представители Заказчика не согласились с данным доводом, указав на то, что условия о наличии персонала и о предоставлении отзывов к договорам не являются обязательными для участия в закупке, а представляют собой оценочный критерий.

Рассмотрев представленные материалы, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия установила следующее.

 

I. В пункте 1.4 Документации о запросе предложений установлены требования к претендентам процедур закупки, одним из которых является наличие соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, обладание профессиональной компетентностью для выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом закупки, а также положительной репутацией (подпункт 1.4.2.1).

Пунктом 4 Технического задания к закупке «Оказание услуг по уходу за зелеными насаждениями на объектах ООО «Газпром добыча Астрахань» (далее — Техническое задание) установлены к участникам запроса предложений следующие требования:

- квалификационные требования (пункт 4.1);

- к материально-техническому обеспечению участника (пункт 4.2);

- к персоналу участника (пункт 4.3);

- иные требования (пункт 5).

Так, в пунктах 4.2 и 4.3 Технического задания указано следующее:

«Требования к материально-техническому обеспечению Участника:

4.2.1 Наличие для оказания услуг собственного или арендованного транспорта, в том числе автотранспорт для перевозки работников, автотранспорт для перевозки отходов, спецтехника, в том числе: погрузчик, поливомоечная машина, малогабаритный многофункциональный трактор, гидроподъемник:

- достаточно 3 и более единиц каждого наименования техники

- минимально необходимое 2 единицы каждого наименования техники

- недостаточно менее 2 единиц каждого наименования техники.

4.2.2 Наличие технически исправного собственного или арендованного оборудования для оказания услуг, в том числе газонокосилка, мотокультиватор, бензопила, бензоножницы, бензокоса, спецоборудование для обработки химпрепаратами от вредителей:

-достаточно 20 и более единиц каждого наименования оборудования

-минимально необходимое 15 единиц каждого наименования оборудования

-недостаточно менее 15 единиц каждого наименования оборудования.

4.2.3 Наличие сельскохозяйственного инвентаря, ГСМ.

4.2.4 Обеспечение работников специальной одеждой.

Прикладываются Перечни транспорта, оборудования, сельскохозяйственного и уборочного инвентаря которыми располагает участник для оказания услуг.

4.3.Требования к персоналу Участника:

- достаточно 80 и более человек

- минимально необходимое 50-79 человек

- недостаточно менее 50 человек».

В Методике анализа и оценки заявок участников запроса предложений, являющейся приложением № 3 к документации о запросе предложений (далее – Методика), определен порядок анализа заявок на предмет соответствия участника закупки и состава заявок требованиям документации (раздел 1).

Согласно пункту 2 раздела 1 Методики заявка должна содержать документы, определенные документацией о закупке. При этом в качестве основания для отклонения заявки указано следующее: «Отсутствие заполненных форм, несоответствие представленных в форме сведений требованиям формы или недостоверность представленных сведений: В соответствии с п. 5 Документации о закупке».

Пункт 5 Документации содержит формы справки о материально-технических ресурсах, используемых при выполнении работ/оказании услуг (подпункт 5.3.5), а также справки о кадровых ресурсах Участника (подпункт 5.8).

Как следует из примечания к разделу 1 Методики она содержит сведения, отсутствие которых в заявке дает Комиссия по подведению итогов запроса предложений право отклонить заявку участника запроса предложений.

Из приведенных положений Документации следует, что они сформулированы в качестве требований к участникам закупки, соответствие которым участник закупки подтверждает либо декларирует в своей заявке. Отсутствие в заявке сведений, касающихся таких требований, позволяет комиссии Заказчика принять решение об отклонении заявки.

Вместе с тем, указанные положения Документации о требованиях к участникам закупки сформулированы также и в виде критериев оценки заявки, что следует из раздела 3 Методики.

При этом представители Заказчика настаивают на том, что спорные положения Документации касаются исключительно критериев оценки заявок, определяют лишь порядок действий комиссии Заказчика по их оценке, не связаны с требованиями к участникам закупки и не могут быть использованы комиссией Заказчика для отклонения заявок.

Между тем, положения Документации, содержащиеся в пунктах 1.4 и 5 Документации, в пунктах 4.2 и 4.3 Технического задания и в разделе 1 Методики в их совокупности и взаимосвязи не позволяют Комиссии Управления согласиться с доводом представителей Заказчика.

По сути, спорные требования изложены в Документации таким образом, что допускают их неоднозначную (множественную) трактовку, в результате чего существует возможность у комиссии Организатора закупки субъективно принимать решение о допуске либо недопуске участников закупки к участию в закупке.

В свою очередь, потенциальные участники закупки при ознакомлении с положениями Документации не смогут сделать однозначный вывод о том, должны ли они соответствовать требованиям о наличии материальных и трудовых ресурсов для получения возможности принять участие в закупке, что, по мнению Комиссии Управления, оказывает существенное влияние на решение указанных участников о принятии участия в закупке или об отказе в принятии такого участия.

В силу части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции недопустимо при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений совершение действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Спорные положения сформулированы Заказчиком таким образом, что могут повлечь запрещенное частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции ограничение конкуренции при проведении запроса предложений.

 

II. Кроме того, согласно пунктам 12 и 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Пунктом 4 Технического задания и Приложением №3 к Документации «Методика анализа и оценки заявок участников запроса предложений» определены критерии оценок заявок на участие в запросе предложений.

Одним из критериев оценки является критерий «Качество технического предложения». Данный критерий сформулирован Организатором закупки (Приложение № 3 к Документации) следующим образом: «Техническое предложение участника» (графа «Предмет оценки»), «10 баллов. Оценка наилучшего технического предложения из всех технических предложений, представленных участниками по данному предмету закупки; 9-0 баллов. Баллы, вычитаемые за отсутствие в техническом предложении участника факторов, присутствующих в наилучшем техническом предложении» (графа «Принцип учета критерия»).

Из рассматриваемой Документации усматривается отсутствие конкретного соотношения степени детализации предложения и присваиваемых баллов, что не позволяет выявить лучшее условие выполнения договора по критериям «Качество технического предложения» и определить наиболее достойное предложение участника закупки.

Кроме того, изложенный Заказчиком в Документации порядок оценки по вышеуказанному критерию не предусматривает объективной зависимости между сведениями, указанными участниками в заявках, и количеством присваиваемых им балов.

Указанное обстоятельство препятствует объективной оценке заявок по критерию «Качество технического предложения», что может повлечь предоставление необоснованного преимущества отдельным участникам запроса предложений, что запрещено частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

По сути, решение вопроса о признании технического предложения участника закупки наилучшим оставлено Организатором закупки на субъективное усмотрение членов его комиссии, что не согласуется с принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

На основании вышеизложенного отсутствие в Документации порядка оценки и сопоставления заявок противоречит целям Закона о закупках, поскольку объявление публичной процедуры, когда участникам закупки неизвестен порядок, при котором та или иная заявка участника признается победившей в запросе предложений, препятствует развитию добросовестной конкуренции и способствует ограничению возможности участия юридических и физических лиц в закупке, создает условия для злоупотреблений со стороны организатора торгов.

Аналогичная позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2015 по делу № А40-105887/2013, постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 05.02.2015 по делу № А57-1099/2014, от 19.02.2015 по делу № А57-22308/2013 и других судебных актах.

Таким образом, в нарушение пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчиком в Документации не установлен надлежащий порядок оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений.

Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» наличие выявленных нарушений Закона о защите конкуренции и Закона о закупках в действиях Организатора является основанием для выдачи Заказчику обязательного для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений.

На основании вышеизложенного, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Стройлидерплюс» на действия ООО «Газпром добыча Астрахань» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме по оказанию услуг по уходу за зелеными насаждениями на объектах ООО "Газпром добыча Астрахань" № 0101/16/2.1/0075975/ДАстр/ЗП/ГОС/Э/21.11.2016 (для субъектов малого и среднего предпринимательства) (номер извещения, размещенного на сайте http://zakupki.gov.ru: 31604352611) (далее — Запрос предложений) (вх. № 11866/1 от 12.12.2016) обоснованной.

2. Признать ООО «Газпром добыча Астрахань» нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

  1. Выдать ООО «Газпром добыча Астрахань» предписание об устранении допущенного нарушения.

  2. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

 

Председатель комиссии <...>

 

Члены комиссии <...>

 

<...>


 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны