Решение №98-К-05-15 Р Е Ш Е Н И Е по делу №98-К-05-15 от 17 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 
 


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

 УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, а/я 267, тел (851-2) 39-05-80

 

Р Е Ш Е Н И Е по делу №98-К-05-15

 

«17» марта 2016 г.                                                                                             г. Астрахань

 

В полном объеме решение изготовлено «30» марта 2016 года

 

 

Комиссия Астраханского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

(…)

Члены Комиссии:

(…)

рассмотрев дело №98-К-05-15 по признакам нарушения Правительством Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Советская, 15) (далее – Правительство) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

в присутствии представителя Правительства Астраханской        области (по доверенности №19 от 17.09.2015) (…), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела (почтовое извещение №414000 83 34969 5),

в отсутствии заявителя гражданина <Х>,  надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела (почтовое уведомление №414000 83 34964 0), заявившего ходатайство о рассмотрении дела без его участия;

в отсутствии заявителя гражданина <М>, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела (почтовое уведомление №414000 83 34967 1);

в отсутствие представителя Прокуратуры Советского района города Астрахани, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения дела (почтовое извещение №414000 83 34966 4),

 

              УСТАНОВИЛА:

 

В Астраханское УФАС из Прокуратуры Советского района г. Астрахани (вх.№5337 от 26.05.2015) поступило обращение гражданина <Х> и гражданина <М> (вх.№7156 от 16.07.2015) о неправомерных действиях ОАО «Социальные гарантии», ООО Расчетный центр Астрахани» при осуществлении расчетов и обслуживании счетов и приеме платежей от ресурсоснабжающих организаций.

В ходе рассмотрения вышеуказанного заявления Астраханским УФАС была получена следующая информация.

Правительство Астраханской области является на основании части 1 статьи 1 Закона Астраханской области от 05.06.2009 № 42/2009-ОЗ "О Правительстве Астраханской области" постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Астраханской области.

Постановлением Правительства Астраханской области от 15.09.2010 №403-П «О создании открытого акционерного общества «Социальные гарантии» создано ОАО «Социальные гарантии».

Учредителем ОАО «Социальные гарантии» является Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области.

Согласно Выписке из ЕГРЮЛ от 30.04.2015 основным видом деятельности данного общества является «Государственное управление социальными программами» (код по ОКВЭД 75.12), дополнительными видами деятельности определены следующие:

  • копирование записанных носителей информации (22.3);
  • техническое обслуживание и ремонт офисных машин и вычислительной техники (72.5);
  • разработка программного обеспечения и консультирование в этой области (72.2);
  • консультирование по аппаратным средствам вычислительной техники (72.1);
  • розничная торговля, осуществляемая через телемагазины и компьютерные сети (электронная торговля, включая Интернет) (52.6.2);
  • розничная торговля писчебумажными и канцелярскими товарами (52.47.3);
  • специализированная розничная торговля офисной мебелью, офисным оборудованием, компьютерами, оптическими приборами и фотоаппаратурой (52.48.1);
  • исследование конъюнктуры рынка и выявление общественного мнения (74.13);
  • деятельность в области права (74.11);
  • прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (72.60);
  • деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов (72.40);
  • обработка данных (72.30).

17.04.2013 в малом зале резиденции Губернатора Астраханской области под председательством вице-губернатора — Председателя Правительства Астраханской области проведено совещание по вопросу внедрения универсальной электронной карты (далее -УЭК) на  территории Астраханской области.

Согласно пункту 2 Протокола вышеуказанного совещания Министерству ЖКХ Астраханской области поручено проработать следующие вопросы:

-определить в соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» оператора единой информационной системы по организации сбора платежей с потребителей жилищно-коммунальных услуг с использованием УЭК на территории Астраханской области, с учетом необходимости ведения в указанной информационной системе эталонных справочников и классификаторов, необходимых для расчета стоимости жилищно-коммунальных услуг. Рассмотреть предложения ОАО «Социальные гарантии» по данному вопросу;

- об организации электронного обмена данными между органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на ведение учета данных и сведений, необходимых для расчета стоимости жилищно-коммунальных услуг. Рассмотреть предложения ОАО «Социальные гарантии» по данному вопросу;

- об  установлении правил  подключения к информационной системе по организации сбора платежей с потребителей жилищно-коммунальных услуг, осуществляемых с использованием универсальной электронной карты и работы с ней. Рассмотреть предложения ОАО «Социальные гарантии» по данному вопросу;

- по организации установки приборов учета в многоквартирных домах и созданию автоматизированной системы контроля и учета ресурсов в целях обеспечения реализации требований Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации»; рассмотреть предложения ОАО «Сбербанк России» по данному проекту, возможность привлечения к проекту заинтересованных организаций жилищно-коммунального хозяйства;

-совместно со службой по тарифам Астраханской области провести разъяснительную работу с ресурсоснабжающими организациями и обеспечить соблюдение графика и сроков присоединения  к информационным системам по организации сбора платежей с потребителей жилищно-коммунальных услуг, осуществляемых с использованием УЭК;

- совместно со службой по тарифам Астраханской области проводить скоординированную политику при регулировании тарифов на жилищно-коммунальные услуги с учетом реализации проекта «УЭК»;

  • совместно со службой по тарифам Астраханской области проводить скоординированную политику при регулировании тарифов на жилищно-коммунальные услуги с учетом реализации проекта «УЭК».

18.09.2013 в Центральном офисе Астраханского отделения №8625 ОАО «Сбербанк России» проходило  выездное совещание под председательством Губернатора Астраханской области по вопросу ознакомления с внедрением транспортного приложения универсальной электронной карты на территории Астраханской области и иных электронных приложений.

Пунктом 2.1. Протокола от 18.09.2013 данного выездного совещания ресурсоснабжающим и жилищным организациям рекомендовано подключиться к сервису ОАО «Социальные гарантии» по расчету начислений за жилищно-коммунальные услуги и формированию единого платежного документа.

Пунктом 2.3. указанного выше протокола Министерству жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области вменено обеспечить выполнение работ ОАО «Социальные гарантии» совместно с  ресурсоснабжающими и жилищными организациями по выверке баз данных жилищного фонда и формированию базы данных в целях их использования для расчета начислений платежей за жилищно-коммунальные услуги.

Согласно Протоколу №4 от 31.01.2015 (г. Астрахань, ул. Советская, 15) совещания под председательством вице-губернатора — председателя Правительства Астраханской области (…) по вопросу «Сокращение задолженности населения за потребленные коммунальные ресурсы и организация удобства оплаты населением платежей за коммунальные ресурсы» на указанном совещании присутствовали представители следующих ресурсоснабжающих организаций:

  • МУП г. Астрахани «Коммунэнерго»;
  • ООО «Лукойл-ТТК»;
  • ЗАО «Газпроммежрегионгаз Астрахань»;
  • ОАО «Астраханская энергосбытовая компания»;
  • МУП г. Астрахани «Астрводоканал»;
  • ОАО «ТЭЦ-Северная», а также представители следующих организаций, осуществляющих начисление, прием и перевод платежей от граждан за оказанные ЖКХ услуги:
  • ООО «Расчетный центр Астрахани»;
  • ООО «ЕИРЦ».

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Статья 4 Закона о защите конкуренции определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Товаром является объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (п.1 ст.4 Закона о защите конкуренции).

Исходя из пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок представляет собой сферу обращения товара , который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее — определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной взможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 названного закона, к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ  хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных жействий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В соответствии с Законом о защите конкуренции одним из основных принципов защиты конкуренции является обеспечение равного доступа на рынок для хозяйствующих субъектов.

Из ст. 15 Закона о защите конкуренции следует, что нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

При этом, достаточным основанием для вывода о нарушении ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Таким образом, как следует из состава нарушения п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, субъектами правонарушения являются федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации.

Объективную сторону образуют акты (действия), направленные на установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, предоставляющих такие товары, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В силу пункта 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы России от 28.04.2010 N 220, не требуется проводить анализ состояния конкуренции на товарном рынке при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции. Кроме того, в данном случае не требуется доказывания факта наступления неблагоприятных последствий, достаточно наличия угрозы их наступления.

В целях  всестороннего и полного рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства №98-К-05-15 Астраханским УФАС России проведен соответствующий анализ рынка.

 Источниками информации являются:

Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (ОКПД) (КПЕС 2002) (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2007 г.);

Сведения Управления Федеральной службы государственной статистики по Астраханской области о хозяйствующих субъектах осуществляющих деятельность по кодам ОКВЭД 72.40, 72.60, зарегистрированных на территории Астраханской области.

В соответствии с п.2.1. Порядка временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Так как для целей анализа исследование производится в части характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

В соответствии с пунктом 2.3. Порядка, если покупатели не заменяют и не готовы заменить в потреблении товар, приобретаемый в одни периоды времени,  то при выборе временного интервала учитываются обуславливающие данный выбор характеристики товарного рынка, в том числе:

Сезонность поставок товара в течение года: Стороны по договорам на оказание услуг по приему и перечислению платежей за поставленные жилищно-оммунальные услуги не распределяют объем платежей в зависимости от времени года.

Стабильность оказания услуг по приему платежей за поставленные жилищно-коммунальные услуги в течение года: Стороны по договору не оговаривают в договоре стабильность предоставления услуги, следовательно, услуга по приему и перечислению платежей за  поставленную теплоэнергию и горячую воду является дискретно-непрерывной.

Возможности продавцов, покупателей изменить время продажи (покупки) или срок хранения товара: прием и перечисление платежей граждан за оказанные им жилищно-коммунальные услуги  осуществляются как на основании договоров  с банковскими организациями, так и без таковых (только для кредитных организаций), а также на основании договоров с платежными агентами и субагентами, на основании договора с ФГУП «Почта России». Условия названных договоров не предполагают определение сроков хранения жилищно-коммунальных услуг, а также услуг по приему и переводу платежей граждан.

Периоды максимального и минимального спроса: отсутствуют.

Возможность установления продавцами разных цен в разные временные периоды: цены устанавливаются в соответствии с договорами на прием и перечисление платежей граждан за оказанные услуги, поэтому такая возможность отсутствует.

Из представленных документов следует:

  • услуги ОАО «Социальные гарантии» оказываются в течение всего года;
  • устанавливаемые цены на услуги по приему и переводу платежей от граждан за поставленные жилищно-коммунальные услуги не зависят от разных временных периодов;
  •  услуги по приему платежей, принятых в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываются в течение всего года;
  • договоры ОАО «Социальные гарантии» об оказании услуг по открытию, закрытию, внесению изменений в лицевые счета на оплату по лицевым счетам единого платежного документа; проведению перерасчета оплаты за услуги; учету сальдо расчетов по лицевым счетам; ведению базы тарифов, по которым производится выставление к оплате счетов; проведению начислений пени за несвоевременную оплату услуг в порядке, установленном действующим законодательством;  ведению базы данных по лицевым счетам; оформлению и предоставлению абонентам справок о наличии/отсутствии задолженности по оплате услуг; выставлению счетов на оплату задолженности по лицевому счету абонента в составе платежного документа, заключаются сроком от одного года до трех лет (агентский договор от 18.03.2015 №272, агентский договор от 19.03.2015 №170ко, агентский договор от 27.02.2015 №2/15).

Исходя из изложенного, в качестве временного периода исследования товарного рынка, временной интервал принимается равным трем годам - с 17.04.2013 по 17.03.2016.

Как следует из материалов дела, товаром являются услуги по:

- разработке единой информационной системы по организации сбора платежей с потребителей жилищно-коммунальных услуг, в том числе, с использованием универсальной электронной карты на территории Астраханской области;

- разработке и ведению единой информационной системы по организации сбора платежей с потребителей жилищно-коммунальных услуг  с учетом необходимости ведения в указанной информационной системе эталонных справочников и классификаторов, необходимых для расчета стоимости жилищно-коммунальных услуг;

- разработке и установлению правил  подключения к информационной системе по организации сбора платежей с потребителей жилищно-коммунальных услуг, осуществляемых с использованием универсальной электронной карты и работы с ней;

- разработке, внедрению и подключению к сервису по расчету начислений за жилищно-коммунальные услуги и формированию единого платежного документа;

- выверке баз данных жилищного фонда и формированию базы данных в целях их использования для расчета начислений платежей за жилищно-коммунальные услуги;

- формированию и ведению баз данных в целях их использования для расчета начислений платежей за жилищно-коммунальные услуги.

Как следует из материалов дела, товарным рынком является рынок по предоставлению услуг по:

 - разработке единой информационной системы по организации сбора платежей с потребителей жилищно-коммунальных услуг, в том числе, с использованием универсальной электронной карты на территории Астраханской области;

- разработке и ведению единой информационной системы по организации сбора платежей с потребителей жилищно-коммунальных услуг  с учетом необходимости ведения в указанной информационной системе эталонных справочников и классификаторов, необходимых для расчета стоимости жилищно-коммунальных услуг;

- разработке и установлению правил  подключения к информационной системе по организации сбора платежей с потребителей жилищно-коммунальных услуг, осуществляемых с использованием универсальной электронной карты и работы с ней;

- разработке, внедрению и подключению к сервису по расчету начислений за жилищно-коммунальные услуги и формированию единого платежного документа;

- выверке баз данных жилищного фонда и формированию базы данных в целях их использования для расчета начислений платежей за жилищно-коммунальные услуги;

  • формированию и ведению баз данных в целях их использования для расчета начислений платежей за жилищно-коммунальные услуги на территории г. Астрахани Астраханской области, поскольку указания  о подключении к сервису ОАО «Социальные гарантии» по расчету начислений за жилищно-коммунальные услуги и формированию единого платежного документа были адресованы ресурсоснабжающим и жилищным организациям, осуществляющим деятельность в  Астраханской области.

Состав участников рынка: Согласно данным, представленным Астраханьстатом (вх.№8300/1 от 18.07.2015), участниками данного рынка являются:

по коду ОКВЭД 72.60 «Прочая деятельность, связанная с использованием твычислительной техники и информационных технологий»:

 

 

1. ООО «Центр обучения Полиглот-Информ»

416464, Астраханская обл.,  Приволжский р-он, с. Татарская Башмаковка, ул. Ленина, д. 23

 

2. МУП «Издатель»

416200, Астраханская обл., Енотаевский р-он, с. Енотаевка, ул. Чернышевского, д. 52 Г

3. ООО «Ретратэк»

 

414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 149, офис 719

4. ООО «Информационный центр «КонсультантСервис»

 

414000, г. Астрахань, ул. Советской Милиции/Адмиралтейская/Красная Набережная, д. 1/22/12

5. ГБОУ Астраханской области «Астраханская лингвистическая гимназия»

414018, г. Астрахань, ул. Литейная, 1-я, д. 12 А

6. Астраханский филиал ОАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком»

414000, г. Астрахань, пер. театральный, д. 6/7

7. ООО «ЕНДС-Астрахань»

 

416474, Астраханская обл.,  Приволжский р-он, с. Кулаковка, ул. Рождественского, д. 31 А

8. ООО «Астраханский информационный центр «КонсультантПлюс»

 

414000, г. Астрахань, ул. Советской Милиции/Адмиралтейская/Красная Набережная, д. 1/22/12

9. ОАО «Социальные гарантии»

414000, г. Астрахань, ул. Дж. Рида, д. 37

10. Ликвидационная комиссия Некоммерческого партнерства «Палата налоговых консультантов Астраханской области»

414041, г. Астрахань, ул. Яблочкова, д. 23

11. ООО «5.25 Программы»

414041, г. Астрахань, ул. Минусинская, д. 8

12. ООО «Информационный Компас»

 

414040, г. Астрахань, ул. красная Набережная, д. 37, офис 49

13. Астраханской тер управление информационно-технологического обеспечения ООО «ЛУКОЙЛ ИНФОРМ» в Астрахани

414000, г. Астрахань, ул. Бехтерева, д. 20Б,  к. 2

по коду ОКВЭД 72.40 «Деятельность по созданиюи использованию баз данных и информационных ресурсов, в том числе ресурсов сети Интернет»:

 

1. МБУ г. Астрахани «Центр бухгалтерского обслуживания муниципальных учреждений»

414000, г. Астрахань, ул. Урицкого, д.7

2. Филиал ООО «Газпром информ» в г. Астрахань

414057, г. Астрахань, ул. Н. Островского, д. 130 А

3. ООО «Расчетный центр Астрахани»

414022, г. Астрахань, ул. Н. островского, д. 154, корп. 3

4. Филиал ФГБУ «Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие» в Астраханской области

416450, Астраханская обл.,  Приволжский р-он, с. Началово, ул. Ленина, д. 78

5. Автономная некоммерческая организация по оказанию консультативной помощи населению в сфере миграции и регистрационного учета «Аргус»

414000, г. Астрахань, ул. Красная Набережная, д. 18

6. Астраханский филиал ФБУ «Территориальный фонд геологической информации по ЮФО»

414018, г. Астрахань, ул. Дорожная 4-я, д. 106

7. ОАО «Социальные гарантии»

414000, г. Астрахань, ул. Дж. Рида, д. 37

8. ООО «Единый информационно-расчетный центр г. Астрахани»

414022, г. Астрахань, ул. Н. Островского, д. 148, корп. 33

9. ГКУ Астраханской области «Астраханский региональный ресурсный центр»

414000, г. Астрахань, ул. Ленина/Кирова/Бабушкина, д. 20/29/17

10. Подразделение ООО «ЕАЕ-Консалт»

414052, г. Астрахань,  ул. Августовская, 11 В

 

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В качестве нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции квалифицированы действия Правительства Астраханской области по проведению  17.04.2013, 17.09.2013, 31.01.2015 совещаний по вопросу внедрения универсальной электронной карты (далее -УЭК) на  территории Астраханской области и по вопросу ознакомления с внедрением транспортного приложения универсальной электронной карты на территории Астраханской области и иных электронных приложений, в соответствии с которыми (протоколы от 17.04.2013, 17.09.2013, 31.01.2015)  ресурсоснабжающим и жилищным организациям, осуществляющим деятельность в Астраханской области, даются указания о подключении к сервису ОАО «Социальные гарантии» по расчету начислений за жилищно-коммунальные услуги и формированию единого платежного документа, а также обеспечить выполнение работ ОАО «Социальные гарантии» совместно с  ресурсоснабжающими и жилищными организациями по выверке баз данных жилищного фонда и формированию базы данных в целях их использования для расчета начислений платежей за жилищно-коммунальные услуги.

Достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

В рассматриваемом случае указанные действия Правительства Астраханской области порождают негативные последствия не только для ресурсоснабжающих и жилищных организаций, как приобретателей указанных выше услуг, но для данного рынка в целом (в том числе, и для граждан).

Негативные последствия для ресурсоснабжающих и жилищных организаций выражаются в виде ограничения выбора хозяйствующих субъектов по своему усмотрению и на условиях, которые будут выгодны  ресурсоснабжающим и жилищным организациям; негативные последствия для организаций, осуществляющих деятельность на перечисленных выше рынках услуг, оказывающих услуги, аналогичные услугам ОАО «Социальные гарантии», выразились в невозможности предложить свои услуги в связи с не приглашением на заседания от 17.04.2013, 17.09.2013, 31.01.2015 по вопросу внедрения универсальной электронной карты (далее -УЭК) на  территории Астраханской области и по вопросу ознакомления с внедрением транспортного приложения универсальной электронной карты на территории Астраханской области и иных электронных приложений, а также создании преимущественных условий деятельности для ОАО «Социальные гарантии».

Для товарного рынка последствия действий Правительства Астраханской области заключаются в ограничении доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов, оказывающих аналогичные услуги, а также разделу товарного рынка между определенными хозяйствующими субъектами, что противоречит принципам защиты конкуренции.

Действующее законодательство не содержит положений, предусматривающих право органов государственной власти участвовать в определении хозяйствующими субъектами исполнителей по услугам.

Осуществив вмешательство в существовавшие рыночные условия обращения указанных услуг, Правительство Астраханской области создало необоснованное преимущество конкретному хозяйствующему субъекту — ОАО «Социальные гарантии» перед его конкурентами, выразившееся в получении ОАО «Социальные гарантии» возможность расширить перечень приобретателей услуг и увеличить получаемый доход.

При таких обстоятельствах действия Правительства Астраханской области нарушают часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку совершены при отсутствии полномочий на их совершение, содержат возможность наступления последствий в виде ограничения, недопущения, устранения конкуренции.

В абзаце 3 пункта 1 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 Гражданского процесуального кодекса Российской Федерации относится властное волеизъявление названных органов и лиц,  которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.

С учетом полномочий и статуса Правительства Астраханской области данные указания были восприняты как обязательные для исполнения, содержание протоколов  заседаний от 17.04.2013, 17.09.2013, 31.01.2015 по вопросу внедрения универсальной электронной карты (далее -УЭК) на  территории Астраханской области и по вопросу ознакомления с внедрением транспортного приложения универсальной электронной карты на территории Астраханской области и иных электронных приложений по сути, носят императивный характер.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Согласно позиции ФАС России от 24.12.2015 №ИА/74666/15 при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденных до вступления в силу Федерального закона от 05.10.2015 №275-ФЗ  «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон №275-ФЗ) по признакам нарушений, предусматривающих с 05.01.2016 года обязательность выдачи предупреждения, и не оконченным до вступления в силу указанных изменений, антимонопольным органам после вступления в силу изменений в Закон о защите конкуренции следует в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, принимать решения о необходимости отложения дел о нарушении антимонопольного законодательства и выдаче предупреждения.

Дело №98-К-05-15 было возбуждено определением Астраханского УФАС от 24.08.2015. Определением от 19.01.2016 рассмотрение дела №98-К-05-15 было отложено до 17.03.2016 в связи с выдачей Правительству Астраханской области Предупреждения от 19.01.2016.

17.03.2016 в Астраханское УФАС из Правительства Астраханской области поступила информация и документы, подтверждающие исполнение выданного 19.01.2016 предупреждения по делу №98-К-05-15, а именно копии писем, направленных в ресурсоснабжающие и жилищные организации о нобязательности выполнения поручений, данных на заседаниях от 17.04.2013 и 17.09.2013 по вопросу внедрения универсальной электронной карты (далее -УЭК) на  территории Астраханской области и по вопросу ознакомления с внедрением транспортного приложения универсальной электронной карты на территории Астраханской области и иных электронных приложений: ГБУ АО «Дирекция энергосбережения и ЖКХ», НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области», МУП г. Астрахани «Коммунэнерго», МУП г. Астрахани «Астрводоканал», ООО «Лукойл-ТТК», ОАО «ТЭЦ-Северная», ЗАО «Газпром межрегионгаз», ООО «Лукойл-Энергосервис»,ОАО «Астраханская энергосбытовая компания», МП «Теплосети», ООО УК «Центр», МУП «Водоканал», ЗАО «Астрахань Экосервис».

В случае исполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит прекращению на основании части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 7 статьи 39.1, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Правительство Астраханской области нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. В связи с исполнением Правительством Астраханской области предупреждения от 19.01.2016 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, рассмотрение дела №98-К-05-15 прекратить.

3. Основания для выдачи предписания Правительству Астраханской области о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации отсутствуют.

4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения  антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции отсутствуют.

 

  Председатель Комиссии                                                                        (…)

 

Члены Комиссии:                                                                                 (…)

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Примечание.  За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны