Решение №030/01/16-637/2020 В Управление поступило обращение Прокуратуры (вх. от 18.03.2... от 5 февраля 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Администрация Муниципального образования «Село Растопуловка» Астраханской области

 

50-летия Победы ул., д. 3,

с. Растопуловка, Приволжский район, Астраханская область, 416476

 

ООО «Строй-КУП»

 

Н. Островского ул., д. 154, кв. 126,

г. Астрахань, Астраханская область, 414022

 

Березовая ул., 7, п. Поляна,

с. Три Протока, Приволжский район,

Астраханская область, 416474

 

E-mail: stroy30rus@yandex.ru

 

Прокуратура Приволжского района Астраханской области

 

ул. Ленина, 80,

с. Началово, Приволжский район, Астраханская область, 416450

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Астрахань

 

Резолютивная часть решения оглашена «25» января 2021 г.

В полном объеме решение изготовлено «05» февраля 2021 г.

 

Комиссия Астраханского УФАС России (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Камакина Т.Н. – заместитель руководителя – начальник отдела финансовых рынков и рекламы Управления,

Члены Комиссии:

Матвеева О.Г. – главный специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Управления,

Соколов И.А. – ведущий специалист-эксперт отдела финансовых рынков и рекламы Управления,

Платова А.О. – специалист-эксперт отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,

рассмотрев дело № 030/01/16-637/2020 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования «Село Растопуловка» Астраханской области (ИНН 3009013803, КПП 301901001, ОГРН 1053001688190, адрес: 416476, Астраханская область, Приволжский район, с. Растопуловка, ул. 50-летия Победы, д. 3, регистрирующий орган: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Астраханской области, дата регистрации в качестве юридического лица: 19.12.2005) и обществом с ограниченной ответственностью «Строй-КУП» (ИНН 3025008857, КПП 302501001, ОГРН 1133025002835, адрес: 414022, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Н. Островского, д. 154, кв. 126, регистрирующий орган: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Астраханской области, дата регистрации в качестве юридического лица: 07.10.2013, фактический адрес: 416474, Астраханская область, Приволжский район, с. Три Протока, п. Поляна, ул. Березовая, 7), статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в отсутствие заявителя (представителя), надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела – Прокуратуры Приволжского района Астраханской области (416450, Астраханская область, Приволжский район, с. Началово, ул. Ленина, 80) (далее – Прокуратура) (исх. от 18.12.2020 № 05/8266/с),

в присутствии ответчика (представителя), надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела – Администрации муниципального образования «Село Растопуловка» Астраханской области (главы: Сапарова Мансура) (далее – Администрация) (исх. от 18.12.2020 № 05/8266/с),

в отсутствие ответчика (представителя), надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела – Общества с ограниченной ответственностью «Строй-КУП» (далее – ООО «Строй-КУП») (исх. от 18.12.2020 № 05/8266/с),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление поступило обращение Прокуратуры (вх. от 18.03.2020 № 2216) о признаках нарушения Администрацией статьи 16 Закона о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения указанного обращения приказом Управления от 17.06.2020 № 51-п возбуждено дело № 030/01/16-637/2020 по признакам нарушения Администрацией, ООО «Строй-КУП» статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Определением от 29.10.2020 рассмотрение дела № 030/01/16-637/2020 о нарушении антимонопольного законодательства назначено на 16.12.2020 на 09 часов 30 минут.

16.12.2020 Комиссией принято заключение об обстоятельствах дела № 030/01/16-637/2020, в котором Комиссией сделан вывод о нарушении ответчиками статьи 16 Закона о защите конкуренции (исх. от 18.12.2020 № 05/8265/с).

21.01.2021 в Управление поступила письменная позиция ООО «Строй-КУП» (вх. от 21.01.2021 № 457) на заключение об обстоятельствах дела от 16.12.2020 № 030/01/16-637/2020.

25.01.2021 в Управление поступила письменная позиция Администрации (вх. от 25.01.2021 № 555) на заключение об обстоятельствах дела от 16.12.2020 № 030/01/16-637/2020.

Определением от 16.12.2020 рассмотрение дела № 030/01/16-637/2020 назначено на 25.01.2021 на 14 часов 30 минут.

25.01.2021 на рассмотрение дела № 030/01/16-637/2020:

- явилась Администрация в лице главы – Сапарова Мансура, надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте рассмотрения указанного выше дела (копия определения от 16.12.2020 по делу № 030/01/16-637/2020 получена лично главой Администрации (Сапаровым Мансуром) 30.12.2020), а также указанное выше определение направлено заказным письмом с уведомлением (исх. от 18.12.2020 № 05/8266/с, почтовое отправление № 80082356547060), получено Администрацией 18.01.2021, согласно уведомлению о вручении почтового отправления № 80082356547060;

- не явилось ООО «Строй-КУП», надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения указанного выше дела (копия определения от 16.12.2020 по делу № 030/01/16-637/2020 получена лично директором ООО «Строй-КУП» Григорьевым Е.Е. 14.01.2021), а также указанное выше определение направлено заказными письмами с уведомлениями (исх. от 18.12.2020 № 05/8266/с, почтовый идентификатор № 80082356547077; исх. от 18.12.2020 № 05/8266/с, почтовый идентификатор № 80082356547084), не полученными ООО «Строй-КУП» – 16.01.2021 неудачная попытка вручения, 16.01.2021 ожидает адресата в месте вручения, согласно отчетам, сформированным официальным сайтом АО «Почта России»;

- не явилась Прокуратура, надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте рассмотрения указанного выше дела, заказным письмом с уведомлением (исх. от 18.12.2020 № 05/8266/с, почтовый идентификатор № 80082356547053), полученным Прокуратурой 18.01.2021, согласно отчету, сформированному официальным сайтом АО «Почта России».

Рассмотрев материалы дела, предоставленные письменные позиции ООО «Строй-КУП», Администрации на заключение об обстоятельствах дела от 16.12.2020 № 030/01/16-637/2020, Комиссия не может согласиться c предоставленными доводами ответчиков в силу нижеследующего.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями на принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов.

Частью 3 статьи 14, пунктом 19 части 1 статьи 14 Закона о местном самоуправлении установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 статьи 14 Закона о местном самоуправлении, в том числе утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии частями 1, 2 статьи 2 Устава муниципального образования «Село Растопуловка», принятого решением Совета муниципального образования «Село Растопуловка» от 15.04.2016 № 12 (далее – Устав) муниципальное образование «Село Растопуловка» (далее – муниципальное образование) является в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» самостоятельным муниципальным образованием, находящимся в границах Приволжского района Астраханской области, местное самоуправление в котором осуществляется в соответствии Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Астраханской области и настоящим Уставом.

Муниципальное образование наделено статусом муниципального образования Законом Астраханской области от 06.08.2004 № 43/2004-ОЗ «Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом сельского, городского поселения, городского округа, муниципального района».

Согласно части 9 статьи 8 Устава к вопросам местного значения относятся утверждение правил благоустройства территории муниципального образования, устанавливающих в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории муниципального образования (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).

Пунктом 3 частью 1 статьи 9 Устава предусмотрено, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципального образования обладают следующими полномочиями – создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 28 Устава Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления.

Деятельностью Администрации руководит на основе единоначалия глава Администрации. Глава муниципального образования возглавляет Администрацию.

В части 1 статьи 29 Устава указаны полномочия Администрации, включающие:

1) разрабатывает и исполняет бюджет муниципального образования, является главным распорядителем бюджетных средств;

2) управляет и распоряжается имуществом, находящимся в собственности муниципального образования;

3) разрабатывает и выполняет планы п программы развития муниципального образования;

4) учреждает муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения, утверждает их уставы;

5) выступает заказчиком работ по благоустройству и озеленению территории муниципального образования, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры, муниципального жилья;

6) обеспечивает деятельность Совета муниципального образования;

7) решает иные вопросы местного значения, находящиеся в ведении муниципального образования и не отнесенные действующим законодательством либо настоящим уставом к компетенции Совета муниципального образования или главы муниципального образования, в рамках своих полномочий, предусмотренных действующим законодательством;

8) разрабатывает и утверждает схему размещения нестационарных торговых объектов;

9) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством и настоящим уставом, а также государственные полномочия, возложенные на нее федеральными законами и законами Астраханской области.

26.02.2018 на основании постановления Правительства Астраханской области от 12.09.2014 № 369-П «О государственной программе «Улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории Астраханской области», постановления Администрации от 22.12.2014 № 2916 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ, ведомственных целевых программ муниципального образования «Приволжский район», руководствуясь методическими рекомендациями по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на 2018 – 2022 годы, утвержденными приказом Минстроя России от 06.04.2017 № 691/пр, руководствуясь Уставом, постановлением Администрации № 8а, утверждена муниципальная программа муниципального образования «Село Растопуловка» «Формирование современной городской среды на территории муниципального образования «Село Растопуловка» на 2018 – 2022 годы» (далее – Муниципальная программа).

В соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования, в том числе на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд и предоставление межбюджетных трансфертов.

Согласно паспорту Муниципальной программы, источниками финансирования являются:

- федеральный бюджет – 1 640 000,00 руб.;

- областной бюджет – 360 000,00 руб.;

- бюджет сельских поселений – 2 000 000,00 руб., в том числе по годам: 2018 г. – 4 000 000 руб.

Постановлением Администрации от 07.11.2018 № 88 внесены изменения в Муниципальную программу в части объемов бюджетных ассигнований и источников финансирования указанной программы, а именно:

- федеральный бюджет – 1 640 000,00 руб.;

- областной бюджет – 360 000,00 руб.;

- бюджет сельских поселений – 3 000 000,00 руб., в том числе по годам: 2018 г. – 4 000 000 руб., 2019 г. – 500 000,00 руб., 2020 г. – 500 000,0 руб.

Постановлением Администрации от 31.05.2019 № 36 внесены изменения в Муниципальную программу в части объемов бюджетных ассигнований и источников финансирования указанной программы, а именно:

- федеральный бюджет – 2 686 810,00 руб.;

- областной бюджет – 376 180,00 руб.;

- бюджет сельских поселений – 2 413 110,00 руб., в том числе по годам: 2018 г. – 4 000 000 руб., 2019 г. – 1 476 100,00 руб., 2020 г. – 0,0 руб.

18.12.2019 должностными лицами Контрольно-счетной палаты Астраханской области составлен Акт № 2.2.10/10-2019 о проверке использования межбюджетных трансфертов, выделенных из бюджета Астраханской области муниципальному образованию «Приволжский район» в 2018 году, в части использования средств бюджета, полученных на реализацию муниципальных программ «Формирование современной городской среды» в отношении Администрации (далее – Акт № 2.2.10/10-2019).

Согласно Акту № 2.2.10/10-2019 и материалам дела, Администрацией и ООО «Строй-КУП» заключены 8 договоров (контрактов) на общую сумму 357 881 рубль, предметом, которых являлось благоустройство территории общего пользования (парк) по ул. Румынская, с. Растопуловка Приволжского района Астраханской области в 2018 г.:

1. от 03.09.2018 № 1-Р/5 – выполнение работ по демонтажу конструкций забора, на сумму 89 408,61 руб.;

2. от 13.09.2018 № 3-Р/1 – выполнение работ по устройству подстилающего слоя, на сумму 22 039,07 руб.;

3. от 14.09.2018 № 2-Р/5 – выполнение работ по устройству забора, на сумму 87 139,32 руб.;

4. от 25.09.2018 № 3-Р/5 – выполнение работ по устройству забора, на сумму 52 281,74 руб.;

5. от 01.10.2018 № 4-Р/5 – выполнение работ по устройству забора, на сумму 70 928,22 руб.;

6. от 09.10.2018 № 3-Р/2 – выполнение работ по устройству подстилающего слоя, на сумму 20 423,77 руб.;

7. от 02.11.2018 № 3-Р/3 – выполнение работ по устройству подстилающего слоя, на сумму 8 874,36 руб.;

8. от 16.11.2018 № 3-Р/4 – выполнение работ по устройству подстилающего слоя, на сумму 6 785,62 руб.

Согласно пояснительной записки Администрации (вх. от 30.04.2020 № 3788) «…конкурентные процедуры при заключении вышеуказанных контрактов не проводились, в связи с затратой времени и ввиду необходимости закупки для обеспечения нормальной деятельности, которая не может быть поставлена в зависимость от результатов закупочных процедур, проведение которых требует времени, а итоги могут быть отрицательными.

Администрация ссылается на пункт 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

Основываясь на данной статье, а также в связи с отсутствием сертифицированных специалистов с опытом работы по Закону о контрактной системе и со сжатыми сроками и большими объемами работ, которые должны были быть завершены до конца 2018 г., Администрация была вынуждена заключить договора без проведения конкурсных процедур».

Согласно представленным пояснением Администрации (вх. от 28.08.2020 № 7856): «…Администрацией в целях реализации муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории МО «Приволжский район» на 2018 – 2022 годы» были заключены муниципальные контракты с ООО «Строй-КУП». Контракты были заключены в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Сумма каждого контракта не превышает 100 000 рублей.

На основании изложенного, с учетом того, что Закон о контрактной системе не содержит иных ограничений на осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в том числе на приобретение одноименных товаров, работ, услуг у одного и того же лица, заказчик вправе осуществлять такие закупки в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в случае соблюдения ограничений для осуществления таких закупок, предусмотренных Законом о контрактной системе. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

В целях получения ценовой информации в отношении объекта закупки, Администрацией были проведены следующие процедуры:

- направлены запросы о предоставлении ценовой информации не менее трем лицам;

- в ответ на направленные запросы ценовой информации об объекте закупки Администрацией были получены ценовые предложения, предлагаемые различными лицами, на основании которых были заключены муниципальные контракты.

Администрацией было направлено три запроса о предоставлении ценовой информации на выполнение работ по демонтажу конструкций забора, по устройству забора, по устройству подстилающего слоя (ООО «Тернов» исх. от 10.08.2018 № 491б, ООО «Строй-КУП» исх. от 10.08.2018 № 491а, ООО ПСП «Управление капитального строительства» от 10.08.2018 № 492). В адрес администрации поступили коммерческие предложения от ООО «Тернов» вх. от 21.08.2018 № 990а, ООО ПСП «Управление капитального строительства» вх. от 21.08.2018 № 1000, ООО «Строй-КУП» вх. от 15.08.2018 № 979. По итогам оценки коммерческих предложений было принято решение заключить муниципальный контракт на данные виды работ с ООО «Строй-КУП».

Причинами закупки услуг у единственного поставщика в рассматриваемых случаях явилась необходимость проведения закупок в сжатые сроки в связи с производственной необходимостью в рамках реализации муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории МО «Приволжский район» на 2018 – 2022 годы».

Совокупный годовой объем закупок Администрации в 2018 г. составил 8 132 002, 26 руб.».

Согласно представленным пояснением Администрации (вх. от 16.09.2020 № 8485): «…Администрацией в целях реализации муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории МО «Приволжский район» на 2018-2022 годы» были заключены муниципальные контракты с ООО «Строй-КУП». Контракты были заключены в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Сумма каждого контракта не превышает 100 000 рублей.

На основании изложенного, с учетом того, что Закон о контрактной системе не содержит иных ограничений на осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в том числе на приобретение одноименных товаров, работ, услуг у одного и того же лица, заказчик вправе осуществлять такие закупки в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в случае соблюдения ограничений для осуществления таких закупок, предусмотренных Законом о контрактной системе. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений».

Администрация (вх. от 16.09.2020 № 8485) предоставила справку, согласно которой, закупка осуществляется Администрацией в соответствии с Законом о контрактной системе.

По мнению Администрации, использование иных способов, закупки нецелесообразно, так как осуществление закупки у единственного поставщика не противоречит требованиям законодательства. Основанием для проведения данной закупки являются возникновение обстоятельств, от которых зависит эффективное бесперебойное выполнение работ в рамках реализации муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории МО Приволжский район» на 2018-2022 годы», что является приоритетной задачей выполнения программы Администрацией. Использование иного способа закупки по причине отсутствия времени является нецелесообразным, в связи с затратой времени и ввиду необходимости эффективного бесперебойного выполнения работ в рамках реализации указанной выше программы, которая не может быть поставлена в зависимость от результатов закупочных процедур, проведение которых требуют времени, а итоги могут быть отрицательными.

По мнению Администрации, расчет начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК) проводился методом анализа ценовых предложений. Для определения НМЦК использовались следующие источники информации: письма, направленные Администрацией хозяйствующим субъектам ООО «Тернов» исх. от 10.08.2018 № 491б, ООО «Строй-КУП» исх. от 10.08.2018 № 491а, ООО ПСП «Управление капитального строительства» от 10.08.2018 № 492.

Администрацией принято решение о заключении договоров (контрактов) с ООО «Строй-КУП», в связи с тем, что указанный поставщик предложил наименьшую стоимость выполнения соответствующих работ.

Управление с изложенными доводами Администрации не согласно, по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 72 БК РФ установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений БК РФ.

Кроме того, статьей 93 БК РФ установлен принцип эффективности использования бюджетных средств означающий, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Законом о контрактной системе.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с Законом о контрактной системе не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Пунктом 2 статьи 3 Закона о контрактной системе установлено, что определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом о контрактной системе случаях, с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

В силу части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Статьей 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта. Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе.

При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (части 1, 2, 4, 5 статьи 24 Закона о контрактной системе).

Статьей 93 Закона о контрактной системе предусмотрены случаи осуществления закупки у единственного поставщика без использования конкретных способов определения поставщиков.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Закупка у единственного поставщика не относится к конкурентным способам закупки, а, следовательно, применение такого метода закупок должно осуществляться исключительно в случаях, установленных законом.

Довод Администрации о направлении трех запросов о предоставлении ценовой информации на выполнение работ по демонтажу конструкций забора, по устройству забора, по устройству подстилающего слоя (ООО «Тернов» исх. от 10.08.2018 № 491б, ООО «Строй-КУП» исх. от 10.08.2018 № 491а, ООО ПСП «Управление капитального строительства» от 10.08.2018 № 492) и получением Администрацией коммерческих предложений от ООО «Тернов» вх. от 21.08.2018 № 990а, ООО ПСП «Управление капитального строительства» вх. от 21.08.2018 № 1000, ООО «Строй-КУП» вх. от 15.08.2018 № 979, по итогам оценки которых было принято решение заключить муниципальные контракты на данные виды работ с ООО «Строй-КУП», опровергается следующими обстоятельствами и материалами дела.

Согласно подпункту 1.2 пункта 1 Инструкции по делопроизводству в Администрации, утвержденную постановлением Администрации от 30.07.2006 № 61 (далее – Инструкция по делопроизводству), положения настоящей Инструкции распространяются на организацию работы с документами независимо от вида носителя, включая подготовку, регистрацию, учет и контроль исполнения, осуществляемые с помощью автоматизированных (компьютерных) технологий.

В соответствии с подпунктом 8.4.13 пункта 8.4 раздела 8 Инструкции по делопроизводству в Управлении делами аппарата Администрации осуществляется учет исходящих документов на основании реестров и разносной книги.

В соответствии с подпунктом 8.2.3 пункта 8.2 раздела 8 Инструкции по делопроизводству поступивший документ регистрируется в журнале регистрации входящей корреспонденции, в который вносятся сведения о корреспонденте, от которого поступил документ, количество листов документа и приложений к нему. В карточке фиксируется краткое содержание документа, указывается, кому документ адресован, дата передачи документа по назначению и другие необходимые данные.

Согласно информации, предоставленной Администрацией (вх. от 16.09.2020 № 8485), копии журналов регистрации входящей и исходящей корреспонденции, Администрацией ведутся в электронном виде, что противоречит Инструкции по делопроизводству.

Запросы Администрации о предоставлении ценовой информации на выполнение работ по демонтажу конструкций забора, по устройству забора, по устройству подстилающего слоя (ООО «Тернов» исх. от 10.08.2018 № 491б, ООО «Строй-КУП» исх. от 10.08.2018 № 491а, ООО ПСП «Управление капитального строительства» от 10.08.2018 № 492), указаны в журнале регистрации исходящей корреспонденции и согласно указанного журнала, вручены указанным трем хозяйствующим субъектам нарочно.

Получение Администрацией коммерческих предложений от ООО «Тернов» вх. от 21.08.2018 № 990а (зарегистрирован в журнале регистрации входящей корреспонденции с датой – 16.08.2018), ООО ПСП «Управление капитального строительства» вх. от 21.08.2018 № 1000, ООО «Строй-КУП» вх. от 15.08.2018 № 979, указаны в журнале регистрации входящей корреспонденции.

Запросы Администрации о предоставлении ценовой информации на выполнение работ по демонтажу конструкций забора, по устройству забора, по устройству подстилающего слоя (ООО «Тернов» исх. от 10.08.2018 № 491б, ООО «Строй-КУП» исх. от 10.08.2018 № 491а, ООО ПСП «Управление капитального строительства» от 10.08.2018 № 492) не содержат адреса, отметок о вручении хозяйствующим субъектам и результатов запросов, в которых Администрация просит предоставить информацию о стоимости выполнения следующих работ:

- работы по демонтажу конструкций забора для благоустройства территории с. Растопуловка Приволжского района Астраханской области;

- работы по устройству забора на участке № 1 для благоустройства территории с. Растопуловка Приволжского района Астраханской области;

- работы по устройству забора на участке № 2 для благоустройства территории с. Растопуловка Приволжского района Астраханской области;

- работы по устройству забора на участке № 3 для благоустройства территории с. Растопуловка Приволжского района Астраханской области;

- работы по устройству подстилающего слоя на участке № 1 для благоустройства территории с. Растопуловка Приволжского района Астраханской области;

- работы по устройству подстилающего слоя на участке № 2 для благоустройства территории с. Растопуловка Приволжского района Астраханской области;

- работы по устройству подстилающего слоя на участке № 3 для благоустройства территории с. Растопуловка Приволжского района Астраханской области;

- работы по устройству подстилающего слоя на участке № 6 для благоустройства территории с. Растопуловка Приволжского района Астраханской области, которые не содержат: подробного описания объекта закупки, включая указание единиц измерения, количества товара, объема работы или услуги и других данных, необходимых для оценки потенциальным исполнителем стоимости работ для определения начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК).

Подпунктом 3.10 пункта 3 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 (далее – Методические рекомендации), запрос на предоставление ценовой информации, направляемый потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю), и (или) запрос о предоставлении ценовой информации, размещаемый в ЕИС (на официальном сайте или иных сайтах) или в печатных изданиях, может содержать:

- подробное описание объекта закупки, включая указание единицы измерения, количества товара, объема работы или услуги;

- перечень сведений, необходимых для определения идентичности или однородности товара, работы, услуги, предлагаемых поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

- основные условия исполнения контракта, заключаемого по результатам закупки, включая требования к порядку поставки продукции, выполнению работ, оказанию услуг, предполагаемые сроки проведения закупки, порядок оплаты, размер обеспечения исполнения контракта, требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества;

- сроки предоставления ценовой информации;

- информацию о том, что проведение данной процедуры сбора информации не влечет за собой возникновение каких-либо обязательств заказчика;

- указание о том, что из ответа на запрос должны однозначно определяться цена единицы товара, работы, услуги и общая цена контракта на условиях, указанных в запросе, срок действия предлагаемой цены, расчет такой цены с целью предупреждения намеренного завышения или занижения цен товаров, работ, услуг.

Указанные в Методических рекомендациях сведения к содержанию запросов Администрации, направленных хозяйствующим субъектам (ООО «Тернов» исх. от 10.08.2018 № 491б, ООО «Строй-КУП» исх. от 10.08.2018 № 491а, ООО ПСП «Управление капитального строительства» от 10.08.2018 № 492), на предоставление ценовой информации, Администрацией оставлены без внимания.

Кроме того, согласно информации, предоставленной ООО «Строй-КУП» (вх. от 21.10.2020 № 9807), директор ООО «Строй-КУП» Григорьев Е.Е. сообщает, что в начале августа 2018 г. ко мне обратился, глава администрации Сапаров М., с предложением предоставить коммерческое предложение по выполнению работ по благоустройству, в связи с чем было дано коммерческое предложения содержащее предложение выполнения работ ООО «Строй-КУП» по следующим видам работ:

- работы по демонтажу конструкций забора для благоустройства территории села Растопуловка Приволжского района Астраханской области 89 408,61руб.;

- работы по устройству забора на участке № 1 для благоустройства территории села Растопуловка Приволжского района Астраханской области 87 139,32 руб.;

- работы по устройству забора на участке № 2 для благоустройства территории села Растопуловка Приволжского района Астраханской области 52 281,74 руб.;

- работы по устройству забора на участке № 3 для благоустройства территории села Растопуловка Приволжского района Астраханской области 70 928,22 руб.;

- работы по устройству подстилающего слоя на участке № 1 для благоустройства территории села Растопуловка Приволжского района Астраханской области 22 039,07 руб.;

- работы по устройству подстилающего слоя на участке № 2 для благоустройства территории села Растопуловка Приволжского района Астраханской области 20 423,77 руб.;

- работы по устройству подстилающего слоя на участке № 3 для благоустройства территории села Растопуловка Приволжского района Астраханской области 8 874,36 руб.;

- работы по устройству подстилающего слоя на участке № 6 для благоустройства территории села Растопуловка Приволжского района Астраханской области 6 785,62 руб.

Далее, как следует из письма директора ООО «Строй-КУП» Григорьев Е.Е. (вх. от 21.10.2020 № 9807, от 14.12.2020 № 11863):

- копия коммерческого предложения, направленного в адрес Администрации не сохранилась, в связи с отсутствием необходимости хранения данного документа;

- копия запроса на выполнение работ, направленного и поступившего от Администрации не сохранилась, в связи с устным предложением главы Администрации;

- журналы по входящей и исходящей корреспонденции ООО «Строй-КУП» не ведутся, в связи с отсутствием необходимости.

Согласно подпункту 3.7.2 пункта 3.7 раздела 3 Методических рекомендаций в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК рекомендуется осуществить несколько следующих процедур, в том числе разместить запрос о предоставлении ценовой информации в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее – ЕИС) (до ввода в эксплуатацию ЕИС на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru.

Комиссия, установила, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте www.zakupki.gov.ru, информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг Администрацией, отсутствует, что подтверждается материалами дела (скриншотом с указанного сайта).

На основании вышеизложенного и документов, имеющихся в материалах дела, Комиссия установила, что запросы о предоставлении ценовой информации Администрацией хозяйствующим субъектам не направлялись, в нарушение частей 5, 6 статьи 22 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 13 статьи 22 Закона о контрактной системе идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке. Определение идентичности товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями (пункт 17 статьи 22 Закона о контрактной системе).

В силу пункта 20 статьи 22 Закона о контрактной системе методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с пунктом 3.5.2 Методических рекомендаций идентичными признаются работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок), Управлением был проведен анализ состояния конкуренции на рынке по благоустройству территории общего пользования (парк) по ул. Румынская, с. Растопуловка Приволжского района Астраханской области.

Согласно пункту 1.3 раздела I Порядка по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.9 раздела X Порядка.

В соответствии с пунктом 10.9 раздела X Порядка по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка. При определении таких границ может приниматься во внимание предмет соглашения, заключенного между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства;

в) определение географических границ товарного рынка.

Согласно пункту 2.1 раздела II Порядка временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

В данном случае исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, сложившихся до момента проведения исследования, в связи с чем проведен ретроспективный анализ состояния конкуренции на указанном товарном рынке.

При определении временного интервала принято во внимание необходимость установления состояния конкуренции на товарном рынке на момент совершения действий, в которых имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно Акту № 2.2.10/10-2019 и материалам дела, Администрацией и ООО «Строй-КУП» заключены 8 договоров (контрактов) на общую сумму 357 881 рубль, предметом, которых являлось благоустройство территории общего пользования (парк) по ул. Румынская, с. Растопуловка Приволжского района Астраханской области в 2018 г.:

1. от 03.09.2018 № 1-Р/5 – выполнение работ по демонтажу конструкций забора, на сумму 89 408,61 руб.;

2. от 13.09.2018 № 3-Р/1 – выполнение работ по устройству подстилающего слоя, на сумму 22 039,07 руб.;

3. от 14.09.2018 № 2-Р/5 – выполнение работ по устройству забора, на сумму 87 139,32 руб.;

4. от 25.09.2018 № 3-Р/5 – выполнение работ по устройству забора, на сумму 52 281,74 руб.;

5. от 01.10.2018 № 4-Р/5 – выполнение работ по устройству забора, на сумму 70 928,22 руб.;

6. от 09.10.2018 № 3-Р/2 – выполнение работ по устройству подстилающего слоя, на сумму 20 423,77 руб.;

7. от 02.11.2018 № 3-Р/3 – выполнение работ по устройству подстилающего слоя, на сумму 8 874,36 руб.;

8. от 16.11.2018 № 3-Р/4 – выполнение работ по устройству подстилающего слоя, на сумму 6 785,62 руб.

Кроме того, согласно подпункту 1.1 пункта I соглашения о предоставлении в 2018 году субсидии из бюджета Астраханской области муниципальному образованию «Приволжский район» Астраханской области на реализацию муниципальных программ формирования современной городской среды от 19.06.2018 № 12642000-1-2018-014, заключенного между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (далее – Минстрой и ЖКХ АО) и Администрацией муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области (далее – АМО «Приволжский район» АО) (далее – Соглашение о предоставлении субсидии), предметом Соглашения о предоставлении субсидии является предоставление из бюджета Астраханской области в 2018 году бюджету муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области субсидии на реализацию муниципальных программ формирования современной городской среды (далее – Субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Минстрою и ЖКХ АО как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств бюджета Астраханской области 017, раздел 05, подраздел 03, целевая статья 25100К5550, вид расходов 521 в рамках подпрограммы «Благоустройство дворовых и общественных территорий в Астраханской области» государственной программы «Формирование современной городской среды на территории Астраханской области».

Далее, согласно подпункту 2.1 пункта II Соглашения о предоставлении субсидии, общий объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2018 году 21 203 628, 56 рублей.

Уведомления по расчетам между бюджетами от 06.03.2018 № 017-10-2018/11, от 06.03.2018 № 017-10-2018/10 были направлены в муниципальное образование «Приволжский район» Астраханской области.

Дальнейшее распределение субсидий поселениям, расположенных в границах района, осуществлялось АМО «Приволжский район» АО.

Согласно платежным поручениям от 04.09.2018 № 242021, от 13.09.2018 № 291394 Финансовое управление муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области перечислили Администрации субсидию в суммах соответственно 1 191 125,71 руб., 808 874,29 руб. в соответствии с Соглашением от 27.08.2018 № 106.

Согласно платежным поручениям Администрации, оплата ООО «Строй-КУП» за выполненные работы выполнялась в период с 04.12.2018 по 14.12.2018.

На основании вышеизложенного временной интервал исследования определен с 04.09.2018 по 14.12.2018, т.е. с момента перечисления субсидии Администрации от Финансового управления муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области и заканчивается датой последней оплаты Администрации ООО «Строй-КУП» денежных средств за выполнение работ. Временной интервал исследования, включает в себя состояние конкуренции на товарном рынке на момент совершения действий, в которых имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Предварительное определение продуктовых границ рынка проводилось в соответствии с пунктом 3.4 раздела III Порядка на основании нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность, общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 3.6 раздела III Порядка выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществлялось путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции или услуг.

Согласно ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) общероссийского классификатора видов экономической деятельности, утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (далее – ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2), ООО «Строй-КУП» осуществляет деятельность, предусмотренную классом 43 раздела F (строительство) ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2.

Благоустройство предусмотрено разными классами ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2 такими как: 42.99 – относится к разделу F (строительство) ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2, 81.3 – относится к разделу N (деятельность по обслуживанию зданий и территорий).

В соответствии с письмом Федеральной налоговой службы от 22.08.2019 г. № СА-17-2/229@ «О рассмотрении обращения» поясняющем, что как указано во введении к ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2, присвоение кодов по ОКВЭД имеет своей целью лишь классификацию и кодирование видов экономической деятельности и информации о них.

Следовательно, присвоение организации какого-либо кода по ОКВЭД не лишает ее права на осуществление иных видов деятельности.

Учитывая, что Администрацией и ООО «Строй-КУП» заключены 8 договоров (контрактов), предметом, которых являлось благоустройство территории общего пользования (парк) по ул. Румынская, с. Растопуловка Приволжского района Астраханской области в 2018 г., за продуктовые границы исследуемого товарного рынка следует принять работы по благоустройству территории общего пользования (парк) по ул. Румынская, с. Растопуловка Приволжского района Астраханской области.

В соответствии с пунктом 4.1 раздела IV Порядка процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Географические границы изучаемого товарного рынка определены пределами муниципального образования «Село Растопуловка» Приволжского района Астраханской области.

Частью 3 статьи 14, пунктом 19 части 1 статьи 14 Закона о местном самоуправлении установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 статьи 14 Закона о местном самоуправлении, в том числе утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 29 Устава выступает заказчиком работ по благоустройству и озеленению территории муниципального образования, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры, муниципального жилья.

Предметом 8 договоров (контрактов) заключенных между Администрацией и ООО «Строй-КУП» являлось благоустройство территории общего пользования (парк) по ул. Румынская, с. Растопуловка Приволжского района Астраханской области, следовательно, географические границы рассматриваемого рынка определены в пределах границ муниципального образования «Село Растопуловка» Приволжского района Астраханской области.

Согласно информации предоставленной Управлением Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области и Республике Калмыкия (вх. от 20.11.2020 № 11011) работы, предусмотренные разделом F ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2 и классом 81 ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2 в 2018 г. осуществляют:

юридические лица (раздел F ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2) – в количестве 299;

индивидуальные предприниматели (раздел F ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2) – в количестве 97;

юридические лица (класс 81 ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2) – в количестве 11;

индивидуальные предприниматели (класс 81 ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2) – в количестве 14, следовательно, указанный рынок является конкурентным.

Вместе с тем, принимая во внимание тождественность предметов вышеуказанных контрактов, временной интервал, в течение которого они были заключены, единую цель контрактов – выполнение работ по благоустройству общественной территории, следовательно, указанные контракты образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную 8 контрактами (договорам) для формального соблюдения ограничений, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Заключение указанных муниципальных контрактов в нарушение норм Закона о контрактной системе противоречит публичным интересам, поскольку нарушает установленный законодателем порядок привлечения хозяйствующих субъектов на товарный рынок, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, так как последние лишены возможности заключить контракт на выполнение работ, предусмотренных в вышеназванных контрактах.

В письме Минэкономразвития России от 29.03.2017 № Д28и-1353 разъяснено, что осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 Закона о контрактной системе носит исключительный характер. Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.

«Искусственное дробление» единой закупки на множество закупок до 100 000 рублей в целях избежания публичных процедур не соответствует целям ведения такой возможности заключения контракта без проведения конкурентных процедур.

Определением Конституционного Суда РФ от 23.11.2017 № 2640-О установлена недопустимость наступления неблагоприятных ситуаций, при которых муниципальный заказчик производит искусственное дробление единого заказа на группу однородных товаров (работ, услуг), чтобы избежать конкурентных процедур определения подрядных организаций для выполнения работ, услуг.

В Постановлении от 05.04.2011 № 14686/10 по делу № А13-10558/2008 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку, а также выявлены контрагенты, предлагающие наилучшие условия выполнения работ, для обеспечения муниципальных нужд.

Заключение посредством проведения закупки у единственного поставщика ряда связанных между собой муниципальных контрактов (договоров), фактически образующих единую сделку, искусственно раздробленную для формального соблюдения специальных ограничений в обход норм Закона о контрактной системе, противоречит его целям и открывает возможность для приобретения хозяйствующими субъектами незаконных имущественных выгод.

Кроме того, конкурентные способы закупки позволяют, либо сэкономить бюджетные средства путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, либо отобрать наилучшие предложения от участников.

В рассматриваемом случае отсутствие публичных процедур не привело к эффективному использованию бюджетных средств, и способствовало созданию преимущественного положения единственного поставщика и лишило возможности других хозяйствующих субъектов, реализовать свое право на заключение договора при участии в конкурентной закупке. В результате, не был обеспечен равный доступ всем потенциальным участникам товарного рынка, что привело (могло привести) к ограничению, устранению конкуренции.

Только путем проведения торгов можно было выявить всех претендентов на заключение муниципального контракта, и предоставить им равные возможности при заключении договоров на проведение работ по благоустройству территории общего пользования (парк) по ул. Румынская, с. Растопуловка Приволжского района Астраханской области.

В результате заключения рассматриваемых контрактов/договоров ООО «Строй-КУП» получило доступ к выполнению работ по благоустройству территории общего пользования (парк) по ул. Румынская, с. Растопуловка Приволжского района Астраханской области, без участия в какой-либо конкурентной борьбе.

Отсутствие публичных процедур в данном случае не соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств, предполагающему, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности), согласно статьи 34 БК РФ.

Действия органов государственной власти и органов местного самоуправления по заключению договоров (контрактов) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг в «обход» обязательных процедур торгов или иных конкурентных способов определения поставщика приводят к недопущению, устранению, ограничению конкуренции и рассматриваются в практике антимонопольных органов в качестве нарушений статьи 15 или статьи 16 Закона о защите конкуренции (письмо ФАС России от 04.07.2018 № ИА/50875/18 «О нарушении органами власти антимонопольного законодательства при приобретении имущества без проведения конкурентных процедур»).

В соответствии с пунктами 7, 17, 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; признаки ограничения конкуренции – сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации; соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Из анализа положений статьи 16 Закона о защите конкуренции следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении названной статьи Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Искусственное дробление единой закупки на множество закупок до ста тысяч рублей каждая, в целях исключения публичных процедур, не соответствует целям введения такой возможности заключения контракта без проведения конкурентных процедур. Фактически в данном случае спорные контракты образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленные самостоятельными контрактами для формального соблюдения ограничений (сто тысяч рублей), предусмотренных Законом о контрактной системе.

Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Обязанность проверять соответствие положений договора и правовых оснований для его заключения действующему законодательству, в том числе Закону о защите конкуренции и Закону о контрактной системе, возложена на обе стороны договора.

Заключение договора, являющегося согласованием воли сторон обо всех существенных условиях, в том числе противоречащих законодательству о контрактной системе и антимонопольному законодательству, свидетельствует о наличии антиконкурентного соглашения.

Действия Администрации и ООО «Строй-КУП» по заключению контрактов без проведения конкурентных процедур привели к реальному устранению конкуренции на рынке выполнения спорных работ.

Согласно информации Управления ФНС России по Астраханской области ООО «Строй-КУП», предоставляло налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2017 г., 2018 г., 2019 г. и суммы, полученных доходов ООО «Строй-КУП» за налоговый период составляют соответственно 3 909 607 руб., 6 653 743 руб., 913 602 руб.

Кроме того, согласно письменной позиции Администрации (вх. от 25.01.2021 № 555) на заключение об обстоятельствах дела от 16.12.2020 № 030/01/16-637/2020, Администрация признала заключение 8 муниципальных контрактов с ООО «Строй-КУП» на проведение работ по благоустройству территории общего пользования (парк) по ул. Румынская, с. Растопуловка Приволжского района Астраханской области с нарушением пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

При этом согласно пункту 18 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, заключение договора с единственным поставщиком и отсутствие конкурентных процедур способствовало созданию преимущественного положения единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) – ООО «Строй-КУП» и лишило возможности иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение контракта.

Как следует из материалов дела, Администрация и ООО «Строй-КУП» заключили устное антиконкурентное соглашение, результатам которого явилось искусственное дробление единой закупки на 8 муниципальных контрактов на проведение работ по благоустройству территории общего пользования (парк) по ул. Румынская, с. Растопуловка Приволжского района Астраханской области.

Таким образом действия Администрации и ООО «Строй-КУП» по заключению 8 муниципальных контрактов на проведение работ по благоустройству территории общего пользования (парк) по ул. Румынская, с. Растопуловка Приволжского района Астраханской области в «обход» обязательных процедур торгов или иных конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отвечают признакам ограничения конкуренции, которые привели к ограничению доступа на товарный рынок и устранению с него хозяйствующих субъектов, тем самым нарушили запрет установленный пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

В связи с тем, что 8 муниципальных контрактов на проведение работ по благоустройству территории общего пользования (парк) по ул. Румынская, с. Растопуловка Приволжского района Астраханской области, были заключены Администрацией с ООО «Строй-КУП» и исполнены в период с 04.09.2018 по 14.12.2018, Комиссия Астраханского УФАС России не находит оснований для выдачи предписаний Администрации, ООО «Строй-КУП».

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Администрацию муниципального образования «Село Растопуловка» Астраханской области и Общество с ограниченной ответственностью «Строй-КУП» нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Основания для прекращения рассмотрения дела, указанные в статье 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», отсутствуют.

3. Администрации муниципального образования «Село Растопуловка» Астраханской области предписание не выдавать.

4. Обществу с ограниченной ответственностью «Строй-КУП» предписание не выдавать.

5. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции отсутствуют.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

Председатель Комиссии

Т.Н. Камакина

 

 

 

 

Члены Комиссии:

О.Г. Матвеева

 

 

 

И.А. Соколов

 

 

 

А.О. Платова

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны