Решение б/н Решение и предписание в отношении ООО "Лукойл ТТК" и ТСЖ "До... от 5 октября 2012 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, а/я 267, тел.: (8512) 39-05-80, 39-29-54, 44-79-30
РЕШЕНИЕ
25 апреля 2012 года г. Астрахань
Резолютивная часть решения объявлена 11.04.2012
Полный текст решения изготовлен 25.04.2012
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе: председателя Комиссии - руководителя Астраханского УФАС России <............>, членов Комиссии — заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий <...........>, ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий <............>,
рассмотрев дело № 05-К-03-12 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» (далее также - ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК», Общество, энергоснабжающая организация) (юр. адрес: 400120, г. Волгоград, ул. Елецкая, 1а) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России (далее по тексту — Управление) 08.12.2011 (вх. № 10373) поступило заявление ТСЖ «Доверие» о нарушении антимонопольного законодательства ООО «Лукойл-Теплотранспортная компания» (далее также — ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК», Общество, энергоснабжающая организация).
По мнению заявителя, метод расчета за поставленную Обществом ТСЖ «Доверие» тепловую энергию в горячей воде, нарушает нормативно - правовые акты, регулирующие порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
Изложенное явилось основанием для обращения ТСЖ «Доверие» в антимонопольный орган.
Представитель ответчика по делу с изложенными в заявлении ТСЖ «Доверие» доводами не согласен, утверждает, что на момент подписания договора № 500259 от 08.11.2011 (далее также — договор) между ТСЖ «Доверие» и ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» органы власти Астраханской области не утвердили нормативы потребления коммунальных услуг, и, как следствие, стороны при подписании договора согласовали ориентировочные объемы потребления.
Следовательно, при выставлении счета-фактуры ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» не нарушало порядок расчета с ТСЖ «Доверие».
В результате рассмотрения указанного заявления установлено следующее.
Между ТСЖ «Доверие» и ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» заключен договор энергоснабжения тепловой энергией в горячей воде от 08.11.2010 № 500259.
По состоянию на 08.12.2011 (дата поступления жалобы в Астраханское УФАС России) многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Астрахань, ул. Тургенева, дом 8 не был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии.
В 2011 году ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» выставляло ТСЖ «Доверие» счета №АС01-0001388 от 31.01.2011, № 0003594 от 28.02.2011 на оплату тепловой энергии в горячей воде, где расчет платы за коммунальные услуги производился не в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее по тексту — Правила № 307).
Согласно представленным счетам Общество рассчитывало сумму за потребленный ТСЖ «Доверие» энергоресурс исходя из объема (Гкал) поставленной тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденного постановлением № 84 от 24.11.2010. Однако Правилами № 307 данный способ расчета тепловой энергии не предусмотрен.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В соответствии с абзацем 2 пункта 7 Правил № 307, собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Правил №307, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил №307.
Пунктом 8 Правил №307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307 размер платы за отопление в многоквартирном жилом помещении многоквартирного дома один раз в год корректируется исполнителем по определенной формуле. Формулы корректировки предусматривают включение показателей, определяемых ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Вместе с тем, нормативного правового акта, регламентирующего расчетный метод определения количества поставленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета, в настоящее время в установленном законом порядке не принято.
Согласно пунктам 25, 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее — Правила №306), при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей учитываются, в том числе, нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 19 Правил № 307, предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам № 307 в следующем порядке:
1) размер платы за отопление (руб.) в жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:
P = S x N x T,
где:
S - общая площадь помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
N - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв.м);
T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
В силу названной нормы расчет ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» за поставленную тепловую энергию заявителю при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета должен производится по указанной формуле.
В соответствии с первым абзацем пункта 19 Правил №307 за январь и февраль 2011 Общество должно было начислить ТСЖ «Доверие» (без НДС) ― 48556,78 рублей (2130,4 * 781,63 * 0,02916 = 48556,78),
где:
- 2130,4 (м2) ― общая полезная площадь дома, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Тургенева, дом 8 (технический паспорт на жилой дом кварт. № 210);
- 0,02916 (Гкал/кв.м) ― норматив потребления тепловой энергии для населения на отопление жилых зданий, утвержденный постановлением администрации города Астрахани от 10.01.2003 №26 (далее — Постановление № 26);
781,63 (руб./Гкал) - тариф на тепловую энергию, утвержденный постановлением службы по тарифам Астраханской области N 84 от 24.11.2010 (далее — Постановление № 84).
Однако согласно счетам № АС01-0001388 от 31.01.2011 и № АС01-0003594 от 28.02.2011 ТСЖ «Доверие» за поданную Обществом тепловую энергию в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Астрахань, ул. Тургенева , дом 8, было начислено (без НДС) ― 65030,82 рублей (83,198985 * 781,63 = 65030,82) и 72 347,93 рублей (92,560333 * 781,63 = 72347,93) соответственно
где:
83,198985 (Гкал) ― количество поставленной тепловой энергии (счет № АС01-0001388 от 31.01.2011);
72347,93(Гкал) ― количество поставленной тепловой энергии (счет № АС01-0003594 от 28.02.2011);
781,63 (руб./Гкал) - тариф на тепловую энергию, утвержденный Постановлением N 84.
Из представленного расчета видно, что выставление Обществом счетов № АС01-0001388 от 31.01.2011 и № АС01-0003594 от 28.02.2011 на оплату тепловой энергии, привело к увеличению размера оплаты ТСЖ «Доверие» за потребленный энергоресурс.
Со слов заявителя указанные счета были оплачены в полном объеме и Обществом данный факт не опровергался.
На момент выставления ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» ТСЖ «Доверие» счетов № АС01-0001388 от 31.01.2011 и № АС01-0003594 от 28.02.2011 нормативы потребления коммунальных услуг органами государственной власти Астраханской области не были утверждены, но действовали нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением № 26, и как следствие, Общество должно было руководствоваться при расчете сумм за потребленный ТСЖ «Доверие» в январе и феврале 2011 энергоресурс Постановлением № 26.
Из изложенного следует, что суммы за потребленный ТСЖ «Доверие» энергоресурс Обществом должны были рассчитываться в соответствии с пунктом 19 Правил № 307.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Между тем, коммунальный ресурс приобретался ТСЖ «Доверие» у ООО «ЛУКОЙЛ — ТТК» (далее по тексту — ресурсоснабжающая организация) не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам — потребителям коммунальной услуги (договор управления многоквартирным домом).
В рамках рассматриваемых правоотношений ТСЖ «Доверие» не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов товарищества собственников жилья.
Приказом Астраханского УФАС России № 194-п от 04.08.2011 ООО «ЛУКОЙЛ — ТТК» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, по товарной группе «оказание услуг по теплоснабжению» в границах города Астрахани с долей более 50 процентов и в силу статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на данном рынке и, как следствие, на рынке реализации тепловой энергии и теплоносителя Товариществу собственников жилья «Доверие».
Выставление Обществом завышенных счетов за отпущенную тепловую энергию в многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Астрахань, ул. Тургенева, дом 8, привело к ущемлению интересов ТСЖ «Доверие» и граждан — потребителей.
Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ООО «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением на рынке реализации тепловой энергии и теплоносителя Товариществу собственников жилья «Доверие» в виде выставления ТСЖ «Доверие» счетов от 31.01.2011 № АС01-0001388 и от 28.02.2011 № АС01-3594 на оплату необоснованно завышенных объемов тепловой энергии, результатом которого явилось ущемление интересов ТСЖ «Доверие».
2. Выдать ООО «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства и о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, с требованием:
1) в срок не позднее 5 рабочих дней с момента получения настоящего предписания произвести перерасчет количества отпущенной ООО «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» и потребленной ТСЖ «Доверие» в январе и феврале 2011 года тепловой энергии в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307;
2) в срок не позднее 5 рабочих дней с момента исполнения пункта 1 настоящего предписания сообщить в Астраханское УФАС России о его исполнении, представив подтверждающие исполнение данного пункта предписания документы;
3) с момента получения настоящего предписания при осуществлении с ТСЖ «Доверие» расчетов за отпускаемую ООО «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» и потребляемую ТСЖ «Доверие» тепловую энергию не допускать завышение объемов тепловой энергии.
3. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.
4. Основания для иных принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции отсутствуют.
Председатель комиссии ___________________ <................>
Члены комиссии ___________________ <..................>
<..............>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, а/я 267, тел.: (8512) 39-05-80, 39-29-54, 44-79-30
ПРЕДПИСАНИЕ № 05-К-03-12
25 апреля 2012 года г. Астрахань
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе: председателя Комиссии - руководителя Астраханского УФАС России <..............>, членов Комиссии — заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий <.............>, ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий <.............>,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту — Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 25.04.2012 по делу № 05-К-03-12 о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» (далее - ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК») (юр. адрес: 400120, г. Волгоград, ул. Елецкая, 1а) части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК»:
1) в срок не позднее 5 рабочих дней с момента получения настоящего предписания произвести перерасчет количества отпущенной ООО «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» и потребленной ТСЖ «Доверие» в январе и феврале 2011 года тепловой энергии в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307;
2) в срок не позднее 5 рабочих дней с момента исполнения пункта 1 настоящего предписания сообщить в Астраханское УФАС России о его исполнении, представив подтверждающие исполнение данного пункта предписания документы;
3) с момента получения настоящего предписания при осуществлении с ТСЖ «Доверие» расчетов за отпускаемую ООО «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» и потребляемую ТСЖ «Доверие» тепловую энергию не допускать завышение объемов тепловой энергии.
Председатель комиссии ___________________ <......>
Члены комиссии ___________________ <.........>
<.......>
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.
Привлечение к административной ответственности не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.