Решение б/н Решение и предписание в отношении ООО "Лукойл ТТК" и ТСЖ "До... от 5 октября 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, а/я 267, тел.: (8512) 39-05-80, 39-29-54, 44-79-30

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

25 апреля 2012 года г. Астрахань

 

Резолютивная часть решения объявлена 11.04.2012

Полный текст решения изготовлен 25.04.2012

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе: председателя Комиссии - руководителя Астраханского УФАС России <............>, членов Комиссии — заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий <...........>, ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий <............>,

рассмотрев дело № 05-К-03-12 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» (далее также - ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК», Общество, энергоснабжающая организация) (юр. адрес: 400120, г. Волгоград, ул. Елецкая, 1а) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Астраханское УФАС России (далее по тексту — Управление) 08.12.2011 (вх. № 10373) поступило заявление ТСЖ «Доверие» о нарушении антимонопольного законодательства ООО «Лукойл-Теплотранспортная компания» (далее также — ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК», Общество, энергоснабжающая организация).

По мнению заявителя, метод расчета за поставленную Обществом ТСЖ «Доверие» тепловую энергию в горячей воде, нарушает нормативно - правовые акты, регулирующие порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.

Изложенное явилось основанием для обращения ТСЖ «Доверие» в антимонопольный орган.

Представитель ответчика по делу с изложенными в заявлении ТСЖ «Доверие» доводами не согласен, утверждает, что на момент подписания договора № 500259 от 08.11.2011 (далее также — договор) между ТСЖ «Доверие» и ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» органы власти Астраханской области не утвердили нормативы потребления коммунальных услуг, и, как следствие, стороны при подписании договора согласовали ориентировочные объемы потребления.

Следовательно, при выставлении счета-фактуры ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» не нарушало порядок расчета с ТСЖ «Доверие».

В результате рассмотрения указанного заявления установлено следующее.

Между ТСЖ «Доверие» и ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» заключен договор энергоснабжения тепловой энергией в горячей воде от 08.11.2010 № 500259.

По состоянию на 08.12.2011 (дата поступления жалобы в Астраханское УФАС России) многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Астрахань, ул. Тургенева, дом 8 не был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии.

В 2011 году ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» выставляло ТСЖ «Доверие» счета №АС01-0001388 от 31.01.2011, № 0003594 от 28.02.2011 на оплату тепловой энергии в горячей воде, где расчет платы за коммунальные услуги производился не в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее по тексту — Правила № 307).

Согласно представленным счетам Общество рассчитывало сумму за потребленный ТСЖ «Доверие» энергоресурс исходя из объема (Гкал) поставленной тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденного постановлением № 84 от 24.11.2010. Однако Правилами № 307 данный способ расчета тепловой энергии не предусмотрен.

Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

В соответствии с абзацем 2 пункта 7 Правил № 307, собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Правил №307, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил №307.

Пунктом 8 Правил №307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307 размер платы за отопление в многоквартирном жилом помещении многоквартирного дома один раз в год корректируется исполнителем по определенной формуле. Формулы корректировки предусматривают включение показателей, определяемых ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Вместе с тем, нормативного правового акта, регламентирующего расчетный метод определения количества поставленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета, в настоящее время в установленном законом порядке не принято.

Согласно пунктам 25, 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее — Правила №306), при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей учитываются, в том числе, нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 19 Правил № 307, предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в жилых помещениях определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам № 307 в следующем порядке:

1) размер платы за отопление (руб.) в жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле:

P = S x N x T,

где:

S - общая площадь помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

N - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв.м);

T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).

В силу названной нормы расчет ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» за поставленную тепловую энергию заявителю при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета должен производится по указанной формуле.

В соответствии с первым абзацем пункта 19 Правил №307 за январь и февраль 2011 Общество должно было начислить ТСЖ «Доверие» (без НДС) ― 48556,78 рублей (2130,4 * 781,63 * 0,02916 = 48556,78),

где:

- 2130,4 (м2) ― общая полезная площадь дома, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Тургенева, дом 8 (технический паспорт на жилой дом кварт. № 210);

- 0,02916 (Гкал/кв.м) ― норматив потребления тепловой энергии для населения на отопление жилых зданий, утвержденный постановлением администрации города Астрахани от 10.01.2003 №26 (далее — Постановление № 26);

  • 781,63 (руб./Гкал) - тариф на тепловую энергию, утвержденный постановлением службы по тарифам Астраханской области N 84 от 24.11.2010 (далее — Постановление № 84).

Однако согласно счетам № АС01-0001388 от 31.01.2011 и № АС01-0003594 от 28.02.2011 ТСЖ «Доверие» за поданную Обществом тепловую энергию в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Астрахань, ул. Тургенева , дом 8, было начислено (без НДС) ― 65030,82 рублей (83,198985 * 781,63 = 65030,82) и 72 347,93 рублей (92,560333 * 781,63 = 72347,93) соответственно

где:

  • 83,198985 (Гкал) ― количество поставленной тепловой энергии (счет № АС01-0001388 от 31.01.2011);

  • 72347,93(Гкал) ― количество поставленной тепловой энергии (счет № АС01-0003594 от 28.02.2011);

781,63 (руб./Гкал) - тариф на тепловую энергию, утвержденный Постановлением N 84.

Из представленного расчета видно, что выставление Обществом счетов № АС01-0001388 от 31.01.2011 и № АС01-0003594 от 28.02.2011 на оплату тепловой энергии, привело к увеличению размера оплаты ТСЖ «Доверие» за потребленный энергоресурс.

Со слов заявителя указанные счета были оплачены в полном объеме и Обществом данный факт не опровергался.

На момент выставления ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» ТСЖ «Доверие» счетов № АС01-0001388 от 31.01.2011 и № АС01-0003594 от 28.02.2011 нормативы потребления коммунальных услуг органами государственной власти Астраханской области не были утверждены, но действовали нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением № 26, и как следствие, Общество должно было руководствоваться при расчете сумм за потребленный ТСЖ «Доверие» в январе и феврале 2011 энергоресурс Постановлением № 26.

Из изложенного следует, что суммы за потребленный ТСЖ «Доверие» энергоресурс Обществом должны были рассчитываться в соответствии с пунктом 19 Правил № 307.

В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Между тем, коммунальный ресурс приобретался ТСЖ «Доверие» у ООО «ЛУКОЙЛ — ТТК» (далее по тексту — ресурсоснабжающая организация) не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам — потребителям коммунальной услуги (договор управления многоквартирным домом).

В рамках рассматриваемых правоотношений ТСЖ «Доверие» не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов товарищества собственников жилья.

Приказом Астраханского УФАС России № 194-п от 04.08.2011 ООО «ЛУКОЙЛ — ТТК» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, по товарной группе «оказание услуг по теплоснабжению» в границах города Астрахани с долей более 50 процентов и в силу статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на данном рынке и, как следствие, на рынке реализации тепловой энергии и теплоносителя Товариществу собственников жилья «Доверие».

Выставление Обществом завышенных счетов за отпущенную тепловую энергию в многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Астрахань, ул. Тургенева, дом 8, привело к ущемлению интересов ТСЖ «Доверие» и граждан — потребителей.

Часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещает действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением на рынке реализации тепловой энергии и теплоносителя Товариществу собственников жилья «Доверие» в виде выставления ТСЖ «Доверие» счетов от 31.01.2011 № АС01-0001388 и от 28.02.2011 № АС01-3594 на оплату необоснованно завышенных объемов тепловой энергии, результатом которого явилось ущемление интересов ТСЖ «Доверие».

2. Выдать ООО «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства и о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, с требованием:

1) в срок не позднее 5 рабочих дней с момента получения настоящего предписания произвести перерасчет количества отпущенной ООО «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» и потребленной ТСЖ «Доверие» в январе и феврале 2011 года тепловой энергии в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307;

2) в срок не позднее 5 рабочих дней с момента исполнения пункта 1 настоящего предписания сообщить в Астраханское УФАС России о его исполнении, представив подтверждающие исполнение данного пункта предписания документы;

3) с момента получения настоящего предписания при осуществлении с ТСЖ «Доверие» расчетов за отпускаемую ООО «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» и потребляемую ТСЖ «Доверие» тепловую энергию не допускать завышение объемов тепловой энергии.

3. Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

4. Основания для иных принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции отсутствуют.

 

 

 

Председатель комиссии ___________________ <................>

 

Члены комиссии ___________________ <..................>

 

<..............>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.

 

 

 

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, а/я 267, тел.: (8512) 39-05-80, 39-29-54, 44-79-30

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 05-К-03-12

 

25 апреля 2012 года г. Астрахань

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе: председателя Комиссии - руководителя Астраханского УФАС России <..............>, членов Комиссии — заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий <.............>, ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий <.............>,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту — Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 25.04.2012 по делу № 05-К-03-12 о нарушении Обществом с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» (далее - ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК») (юр. адрес: 400120, г. Волгоград, ул. Елецкая, 1а) части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК»:

1) в срок не позднее 5 рабочих дней с момента получения настоящего предписания произвести перерасчет количества отпущенной ООО «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» и потребленной ТСЖ «Доверие» в январе и феврале 2011 года тепловой энергии в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307;

2) в срок не позднее 5 рабочих дней с момента исполнения пункта 1 настоящего предписания сообщить в Астраханское УФАС России о его исполнении, представив подтверждающие исполнение данного пункта предписания документы;

3) с момента получения настоящего предписания при осуществлении с ТСЖ «Доверие» расчетов за отпускаемую ООО «ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания» и потребляемую ТСЖ «Доверие» тепловую энергию не допускать завышение объемов тепловой энергии.

 

Председатель комиссии ___________________ <......>

 

Члены комиссии ___________________ <.........>

 

<.......>

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.

Привлечение к административной ответственности не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны