Решение №37-к-03-11 Решение в отношении ОАО «Астраханская энергосбытовая компани... от 12 июля 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, а/я 267, тел./факс: (8512) 39-05-80

 

РЕШЕНИЕ

 

04 октября 2011 г. г. Астрахань

 

Резолютивная часть решения оглашена 20.09.2011

В полном объеме решение изготовлено 04.10.2011

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе: председателя Комиссии — руководителя Астраханского УФАС России Н.С. Меркулова, членов Комиссии — главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Л.Ю. Кузьминой и ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления М.В. Литвинова, рассмотрев дело № 37-К-03-11 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Астраханская энергосбытовая компания» (юр. адрес: 414000, г. Астрахань, ул. Красная Набережная, 32) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

при участии представителя ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» <.....>, представителя ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» <.....> и представителя ОАО «Оборонэнергосбыт» <.....>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Астраханское УФАС России обратилось ОАО «Оборонэнергосбыт» с заявлением от 21.07.2011 № 06-23/751 о нарушении ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» (далее также — Гарантирующий поставщик) антимонопольного законодательства.

Как следует из указанного заявления и приложенных к нему документов, 12.07.2011 ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» направило ОАО «Оборонэнергосбыт» уведомление о вводе полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении заявителя с 22.07.2011 и 28.07.2011 в случае неисполнения последним обязательств по оплате отпущенной ему электроэнергии, что по мнению заявителя, ущемляет его права и законные интересы, а также права и законные интересы других лиц и является злоупотреблением доминирующим положением.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также - Закон о защите конкуренции) заявление юридического лица является основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Приказом руководителя Астраханского УФАС России от 22.08.2011 № 216-п было возбуждено дело № 37-К-03-11 по признакам нарушения ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Определением Управления от 22.08.2011 по делу № 37-К-03-11 к участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, привлечено ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» (далее - ОАО «МРСК Юга»).

На рассмотрении дела представитель ОАО «Оборонэнергосбыт» изложенные в заявлении обстоятельства подтвердил, считает, что они свидетельствуют о злоупотреблении ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» доминирующим положением.

Представитель ответчика не согласился с наличием в действиях ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» нарушения антимонопольного законодательства, указав, что направление заявителю уведомления о вводе полного ограничения режима потребления электрической энергии обусловлено наличием у него задолженности за потребленную электроэнергию, и поскольку поставка электроэнергии заявителю не была прекращена, такие действия соответствуют принципам разумности и добросовестности и направлены на соблюдение гражданских прав и обязанностей сторон договорных отношений.

Представитель ОАО «МРСК Юга» (сетевая организация) подтвердил, что ограничение режима потребления электроэнергии в отношении заявителя не вводилось.

 

Исследовав материалы дела, выслушав доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле, а также лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, Комиссия установила следующее.

ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» в соответствии с приказом Министерства по топливно-энергетическому комплексу и природным ресурсам Астраханской области от 13.10.2006 № 51-О является на территории Астраханской области гарантирующим поставщиком; включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, по товарной группе «розничная торговля электрической энергией» в географических границах Астраханской области, с долей более 50 процентов (приказы Астраханского УФАС России от 19.12.2006 № 145-п и от 27.02.2009 № 25-п), и в силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на данном рынке, а следовательно, и на рынке розничной торговли электрической энергией в границах территории нахождения абонентов ОАО «Оборонэнергосбыт» на территории Астраханской области.

ОАО «Оборонэнергосбыт» в силу распоряжения Правительства РФ от 02.02.2010 № 78-р является единственным поставщиком электроэнергии для нужд Минобороны России. Во исполнение данного распоряжения ОАО «Оборонэнергосбыт» заключило с Минобороны России государственный контракт от 15.03.2010 № 140/205 на поставку электрической энергии (мощности) потребителям Министерства обороны Российской Федерации (далее — государственный контракт № 140/205).

В соответствии с пунктом 1.1 государственного контракта № 140/205 ОАО «Оборонэнергосбыт» обязалось поставлять электрическую энергию на объекты Минобороны России.

Во исполнение данного обязательства заявитель приобретает электрическую энергию у ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» в целях снабжения находящихся на территории Астраханской области объектов Минобороны России, в том числе военного комиссариата Астраханской области.

Фактические отношения по поставке электроэнергии между заявителем и ответчиком подтверждаются имеющимися в материалах дела актами приема-передачи электроэнергии (т. 1 л.д. 21, 23, 25, 27).

При этом Комиссия отмечает, что поскольку ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» занимает доминирующее положение на рынке розничной реализации электрической энергии на территории Астраханской области, имеет возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на рынке, ОАО «Оборонэнергосбыт» не имеет другого выбора, иначе как приобретать электроэнергию у Гарантирующего поставщика.

12.07.2011 ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» направило ОАО «Оборонэнергосбыт» уведомление № 1080 о вводе полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении заявителя с 22.07.2011 с 10 час. 00 мин. и с 28.07.2011 с 10 час. 00 мин. в случае неисполнения последним обязательств по оплате поставленной электроэнергии.

Между тем, пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 № 1173 «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» (далее — Указ № 1173) установлено, что ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считаются действиями, нарушающими безопасность государства.

Прекращение Гарантирующим поставщиком поставки электроэнергии заявителю может повлечь прекращение электроснабжения военного комиссариата Астраханской области и иных объектов, обеспечивающих безопасность государства, что согласно пункту 1 Указа № 1173 недопустимо даже и в том случае, если заявителем не будут выполнены обязательства по оплате электроэнергии. Иное мнение ответчика является ошибочным.

При этом Комиссия учитывает, что ответчик не мог не знать о том, что прекращение поставки электроэнергии заявителю приведет к прекращению электроснабжения именно объектов, обеспечивающих безопасность государства, поскольку Гарантирующий поставщик согласовал с ОАО «Оборонэнергосбыт» точки поставки и располагал перечнем регистрируемых электросчетчиков заявителя.

Из системного толкования статей 1, 2, 10 Гражданского кодекса РФ следует, что предоставляя физическим и юридическим лицам возможность осуществлять принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению, законодатель в целях обеспечения прав и интересов других участников гражданского оборота устанавливает рамки дозволенного поведения, выход за которые не допускается. Применяемый способ защиты нарушенного права должен быть соразмерным последствиям нарушения такого права: он не должен выходить за пределы действий, необходимых для пресечения нарушений права. В частности, недопустимо использование таких мер охраны имущества, которые нарушают безопасность государства.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещены действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может являться ущемление интересов других лиц.

Поскольку из содержания уведомления № 1080 прямо следует, что ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» имеет намерение прекратить поставку электроэнергии заявителю в случае ее неоплаты, а само уведомление направлено заявителю с целью извещения о таком намерении и в последующем не было отозвано, действиями Гарантирующего поставщика по направлению уведомления создана угроза нарушения права заявителя и лиц, для нужд которых заявителем приобретается электроэнергия, на получение электроэнергии и прекращения электроснабжения объектов Минобороны России, что характеризует такие действия как злоупотребление доминирующим положением. О серьезности намерений ответчика прекратить поставку электроэнергии свидетельствует указание им в уведомлении конкретных дат и времени введения ограничения.

Довод представителя ответчика о том, что неисполнение ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» угрозы прекращения поставки электроэнергии указывает на отсутствие нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, не может быть принят во внимание, поскольку названной нормой охватываются и такие действия, которые хоть и не имеют своим результатом ущемление интересов других лиц, но создают угрозу наступления такого результата.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ОАО «Астраханская энергосбытовая компания», совершенные на рынке розничной торговли электрической энергией в границах территории нахождения абонентов ОАО «Оборонэнергосбыт» на территории Астраханской области и выразившиеся в направлении в адрес ОАО «Оборонэнергосбыт» уведомления от 12.07.2011 № 1080 о вводе ограничения поставки электроэнергии, результатом которого могло явиться ущемление интересов ОАО «Оборонэнергосбыт» и других лиц, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. В связи с тем, что на момент принятия настоящего решения совершенное ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» нарушение антимонопольного законодательства окончено, предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

 

 

Председатель комиссии ___________________ Н.С. Меркулов

 

Члены комиссии ___________________ Л.Ю. Кузьмина

 

___________________ М.В. Литвинов

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны