Решение б/н Решение по делу № 36-К-03-13 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, а/я 267, тел.: (8512) 39-05-80, 39-29-54, 44-79-30

 

 

РЕШЕНИЕ

 

13 ноября 2013 года                                                                                            г. Астрахань

 

Резолютивная часть решения объявлена 29.10.2013

Полный текст решения изготовлен 13.11.2013

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе: председателя Комиссии — руководителя Астраханского УФАС России Н.С. Меркулова, членов Комиссии — заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий П.Л. Потылицына, специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления А.П. Голубева,

рассмотрев дело № 36-К-03-13 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» (далее также - ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК», Общество) (юр. адрес: 400131, г. Волгоград, ул. Скосырева, 7) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В Астраханское УФАС России (далее также — Управление) 11.09.2012 (вх. № 8690) поступило заявление (...) о нарушении антимонопольного законодательства ООО «Лукойл-Теплотранспортная компания».

Решением Комиссии Астраханского УФАС России от 26.04.2013 по делу № 40-К-03-12 действия ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке реализации тепловой энергии и теплоносителя собственникам жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Яблочкова, д. 29, корп.1, в виде выставления собственникам жилого дома счета - фактуры на оплату тепловой энергии в виде горячей воды, отпущенной на промывку внутридомовых систем теплопотребления и тепловых сетей многоквартирного дома, были признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Приказом руководителя Управления № 128-П от 10.06.2013 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» была проведена проверка, целью и задачей которой явилось установление фактов выставления Обществом в 2011 и 2012 г.г. счетов и счетов-фактур на оплату тепловой энергии в виде горячей воды, отпущенной Обществом на промывку внутридомовых систем теплопотребления и тепловых сетей иных многоквартирных домов, в которые Общество осуществляло поставку тепловой энергии.

В рамках проведенной проверки в Управление поступило письмо ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» (вх. № 6014 от 27.06.2013) с приложением выставленных Обществом в 2011 г. счетов-фактур на оплату тепловой энергии в виде горячей воды, отпущенной Обществом на промывку внутридомовых систем теплопотребления и тепловых сетей многоквартирных домов, не имеющих общедомового прибора учета.

В ходе анализа представленных счетов-фактур Управлением был установлен факт выставления ответчиком ООО УК «Радуга» счета-фактуры № АС01-0019046 от 31.12.2011 на оплату тепловой энергии в виде горячей воды, отпущенной Обществом на промывку внутридомовых систем теплопотребления и тепловых сетей многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Куликова, д. 46, и находящегося на обслуживании у ООО УК «Радуга».

По данному факту приказом руководителя Управления от 24.07.2013 № 196-п было возбуждено в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства № 36-К-03-13.

В ходе рассмотрения дела было установлено следующее.

Собственниками жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Куликова, д. 46, протоколом общего собрания в форме заочного голосования от 09.01.2010 способом управления данным домом была выбрана управляющая организация ООО УК «Радуга», уполномоченным представителем вышеуказанных собственников — Рустамова С.А.

Между ООО УК «Радуга» и Обществом был заключен договор № 6078 оказания услуг по поставке теплоносителя для промывки внутридомовых систем теплопотребления и тепловых сетей (далее по тексту — Договор № 6078).

За поставленный для промывки внутридомовых систем теплопотребления и тепловых сетей многоквартирного дома, расположенного по адресу:  г. Астрахань, ул. Куликова, д. 46 теплоноситель Общество выставило ООО УК «Радуга» счет-фактуру №  АС01-0019046 от 31.12.2011.

ООО УК «Радуга» в своем письме от 07.10.2013 № 99 представило копии платежных документов, свидетельствующих о том, что указанную в счете-фактуре № АС01-0019046 от 31.12.2011 сумму ООО УК «Радуга» оплатило в полном объеме, данная сумма оплачена из средств за содержание и текущий ремонт вышеобозначенного многоквартирного дома, поступивших от собственников жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Куликова, д. 46.

Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

Следует отметить, что в 2011 г., в том числе на момент предоставления Обществом теплоносителя в горячей воде, предназначенного для осуществления промывки внутридомовых систем теплопотребления и тепловых сетей мнгоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Куликова, д. 46, указанный многоквартирный дом не был оснащен введенным в эксплуатацию общедомовым прибором тепловой энергии и теплоносителя.

Промывка систем теплопотребления производится ежегодно после окончания отопительного периода, а также монтажа, капитального и текущего ремонта с заменой труб. Подключение систем, не прошедших промывку, не допускается (пункт 5.2.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170).

Промывка систем отопления проводилась ООО УК «Радуга» в соответствии с пунктом 11.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 N 115.

В соответствии с пунктами 26, 27 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила № 306), в редакции, действовавшей на момент выставления вышеуказанного счета-фактуры, коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей. В норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг.

Изложенное свидетельствует о том, что в составе утвержденных нормативов потребления горячей воды должен быть учтен объем воды и тепловой энергии, необходимый для качественного оказания коммунальных услуг и содержания общего имущества многоквартирного дома, расходы на промывку систем отопления также учтены в нормативах и не могут взыскиваться с потребителей дополнительно.

Постановлениями  Администрации города Астрахани  от 10.01.2003 г. N 26 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение жилищного фонда для расчета тарифа для населения" (далее — Постановление № 26), и от 28.05.2010 № 3597 «Об утверждении нормативов потребления горячего водоснабжения для населения г. Астрахани в зависимости от уровня благоустройства жилищного фонда» были утверждены вышеуказанные нормативы.

Астраханское УФАС России письмом № 03/1188 от 22.03.2013 запросило у Администрации г. Астрахани информацию о том, включен ли расход тепловой энергии в воде (горячей воды) на промывку внутридомовых систем теплопотребления и тепловых сетей в норматив потребления горячего водоснабжения, утвержденный постановлением Администрации города Астрахани от 28.05.2010 № 3597.

Управление по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации г. Астрахани письмом от 26.03.2013 № 30-11-01-731 сообщило, что в вышеуказанном нормативе предусмотрен  расход тепловой энергии в воде (горячей воды) на промывку внутридомовых систем теплопотребления и тепловых сетей.

Как следует из письма ООО УК «Радуга» от 07.10.2013, на момент выставления счета-фактуры № АС01-0019046 от 31.12.2011 по нормативам потребления горячего водоснабжения, утвержденным постановлением Администрации города Астрахани от 28.05.2010 № 3597, рассчитывались 64 собственника жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Куликова, д. 46.

Поскольку объем горячей воды, предназначенный для промывки и опрессовки внутридомовых систем теплопотребления, должен включаться в состав платы за поставленную горячую воду, рассчитанной исходя из норматива потребления горячей воды, выставление отдельного счета-фактуры на оплату объема воды, затраченного на промывку и опрессовку внутридомовых систем теплопотребления, потребителям, оплачивающим потребленную горячую воду по нормативам потребления горячей воды, противоречит действующему законодательству.

Из изложенного следует, что Обществом предъявлена к оплате ООО УК «Радуга» счет-фактура с завышенной суммой оплаты горячей воды для промывки и опрессовки внутридомовых систем теплопотребления многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Куликова, д. 46.

Таким образом, выставление Обществом ООО УК «Радуга» счета-фактуры № АС01-0019046 от 31.12.2011 на оплату отпущенной горячей воды в многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Астрахань, ул. Куликова, д. 46, привело к ущемлению интересов собственников жилых помещений вышеуказанного многоквартирного дома, оплачивавших в 2011 потребленную тепловую энергию в горячей воде по нормативам потребления, и ООО УК «Радуга».

Приказом Астраханского УФАС России № 194-п от 04.08.2011 ООО «ЛУКОЙЛ — ТТК» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, по товарной группе «оказание услуг по теплоснабжению»  в границах города Астрахани с долей более 50 процентов и в силу статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на данном рынке и, как следствие, на рынке реализации тепловой энергии и теплоносителя многоквартирному дому, расположенному по адресу: г. Астрахань, ул. Куликова, д. 46.

Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц.

Наличие оснований для прекращения рассмотрения дела, поименованных в части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, не усматривается.

В связи с тем, что последствия нарушения антимонопольного законодательства Обществом не устранены на момент принятия настоящего решения, Комиссия считает необходимым выдать Обществу предписание об устранении последствий такого нарушения.

Кроме того, учитывая, что Общество на рассмотрении дела своей вины в совершении нарушения антимонопольного законодательства не признало, Комиссия полагает необходимым выдать Обществу также и предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением на рынке реализации тепловой энергии и теплоносителя собственникам жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Куликова, д. 46, в виде выставления ООО УК «Радуга» счета-фактуры № АС01-0019046 от 31.12.2011, содержащего необоснованно завышенную сумму оплаты горячей воды, отпущенной на промывку внутридомовых систем теплопотребления и тепловых сетей многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Куликова, д. 46, результатом которого явилось ущемление интересов собственников жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Куликова, д. 46, оплачивавших в 2011 потребленную тепловую энергию в горячей воде по нормативам потребления, и ООО УК «Радуга».

2. Выдать ООО «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, с требованием не нарушать порядок расчёта платы за отпускаемую для промывки внутридомовых систем теплопотребления и тепловых сетей многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Астрахань, Куликова, д. 46, тепловую энергию в горячей воде.

3. Выдать ООО «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, с требованием в течении 10 рабочих дней с момента получения настоящего предписания произвести ООО УК «Радуга» перерасчет выставленной к оплате по счёту-фактуре № АС01-0019046 от 31.12.2011 стоимости услуг по поставке тепловой энергии в горячей воде, отпущенной на промывку  внутридомовых систем теплопотребления и тепловых сетей многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Куликова, д. 46, в соответствии с действующим нормативными правовыми актами.

3. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции отсутствуют.

 

Председатель комиссии                      ___________________                  Н.С. Меркулов

 

Члены комиссии                                  ___________________                 П.Л.Потылицын

 

                                                                                                                       А.П. Голубев

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны