Решение б/н РЕШЕНИЕ №27-НТ-04-17 по делу о нарушении процедуры торгов и ... от 11 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, а/я 267, тел (851-2) 39-05-80 e-mail: to30@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ №27-НТ-04-17

по делу о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

 

27 апреля 2017 г. г. Астрахань

 

Комиссия Астраханского УФАС России (далее — Управление) по контролю за проведением торгов и порядком заключения договоров в соответствии со ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», созданная приказом руководителя Астраханского УФАС России от 27.01.2015 №31-п (далее – Комиссия), в составе:

председатель комиссии:

<...> П.Л. - заместитель руководителя – начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Управления;

члены комиссии:

<...> М.В. – начальник отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти;

<...>а А.С. - специалист-эксперт отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,

в присутствии:

представителя Каспийского филиала ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» (далее — Заявитель) (ИНН 7707274249, ОГРН 1027739737321; юридический адрес: 125993, г. Москва, ул. Петровка, д. 3/6, строение 2; местонахождение данного филиала: 414016, г. Астрахань, ул. Водников, д. 22) <...> (доверенность № 28/КФ от 11.01.2017),

а также представителей АО «ТЭЦ-Северная» (далее — Общество, Организатор закупки) <...> (доверенность № А-045 от 26.04.2017) и <...>. (доверенность № А-046 от 26.04.2017),

рассмотрев жалобу Каспийского филиала ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» (414014, г. Астрахань, ул. Набержная Приволжского Затона, 14 а) на действия организатора закупки - АО «ТЭЦ-Северная» (ИНН 3018013285; ОГРН 1023000847924; местонахождение: 414042, г. Астрахань, ул. Мосина, 1) при организации и проведении запроса предложений на право заключения договора на проведение подводно-технических работ по очистке водоприёмного колодца водозаборного сооружения береговой насосной станции АО «ТЭЦ-Северная» г. Астрахань (номер извещения, размещенного на сайте http://zakupki.gov.ru: 31705001340) (вх. № 3632 от 19.04.2017), на основании ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА

 

В Астраханское УФАС России 19.04.2017 поступила жалоба Каспийского филиала ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» (далее - Заявитель) на действия АО «ТЭЦ-Северная» при организации и проведении запроса предложений на право заключения договора на проведение подводно-технических работ по очистке водоприёмного колодца водозаборного сооружения береговой насосной станции АО «ТЭЦ-Северная» г. Астрахань (номер извещения, размещенного на сайте http://zakupki.gov.ru: 31705001340) (далее – Запрос предложений).

По мнению Заявителя, Организатором процедуры нарушен порядок организации и проведения Запроса предложений.

Представитель Организатора закупки возражал против удовлетворения доводов, изложенных в жалобе Общества, указав на отсутствие в действиях Заказчика признаков ограничения конкуренции при проведении Запроса предложений.

 

Комиссия, заслушав представителей сторон, а также изучив документы, представленные сторонами, установила следующее.

В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

АО «ТЭЦ-Северная» является самостоятельным юридическим лицом, которое в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках обязано совершать закупки в соответствии с правилами и общими принципами, установленным Законом о закупках.

Согласно частям 1 и 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 названной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупках товаров, работ, услуг АО «ТЭЦ-Северная» утверждено протоколом Совета директоров АО «ТЭЦ-Северная» от 21.02.2017 (с изм. от 02.03.2017) (далее – Положение о закупках) и размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт).

В соответствии с пунктом 5.1 Положения о закупках АО «ТЭЦ-Северная» может проводить закупки в форме открытого запроса предложений.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках определены основополагающие принципы закупки товаров, работ, услуг.

Одним из таких принципов является принцип информационной открытости закупки, который предполагает доступность для потенциальных участников закупки информации о закупке. Указанный принцип подразумевает обязательность предоставления участникам закупки документации о закупке, разъяснений положений документации о закупке.

В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке: в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки; а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено названным Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 этой же статьи.

11.04.2017 на официальном сайте Организатор закупки разместил извещение и документацию о проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на проведение подводно-технических работ по очистке водоприёмного колодца водозаборного сооружения береговой насосной станции АО «ТЭЦ-Северная» г. Астрахань (номер извещения, размещенного на сайте http://zakupki.gov.ru: 31705001340) (далее соответственно – Извещение, Документация).

Пунктом 12 Инструкции участнику закупки Документации установлен перечень обязательных документов, которые должны входить в состав предложения участника закупки. Таким обязательным документом является, в том числе, «оригинал (либо нотариально заверенная копия) справки об отсутствии задолженности по уплате налогов и обязательных платежей (акт сверки по платежам в бюджетные и внебюджетные фонды), выданной налоговым органом не более 3-х месяцев назад» (пункт 12.6 Инструкции участнику закупки Документации).

Получение этого документа влечет временные затраты.

Так, сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых Федеральной налоговой службой (далее - ФНС России), территориальными налоговыми органами и их должностными лицами, установлены Административным регламентом Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2012 №99н (далее – Административный регламент).

Для подготовки соответствующих справок и выдачи их налогоплательщику для налогового органа Административным регламентом установлены следующие сроки, отсчет которых начинается со дня поступления в инспекцию ФНС России соответствующего письменного запроса:

  • в течение 5 рабочих дней — для справок о состоянии расчетов (пункт 127);

  • в течение 10 рабочих дней — для справок об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов (пункт 163).

В соответствии с пунктом 10.2 Положения «запрос предложений размещается не менее, чем за 5 рабочих дней до окончания срока подачи заявок».

При этом, Извещение размещено 11.04.2017 г. в 14 час. 36 мин., а срок окончания подачи заявок Организатор закупки установил 18.04.2017 г. 09 час. 00 мин. (время местное) (пункт 12 Извещения).

Учитывая то, что 15 и 16 апреля 2017 являются выходными днями в Российской Федерации, а также то требование, которое содержится в пункте 12.6 Инструкции участнику закупки Документации, фактический срок для подачи заявок на участие в данном запросе предложений составляет 4 рабочих дня.

Как следует из пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, сокращение числа хозяйствующих субъектов является признаком ограничения конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Организатора закупки, выразившиеся в сокращении срока подачи заявок на участие в Запросе предложений, нарушают часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

 

Кроме того, необходимо отметить, что согласно пункту 8 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Однако в нарушение данного положения Документация не содержит указанных сведений. Указанные действия Организатора закупки содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

 

Что касается довода Заявителя о неправомерном отклонении его предложения, поданного в рамках рассматриваемой закупки, то Комиссия приходит к выводу о необоснованности такого довода в виду следующего.

Частью 7 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком (за налогоплательщика) налогов. Результаты сверки оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа.

Однако по итогам анализа заявки Заявителя Комиссия установила, что приобщенный в состав заявки акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам и процентам № 6999 от 17.04.2017, выданный МИФНС России №5 по Астраханской области, не подписан Заявителем, т.е. такой акт не подтверждает наличие либо отсутствие задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам и процентам. Данная правовая позиция подтверждается судебной практикой (Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.10.2007 по делу № А19-4187/07-24-Ф02-6451/07).

Таким образом, в связи с тем, что вышеуказанный акт не имеет юридической силы, Комиссия приходит к выводу о правомерности принятия решения закупочной комиссией Организатора закупки об отклонении предложения Заявителя, отраженного в протоколе Организатора закупки вскрытия конвертов с технической частью предложений участников закупки от 18.04.2017 № 10 (далее — Протокол).

 

Также необходимо отметить, что Документация не содержит положений, позволяющих определить, по состоянию на какое время необходимо представить в составе предложения участника закупки «оригинал (либо нотариально заверенная копия) справки об отсутствии задолженности по уплате налогов и обязательных платежей (акт сверки по платежам в бюджетные и внебюджетные фонды) (пункт 12.6 Инструкции участнику закупки Документации). Из формулировки, содержащейся в пункте 12.6 Инструкции участнику закупки Документации - «выданной налоговым органом не более 3-х месяцев назад» - невозможно определить, от какой именно даты участнику закупки надлежит отсчитывать 3 месяца: либо от даты размещения Извещения/Документации, либо от даты подачи предложения участника закупки и т.д.

Как следует из пункта 13 Документации, «отсутствие в составе предложения участника закупки каких-либо документов, предусмотренных документацией о закупке и извещением о закупке, может являться основанием для отклонения предложения участника закупки».

По сути, спорное требование изложено в Документации таким образом, что допускает его неоднозначную (множественную) трактовку, в результате чего существует возможность у закупочной комиссии Организатора закупки субъективно принимать решение о принятии либо об отклонении предложения участника закупки.

В силу части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции недопустимо при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений совершение действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Спорные положения сформулированы Заказчиком таким образом, что могут повлечь запрещенное частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции ограничение конкуренции при проведении запроса предложений.

Указанные действия Организатора закупки содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» наличие выявленных нарушений Закона о защите конкуренции и Закона о закупках в действиях Организатора закупки является основанием для выдачи Заказчику обязательного для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений.

На основании вышеизложенного, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу Каспийского филиала ФБУ «Морспасслужба Росморречфлота» на действия АО «ТЭЦ-Северная» при организации и проведении запроса предложений на право заключения договора на проведение подводно-технических работ по очистке водоприёмного колодца водозаборного сооружения береговой насосной станции АО «ТЭЦ-Северная» г. Астрахань (номер извещения, размещенного на сайте http://zakupki.gov.ru: 31705001340) (вх. № 3632 от 19.04.2017) обоснованной в части.

  1. Признать АО «ТЭЦ-Северная» нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

  2. Выдать АО «ТЭЦ-Северная» предписание об устранении допущенного нарушения.

  3. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель комиссии П.Л. <...>

 

 

Члены комиссии М.В. <...>

 

А.С. <...>а

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны