Решение б/н Решение по жалобе ООО "Орлан плюс" на Минздрав АО от 12 декабря 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, а/я 267, тел (851-2) 39-05-80 e-mail: to30@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ №168-РЗ-04-11

по делу о нарушении законодательства о размещении заказов

 

«30» ноября 2011г. г. Астрахань

 

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов на территории Астраханской области, утвержденная приказами руководителя Астраханского УФАС России (далее – Комиссия ), в составе:

председатель комиссии

Меркулов Н.С. - руководитель Управления;

члены комиссии:

Луковкина И.В. – начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

Лапшина И.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

Шилкина Е.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,

в присутствии представителя ООО «Орлан-Плюс» ), представителей министерства здравоохранения Астраханской области , а также в присутствии независимых экспертов Управления ФТЭК по Южному и Северно-Кавказкому федеральным округам , рассмотрев жалобу ООО «Орлан-Плюс» (адрес: 414056, г. Астрахань, ул. Бакинская, 128) на действия государственного заказчика министерства здравоохранения Астраханской области (адрес: 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 16в) при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание в 2011 году услуг по созданию первой очереди регионального фрагмента единой государственной информационной системы в здравоохранении для государственных нужд Астраханской области (номер извещения: 0125200000711000428), на основании ст.17 Федерального закона от 21.07.2005 №-94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), приказов ФАС России от 01.09.2006 №228, от 14.05.2008 №163, от 14.11.2009 №379,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Астраханское УФАС России (далее – Управление) 23.11.2011 поступила жалоба ООО «Орлан-Плюс» (далее – Заявитель) на действия государственного заказчика министерства здравоохранения Астраханской области (далее – Заказчик; Министерство) при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание в 2011 году услуг по созданию первой очереди регионального фрагмента единой государственной информационной системы в здравоохранении для государственных нужд Астраханской области (номер извещения: 0125200000711000428) (далее – открытый аукцион).

По мнению Заявителя, аукционная документация в электронной форме на оказание в 2011 году услуг по созданию первой очереди регионального фрагмента единой государственной информационной системы в здравоохранении для государственных нужд Астраханской области (далее — аукционная документация) не соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, а именно:

1. Заказчик, объединив в рамках одного лота поставку оборудования, установку и монтаж (наладка), обучение, развертывание, модернизация локально-вычислительных сетей, тем самым ограничил количество участников открытого аукциона, что в свою очередь привело к нарушению требований Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

2. Заказчик незаконно установил в аукционной документации требование к участникам размещения заказа о наличии у них следующих действующих лицензий ФСТЭК России: на проведение работ, связанных с созданием средств защиты информации; на деятельность по технической защите конфиденциальной информации; на деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации.

На основании изложенного, Заявитель просит рассмотреть жалобу и принять меры в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.

 

Представители Министерства не согласились с жалобой Заявителя и считают действия Заказчика законными и обоснованными.

 

Комиссия, установив фактические обстоятельства дела, оценив имеющиеся доказательства (документы) в материалах дела, приходит к следующему выводу.

Заказчик 10.11.2011 разместил на сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте электронной площадки Сбербанк-АСТ www.sberbank-ast.ru в сети «Интернет» извещение о проведении открытого аукциона и аукционную документацию (далее – аукционная документация). Как следует из указанных документов начальная (максимальная) цена государственного контракта 64 387 600 руб.

В аукционной документации Заказчик установил требование к участникам размещения заказа о представлении в составе второй части аукционной заявки копии действующих лицензий ФСТЭК России:

  • на проведение работ, связанных с созданием средств защиты информации;

- на деятельность по технической защите конфиденциальной информации;

- на деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации.

Независимые эксперты в ходе рассмотрения жалобы пояснили следующее: «Федеральный закон от 4 мая 2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности (п. 1 ст. 2).

Согласно пп. 4, 5 п. 1 ст. 12 указанного закона лицензированию подлежат следующие виды деятельности: разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации; деятельность по технической защите конфиденциальной информации.

Порядок лицензирования деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями определяется «Положением о лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации».

Порядок лицензирования деятельности по технической защите конфиденциальной информации, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями определяется «Положением о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации».

Данные Положения устанавливают лицензионные требования и условия осуществления данного вида деятельности.

Поскольку создаваемая информационная система является государственной информационной системой, то информация, содержащаяся в рассматриваемой государственной информационной системе, является государственным информационным ресурсом. Информационные ресурсы, подлежащие обработке в региональном фрагменте ЕГИСЗ, содержат конфиденциальную информацию, подлежащую защите.

Нормативно-методическим документом, устанавливающим порядок организации работ, требования и рекомендации по обеспечению технической защиты конфиденциальной информации являются «Специальные требования и рекомендации по технической защите конфиденциальной информации (СТР-К)». Привлекаемые для разработки мер защиты конфиденциальной информации сторонние организации должны иметь лицензии на право проведения соответствующих работ (п. 2.15 СТР-К).

Приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 5 февраля 2010 г. №58 «Об утверждении Положения о методах и способах защиты информации в информационных системах персональных данных» устанавливаются методы и способы защиты персональных данных при их обработке в информационных системах.

В соответствии с п. 4.19 ГОСТ Р 51583-2000 «Порядок создания автоматизированных систем в защищенном исполнении» за обеспечение создания автоматизированной системы в защищенном исполнении (АСЗИ) несут ответственность: заказчик, предприятие-разработчик, предприятие-изготовитель.

При этом общее руководство работами по защите информации (ЗИ) при создании АСЗИ в целом осуществляет главный конструктор АСЗИ или его заместители, а при создании компонентов АСЗИ - главные конструктора этих компонентов или их заместители. Методическое руководство работами по ЗИ в АСЗИ в процессе жизненного цикла АСЗИ осуществляют подразделения организаций (штатные специалисты) по ЗИ, участвующие в создании АСЗИ.

Реализация мероприятий по созданию специальной подсистемы информационной безопасности и защиты персональных данных в составе создаваемой информационной системы «Региональный фрагмент ЕГИСЗ для государственных нужд Астраханской области» возлагается на организацию- исполнителя. Данный вид деятельности требует наличия у исполнителя лицензии на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации.

В ходе создания регионального фрагмента ЕГИСЗ в защищенном исполнении предусмотрена разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации. Данный вид деятельности требует наличия у исполнителя лицензии на осуществление деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации.

Отдельные компоненты регионального фрагмента ЕГИСЗ предусмотрено размещать в помещениях, предназначенных для ведения переговоров, в ходе которых обсуждаются вопросы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну. В соответствии с п.1 Указа Президента Российской Федерации от 17 марта 2008 г. № 351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно- телекоммуникационных сетей международного информационного обмена» размещение технических средств, подключаемых к информационно- телекоммуникационным сетям международного информационного обмена, в помещениях, предназначенных для ведения переговоров, в ходе которых обсуждаются вопросы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется только при наличии сертификата, разрешающего эксплуатацию таких технических средств в указанных помещениях.

Согласно статьи 27 закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Порядок лицензирования деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм (далее именуются - предприятия) по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, устанавливается «Положением о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны»''.

На настоящий момент в Российской Федерации осуществляют свою деятельность организации, имеющие лицензии на осуществление названных выше видов лицензируемой деятельности.

Лицензию на право проведения работ, связанных с созданием средств защиты информации, в Южном федеральном округе имеют 28 организаций...

Лицензию на осуществление деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации на территории Российской Федерации имеют более 800 организаций.

Лицензию на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации на территории Российской Федерации имеют около 1500 организаций...

В связи с тем, что для информационных систем персональных данных и для государственных автоматизированных систем, обрабатывающих конфиденциальную информацию, установлены требования по технической защите информации (п. 3.16 СТР-К, п. 2 «Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2007 г. №781, «Положение о методах и способах защиты информации в информационных системах персональных данных», утверждено приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 5 февраля 2010 г. № 58), при выборе оборудования для поставки организация-исполнитель обязана обеспечить их выполнение либо осуществить необходимую доработку оборудования.

Выполнение подобных работ возможно только при наличии соответствующих лицензий ФСТЭК России».

Учитывая мнение независимых экспертов, которые обладают специальными познаниями в области создания единой государственной системы, соответствующей требованиям действующего законодательства Российской Федерации, Комиссия не находит в действиях Заказчика нарушений законодательства о размещении заказов.

Кроме того, следует отметить, что в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 14 ноября 2007 г. N 379, Комиссия не наделена полномочиями по установлению факта наличия либо отсутствия нарушения антимонопольного законодательства.

Следовательно, довод Заявителя о том, что «Заказчик незаконно объединил в рамках одного лота различные по виду работ, услуг и поставки товара, что в свою очередь привело к нарушению требований Закона о защите конкуренции», Комиссия не может рассматривать в рамках данного дела.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Орлан-Плюс» на действия государственного заказчика министерства здравоохранения Астраханской области при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание в 2011 году услуг по созданию первой очереди регионального фрагмента единой государственной информационной системы в здравоохранении для государственных нужд Астраханской области (номер извещения: 0125200000711000428) необоснованной.

2. Передать материалы данного дела для рассмотрения вопроса о наличии в действиях министерства здравоохранения Астраханской области признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны