Решение б/н Решение по делу № 28-К-03-14 от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, а/я 267, тел./факс: (8512) 39-05-80

 

РЕШЕНИЕ

 

 

05  мая   2014 года                                                                                              г. Астрахань

 

Резолютивная часть решения оглашена 17.04.2014

В полном объеме решение изготовлено 05.05.2014

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе: председателя Комиссии — заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления П.Л. Потылицына, членов Комиссии —главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления М.В. Литвинова и ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления  Л.Ю. Кузьминой,  рассмотрев дело №28-К-03-14 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» (далее - ОАО «МРСК Юга», Общество) (юр. адрес: 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 49; дата государственной регистрации в качестве юридического лица — 28.06.2007; ИНН 6164266561)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также — Закон о защите конкуренции)

при участии представителя ответчика (ОАО «МРСК Юга»)   «......». «......». «.......»  (доверенность  от 10.01.2014  №1-25, срок действия полномочий  по 31.12.2014),  заявителя «.......» «.......» «......», представителя  заявителя «.....». «......». «........»   (доверенность  от 14.09.2011 №6-6069, срок действия полномочий  по 14.09.2014) и представителя  заинтересованного лица (ОАО «Астраханская энергосбытовая компания») «.......». «......». «......» (доверенность  от 18.03.2014 №539 срок действия полномочий  по 18.03.2015),

УСТАНОВИЛА:

В Астраханское УФАС России обратился  «......» «......» «......»  (адрес: «......», «......», «......») с заявлением от 14.11.2013 (вх.11681 от 19.11.2013) о нарушении Открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» антимонопольного законодательства путем   необоснованного составления  акта  от 04.10.2013  №093-0748Б о неучтенном потреблении электрической энергии у бытового потребителя  по факту бездоговорного потребления  электрической  энергии на  объекте - жилой дом  по адресу:  «......», «......»,«......», принадлежащем  «......» «......».«......».  и в  выставлении «......» «......».«......». к оплате счета от 09.10.2013 №30-00-0000034  на сумму 1412733,96 рублей, результатом чего явилось ущемление  интересов «......» «......». «......».

            На основании вышеизложенного  заявитель просил разобраться в  сложившейся ситуации   и принять соответствующие меры реагирования.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 39  Закона о защите конкуренции заявление юридического или физического лица является основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Приказом руководителя Астраханского УФАС России от 19.02.2014  №69-п было возбуждено дело №28-К-03-14 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга»  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 Определением  от 18.03.2014  к участию в  рассмотрении дела  в качестве   заинтересованного лица  было привлечено ОАО «Астраханская  энергосбытовая  компания».

На рассмотрении дела  заявитель  «......» «......» «......»   доводы, изложенные в заявлении о нарушении антимонопольного законодательства, поддержал.

ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» в материалы дела представлены затребованные у него Комиссией  сведения (письмо  от 15.04.2014 №20/2-1-06/129 и приложения к нему), из которых следует,  что  в соответствии с приказом Министерства по топливно-энергетическому комплексу и природным ресурсам Астраханской области от 13.10.2006 № 51-О  и протоколом  совещания совместной рабочей группы от  01.11.2007 ОАО «Астраханская  энергосбытовая  компания» приняла на себя обязательства по заключению  договоров  энергоснабжения  на условиях  договоров ранее заключенных между потребителями и МУП г.Астрахани «Астркоммунэнерго». В связи с этим в 2008 году ОАО  «Астраханская  энергосбытовая  компания» открыло лицевой счет №240402214277  для оплаты электрической энергии, отпускаемой на объект - жилой дом  по адресу : «......», «......», «......», на гражданина   «......» «......».«......».  Данный лицевой счет  был передан гарантирующим поставщиком на обслуживание в ООО «ЕИРЦ  г. Астрахани».

С 28.06.2010 право собственности на данный жилой дом перешло к гражданину  «......». «......». «......».

ОАО «МРСК  Юга» (в лице  филиала ОАО «МРСК Юга»- «Астраханьэнерго»), посчитав указанный жилой дом сгоревшим, обратилось  в ОАО «Астраханская энергосбытовая компания»  письмом от 13.01.2011  №072-08/9 о закрытии  лицевого счета  №240402214277.  На  основании данного письма   лицевой счет №240402214277 был закрыт.

            О перечисленных «......». «......». «......» ООО «ЕИРЦ г. Астрахани»  и  ОАО «Астраханская энергосбытовая компания»  денежных средствах в размере  341,55 руб. (14.12.2011), 500  руб. (04.10.2013), 500 руб.  (07.10.2013), которые  были  зачислены  на  закрытый  лицевой  счет №240402214277,  ОАО «Астраханская энергосбытовая компания»  стало известно по факту  получения  письма ООО «ЕИРЦ г.Астрахани»  №3611 от 30.10.2013.   В связи с  этим, ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» данные денежные средства не идентифицировало (остались неопознанными).

ОАО  «Астраханская энергосбытовая компания» не  направляло  в сетевую организацию (ОАО «МРСК Юга») заявки (уведомления) на прекращение поставки  электрической  энергии «......» «......». «......». на объект — жилой дом по адресу: «......», «......», «......» в период  с июня 2010 года по  декабрь 2013 года.

По заявлению «......» «......».«......».  от 25.02.2014 ОАО  «Астраханская энергосбытовая компания»  был открыт лицевой счет №243106344457 на жилое помещение, расположенное по адресу: «......», «......», «......», с регистрацией счетчика электрической энергии СЕ 101, заводской №007791036044770 с показаниями  01384.

            На рассмотрении дела  представитель ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» сообщил, что  гарантирующий поставщик не усматривает оснований считать  потребление  заявителем электрической  энергии  бездоговорным.

            Представитель ответчика  (ОАО «МРСК Юга») не согласился с наличием в действиях ОАО «МРСК Юга» нарушения антимонопольного законодательства по следующим  обстоятельствам.

            Причиной  составления  акта  от  04.10.2013  №093-0748Б о неучтеном потреблении электрической энергии у бытового потребителя на объекте  жилой дом по адресу: «......», «......», «......», собственник  «......» «......»  «......», является  бездоговорное потребление (отсутствие лицевого  счета). Точка поставки  электрической  энергии по адресу: «......», «......»,«......»   в договор  №2  от 01.01.2007  оказания  услуг по  передаче электрической энергии, заключенный между  ОАО «МРСК Юга» и ОАО «Астраханская энергосбытовая компания», а также   в  заключенный между данными  обществами  договор  №30000130000394 от 28.06.2013 оказания услуг по передаче  электрической энергии,  не включена.

 

Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.

            По договору  купли - продажи  недвижимого имущества от  10.06.2010 «......» «......» «......»   приобрел в собственность недвижимое  имущество:  жилой дом, со всеми надворными постройками, общей площадью 52,4 кв. м., находящийся по  адресу: «......» «......», «......» «......», «......», «......», и земельный участок общей площадью 577 кв., находящийся по этому же адресу (свидетельства  о государственной регистрации права 30-АА  484158  от  28.06.2010 и  30-АА 484157 от 28.06.2010).

            Данное домовладение  в порядке наследования переходило в неизменном виде от   «......» «......». «......».  к  «......» «......». «......». и далее к  «......» «......». «......». и «......» «......».«......».,  о чем свидетельствуют: Свидетельство о праве собственности от 07.04.1983;  Свидетельство  о праве на наследство по завещанию  30 АА 144777 от 02.06.2005 и  Свидетельство  о праве  на наследство по закону 30 АА 442023 от 29.06.2009, а затем  к «......» «......». «......».

            Согласно титульному листу домовой книги жилого дома по «......», «......», регистрация (прописка) граждан по этому адресу была начата  с  5 марта 1965 года.  Следовательно, собственники  домовладения  по «......», «......»   начали получать  услугу  электроснабжения  для удовлетворения  своих  бытовых  нужд не позднее  указанной даты. 

    ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» в соответствии с приказом Министерства по топливно-энергетическому комплексу и природным ресурсам Астраханской области от 13.10.2006 № 51-О является на территории Астраханской области гарантирующим поставщиком.

           Из письма  ОАО «Астраханская энергосбытовая компаания» от  18.02.2011 №17/03-05-209 следует, что переход домовладения по адресу: «......», «......», «......» в зону деятельности ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» как гарантирующего поставщика состоялся 01.01.2008.

           В связи с этим, в 2008 году ОАО  «Астрахавнская  энергосбытовая  компания» открыло лицевой счет №240402214277  в  отношении объекта - жилой дом  по адресу : «......», «......»,«......». Данный лицевой счет  был передан гарантирующим поставщиком на  обслуживание в ООО «ЕИРЦ  г.Астрахани».

           Согласно справке ООО «ЕИРЦ г.Астрахани» от 08.10.2013 по адресу: «......», «......», «......»,  имелся в наличии  счетчик с  последними оплаченными  показаниями   в количестве  03725  по состоянию на 01.01.2007.

         Заявлением от 19.11.2010  в  ОАО  «МРСК Юга» ( филиал ОАО «МРСК Юга»- «Астраханьэнерго») и письмом  от  18.03.2011 в ОАО «Астраханская энергосбытовая  компания»  «......» «......». «......». сообщил об  отсутствии/утрате  прежними владельцами домовладения по  адресу: «......», «......» «......», «......», «......», прибора учета.

             Из письма  ООО  «ЕИРЦ г.Астрахани» от 09.01.2014 №18-01/14 следует, что «....»  «......». «......». произвел   оплату  услуги  энергоснабжения  14 декабря 2011 года  за апрель 2011 года  по единому платежному документу   ООО «ЕИРЦ г.Астрахани» через  отделение  УФСП России   по Астраханской области в размере 341 руб. 55 коп.  Также  произвел  два платежа  в адрес  ООО  «ЕИРЦ г.Астрахани»  каждый по 500 рублей — 04 октября 2013 года и  07 октября  года  за сентябрь  2013 года.

            Денежные средства, поступившие от гражданина «......» «......». «......».  были своевременно перечислены в адрес поставщика услуги (ОАО «Астраханская энергосбытовая  компания»), а именно: платеж в  размере 341 руб. 55 коп. (за апрель 2011 года) был передан  поставщику 20.12.2011,  платеж в  сумме  500 руб. (от 04.10.2013 за сентябрь 2013) передан 08.10.2013 и платеж в сумме 500 руб. (от 07.10.2013 за сентябрь 2013) передан 09.10.2013.

            Справками от 08.10.2013 и  14.10.2013 ООО « ЕИРЦ г.Астрахани» подтвердило наличие  открытого в ОАО  «Астраханская энергосбытовая компания» лицевого счета  № 240402214277 по домовладению по  адресу: «......», «......» «......», «......», «......»  и проведенных на данный счет  оплат  «......» «......». «......».

            Из  писем ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» от  18.02.2011 №17/03-05-209,   от  14.01.2014 №20/2-1-06/07  и от 15.04.2014 №20/2-1-06/129 следует, что ОАО «Астраханская энергосбытовая компания»   не направляло  в сетевую организацию — ОАО «МРСК Юга» заявок  на  прекращение поставки  электрической энергии   «......» «......». «......».  на  объект- жилой дом по адресу : «......»«......», «......» .

            27.09.2013  «......» «......». «......». обратился  в ОАО  «МРСК Юга» (филиал ОАО МРСК Юга»- «Астраханьэнерго») с заявлением об  опломбировке счетчика  электрической энергии, установленного на объекте  -  жилой дом по адресу : «......», «......», «......».

            04.10.2013   сотрудниками  ОАО «МРСК Юга»,  прибывшими на объект-жилой дом по адресу: «......», «......», «......»,  во исполнение  заявки «......» от 27.09.2013,   был составлен   Акт № 093-0748 Б от 04.10.2013 о неучтенном  потреблении электрической энергии у бытового потребителя, в котором указано об  установлении  факта  самовольного подключения энергопринимающих устройств  к объектам электросетевого хозяйства ОАО «МРСК Юга» и  потребление  электрической энергии  в отсутствие  заключенного в установленном  порядке договора, отсутствие лицевого счета.

     Письмом от 18.10.2013 №АЭ/206/1458  ОАО «МРСК Юга»   в адрес «......»«......».«......». был направлен  расчет  объема  бездоговорного потребления  к Акту № 093-0748 Б от 04.10.2013 и  и счет №30-00-0000034 от 09.10.2013   для оплаты стоимости   электрической энергии в объеме  бездоговорного потребления к  Акту № 093-0748 Б от 04.10.2013  в размере 1 412 733,96 рублей.

           В соответствии с частью 1 статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения  гарантирующего поставщика с  гражданином, использующим  электрическую энергию для бытового потребления, является  публичным договором, который в силу части 1  статьи 540 ГК РФ считается  заключенным с момента первого фактического подключения  абонента в установленном  порядке к присоединенной сети.

      Если  иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор  считается  заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или  расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 ГК РФ.

           Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона  от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

             Согласно части 1  статьи 546 ГК  в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке при условии уведомления об этом энергоснабжающей организации и полной оплаты использованной энергии. Гарантирующий поставщик таким правом не наделен.

          Пунктом 2   Основных положений функционирования  розничных рынков  электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Росийской  Федерации от 04.05.2012 №442 установлено, что  « бездоговорное потребление электрической энергии» - самовольное подключение  энергопринимающих  устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потреблените электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном  порядке договора, обеспечивающего продажу электрической эне (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической эне в отсутствие такого договора в течените  2 месяцев с даты, установленной для  принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.

          Наличие надлежащего технологического присоединения  принадлежащих заявителю энергопринимающих устройств  к сетям  сетевой организации,  фактическое потребление  электрической энергии, поставляемой  гарантирующим поставщиком,  через указанные сети и факт её  оплаты,  в совокупности свидетельствуют о  наличии между заявителем и гарантирующим поставщиком договора энергоснабжения, заключенного в устной форме, путем  совершения  конклюдентных действий.

Факт   уничтожения  жилого дома заявителя в результате  пожара  не нашел своего документального подтверждения.

При таких обстоятельствах  Комиссия считает, что  у  ОАО  «МРСК Юга» отсутствовали основания полагать потребление  электрической энергии  на объекте - жилой дом по адресу : «......», «......», «......», принадлежащим «......» «......». «......»., бездоговорным, составлять Акт № 093-0748Б от 04.10.2013 о  неучтенном потреблении электрической энергии у бытового потребителя, а также производить расчет объема  бездоговорного потребления и направлять  его «......» «......».«......».  вместе со счетом   для  оплаты стоимости   электрической энергии в объеме  бездоговорного потребления к Акту № 093-0748 Б от 04.10.2013  в размере 1 412 733,96 рублей, что ущемило интересы «......» «......». «......».

  В силу  пункта 121 Основных положений функционирования  розничных рынков  электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской  Федерации от 04.05.2012 №442,  в связи с выявлением факта бездоговорного потребления электрической энергии сетевая организация (лицо, не оказывающее услуги по передаче электрической энергии), к объектам электросетевого хозяйства которой технологически присоединены энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, обязана обеспечить введение полного ограничения режима потребления такого лица в установленном  данным пунктом порядке.

         Следовательно, составление  ОАО «МРСК Юга» Акта от 04.10.2013  № 093-0748 Б, в отсутствие бездоговорного потребления, создало реальную угрозу для нарушения права  «......» «......». «......». на получение  электроэнергии, что ущемляет  интересы  «......» «......». «......». 

            ОАО «МРСК Юга» включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии» под регистрационным № 61.1.45 (приказом Федеральной службы по тарифам от 16.06.2008 № 208-э), а также в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по товарной группе «услуги по передаче электрической энергии» в географических границах территории, охваченной присоединенной сетью ОАО «МРСК Юга» в Астраханской области, с долей более 65 процентов (приказом Астраханского УФАС России от 25.05.2008 № 79-п), и в силу статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии на территории, охваченной присоединенной сетью ОАО «МРСК Юга» в Астраханской области.

Согласно части 1 статьи 10  Федерального  закона от  26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

            Таким образом, совершая   действия  по составлению  Акта   от 04.10.2013  №093-0748Б  по факту бездоговорного потребления  электрической  энергии на  объекте - жилой дом  по адресу:  «......», «......»,«......», принадлежащим  «......»«......».«......».,  и  выставлению «......» «......». «......». к оплате счета от 09.10.2013 №30-00-0000034  на сумму 1412733,96 рублей,   ОАО «МРСК Юга» допустило нарушение названной правовой  нормы.

            Довод  ОАО «МРСК Юга» об отсутствии   в договоре  оказания услуг по передаче электрической  энергии, заключенным   между данным обществом  и гарантирующим поставщиком,  сведений о спорной точке поставки  отклоняется  Комиссией,    поскольку  факт отсутствия  бездоговорного потребления электрической энергии заявителем  подтвержден доказательствами, отвечающими критериями относимости, достоверности и достаточности.

          Наличие оснований для прекращения рассмотрения дела, поименованных в части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, не усматривается.

            В связи с тем, что  нарушение антимонопольного законодательства  Обществом  не устранено на момент принятия настоящего решения, Комиссия считает необходимых выдать  Обществу предписание о прекращении такого нарушения.

 

 На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

              1. Признать  Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания  Юга» нарушившим  часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах территории, охваченной присоединенной сетью ОАО «МРСК Юга» в Астраханской области, путем необоснованного составления   Акта   от 04.10.2013  №093-0748Б  по факту бездоговорного потребления  электрической  энергии на  объекте - жилой дом  по адресу:  «......», «......»,«......», принадлежащем  «......» «......». «......».,  и в  выставлении  «......» «......». «......». к оплате счета от 09.10.2013 №30-00-0000034  на сумму 1412733,96 рублей, результатом чего явилось ущемление  интересов  «......». «......». «......» .

       2.  Выдать Открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания  Юга» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства с требованием:

2.1. в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения настоящего предписания устранить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке  услуг по передаче электрической энергии в границах территории, охваченной присоединенной сетью ОАО «МРСК Юга» в Астраханской области, путем необоснованного составления  Акта  от 04.10.2013  №093-0748Б  по факту бездоговорного потребления  электрической  энергии на  объекте - жилой дом  по адресу: «......», «......»,«......», принадлежащем «......» «......». «......».,  и в  выставлении «......» «......». «......».  к оплате счета от 09.10.2013 №30-00-0000034  на сумму 1412733,96 рублей,  результатом чего явилось ущемление  интересов  «......»«......». «......»., путем отзыва указанных акта и счета.

2.2. сообщить об исполнении настоящего предписания в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента истечения срока на его исполнение, представив документы, свидетельствующие об исполнении предписания.

3.  Основания для прекращения рассмотрения дела отсутствуют.

        4. Основания  для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции отсутствуют.

 

Председатель комиссии                              ___________________            П. Л. Потылицын

 

Члены комиссии                                          ___________________            М.В. Литвинов

 

                                                                       ___________________           Л.Ю. Кузьмина

                  

 

 

  Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в

арбитражный суд.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны