Решение №030/01/16-642/2020 В Управление поступило обращение Прокуратуры (вх. от 18.03.2... от 5 марта 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Администрация Муниципального образования «Татаробашмаковский сельсовет» Астраханской области

 

Ленина ул., 34,

с. Татарская Башмаковка, Приволжский район, Астраханская область, 416464

 

Индивидуальный предприниматель Умбеталиев Альберт Кабдрахимович

 

ул. Нариманова, 4, кв. 2,

с. Забузан, Красноярский район, Астраханская область, 416167

 

Прокуратура Приволжского района Астраханской области

 

ул. Ленина, 80,

с. Началово, Приволжский район, Астраханская область, 416450

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Астрахань

 

Резолютивная часть решения оглашена «01» марта 2021 г.

В полном объеме решение изготовлено «05» марта 2021 г.

 

Комиссия Астраханского УФАС России (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Камакина Т.Н. – заместитель руководителя – начальник отдела финансовых рынков и рекламы Управления,

Члены Комиссии:

Матвеева О.Г. – главный специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Управления,

Соколов И.А. – ведущий специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Управления,

Платова А.О. – специалист-эксперт отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,

рассмотрев дело № 030/01/16-642/2020 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования «Татаробашмаковский сельсовет» Астраханской области (ИНН 3009013715, ОГРН 1053001688057, адрес: 416464, Астраханская область, Приволжский район, с. Татарская Башмаковка, ул. Ленина, 34, регистрирующий орган: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Астраханской области, дата регистрации в качестве юридического лица: 19.12.2005) (далее – Администрация) и индивидуальным предпринимателем Умбеталиевым Альбертом Кабдрахимовичем (ИНН 300601827001, ОГРНИП 316302500051742, адрес: 416167, Астраханская область, Красноярский район, с. Забузан, ул. Нариманова, 4, кв. 2, регистрирующий орган: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Астраханской области, дата регистрации в качестве индивидуального предпринимателя: 22.01.2016) (далее – ИП Умбеталиев А.К.), статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в отсутствие заявителя (представителя), надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела – Прокуратуры Приволжского района Астраханской области (416450, Астраханская область, Приволжский район, с. Началово, ул. Ленина, 80) (далее – Прокуратура) (исх. от 19.01.2021 № 05/217/с, почтовый идентификатор № 80080657724807),

в присутствии ответчика (представителя), надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела – Администрации (представитель Администрации – Борисова Яна Александровна, по доверенности от 23.11.2020 № б/н) (исх. от 19.01.2021 № 05/217/с, почтовый идентификатор № 80080657724791),

в отсутствие ответчика (представителя), надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела – ИП Умбеталиева А.К. (исх. от 19.01.2021 № 05/217/с, почтовый идентификатор № 80080657724814),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление поступило обращение Прокуратуры (вх. от 18.03.2020 № 2216) о признаках нарушения Администрацией статьи 16 Закона о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения указанного обращения приказом Управления от 17.06.2020 № 56-п возбуждено дело № 030/01/16-642/2020 по признакам нарушения Администрацией, ИП Умбеталиевым А.К. статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Определением от 09.12.2020 рассмотрение дела № 030/01/16-642/2020 о нарушении антимонопольного законодательства назначено на 18.01.2021 на 14 часов 40 минут.

18.01.2021 Комиссией принято заключение об обстоятельствах дела № 030/01/16-642/2020, в котором Комиссией сделан вывод о нарушении ответчиками статьи 16 Закона о защите конкуренции (исх. от 19.01.2021 № 05/218/с).

10.02.2021 в Управление поступила письменная позиция Администрации (вх. от 10.02.2021 № 1127) на заключение об обстоятельствах дела от 18.01.2021 № 030/01/16-642/2020.

Письменная позиция ИП Умбеталиева А.К. на заключение об обстоятельствах дела от 18.01.2021 № 030/01/16-642/2020 в Управление не поступала.

Рассмотрев материалы дела, предоставленную письменную позицию Администрации на заключение об обстоятельствах дела от 18.01.2021 № 030/01/16-642/2020, Комиссия не может согласится с предоставленными доводами ответчиков в силу нижеследующего.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями на принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов.

Частью 3 статьи 14, пунктом 19 части 1 статьи 14 Закона о местном самоуправлении установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 статьи 14 Закона о местном самоуправлении, в том числе утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Устава муниципального образования «Татаробашмакоский сельсовет», принятого решением Совета муниципального образования «Татаробашмаковский сельсовет» от 10.04.2015 № 40 (далее – Устав) Устав является нормативным правовым актом, регулирующим организацию и осуществление местного самоуправления на территории муниципального образования «Татаробашмаковский сельсовет» в интересах населения с учетом исторических и иных местных традиций. Все другие акты, принимаемые органами местного самоуправления, не должны противоречить данному Уставу, действующему законодательству Российской Федерации и Астраханской области, а также решениям, принятым на местном референдуме.

Согласно части 1 статьи 2 Устава муниципальное образование «Татаробашмаковский сельсовет» наделено статусом сельского поселения Законом Астраханской области от 06.08.2004 № 43/2004-03 «Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом сельского, городского поселения, городского округа, муниципального района».

Статья 5 Устава устанавливает правовую основу местного самоуправления, которую составляют общепризнанные нормы и принципы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные и конституционные законы, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), законы и иные нормативные правовые акты Астраханской области, настоящий Устав, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 8 Устава к вопросам местного значения относятся утверждение правил благоустройства территории муниципального образования, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории муниципального образования (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).

Пунктом 3 части 1 статьи 9 Устава предусмотрено, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципального образования обладают следующими полномочиями – создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового 1 Обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 28 Устава Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. Деятельностью Администрации руководит на основе единоначалия Глава Администрации.

В части 1 статьи 29 Устава указаны полномочия Администрации:

1) разрабатывает и исполняет бюджет муниципального образования, является главным распорядителем бюджетных средств;

2) управляет и распоряжается имуществом, находящимся в собственности муниципального образования;

3) разрабатывает и выполняет планы и программы развития муниципального образования;

4) учреждает муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения, утверждает их уставы;

5) выступает заказчиком работ по благоустройству и озеленению территории муниципального образования, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры, муниципального жилья;

6) обеспечивает деятельность Совета муниципального образования;

7) решает иные вопросы местного значения, находящиеся в ведении муниципального образования и не отнесенные действующим законодательством либо настоящим Уставом к компетенции Совета муниципального образования или Главы муниципального образования, в рамках своих полномочий, предусмотренных действующим законодательством;

8) разрабатывает и утверждает схему размещения нестационарных торговых объектов;

9) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством и настоящим Уставом, а также государственные полномочия, возложенные на нее федеральными законами и законами Астраханской области.

29.12.2017 на основании постановления Правительства Астраханской области от 12.09.2014 № 369-П «О государственной программе «Улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории Астраханской области», постановления Администрации от 13.09.2017 № 124 «Об утверждении Перечня муниципальных программ, ведомственных программ администрации муниципального образования «Татаробашмаковский сельсовет», постановления Администрации от 25.10.2014 № 360 «О порядке разработки, реализации и оценке эффективности муниципальных программ муниципального образования «Татаробашмаковский сельсовет», руководствуясь Методическими рекомендациями по подготовке государственных (муниципальных) программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на 2018 – 2022 годы, утвержденными приказом Минстроя России от 06.04.2017 № 691/пр, руководствуясь статьей 29 Устава, постановлением Администрации № 175, утверждена муниципальная программа муниципального образования «Татаробашмаковский сельсовет» «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования «Татаробашмаковский сельсовет» на 2018 – 2022 годы» (далее – Муниципальная программа).

В соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования, в том числе на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд и предоставление межбюджетных трансфертов.

Согласно паспорту Муниципальной программы, источниками финансирования являются:

- федеральный бюджет – 2 053 280,00 руб.;

- областной бюджет – 450 720,00 руб.;

- бюджет сельских поселений – 1 677 440,00 руб., в том числе по годам: 2018 г. – 4 181 440 руб.

Постановлением Администрации от 31.05.2019 № 123 внесены изменения в Муниципальную программу в части объемов бюджетных ассигнований и источников финансирования указанной программы, а именно:

- федеральный бюджет – 2 303 934,20 руб.;

- областной бюджет – 35 627,90 руб.;

- бюджет сельских поселений – 215 097,90 руб., в том числе по годам: 2018 г. – 4 181 440 руб., 2019 г. – 2 554 660,00 руб.

26.12.2019 должностными лицами Контрольно-счетной палаты Астраханской области составлен Акт № 2.2.10/9-2019 о проверке использования межбюджетных трансфертов, выделенных из бюджета Астраханской области муниципальному образованию «Приволжский район» в 2018 году, в части использования средств бюджета, полученных на реализацию муниципальных программ «Формирование современной городской среды» в отношении Администрации (далее – Акт № 2.2.10/9-2019).

Согласно Акту № 2.2.10/9-2019 и материалам дела, Администрацией и ИП Умбеталиевым А.К. заключены 3 договора (контракта) на общую сумму 214 650,00 рублей, предметом, которых являлось благоустройство территории общего пользования (парк) по ул. Ленина, с. Татарская Башмаковка Приволжского района Астраханской области в 2018 г.:

1. от 03.10.2018 № 22 – выполнение подготовительных работ при устройстве паркового освещения, на сумму 72 870,00 руб.;

2. от 08.10.2018 № 29 – выполнение работ по прокладке кабелей системы освещения парка, на сумму 43 418,00 руб.;

3. от 09.10.2018 № 30 – выполнение работ по установке опор освещения, на сумму 98 362,00 руб.

По мнению представителя Администрации (Асхарова Гадельбика Шамильбековича, доверенность от 10.08.2020 № б/н) в ее действиях отсутствуют признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, указанная позиция Администрации изложена в предоставленных Управлению письменных пояснениях (вх. от 19.08.2020 № 7565):

«…Закупочная деятельность государственных (муниципальных) заказчиков регламентируется, в том числе Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе). Его положения распространяются, в том числе и на закупки органов власти (пункты 5, 6 статьи 3 Закона о контрактной системе).

Законом о контрактной системе предусматривается, что закупки должны осуществляться, как правило, с проведением конкурсных процедур. Закупки у единственного заказчика являются исключением из правил, и для них предусмотрены определенные ограничения, в том числе по сумме контракта. Так, согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и составлять более чем 50 млн. рублей (в редакции действовавшей на момент заключения указанных выше договоров (контрактов)).

Однако, согласно тому же пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, указанные в нем ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

Если закупка производится для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений, то не действуют такие ограничения, как предельные 2 млн. рублей в год или предельные 5% от суммы плана-графика закупок, но не более 50 млн рублей в год. Тем не менее, цена каждого контракта, заключаемого с единственным поставщиком на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не должна превышать ста тысяч рублей (в редакции действовавшей на момент заключения указанных выше договоров (контрактов)).

В соответствии со статьей 24 Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

К числу полномочий сельских поселений относится, в том числе: утверждение правил благоустройства территории поселения, организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) (пункт 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В целях создания комфортных условий для занятия физической культурой для всех возрастных групп граждан проживающего на территории муниципального образования «Татаробашмаковский сельсовет» и во исполнение проекта «Формирование комфортной городской среды на территории муниципального образования «Татаробашмаковский сельсовет» на 2018-2023 годы», Администрация для нужд сельского поселения осуществила закупки по выполнению работ – по обустройству территории парка в селе Татарская Башмаковка, путем запроса предложений.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей (в редакции действовавшей на момент заключения указанных выше договоров (контрактов)).

По содержанию указанная норма предусматривает для заказчика возможность заключения закупок «малого объема» в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно ввиду несоответствия организационных затрат на проведение закупки и стоимости закупки.

В совокупности указанные обстоятельства подтверждают, что заключенные администрацией поселения договора с хозяйствующими субъектами в порядке пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе соответствует целям и содержанию указанного основания заключения договоров с единственным исполнителем, а также соответствует принципу обеспечения конкуренции, поскольку такое заключение контрактов обусловлено техническими и организационными особенностями исполнения контракта

Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик, выбирая способ закупки, не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (например, дробление объекта закупки).

Данные выводы, подтверждаются также полученными комиссией при заседании показаний от представителей сторон заключенных договоров (контрактов), которые показали, что администрация предложила им выполнить работы на незначительные суммы до 100 000 рублей что они и выполнили заключив вышеуказанные договоры (контрактов) (в редакции действовавшей на момент заключения указанных выше договоров (контрактов)).

Исходя из содержания указанных выше договоров (контрактов), не представляется возможным сделать однозначный вывод об одноименности работ, а также о наличии единой хозяйственной цели и единого объекта договоров. Соответственно, невозможно установить факт искусственного дробления заказчиком указанных сделок, нарушения им требований части 1 и 5 статьи 24, пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе…».

По мнению представителя Администрации (Асхарова Гадельбика Шамильбековича, доверенность от 10.08.2020 № б/н), заключение между Администрацией и ИП Умбеталиевым А.К. договоров (контрактов) как у единственного поставщика, и не проведение процедур конкурентного отбора целесообразно по следующим основаниям (согласно письменных пояснений на определение Управления от 23.09.2020 по делу № 030/01/16-642/2020):

«…Законом о контрактной системе предусматривается, что закупки должны осуществляться, как правило, с проведением конкурсных процедур. Закупки у единственного заказчика являются исключением из правил, и для них предусмотрены определенные ограничения, в том числе по сумме контракта. Так, согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и составлять более чем 50 млн рублей (в редакции действовавшей на момент заключения указанных выше договоров (контрактов)).

Согласно статьи 93 Закона о контрактной системе законодательство устанавливает правила при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В силу статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В пункте 11 Обзора по вопросам судебной практики, возникающей при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016, разъяснено, что не любое несоответствие действий (соглашения) нормам законодательства свидетельствует о нарушении статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Для применения статьи 16 Закона о защите конкуренции необходимо установление предусмотренного данной статьей специального материального состава, обязательным элементом которого будет являться наличие соглашения и антиконкурентных последствий в совокупности.

Действия хозяйствующего субъекта, в данном случае ИП Умбеталиева А.К. и органа местного управления, в лице Администрации могут свидетельствовать как не соответствующих статье 16 Закона о защите конкуренции, так как установлено наличие соглашения между указанными лицами или их согласованных действий и наступление (возможность наступления) в результате этих действий (соглашения) последствий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции.

Исчерпывающий перечень возможностей по осуществлению закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) изложен в части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в том числе по ценовым характеристикам (например, заключение договора на сумму, не превышающую сто тысяч рублей, с максимальным совокупным объемом такой закупки - пять процентов объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, и не более чем пятьдесят миллионов рублей в год), в редакции действовавшей на момент заключения указанных выше договоров (контрактов).

Из правила по выбору способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) законодатель предусмотрел исключения.

Так согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, указанные в нем ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. Указанные ограничения в части установления предельных значений для определения размера средств не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений, т.е. если удовлетворяются потребности сельских поселений, то не действуют такие ограничители, как предельные пять процентов от суммы плана-графика закупок и предельные пятьдесят миллионов в год, но цена каждого контракта, заключаемого по данному основанию, не должна превышать ста тысяч рублей, в редакции действовавшей на момент заключения указанных выше договоров (контрактов).

В пункте 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе не содержится каких- либо ограничений в количестве договоров, не превышающих 100 000 рублей, в том числе по одному и тому же товару у одного и того же поставщика, которые могут быть заключены в течение какого-либо календарного периода времени (квартал, месяц, день), в редакции действовавшей на момент заключения указанных выше договоров (контрактов).

С ИП Умбеталиевым А.К. для обеспечения муниципальных нужд муниципального образования Администрацией было заключено 3 договора (контракта) на общую сумму 214 650,00 рублей, предметом, которых являлось благоустройство территории общего пользования (парка) по ул. Ленина, с. Татарская Башмаковка.

Как видно из материалов дела, в течение нескольких дней: 03.10.2018, 08.10.2018, 09.10.2018, Администрация и ИП Умбеталиев А.К. заключили 3 договора (контракта) на выполнение работ по благоустройству территории указанного выше парка. Предметом контрактов являлись работы в парке, в том числе: выполнение подготовительных работ при устройстве паркового освещения, по прокладке кабелей системы освещения парка, по установке опор освещения.

Выполненные по вышеуказанным договорам (контрактам) работы имеют одинаковые основные признаки по функциональному назначению, техническим и качественным характеристикам, а также имеют идентичные признаки по эксплуатационному назначению.

Все заключенные договоры (контракты) образуют единую сделку.

По мнению Администрации, в заключенных Администрацией с ИП Умбеталиевым А.К., закупки как у единственного поставщика и не проведение процедур конкурентного отбора Администрация считает целесообразным по следующим основаниям:

во-первых, это закупка для обеспечения муниципальных нужд сельского поселения и у заказчика была потребность в одноименном товаре, и сумма финансового обеспечения меньше 100 тыс. руб., в связи, с чем заключен прямой договор;

во-вторых, проведение мероприятия, в определенные сроки и срочная закупка, это отсутствие у Администрации необходимого времени для осуществления конкурентной процедуры с момента доведения выделенных лимитов бюджетных средств и утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности у Администрации в конце 2018 г. появилось дополнительное финансирование за счет федерального и регионального бюджета и за оставшееся до конца финансового 2018 г., Заказчиком (Администрацией) принято решение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в связи с тем, что проведение конкурентных процедур невозможно по длительности сроков их проведения и невозможности заключения контракта по результатам указанных процедур до момента начала мероприятия (возведение парка) и выделенные бюджетные средства могли бы привести к их возврату в бюджет из за окончания финансового года.

в-третьих, отказ Администрации от конкурентных процедур привело к экономии бюджетных средств, так как проведение процедур конкурентного отбора было нецелесообразно ввиду несоответствия организационных затрат на проведение закупки самой стоимости закупки.

Таким образом, принимая во внимание, что объем выделяемых финансовых ресурсов, определяемых для реализации потребностей муниципального образования в недостаточном финансировании, обязательное для применения общее правило о необходимости обеспечения конкурентности закупки в целях выявления наиболее экономически выгодных условий для муниципального образования, Администрация считает, что в данном случае не приемлемо…».

Управление с изложенными доводами Администрации не согласно, по следующим основаниям.

Довод Администрации о том, что для нужд сельского поселения Администрация осуществила закупки по выполнению работ – по благоустройству территории общего пользования (парк) по ул. Ленина, с. Татарская Башмаковка в 2018 г., путем запроса предложений, не соответствует действительности и материалам дела.

Указанный довод опровергается материалами дела, а также частями 1, 2 статьи 83 Закона о контрактной системе, предусматривающей, что под запросом предложений понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.

Заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в случаях:

1) утратил силу с 1 января 2014 г. - Федеральный закон от 28.12.2013 № 396-ФЗ;

2) заключения контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд Российской Федерации в Олимпийских играх и Паралимпийских играх;

3) утратил силу с 1 января 2017 г. - Федеральный закон от 03.07.2016 № 320-ФЗ;

4) утратил силу с 1 января 2014 г. - Федеральный закон от 28.12.2013 № 396-ФЗ;

5) утратил силу - Федеральный закон от 04.06.2014 № 140-ФЗ;

6) осуществления закупки товара, работы или услуги, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании части 9 или 15 статьи 95 Закона о контрактной системе. При этом в случае, если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта на основании настоящего пункта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгаемому контракту, а цена контракта должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 365-ФЗ)

7) осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. При этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срока лечения. Кроме того, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом предметом одного контракта не могут являться лекарственные препараты, необходимые для назначения двум и более пациентам. Указанное решение врачебной комиссии должно включаться одновременно с контрактом, заключенным в соответствии с настоящим пунктом, в реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 Закона о контрактной системе, при условии обеспечения предусмотренного Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» обезличивания персональных данных;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 № 498-ФЗ)

8) признания повторного конкурса не состоявшимся в соответствии с частью 4 статьи 55 Закона о контрактной системе;

(п. 8 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 № 504-ФЗ)

9) осуществления закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

(п. 9 в ред. Федерального закона от 04.06.2014 № 140-ФЗ)

10) осуществления закупок услуг по защите интересов Российской Федерации в случае подачи физическими лицами и (или) юридическими лицами в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи исков к Российской Федерации при необходимости привлечения российских и (или) иностранных специалистов, экспертов и адвокатов к оказанию таких услуг;

(п. 10 введен Федеральным законом от 28.12.2013 № 396-ФЗ)

11) осуществления закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у физических лиц, являющихся собственниками этих жилых помещений.

(п. 11 введен Федеральным законом от 29.07.2018 № 267-ФЗ).

Часть 2 статьи 83 Закона о контрактной системе, не предусматривает осуществление закупки путем проведения запроса предложений по благоустройству территории общего пользования и подтверждается письменными пояснениями представителя Администрации (Асхарова Гадельбика Шамильбековича, доверенность от 10.08.2020 № б/н) (вх. от 19.08.2020 № 7565, вх. от 14.10.2020 № 9509/1), из которых следует, что между Администрацией и ИП Умбеталиевым А.К. заключены 3 договора (контракта) на общую сумму 214 650 рублей, предметом, которых являлось благоустройство территории общего пользования (парк) по ул. Ленина, с. Татарская Башмаковка Приволжского района Астраханской области в 2018 г. на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. Доказательств о проведении Администрацией закупки с ИП Умбеталиевым А.К. путем проведения запроса предложений в Управление, не предоставлено.

Частью 1 статьи 72 БК РФ установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений БК РФ.

Кроме того, статьей 93 БК РФ установлен принцип эффективности использования бюджетных средств означающий, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Законом о контрактной системе.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с Законом о контрактной системе не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Пунктом 2 статьи 3 Закона о контрактной системе установлено, что определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом о контрактной системе случаях, с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

В силу части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Статьей 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта. Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе.

При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (части 1, 2, 4, 5 статьи 24 Закона о контрактной системе).

Статьей 93 Закона о контрактной системе предусмотрены случаи осуществления закупки у единственного поставщика без использования конкретных способов определения поставщиков.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

Закупка у единственного поставщика не относится к конкурентным способам закупки, а, следовательно, применение такого метода закупок должно осуществляться исключительно в случаях, установленных законом.

Согласно подпункту 3.7.2 пункта 3.7 раздела 3 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 (далее – Методические рекомендации) в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения начальной максимальной цены контракта (далее – НМЦК) рекомендуется осуществить несколько следующих процедур, в том числе разместить запрос о предоставлении ценовой информации в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее – ЕИС) (до ввода в эксплуатацию ЕИС на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru).

Комиссия, установила, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте www.zakupki.gov.ru, информация о размещении Администрацией запросов о предоставлении ценовой информации на выполнение работ, оказание услуг и извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений, отсутствует, что подтверждается материалами дела (скриншотами с указанного сайта).

Согласно письменным пояснениям Администрации (вх. от 14.10.2020 № 9509/1), в Администрации отсутствуют копии направленных хозяйствующим субъектам запросов о предоставлении ценовой информации в целях установления начальной максимальной цены контракта (договора), предметом, которых являлось благоустройство территории общего пользования (парка) по ул. Ленина, с. Татарская Башмаковка в 2018 г. и в заключенных договорах (контрактах) с ИП Умбеталиевым А.К. отсутствуют в качестве приложения, поступившие коммерческие предложения в целях установления начальной максимальной цены договоров (контрактов).

Согласно письменным пояснениям Администрации (вх. от 14.10.2020 № 9509/1), в целях установления о направлении Администрацией возможных запросов о предоставлении ценовой информации, проведена определенная работа, в том числе произведен осмотр журнала исходящей корреспонденции администрации за 2018 г. По результатам изучения журнала исходящей корреспонденции, начиная с января по декабрь 2018 г. факт о направлении Администрацией хозяйствующим субъектам запросов о предоставлении ценовой информации не выявлен (копия журнала исходящей корреспонденции прилагается), указанные документы находятся в материалах дела.

Согласно письменным пояснениям Администрации (вх. от 14.10.2020 № 9509/1), в Администрации отсутствуют копии поступивших коммерческих предложений от хозяйствующих субъектов о заключении контрактов (договоров) предметом, которых являлось благоустройство территории общего пользования (парк) по ул. Ленина, с. Татарская Башмаковка в 2018 г. и в заключенных договорах (контрактах) с ИП Умбеталиевым А.К. не приобщены в качестве приложения, коммерческие предложения в целях установления начальной максимальной цены контрактов (договоров).

Согласно письменным пояснениям Администрации (вх. от 14.10.2020 № 9509/1), в целях установления возможных поступивших предложений о ценовой информации по данному факту проведена определенная работа, в том числе произведен осмотр журнала входящей корреспонденции администрации за 2018 г. По результатам изучения журнала входящей корреспонденции, начиная с января по декабрь 2018 г. факт поступления в Администрацию от хозяйствующих субъектов предложений о ценовой информации не выявлен (копия журнала входящей корреспонденции прилагается), указанные документы находятся в материалах дела.

На основании вышеизложенного и документов, имеющихся в материалах дела, Комиссия установила, что запросы о предоставлении ценовой информации Администрацией хозяйствующим субъектам не направлялись, в нарушение частей 5, 6 статьи 22 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 13 статьи 22 Закона о контрактной системе идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке. Определение идентичности товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями (пункт 17 статьи 22 Закона о контрактной системе).

В силу пункта 20 статьи 22 Закона о контрактной системе методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с пунктом 3.5.2 Методических рекомендаций идентичными признаются работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок), Управлением был проведен анализ состояния конкуренции на рынке по благоустройству территории общего пользования (парк) по ул. Ленина, с. Татарская Башмаковка Приволжского района Астраханской области в 2018 г.

Согласно пункту 1.3 раздела I Порядка по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.9 раздела X Порядка.

В соответствии с пунктом 10.9 раздела X Порядка по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка. При определении таких границ может приниматься во внимание предмет соглашения, заключенного между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства;

в) определение географических границ товарного рынка.

Согласно пункту 2.1 раздела II Порядка временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

В данном случае исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, сложившихся до момента проведения исследования, в связи с чем проведен ретроспективный анализ состояния конкуренции на указанном товарном рынке.

При определении временного интервала принято во внимание необходимость установления состояния конкуренции на товарном рынке на момент совершения действий, в которых имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно Акту № 2.2.10/9-2019 и материалам дела, Администрацией и ИП Умбеталиевым А.К. заключены 3 договора (контракта) на общую сумму 214 650,00 рублей, предметом, которых являлось благоустройство территории общего пользования (парк) по ул. Ленина, с. Татарская Башмаковка Приволжского района Астраханской области в 2018 г.:

1. от 03.10.2018 № 22 – выполнение подготовительных работ при устройстве паркового освещения, на сумму 72 870,00 руб.;

2. от 08.10.2018 № 29 – выполнение работ по прокладке кабелей системы освещения парка, на сумму 43 418,00 руб.;

3. от 09.10.2018 № 30 – выполнение работ по установке опор освещения, на сумму 98 362,00 руб.

Кроме того, согласно подпункту 1.1 пункта I соглашения о предоставлении в 2018 году субсидии из бюджета Астраханской области муниципальному образованию «Приволжский район» Астраханской области на реализацию муниципальных программ формирования современной городской среды от 19.06.2018 № 12642000-1-2018-014, заключенного между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (далее – Минстрой и ЖКХ АО) и Администрацией муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области (далее – АМО «Приволжский район» АО) (далее – Соглашение о предоставлении субсидии), предметом Соглашения о предоставлении субсидии является предоставление из бюджета Астраханской области в 2018 году бюджету муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области субсидии на реализацию муниципальных программ формирования современной городской среды (далее – Субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Минстрою и ЖКХ АО как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств бюджета Астраханской области 017, раздел 05, подраздел 03, целевая статья 25100К5550, вид расходов 521 в рамках подпрограммы «Благоустройство дворовых и общественных территорий в Астраханской области» государственной программы «Формирование современной городской среды на территории Астраханской области».

Далее, согласно подпункту 2.1 пункта II Соглашения о предоставлении субсидии, общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2018 году 21 203 628, 56 рублей.

Уведомления по расчетам между бюджетами от 06.03.2018 № 017-10-2018/11, от 06.03.2018 № 017-10-2018/10 были направлены в муниципальное образование «Приволжский район» Астраханской области.

Дальнейшее распределение субсидий поселениям, расположенным в границах района, осуществлялось АМО «Приволжский район» АО.

Согласно платежному поручению от 13.09.2018 № 291395 Финансовым управлением муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области Администрации перечислена субсидия в сумме 2 504 000,00 руб. в соответствии с Соглашением от 30.08.2018 № 116.

Согласно Приложению № 1 к Соглашению от 30.08.2018 № 116 муниципальному образованию «Татаробашмаковский сельсовет» Приволжского района Астраханской области предусмотрен объем финансирования в сумме 4 000 000,00 руб., в том числе:

- за счет средств федерального бюджета 2 053 280,00 руб.;

- за счет средств бюджета Астраханской области 450 720,00 руб.;

- за счет средств бюджета муниципального образования «Татаробашмаковский сельсовет» 1 496 000,00 руб.

Согласно платежным поручениям Администрации, оплата ИП Умбеталиеву А.К. за выполненные работы выполнялась в период с 10.10.2018 по 03.12.2018.

На основании вышеизложенного временной интервал исследования определен с 13.09.2018 по 03.12.2018, т.е. с момента перечисления субсидии Администрации от Финансового управления муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области и заканчивается последней датой оплаты Администрации ИП Умбеталиеву А.К. денежных средств за выполнение работ по договору от 09.10.2018 № 30 – выполнение работ по установке опор освещения, на сумму 98 362,00 руб.

Временной интервал исследования, включает в себя состояние конкуренции на товарном рынке на момент совершения действий, в которых имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Предварительное определение продуктовых границ рынка проводилось в соответствии с пунктом 3.4 раздела III Порядка на основании нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность, общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 3.6 раздела III Порядка выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществлялось путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции или услуг.

Согласно ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) общероссийского классификатора видов экономической деятельности, утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (далее – ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2), ИП Умбеталиев А.К. осуществлял основной вид деятельности, предусмотренный группой 41.20 (строительство жилых и нежилых зданий) раздела F (строительство) ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2, дополнительные виды деятельности, предусмотренные следующими группами и подгруппами: 43.11 (разборка и снос зданий), 43.12.1 (расчистка территории строительной площадки), 43.91 (производство кровельных работ), 43.99.6 (работы каменные и кирпичные), 43.99.7 (работы по сборке и монтажу сборных конструкций) раздела F (строительство) ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2.

Благоустройство предусмотрено разными подклассами и группами ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2 такими как: 42.99 – относится к разделу F (строительство), 81.3 – относится к разделу N (деятельность по обслуживанию зданий и территорий).

В соответствии с письмом Федеральной налоговой службы от 22.08.2019 г. № СА-17-2/229@ «О рассмотрении обращения» поясняющем, что как указано во введении к ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2, присвоение кодов по ОКВЭД имеет своей целью лишь классификацию и кодирование видов экономической деятельности и информации о них.

Следовательно, присвоение организации какого-либо кода по ОКВЭД не лишает ее права на осуществление иных видов деятельности.

Учитывая, что Администрацией и ИП Умбеталиевым А.К. заключены 3 договора (контракта) на общую сумму 214 650,00 рублей, предметом, которых являлось благоустройство территории общего пользования (парк) по ул. Ленина, с. Татарская Башмаковка Приволжского района Астраханской области в 2018 г., за продуктовые границы исследуемого товарного рынка следует принять работы по благоустройству территории общего пользования (парк) по ул. Ленина, с. Татарская Башмаковка Приволжского района Астраханской области.

В соответствии с пунктом 4.1 раздела IV Порядка процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Географические границы изучаемого товарного рынка определены пределами муниципального образования «Татаробашмаковский сельсовет» Приволжского района Астраханской области.

Частью 3 статьи 14, пунктом 19 части 1 статьи 14 Закона о местном самоуправлении установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 статьи 14 Закона о местном самоуправлении, в том числе утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 29 Устава Администрация выступает заказчиком работ по благоустройству и озеленению территории муниципального образования, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры, муниципального жилья.

Предметом 3 договоров (контрактов) заключенных между Администрацией и ИП Умбеталиевым А.К. являлось благоустройство территории общего пользования (парк) по ул. Ленина, с. Татарская Башмаковка Приволжского района Астраханской области, следовательно, географические границы рассматриваемого рынка определены в пределах границ муниципального образования «Татаробашмаковский сельсовет» Приволжского района Астраханской области.

Согласно информации предоставленной Управлением Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия (вх. от 20.11.2020 № 11011) работы, предусмотренные разделом F ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2 и классом 81 ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2 в 2018 г. осуществляют:

юридические лица (раздел F ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2) – в количестве 299;

индивидуальные предприниматели (раздел F ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2) – в количестве 97;

юридические лица (класс 81 ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2) – в количестве 11;

индивидуальные предприниматели (класс 81 ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2) – в количестве 14, следовательно, указанный рынок является конкурентным.

Принимая во внимание тождественность предметов вышеуказанных контрактов, временной интервал, в течение которого они были заключены, единую цель контрактов – выполнение работ по благоустройству общественной территории, следовательно, указанные контракты образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную 3 контрактами (договорами) для формального соблюдения ограничений, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Заключение указанных муниципальных контрактов в нарушение норм Закона о контрактной системе противоречит публичным интересам, поскольку нарушает установленный законодателем порядок привлечения хозяйствующих субъектов на товарный рынок, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, так как последние лишены возможности заключить контракт на выполнение работ, предусмотренных в вышеназванных контрактах.

В письме Минэкономразвития России от 29.03.2017 № Д28и-1353 разъяснено, что осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 Закона о контрактной системе носит исключительный характер. Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.

«Искусственное дробление» единой закупки на множество закупок до 100 000 рублей в целях избежания публичных процедур не соответствует целям ведения такой возможности заключения контракта без проведения конкурентных процедур.

Определением Конституционного Суда РФ от 23.11.2017 № 2640-О установлена недопустимость наступления неблагоприятных ситуаций, при которых муниципальный заказчик производит искусственное дробление единого заказа на группу однородных товаров (работ, услуг), чтобы избежать конкурентных процедур определения подрядных организаций для выполнения работ, услуг.

В Постановлении от 05.04.2011 № 14686/10 по делу № А13-10558/2008 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку, а также выявлены контрагенты, предлагающие наилучшие условия выполнения работ, для обеспечения муниципальных нужд.

Заключение посредством проведения закупки у единственного поставщика ряда связанных между собой муниципальных контрактов (договоров), фактически образующих единую сделку, искусственно раздробленную для формального соблюдения специальных ограничений в обход норм Закона о контрактной системе, противоречит его целям и открывает возможность для приобретения хозяйствующими субъектами незаконных имущественных выгод.

Кроме того, конкурентные способы закупки позволяют, либо сэкономить бюджетные средства путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, либо отобрать наилучшие предложения от участников.

В рассматриваемом случае отсутствие публичных процедур не привело к эффективному использованию бюджетных средств, и способствовало созданию преимущественного положения единственного поставщика и лишило возможности других хозяйствующих субъектов, реализовать свое право на заключение договора при участии в конкурентной закупке. В результате, не был обеспечен равный доступ всем потенциальным участникам товарного рынка, что привело (могло привести) к ограничению, устранению конкуренции.

Только путем проведения торгов можно было выявить всех претендентов на заключение муниципального контракта, и предоставить им равные возможности при заключении договоров (контрактов) на проведение работ по благоустройству территории общего пользования (парк) по ул. Ленина, с. Татарская Башмаковка Приволжского района Астраханской области.

В результате заключения рассматриваемых контрактов/договоров ИП Умбеталиев А.К. получил доступ к выполнению работ по благоустройству территории общего пользования (парк) по ул. Ленина, с. Татарская Башмаковка Приволжского района Астраханской области, без участия в какой-либо конкурентной борьбе.

Отсутствие публичных процедур в данном случае не соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств, предполагающему, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности), согласно статьи 34 БК РФ.

Действия органов государственной власти и органов местного самоуправления по заключению договоров (контрактов) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг в «обход» обязательных процедур торгов или иных конкурентных способов определения поставщика приводят к недопущению, устранению, ограничению конкуренции и рассматриваются в практике антимонопольных органов в качестве нарушений статьи 15 или статьи 16 Закона о защите конкуренции (письмо ФАС России от 04.07.2018 № ИА/50875/18 «О нарушении органами власти антимонопольного законодательства при приобретении имущества без проведения конкурентных процедур»).

В соответствии с пунктами 7, 17, 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; признаки ограничения конкуренции – сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации; соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Из анализа положений статьи 16 Закона о защите конкуренции следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении названной статьи Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Искусственное дробление единой закупки на множество закупок до ста тысяч рублей каждая, в целях исключения публичных процедур, не соответствует целям введения такой возможности заключения контракта без проведения конкурентных процедур. Фактически в данном случае спорные контракты образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленные самостоятельными контрактами для формального соблюдения ограничений (сто тысяч рублей), предусмотренных Законом о контрактной системе.

Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Обязанность проверять соответствие положений договора и правовых оснований для его заключения действующему законодательству, в том числе Закону о защите конкуренции и Закону о контрактной системе, возложена на обе стороны договора.

Заключение договора, являющегося согласованием воли сторон обо всех существенных условиях, в том числе противоречащих законодательству о контрактной системе и антимонопольному законодательству, свидетельствует о наличии антиконкурентного соглашения.

Действия Администрации и ИП Умбеталиева А.К. по заключению контрактов (договоров) без проведения конкурентных процедур привели к реальному устранению конкуренции на рынке выполнения спорных работ.

Согласно информации Управления ФНС России по Астраханской области ИП Умбеталиев А.К., предоставлял налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2017 г., 2018 г., 2019 г. и суммы, полученных доходов ИП Умбеталиевым А.К. за налоговый период составляют соответственно 2 224 682 руб., 9 516 998 руб., 4 911 329 руб.

Данные обстоятельства подтверждаются письменной позицией исполняющей обязанности главы Администрации Н.И. Кубеевой (вх. от 19.01.2021 № 344) в которой сообщается, что «…Администрация во исполнение проекта «Формирование комфортной городской среды на территории МО «Татаробашмаковский сельсовет» на 2018-2023» заключила недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашение, путем заключения 3 контрактов (договоров) с ИП Умбеталиевым А.К., предметом которых являлось благоустройство территории общего пользования (парк) по ул. Ленина, с. Татарская Башмаковка в 2018 г., на общую сумму 214 650 руб.

Заключение Администрацией договоров (контрактов) в количестве 3-х шт. с ИП Умбеталиевым А.К., в порядке пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не соответствует целям и содержанию указанного основания заключения договора (контракта) с единственным исполнителем, а также не соответствует принципу обеспечения конкуренции, поскольку такое заключение контрактов (договоров) не обусловлено техническими и организационными особенностями исполнения контракта.

Таким образом, Администрация признает, что при заключении договоров с ИП Умбеталиевым А.К. были допущены нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации…».

Согласно письменной позиции Администрации (вх. от 10.02.2021 № 1127) на заключение об обстоятельствах дела от 18.01.2021 № 030/01/16-642/2020, Администрация признала заключение 3 договоров (контрактов) с ИП Умбеталиевым А.К. на проведение работ по благоустройству территории общего пользования (парк) по ул. Ленина, с. Татарская Башмаковка Приволжского района Астраханской области в «обход» обязательных процедур торгов или иных конкурентных способов определения поставщика, отвечают признакам ограничения конкуренции, которые привели к ограничению доступа на товарный рынок и устранению с него хозяйствующих субъектов, тем самым нарушили запрет установленный пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, Управлением установлено, что согласно информации предоставленной в материалы дела ИП Умбеталиевым А.К. (вх. от 15.01.2021 № 237) и выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 19.06.2020 № ИЭ9965-20-48885404, от 22.01.2020 № ИЭ9965-21-8252497 – Умбеталиев Альберт Кабдрахимович прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (ГРН и дата внесения записи в ЕГРИП – 420302500043076 от 22.01.2020).

При этом согласно пункту 18 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, заключение договоров (контрактов) с единственным поставщиком и отсутствие конкурентных процедур способствовало созданию преимущественного положения единственному поставщику (исполнителю) – ИП Умбеталиеву А.К. и лишило возможности иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение контракта (договора).

Как следует из материалов дела, Администрация и ИП Умбеталиев А.К. заключили устное антиконкурентное соглашение, результатам которого явилось искусственное дробление единой закупки на 3 договора (контракта) на проведение работ по благоустройству территории общего пользования (парк) по ул. Ленина, с. Татарская Башмаковка Приволжского района Астраханской области.

Таким образом действия Администрации и ИП Умбеталиева А.К. по заключению 3 договоров (контрактов) на проведение работ по благоустройству территории общего пользования (парк) по ул. Ленина, с. Татарская Башмаковка Приволжского района Астраханской области в «обход» обязательных процедур торгов или иных конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отвечают признакам ограничения конкуренции, которые привели к ограничению доступа на товарный рынок и устранению с него хозяйствующих субъектов, тем самым нарушили запрет установленный пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

В связи с тем, что 3 договора (контракта) на проведение работ по благоустройству территории общего пользования (парк) по ул. Ленина, с. Татарская Башмаковка Приволжского района Астраханской области, были заключены Администрацией с ИП Умбеталиевым А.К. и исполнены в период с 03.10.2018 по 03.12.2018, Комиссия Астраханского УФАС России не находит оснований для выдачи предписаний Администрации, ИП Умбеталиеву А.К.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Администрацию муниципального образования «Татаробашмаковский сельсовет» Астраханской области и индивидуального предпринимателя Умбеталиева Альберта Кабдрахимовича нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Основания для прекращения рассмотрения дела, указанные в статье 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», отсутствуют.

3. Администрации муниципального образования «Татаробашмаковский сельсовет» Астраханской области предписание не выдавать.

4. Индивидуальному предпринимателю Умбеталиеву Альберту Кабдрахимовичу предписание не выдавать.

5. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции отсутствуют.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

Председатель Комиссии

Т.Н. Камакина

 

 

 

 

Члены Комиссии:

О.Г. Матвеева

 

 

 

И.А. Соколов

 

 

 

А.О. Платова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны